Реализация здоровьесберегающих технологий в 1 классе средствами урочной и внеурочной деятельности
проект по зож (1 класс) по теме

Содержание:

1.     Пояснительная записка

 

2.     Актуальность проекта

 

3.     Цель проекта

 

4.     Задачи проекта

 

5.     Реализация здоровьесберегающей  технологии  в начальной школе

 

6.     Физминутки для учащихся младших классов

7.     Заключение

8.     Список используемой литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификаций и переподготовки работников образования (СИПКРО)

Итоговая работа

на тему:

 «Реализация здоровьесберегающих технологий в 1 классе средствами урочной и внеурочной деятельности»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ИБ:10.02.2014-14.02.2014

      17.02.2014-21.02.2014

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

                                                                       

                                                                      Выполнила:

Кузнецова Светлана Анатольевна,

                       учитель начальных классов

                       ГБОУ СОШ №7 г.о. Жигулёвск

                       Самарской области

Самара, 2014 г.

                                                       

Содержание:

  1. Пояснительная записка

  1. Актуальность проекта

  1. Цель проекта

  1. Задачи проекта

  1. Реализация здоровьесберегающей  технологии  в начальной школе

  1. Физминутки для учащихся младших классов

  1. Заключение

  1. Список используемой литературы

                                    Пояснительная записка

    Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
     Многочисленные исследования показывают, что за годы обучения в школе возрастает количество детей, имеющих нарушения зрения и осанки, приобретающих заболевания органов пищеварения и расстройство деятельности центральной нервной системы, что влияет как на качество освоения ими учебного материала, так и на социализацию школьников. Различные неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма и наркомании.
       Среди проблем, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья школьников, выделяются следующие:
·        Ухудшение социального положения семей в микросоциуме;
·        Необеспеченность детей полноценным питанием;
·        Достаточно высокий процент неблагополучных семей, уделяющих недостаточное внимание проблемам воспитания и развития своих детей;
·        Высокий уровень безработицы;
·        Недостаточный уровень общей культуры в микросоциуме.
   Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей. Здоровье является признаком культуры. Культура здоровья школьников – это составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное ценностное отношение детей к своему здоровью, образу жизни и представляющая собой систему, состоящую из познавательных, творческих и поведенческих аспектов, которые требуют развития и совершенствования. Здоровье дает здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.

  Здоро́вый о́браз жи́зни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

   Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

  В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Известные теоретики и пропагандисты здорового образа жизни

  • Амосов  Николай Михайлович (1913—2002) — советский хирург-кардиолог, русский писатель, автор новаторских методик в кардиологии, работ по геронтологии и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»).
  • Семёнов  Сергей Петрович  — русский врач, учёный, поэт, философ, изобретатель, основатель оригинального психотерапевтического направления, духовный и общественный деятель. Лидер сообщества, участники которого заинтересованы мировоззренческими вопросами, природой человека, его духовными возможностями.
  • Шаталова  Галина Сергеевна (род. 1916) — нейрохирург, создатель системы естественного оздоровления (СЕО).
  • Порфирий Иванов (1898—1983) — создатель системы «Детка». Его система включает в себя также идеи оккультного содержания.
  • Жданов  Владимир Георгиевич (род. 1949) — лектор и пропагандист, известен своими лекциями о здоровом образе жизни, вреде курения и алкоголя.
  • Углов  Фёдор Григорьевич (1904—2008) — хирург-кардиолог, автор многочисленных книг и статей.

Здоровый образ жизни  социологическое понятие, характеризующее:

а) степень реализации потенциала конкретного общества (индивида, социальной группы) в обеспечении здоровья; б) степень социального благополучия как единства уровня и качества жизни;  в) степень эффективности функционирования социальной организации в ее отнесении к ценности здоровья.

  В более широком смысле идея З.О.Ж. представляет собой концепцию социальной политики, основанную на признании высокой социальной значимости здоровья, ответственности за его сохранение со стороны государства, индивида , социальной группы  и общества в целом и утверждающую необходимость принятия конкретных мер и действий, направленных на создание безопасной и благоприятной среды обитания.

                                 Актуальность проблемы

Актуализация проблематики З.О.Ж. связана с:

1) возрастанием и изменением характера нагрузок, которые испытывает человек, его биологическая природа в связи с усложнением общественной жизни, изменением ее ритма, резким возрастанием межличностных контактов, которые провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья, приводят к изменению характера заболеваний и преобладанию в их числе "болезней цивилизации" - сердечно-сосудистых и онкологических;

2) обеспокоенностью государств и граждан по поводу состояния здоровья и увеличения рисков - техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера;

3) признанием междисциплинарного статуса указанных проблем и критикой в этой связи традиционно доминирующей биомедицинской парадигмы мышления со стороны социологии, психологии, социальной антропологии и других наук, связанных с человековедением, отдельными элементами - социальной стратификацией, нормами, ценностями. Биомедицинские модели оставляют без внимания ряд проблем, связанных с влиянием на здоровье и образ жизни культуры, социаограниченность биомедицинских моделей объясняется их преимущественной ориентацией на изучение негативных критериев здоровья и образа жизни; применение методов и процедур, измеряющих характеристики физического пространства, исследование поведения индивидов (социальных групп) вне связи с социальной структурой и ее социальной организации общества, личностного выбора.

   При проведении социологических исследований, направленных на изучение проблем, связанных со З.О.Ж., выбор концептуальной модели осуществляется, как правило, в рамках деятельностного подхода.        Дальнейшие интерпретативные процедуры связаны не только с определением понятий, эксплицирующих понятие "З.О.Ж." (например, таких как "здоровье", "образ жизни", "уровень жизни", "качество жизни", "стиль жизни", "социальное благополучие", "условия жизни" и т.д.), но и выбором понятийных индикаторов, позволяющих разработать методику замера, наиболее емким из которых является индикатор "отношение к здоровью".
В.Р. Шухатович:  «Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.  Как говорится: «Здоровье — это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто».

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Цель проекта:

укрепление и профилактика здоровья учащихся.

Задачи:
- воспитывать и пропагандировать культуру здоровья;
- совершенствовать формы и методы в работе по сохранению и дальнейшему укреплению здоровья учащихся;
- формировать у учащихся качества и потребности, способствующие развитию здоровья.

Правила ведения ЗОЖ

  • отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;
  • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (н-р: фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
  • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
  • закаливание.

   На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

  • эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
  • интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
  • духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм;
  • «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

                                      Социальный уровень

     В России проблемами этого уровня занимается служба формирования здорового образа жизни (СФЗОЖ), которая включает краевые, областные, городские и районные центры здоровья, врачебно-физкультурные диспансеры, косметологические лечебницы, кабинеты пропаганды здорового образа жизни. Научно-методическое обеспечение осуществляет Всероссийский научно-исследовательский центр профилактической медицины.

                                   Ожидаемые результаты

  • снижение заболеваемости  или стабилизация здоровья (в зависимости от первоначального диагноза);
  • повышение качества обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус подростков;
  • апробирование элементов методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
  • увеличение числа детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
  • разработка школьной программы по здоровьесбережению;
  • разработка рекомендаций для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющих систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
  • включение в план работы школы регулярного проведения мероприятий с родителями  (1 раз в четверть);
  • создание комнаты психологической разгрузки для обучающихся;
  • организация системы кружковых и факультативных занятий по формированию ЗОЖ.

Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе.

   На школу возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Именно с 1-го класса педагоги и медицинские работники способствуют воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Для достижения результатов можно использовать  программу Абрамовой И.В.

   Оздоровительная работа в классе должна проводиться с учётом  выявленной патологии, времени года (осень, зима, весна),  периода учебного года (начало, середина, окончание учебного года).

  Круглогодично  должна проводиться работа по профилактике нарушения осанки, плоскостопия, снижения зрения (гимнастика для глаз).

  В начале года (сентябрь, октябрь) основное направление работы – профилактика срыва школьной адаптации. В фитобаре готовятся отвары трав, основными эффектами которых является  общеукрепляющий, седативный, снятие состояния повышенной тревожности (успокоительный чай, седативный сбор). Эти сборы даются две недели по 20-30 мл после 2 урока на перемене. Сбор заваривается на первом уроке,  выдаётся  охлаждённый на второй перемене. По показаниям,  дети с гипердинамическим синдромом, после отвара (через 2 недели), ещё на протяжении одного месяца получают валериану по 1 таблетке утром.    Рекомендуется дома на ночь хвойные ванны через день 10 ванн по 10 минут (с аптечным экстрактом хвои), при нарушении ночного сна – новопассит по 1 чайной ложке на ночь в течение одного месяца.

  Если в конце сентября у ребёнка появляются жалобы на повышенную утомляемость, рассеянное внимание, снижение памяти, снижение успеваемости, то на октябрь месяц подключается глицин по 1\3 таблетке утром и днём под язык.

  При ведении уроков развития по коррекции внимания, улучшения памяти, мышления лучше всего включать их в расписание третьим часом в начале недели (вторник или среду), а не после уроков. В конце недели (четверг, пятница) следует проводить уроки смены деятельности.

Далее по программе.

  В течение всего года ежедневно проводится работа по профилактике нарушений со стороны опорно–двигательного аппарата. Перед первым уроком все надевают реклинаторы (исключение – уроки физкультуры и занятия на улице). На  каждом уроке дети выполняют гимнастику для глаз по методике Базарного.

Примерный план оздоровительных мероприятий в течение учебного года

СЕНТЯБРЬ:

1 урок

- все одевают реклинаторы

- учитель заваривает фиточай

Перемена

-разливать чай по стаканчикам

2 урок

Перемена

- Приём фиточая

3 урок

- занятия по развитию внимания, памяти, мышления

4 урок

Пальчиковая гимнастика (2-3 минуты)

На уроках чтения – гимнастика для глаз, при выполнении письменных работ – музыкотерапия.

ОКТЯБРЬ:

1 урок

- все одевают реклинаторы

- по индивидуальной программе оздоровления – 1\3 таблетки глицина под язык

2 урок

Гимнастика для газ по Базарному

3 урок

- занятия по развитию внимания, памяти, мышления

На уроках чтения – гимнастика для глаз, при выполнении письменных работ – музыкотерапия.

НОЯБРЬ:

1 урок

- все одевают реклинаторы

Перемена

-6 человек  полощут горло, по 1\2 стакана

2 урок

- всем раздаётся по 1 драже поливитамином

Перемена

- 6 человек  полощут горло, по 1\2 стакана

3 урок

- занятия по развитию внимания, памяти, мышления

Перемена

- 6 человек  полощут горло, по 1\2 стакана

4 урок

Пальчиковая гимнастика (2-3 минуты)

Перемена

- 6 человек  полощут горло, по 1\2 стакана

На уроках чтения – гимнастика для глаз, при выполнении письменных работ – музыкотерапия.

ДЕКАБРЬ:

1 урок

- все одевают реклинаторы

- учитель заваривает фиточай(витаминизированный витамином С)

Перемена

-разливать чай по стаканчикам

2 урок

Перемена

- Приём фиточая

3 урок

- занятия по развитию внимания, памяти, мышления

4 урок

Пальчиковая гимнастика (2-3 минуты)

На уроках чтения – гимнастика для глаз, при выполнении письменных работ – музыкотерапия.

ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ:

1 урок

- все одевают реклинаторы;

- на кусочек сахара 1\2 капли экстракта пихты

2 урок

Гимнастика для глаз по Базарному

3 урок

- занятия по развитию внимания, памяти, мышления

4 урок

Пальчиковая гимнастика (2-3 минуты)

На уроках чтения – гимнастика для глаз, при выполнении письменных работ – музыкотерапия.

МАРТ:

1 урок

- все одевают реклинаторы

- учитель заваривает фиточай

Перемена

-разливать чай по стаканчикам

2 урок

Перемена

- Приём фиточая

3 урок

- занятия по развитию внимания, памяти, мышления

4 урок

Пальчиковая гимнастика (2-3 минуты)

На уроках чтения – гимнастика для глаз, при выполнении письменных работ – музыкотерапия.

АПРЕЛЬ:

1 урок

- все одевают реклинаторы

-учитель заваривает фиточай (общеукрепляющий и стимулирующий сборы)

Перемена

-6 человек  полощут горло, по 1\2 стакана

2 урок

- всем разливает чай по стаканчикам

Перемена

- Все пьют чай

- 6 человек  полощут горло, по 1\2 стакана

3 урок

- занятия по развитию внимания, памяти, мышления

Перемена

- 6 человек полощут горло, по 1\2 стакана

4 урок

Пальчиковая гимнастика (2-3 минуты)

Перемена

- 6 человек полощут горло, по 1\2 стакана

На уроках чтения – гимнастика для глаз, при выполнении письменных работ – музыкотерапия.

С 15 апреля:

Индивидуальная программа оздоровления по 1\3 таблетки под язык на 2 уроке.

МАЙ:

1 урок

- все одевают реклинаторы

-учитель раздаёт всем по 1 драже  «Аевит»

2 урок

Гимнастика для глаз по Базарному

3 урок

- занятия по развитию внимания, памяти, мышления

На уроках чтения – гимнастика для глаз, при выполнении письменных работ – музыкотерапия.

  Для учащихся младших классов  в здании выделяется отдельный блок, и за каждым классом закрепляется определённое помещение. Классные кабинеты оснащаются техническими средствами обучения, люстрой
Чижевского.

  Ученикам  школы также предоставляется возможность поддерживать и укреплять своё здоровье в спортивных и тренажёрном залах.
 Профилактика и предупреждение заболеваний, контроль за состоянием здоровья учащихся, своевременная информация о предстоящих прививках, оформление информационных стендов, рекомендации, советы, выступления на родительских собраниях - вот некоторые формы работы с родителями и учащимися начальных классов, проводимые школьным медицинским персоналом и педагогами.

Проводятся беседы с учащимися по определённой тематике:

1. Соблюдение личной гигиены
2. Профилактика простудных заболеваний
3. Режим школьника
4. Витамины - наши друзья
5. Правильное питание младшего школьника
6. Уроки доктора Айболита
7. Знаешь ли ты? (Лекарственные травы).

Для учащихся организуется работа кружков:
-дзюдо;
-подвижные игры;
-футбол;

-баскетбол;

-пионербол;
-танцы;

- шашки;

-теннис;
-фольклор;
-вокальная студия.

 Занятия в кружках повышает интеллектуальный уровень, развивает индивидуальные способности, укрепляет физическое состояние учащихся.

 В режим дня начальной школы включается комплекс оздоровительных мероприятий:
- классные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров…», «Доктор Айболит», «Лесная аптека»; «Школа здоровья».

- физкультминутки на уроках;

- гимнастика для глаз (по методике Базарного);

- общешкольные спортивные соревнования;
- Дни здоровья;
- занятия в бассейне;
- выпуски газет;
- беседы врача (Уроки здоровья).

В каждом классе собирается материал «Твоё здоровье».

Подвижные игры на переменах: «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «Кочки», «Белки, шишки, орехи», « Топотушки», «Автомобили», « День и ночь», «Карусель», «Летает, не летает».
Спортивные часы во второй половине дня: «Самый быстрый», «Сильные, смелые, ловкие», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлая  эстафета».

Проводятся физминутки на уроках.

В каждом классе собирается материал «Твоё здоровье».

                      Физкультминутка на каждом уроке

   Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.

   Вместе с тем в период обучения в школе происходят интенсивный рост и развитие организма ребенка, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоравливающие меры. Так, например, систематическая мышечная деятельность является естественным стимулятором, активизирующим работу всех физиологических систем организма, в том числе функций головного мозга. И, напротив, ограничение двигательной активности сопровождается ослаблением мышечных усилий, необходимых для поддержания вертикальной позы, перемещения в пространстве и выполнения физической нагрузки. Дефицит мышечной деятельности существенно ухудшает функциональное состояние сердца, его работа становится неэкономичной и менее стабильной.

   Наблюдения физиологов доказывают, что занятия физкультурой, рациональные физические нагрузки способствуют профилактике детского травматизма. Целенаправленное обучение школьников специальным физическим упражнениям и двигательным навыкам имеет большое значение для развития костной системы, улучшает кровоснабжение и рост костных клеток. Физические упражнения являются эффективным средством предупреждения нарушений осанки – сутулости, асимметрии плеч, крыловидных лопаток, сколиозов, вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений. Занятия физическими упражнениями в сочетании с рациональным режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний, особенно нарушений сердечно-сосудистой системы. Двигательная активность мобилизует жизненно важные качества организма – выносливость, силу, гибкость, быстроту, а также воспитывает волевые качества, необходимые для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений, с которыми связан творческий, продуктивный учебный труд. Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии у детей жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.

  Наша школьная творческая лаборатория ЗОЖ при участии учителей физической культуры разработала комплексы профилактических упражнений для физкультминуток на рабочем месте, а также школьное «Положение о соревновании по организации и проведению физкультурных минуток на уроке». По наблюдениям педагогов физкультминутки на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение учащихся, снимают статические мышечные нагрузки. Физкультминутки занимают 3–5 минут, проводятся на уроках под руководством педагогов начальной школы или физоргов класса. Комплексы профилактических упражнений выполняются школьниками в ходе урока, на рабочем месте. Необходимость проведения динамической паузы на том или ином этапе урока определяет педагог.

    Положение о соревновании по проведению  профилактических физкультминуток на уроке

I. Общее положение

Настоящее Положение является частью программы «Здоровая школа», определяет правила соревнования по проведению физкультминуток в ходе учебного процесса, ответственность педагогов и физоргов за их проведение и призвано обеспечить более качественную организацию и систематическое проведение физкультурных минуток на уроке.

II. Цели соревнования

  1. Профилактика и пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) среди учеников.
  2. Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.
  3. Развитие у детей навыков самоконтроля психофизического состояния.

III. Участники соревнования

  • Учащиеся 1–11-х классов.
  • Классные физорги.
  • Педагоги школы.
  • Администрация школы.

IV. Порядок проведения соревнования

  1. Администрация учебного заведения должна создать необходимые организационные условия для проведения соревнования в ходе учебного процесса.
  2. Администрация учебного заведения должна довести до сведения классных руководителей правила соревнования по проведению физкультминуток.
  3. Классным руководителям поручается организовать контроль за проведением физоргами физкультурных минуток на уроке в соответствии с утвержденным графиком и рекомендациями cовета здоровья школы.
  4. Учителя-предметники должны предоставлять время для проведения физкультминуток на уроке в соответствии с утвержденным графиком и рекомендациями cовета здоровья школы.
  5. Учащиеся должны принимать активное участие в проведении физкультминуток.
  6. Физорги класса проводят физкультминутки на уроке в соответствии с утвержденным графиком и рекомендациями cовета здоровья школы и ведут тетрадь учета.
  7. Учителя физической культуры организуют для педагогов и физоргов классов занятия по разучиванию профилактических комплексов физических упражнений.

V. Подведение итогов и награждение победителей

  1. Победителем соревнования признается класс, который в течение четверти (учебного года) провел наибольшее число физкультминуток и набрал наибольший средний балл за качество проведения ФМ.
  2. Отчет осуществляется на cовете физоргов в последнюю неделю каждой четверти и перед окончанием учебного года.
  3. Итоги соревнования подводятся на cовете здоровья в конце каждой четверти и перед окончанием учебного года.
  4. Награждение победителей переходящим призом проводится один раз в четверть.
  5. По итогам года класс-победитель награждается денежной премией.

Типы физминуток на уроках начальной школы.

  1. Оздоровительно- гигиеническая

    Её можно выполнять как стоя, так и сидя. Расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поболтать ножками. На уроках необходимо проводить и зарядку для глаз. Нужно откинуться на спинку стула.

  • 1. 2-3 с., 3-4 с. вниз, делать 30 сек.
  • 2. Повторить 3-4 раза (длительность 8 с.)
  • 3. 3-4 раза (длительность 15 с)
  • 4. Зажмурить глаза на 3-5 с., открыть на 3-5 с. (длительность 30-50 с.)

Дети могут также следить глазами за движениями руки учителя, смотреть в окно.

  1. Двигательно – речевые

        Этот вид физминуток наиболее популярен на уроках. Дети коллективно читают небольшие, веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

  • 1. «Буратино» - дыхательная зарядка.
  • 2. «Хомячок» - массаж рефлекторных зон.
  1. Подражательная

        Эти физминутки основываются полностью на фантазии учителя. Читая с детьми азбуку, или рассматривая картинки с машинами, паровозиками, бабочек, или например: любые буквы: буква «Л».

Буквой Л расставили ноги

Словно в танце – руки в боки

Наклонимся влево, вправо

Получается на славу

  1. Физкультурно-спортивная

       Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

  1. Танцевально-ритмическая

         Эти физминутки особо любимы детьми, т.к. выполняются под веселую музыку, все движения произвольны. Если добавлять элемент ритмики, тогда движения должны быть более четкими. В отличие от танцевальных, в которых все танцуют произвольно, при этом желающие могут петь.

                                       Веселые физминутки

1. Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь

2. Раз, два - выше голова
Три, четыре - руки, ноги шире
Пять, шесть - тихо сесть.

3. Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два - три нагнулись. пол достали
А четыре - прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики

4. На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока"
плечи поднять

5. Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг=скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой-
Ведь у киски мех такой!

6. Руки вверх поднимем - раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться. не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты
Выполняйте все с охотой.
Раз - налево поворот,
Два - теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!

7. Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

8. Пять веселых домовых
Праздничною ночью
Разгулялись чересчур.
Вста на цыпочки
Один закружился в вальсе
А второй споткнулся и нос расквасил.
Третий прыгал до небес
С неба звезды цапал.
А четвертый топал как Мишка косолапый
Пятый пел до хрипоты
Песенку за песенкой.
Этой ночью домовым очень было весело.

9. Вечер зимний в небе синем
встать из-за стола
Звезды синие зажег
встать на носки, потянуться
Ветви сыплют синий иней
потряхивая руками, потихоньку сесть
На приснеженный снежок.

10. От зеленого причала оттолкнулся пароход
встать
Он шагнул назад вперед
шаг назад
А потом шагнул вперед
шаг вперед
И поплыл, поплыл по речке
движения руками
Набирая полный ход
ходьба на месте

Ножки - ножки,
Куда бежите?
В лесок по мошок -
Избу мшить,
Чтоб не холодно жить.
Ножки - ножки,
Куда бежите?
В лесок, во борок,
Грибы - ягоды собирать,
Да (имя) угощать.

Потягушеньки - порастушеньки,
Поперек толстушеньки,
А в ножках - ходунешьки,
А в ручках - хватушечки,
А в роток - говорок,
А в голову - разумок.

Заинька, попляши,
Серенький попляши.
Кружком, бочком повернись!
покружиться
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой!
топнуть ногой
Кружком, бочком повернись!
покружиться
Заинька, бей в ладоши!
Серенький, бей в ладоши!
похлопать в ладоши
Кружком, бочком повернись.

Мы на карусели сели,
Завертелись карусели.
ходить по кругу
Мы на карусели сели,
Завертелись карусели.
Вверх летели
потянулись вверх
Вниз летели
присели на корточки
Вверх летели, вниз летели
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Нашу лодочку качает.

                  Зайцы

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

                  Липы

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

Широким жестом развести руки в стороны.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.

Чок – чок, каблучок!

Потопать ногами.

В танце кружится сверчок.

Покружиться.

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

Движения руками, как при игре на скрипке.

Крылья бабочки мелькают –

Движения руками, как крыльями.

С муравьем она порхает.

Покружиться парами.

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок.

Танцевальные движения, как в гопаке.

Звонко хлопают ладошки!

Похлопать в ладоши.

Всё! Устали ножки!

            Разминка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

               Облако

Беленькое облако

Округленные руки перед собой

Поднялось над крышей

Поднять руки над головой

Устремилось облако

Выше, выше, выше

Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над  головой из стороны в сторону

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу

Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

        Индюк

Ходит по двору индюк

Шаги на месте

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

Остановиться, удивленно посмотреть вниз

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

Потопать ногами

Крыльями захлопал

Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам

Весь раздулся, словно шар

Руки на поясе

Или медный самовар

Сцепить округленные руки перед грудью

Затряс бородою

Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как  индюк

Понесся стрелою.

Бег на месте

Звериная зарядка
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
кулачками потереть глаза
Любят долго потянуться
потянуться
Обязательно зевнуть
зевнуть, прикрывая рот ладошкой
Ну и хвостиком вильнуть
движение бедрами в стороны
А волчата спинку выгнуть
прогнуться в спине вперед
И легонечко подпрыгнуть
легкий прыжок вверх
Ну, а мишка косолапый
руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса
Широко расставив лапы
ноги на ширине плеч
То одну, то обе вместе
переступание а ноги на ногу
Долго топчется на месте
раскачивание туловища в стороны
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала!
развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх
                                                                                       А. Барто

                                      Заключение

      После реализации программы в рамках данного проекта будут обеспечены  условия сохранения здоровья младшим школьникам в период обучения в школе. Педагоги  овладеют необходимыми здоровьесберегающими технологиями.

 

 

                       Список используемой литературы
1. Евстифеева О., Кучменко Н. Деятельность школы и здоровье. - Народное образование. – 2001. - №2. – С.167 – 169.
2. Калинкин Л.А. Использование новых и традиционных активно-оздоровительных технологий для оздоровления учащихся общеобразовательных учреждений (система ПОЛИКОН) : Метод. пособие. – М., 2003. – 116с.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2005-368с.
4. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.
5. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. – Мн., 1998. – 221 с.
6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М., 2002. – 29 с.
7. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. -  Волгоград: Учитель, 2007. – 91с.
8. Разработка и моделирование единого здоровьесохранного образовательного пространства в образовательном учреждении // Управление школой. – 2002. - №10. – Вкладыш.
9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПКиПРО, 2002. – 121с.
10. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 228с.
11. Талызина Н.Ф. Диагностика развивающего эффекта использования здоровьесберегающей деятельностной технологии усвоения. – М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2003. – 236с.
12.  Тараканова Л.А. Здоровьесберегающие технологии. - Завуч. – 2002. - №2. – С.120 – 128.
13. Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход в здоровьесберегающей деятельности педагога. - Школьные технологии. – 2003. - №3. – С. 191-193. 14.
http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

Формирование универсальных учебных действий средствами урочной и внеурочной деятельности.

В основных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, выделяются универс...

Формирование знаний у младших школьников о здоровом образе жизни средствами урочной и внеурочной деятельности.

        Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе ...

Формирование гражданственности и патриотизма у учеников начальной школы средствами урочной и внеурочной деятельности

Ученики начальной школы недостаточно знакомы с историей нашей страны, её традициями, моральными устоями нашего общества. Это может привести к искажению в их сознании понятия гражданственности и отсутс...

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности....

«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит  цель и задачи воспита...