Здоровьесберегающие технологии
учебно-методический материал по зож по теме

Остапенко Наталья Степановна

Здоровье подрастающего поколения- это общая забота системы образования и общества в целом. Учитель в состоянии сделать очень многое для здоровья современного ученика. В докладе даны примеры здоровьесберегающих технологий, которые можно широко использовать в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zdorovesberegayushchie_tekhnologii.odt28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии.

         

         Актуальность и интерес к данной проблеме объясняется тем, что здоровье подрастающего поколения- это общая забота системы образования и общества в целом. Состояние здоровья рассматривается не только как компонент содействия педагогической деятельности, но и как убедительный и ценностный критерий роста и развития детей, их психического и физического состояния.

          Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу- это та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих лет.

          Современная образовательная система подразумевает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлено тем, что уровень здоровья детских коллективов резко снизился.

           Статистика показывает, что около 30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно психическими расстройствами- с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки- с 1,9 до 16,8%.

           Посмотрев в первом классе медицинские карточки, я увидела такую картину:

Практически здоровы- 15,3% (4 уч)

Нарушение осанки-30,7% (8 уч)

Нарушение зрения-42,3% (11 уч)

Плоскостопие-11,5% (3 уч)

           Как же работать с такими больными детьми? Это ведь постоянные головные боли, усталость, тошнота, сниженный иммунитет, быстрая утомляемость и результат всего- пропуски занятий.

         Как добиться того, чтобы за годы обучения их состояние не ухудшилось, чтобы дети не приобрели новых сопутствующих заболеваний, а наоборот укрепили своё здоровье и, возможно, справились бы со своими недугами.

        Я решила широко применять  на уроках здоровьесберегающие технологии.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

  1. ДИНАМИЧЕСКОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ-ФИЗМИНУТКИ

Топай мишка, хлопай мишка,

Приседай со мной братишка

Руки вверх. Вперёд и вниз

Улыбайся и садись.

Дети выполняют движения за ведущим, проговаривая слова. Иногда я использую просто весёлую музыку (без проговаривания стиха) и движения.

Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы!

  1. ДИНАМИЧЕСКОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ
  1. Перемещение, раскачивание.

Раскачивайте тело, голову и глаза подобно маятнику. Глаза закрыты.

  1. Большие повороты.

Это упаражнение пришло из глубины веков. Издавна его рекомендовали на Востоке в качестве эффективного упражнения на расслабление.

Станьте прямо, расставьте ноги, выпрямите спину, руки свободно висят. Делаем повороты 180 градусов непрерывно. Глаза открыты, дышите свободно.

Такие упражнения оказывают весьма благотворое влияние на весь организм. Они не только снимают утомление глаз, но и развивают гибкость позвоночника, улучшают работу нервной системы, а через неё- работу практически всех внутренних органов.

  1. Малые повороты (пальцевые).

Поднести ладони к лицу, широко растопырив пальцы, делаем повороты головой, смотря сквозь пальцы вдаль- 3 раза глаза открыты, 3 раза закрыты.

  1. Моргание, проблески.

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ- ПАЛЬМИНГ.

                   Когда вы закрываете глаза, то, конечно, же способствуете некоторому их расслаблению и отдыху. Глаза не могут полностью расслабиться, когда на них падает даже небольшое количество света. Только полностью исключив свет, можно дать глазам шанс получить полноценный отдых.

                   Пальминг считается легчайшим способом достижения расслабления. Это верно, если удастся в совершенстве овладеть обеими его сторонами- физической( посжимать пальцы рук, потереть ладони) и психической.

                     Психическая сторона пальминга:

                  Что видим, закрыв глаза? Яркие штрихи, кружочки, облака, полоски и т. д. Всё это результат психического напряжения и в реальности не существуют. Таких иллюзий человек с нормальным зрением никогда не наблюдает. Во время пальминга перед ним предстаёт совершенно чёрное, бархатистое поле.

                 Моя цель- добится такого чёрного поля, это будет означать, что я добилась идеального расслабления.

  1. 4 ВОСПОМИНАНИЕ

          Когда мозг человека занят воспоминаниями, его психика до некоторой степени расслабляется. Чем идеальнее воспоминания, тем глубже расслабление и тем лучше зрение.

           ( Закройте глаза. Представьте прекрасную розу, на её ножке маленького муравья. Он выползает из-под листочка и начинает путешествовать. Взбирается на розу, в центре розы видит маленькую белую чашечку, наполненную нектаром. Муравей набирает немножко нектара и начинает обратный путь.)

          5 МЫСЛЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

          Закройте глаза ладоями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нём тушью своё имя. Если удалось, напишите отчество, фамилию, в конце поставьте точку. Забудьте о буквах и вспоминайте только  точку.

            6 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

           Рисование кругов, квадратов, змеек, звёзд и т. д.

            7 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ РУК, НОГ, КОРПУСА, ЖИВОТА, ШЕИ, МЫШЦ РЕЧЕВОГО АППАРАТА

            8 ПСИХОМЫШЕЧНАЯ ТРЕНИРОВКА

            «Солнышко и тучка.»  Солнышко зашло за тучку- сжаться в комок, чтобы согреться.  Солнышко вышло из-за тучки- стало жарко- расслабиться, потому что разморило на солнце.

             9 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ (КАРТОТЕКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ)

  Ты пришёл и я пришёл

Вместе нам хорошо.

      Будем думать , отвечать

    И друг другу помогать.

                 ПОЖЕЛАНИЯ   (Дети садятся напротив друг друга, говорят добрые слова)

 

             Профилактические технологии ведут к психологической разгрузке, снятию физического и психологического напряжения, к  коррекции нарушения осанки изрения.

 

ПСИХОЛОГО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

           

             МИКРОКЛИМАТ В КЛАССЕ (хорошее настроение, приятные слова, одобрения, пожелания )

             Я воспитываю у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье- самая величаайшая ценность, дарованная человеку природой. Для этого провожу беседы, классные часы о режиме дня, закаливании, массаже, витаминах, травах, о пользе молока, рыбы, фруктов, овощей. Мы завели тетради, чтобы записывать самую нужную и ценную информацию. Часто приглашаем родителей для бесед и обмена иформацией.Дети и взрослые с удовольствием раасказывают о своих кружках и секциях, об пользе.

             Я заметила, что используя различные здоровье сберегающие технологии активизируется деятельность детей, вимание, снимается психическое, физическое, эмоциональное напряжение, утомление, легче воспринимается дальнейший материал, улучшается зрение, осанка, настроение. Плюс ко всему я добилась 1000% занятости ребят.

              В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать очень многое для дзоровья современного ученика.

              «Здоровье- это драгоценность, и притом  единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.»

М Монтель                  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...