Главные вкладки

    Здоровьесберегающая образовательная среда и социальная компетентность учащихся
    статья (здоровый образ жизни) по теме

    Лобанова Ольга Андреевна

    В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности учащихся и укрепление здоровья. Здоровье сберегающие технологии - это психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchaya_os_i_sots.kompet572 КБ

    Предварительный просмотр:

    Здоровьесберегающая образовательная среда и социальная компетентность учащихся.

         

            В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности учащихся и укрепление здоровья. Здоровье сберегающие технологии - это психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

    Здоровьесберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:

    1. Защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки)
    2. Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании становится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).
    3.         Стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма (закаливание, педагогическая психотерапия).
    4.         Информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

    Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий – это такая организация образовательно-воспитательного процесса на всех уровнях, при которой происходит качественное развитие и воспитание учащихся без нанесения ущерба их здоровью.

    Организационно-педагогические технологии определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления.

    Психолого-педагогические технологии связаны непосредственно с работой преподавателя на учебном занятии и психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса.

    Учебно-воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.

    Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья. Сюда относятся социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.

    Лечебно-оздоровительные технологии включают лечебную физкультуру, лечебную педагогику, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья.

    В результате работы всех здоровьесберегающих технологий должна организовываться здоровьесберегающая образовательная среда.

    Цель здоровьесберегающей образовательно-воспитательной среды: обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в учебном заведении, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, этим формируя социальную компетентность учащихся.

    Именно успешность в учении является условием благополучного самочувствия учащегося, а это достигается путём обеспечения каждому возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям. Значит перед педагогами стоит задача поиска технологий, форм и методов, позволяющих осуществить индивидуализацию обучения.

    Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека.

    Образование – культура – здоровье являются фундаментальной основой здоровье сберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности.

    Остановимся только на нескольких концептуальных позициях.

    1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья обучающихся.

    2. Целостность учебно-воспитательного процесса, предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

    3. Обновление содержания образования и использование здоровьесберегающих технологий. Это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.

    4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), и использование ее педагогических возможностей.

    5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения.

    6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

    Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья учащейся молодежи в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

    Обеспечение здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении представляю таким образом:

    1. Здоровье сберегающая среда. Для того, чтобы сберегать здоровье, его надо иметь. К сожалению, большинство современных детей имеют многочисленные соматические и психоневрологические заболевания и нарушения личностного развития (из информации отдела здравоохранения).
    2. Понятие среды включает общую социально-экономическую ситуацию в стране, в регионе и районе, а также все те социальные группы, с которыми контактирует ребенок и условия, в которых он растет и развивается. Образовательная среда – это совокупность возможностей для развития личности, содержащихся в пространственно-временном и социально-предметном окружении
    3. Новое поколение растет в новой системе ценностных ориентаций, задаваемых средствами массовой информации, агрессивной подростково-молодёжной субкультурой, экономической ситуацией в регионе. Основной лейтмотив современной ценностной сферы – философия потребления при неоспоримом культе денег. Поэтому для формирования продуктивных и при этом нравственных ценностей, противостоящих разрушительному влиянию СМИ на фоне родительской беспомощности или равнодушия, необходимо выработать новую концепцию образовательной политики в отношении соматического, психического и социального здоровья учащейся молодежи.
    4. Разрушительные последствия для здоровья учащихся несут такие факторы как наркотики, алкоголь, никотин и их пропаганда, неразумное сексуальное поведение, криминальное поведение. Особо следует отметить множественные нарушения физического, психического и психологического здоровья в результате действия дидактогенных факторов (учебные перегрузки, отсутствие адекватных программ обучения для детей с отклонениями в здоровье и промежуточными, пограничными формами нарушений здоровья и пр.), а также деструктивной семейной ситуации.
    5. Педагоги призваны способствовать формированию здоровье сберегающей образовательной среды. С этой точки зрения волнует, какие и в какой мере педагогические технологии являются здоровье сберегающими, а также, насколько здоровье сберегающей является атмосфера образовательных учреждений.

    Эффективность педагогических технологий можно выразить в виде формулы, где Э = Р, где Э – эффективность = Р – результатам.

    Главное, какого результата мы хотим добиться, что положим в основу этого результата? ЗУНов? Творчества? Здоровья? Как воспитать у детей потребности к жизни в здоровой среде?

    Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Маслоу говорил, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня. Хотя в жизни это не обязательно, и человек может искать, к примеру, удовлетворения потребности в статусе до того, как полностью удовлетворена его потребность в жилье.

     Процессуальные теории мотивации

    Теория ожидания В. Врума. Ожидание — это вероятность наступления события по оценке данной личности. Вознаграждение — все, что человек считает ценным для себя. Внутреннее вознаграждение дает сама работа, внешнее — дает начальник.

    Врум выделил три взаимосвязи. Затраты труда — результат. Результат — вознаграждение. Валентность, т. е. ценность, удовлетворенность вознаграждением, так как предпочтения у различных людей различны.

    М = З — Р * Р — В * Валентность

    Теория справедливости. Люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Дисбаланс нужно снимать.

    Модель Портера — Лоулера. Пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение и степень удовлетворения. Эта теория объединяет предыдущие две.

    Можно изменить процесс для улучшения мотивации учеников. Сложность мотивации через потребности заключается в том, что имеем дело с разными людьми, всегда есть большая вероятность невыполнения их личных потребностей.

    Пирамида потребностей Маслоу

    Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу (Maslow), современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.

    Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:

    1. Физиологические (голод, жажда, ...);
    2. Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха...);
    3. Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);
    4. Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);
    5. Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

    Эту классификацию можно дополнить также потребностями рациональными и иррациональными, духовными и материальными, осознанными и неосознанными, прямыми и косвенными и др.

    При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности экономических ресурсов).

    Потребности образуют пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. То есть в первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Только после удовлетворения первой потребности человек начинает думать о другой. Таким образом голодный человек не будет думать о безопасности или уважении или признании в обществе пока он не удовлетворит свою потребность в пище.

    Основная цель педагогической работы – содействие созданию максимальных условий для саморазвития личности. Можно ли создать такую педагогическую среду, которая бы учитывала особенности каждой личности? Оказалось, что мы должны учесть множество факторов (асимметрию головного мозга, тип темперамента и мышления, самооценку и проч.).

    Самая примитивная модель содержит где-то 260 параметров, по которым можно выстроить более 1500 разных типов. Каждый физик знает, что система с таким количеством оснований, неуправляема, т.е. алгоритмическая конструкция психолого-педагогической технологии рассыпается вмиг. Это не значит, что мы не должны изучать и учитывать личностные особенности учащихся. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности необходим.

    Каждый учащийся имеет свои собственные цели образования (в идеале закон «Об образовании» предоставляют ему веер различных целей – выбери, что подходит тебе и обществу). А учебное заведение должно обеспечить ему условия для самопознания, самореализации, само актуализации, создать образовательную среду, в которой бы достигались эти цели.

    Взрослые нередко забывают об одном простом условии: потребность в само актуализации просыпается в человеке, только если удовлетворены его базовые потребности. Принципиальной характеристикой образовательной среды, способствующей само актуализации, является способность этой среды обеспечить удовлетворение жизненно важного комплекса потребностей учащегося и, прежде всего, физиологических. Речь идет о функционировании пространственно-предметного компонента образовательной среды и соблюдение санитарно-гигиенических норм: света и тепла, питания и медицинского контроля, удобной мебели, просторности помещений и т.п. В этом смысле важную роль играет грамотная организация режима дня, уровня индивидуальной учебной нагрузки и т.д. Эти проблемы касаются биологического выживания организма и в случае неудовлетворения быстро вытесняют все другие. Когда физиологические потребности удовлетворены, на первый план выдвигаются потребности в безопасности, проявляющиеся в избегании боли, страха, гнева, стремлении к порядку и стабильности. Учащиеся чувствуют себя спокойнее в такой среде, где установлены четкая организация и режим, стабильный порядок и определенные требования, которые не ограничивают проявление и развитие их индивидуальности, а напротив, помогают создать оптимальный уровень безопасности. Но даже если потребность безопасности полностью удовлетворена, ребёнка нельзя «втолкнуть» в развитие, что не всегда понимают педагоги и родители. Необходимо с уважением относиться к любому выбору детей, признавать их право на страх, медлительность или задержку развития. Здесь особенно нужна психологическая поддержка и понимание взрослых.

    Если возможности образовательной среды способствуют удовлетворению потребности в безопасности, то актуализируются потребности в любви и принадлежности, уважении и признании, общественном одобрении.

    И, наконец, последний уровень потребностей – это потребность в само актуализации. Важным является наличие возможности образовательной среды удовлетворять потребности учащихся в значимой деятельности, т.е. когда они могут осуществлять свое личное развитие в кружках, клубах, пользоваться библиотекой, компьютером, Интернетом, заниматься проектной, исследовательской, конструкторской деятельностью, соответствующей их склонностям. Для одних это может быть моделирование костюмов, для других – разработка программного обеспечения для учебного компьютерного класса. Хорошо, когда учащиеся могут в специально создаваемой обстановке (на круглых столах, встречах с философами, писателями, политиками) свободно дискутировать о глобальных, государственных, региональных проблемах, тенденциях стратегического развития общества, жизненном предназначении человека. Это позволяет выстроить реалистические планы своего будущего.

    Обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей здоровье сберегающей образовательной среды является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, тем самым формируя социальную компетентность учащихся.

        В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей  приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:

    « Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»  Ещё  А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

         По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

        Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, « всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему»1.

    Выяснилось, что 2/3 детей склоняли голову над столом значительно ниже допустимого предела ( расстояние « глаза-тетрадь-книга» составляло 20 см и  меньше). В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки – объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты

    ( работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и потере здоровья школьников.

         Формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя.

         А как же использовать зрительно- пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического  материала. Предъявляемый дидактический материал может быть  маленьких размеров . Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.

        Способствует расширению зрительно- двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.

        Какие же ориентиры могут использоваться на уроках?

    1. Разного рода траектории, по  которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.


    2.Офтальмотренажёр. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы (серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников). Одним из наиболее эффективных средств снятия таких следовых впечатлений являются импульсивные цветовые вспышки.

    3. «Весёлые человечки». На карточках, которые  показываются детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.

    4.Бумажные офтальмотренажёры.  Например, на доске расставлены:

       1) Пирамидки. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза  больше, чем во  второй. Сколько пирамидок во второй группе?

     Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.

       3) Коврик . Задания: составь узор по своему замыслу ( каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.

        4) Подушки ( задания те же, что и с « тарелками» ).

        5) Витражи в домике ( задания аналогичные, что и с

    « ковриком».

        6) Цветовые карточки, цветовое табло на магнитном моделеграфе

    С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:

       белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;

       чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;

      красный – возбуждает, раздражает;

      голубой -  ухудшает настроение;

      зелёный – улучшает настроение, успокаивает;

      жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.

      коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без  сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.

        Изучив данные  о физиологической возможности каждого ребёнка и составив диаграмму заболеваемости класса, провожу дифференцированные физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течении 1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:

    1. Упражнения для детей с избыточным весом.

    1) ходьба с высоким подниманием коленей;

    2) и.п. –ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох;                                                      

    3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное;                                                                                        

    4) прыжки с хлопками над головой.

    2. Упражнения для профилактики плоскостопия.            

    1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).

    2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);

    3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);

    4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз).                                                                  

    3. Упражнения для улучшения осанки.

    1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;

    2) ходьба с правильной осанкой;

    3) ходьба с высоко поднятыми руками;

    4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)

    5) лёгкий бег на носках.

    4. Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг ).

    1) «Сотвори в себе солнце»;

    2) «Волшебный цветок добра»;

    3) «Путешествие на облаке»;

    4) «У моря»;

    5) «Золотая рыбка»;

    6) «Янтарный замок»;

    7) «Танец рыбки»;

    8) «На лугу»;

    9) «Водопад»;

    10) «Сила улыбки» и т.д.

    «Водопад»

    - Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните  и выдохните…

      Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

       Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами   собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом  вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)

      Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

         

    5. Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.

      Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.

                                            лицо

    Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.

                                            Голова

    Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.

                                            Руки

    Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и , более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.

                                             Ноги

    Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять  кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.

    Точечный массаж – простая         

    и безопасная терапия.

    Массирование производится

    надавливанием на определённые

    точки. При простудных

    заболеваниях и для повышения

    иммунитета необходимо

    массировать определённые

     точки на лице ( №1, №2,№3 ),

    при головных болях рекомендуется

    массировать височную область

    6. Упражнения для мышц рук.

    1) «Моя семья»

    Этот пальчик- дедушка,

    Этот пальчик- бабушка,

    Этот пальчик- папочка,

    Этот пальчик- мамочка,

    А вот этот пальчик – я,

    Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

    2) «Капуста»

    Мы капусту рубим-рубим,

    Мы капусту солим-солим,

    Мы капусту трём-трём,

    Мы капусту жмём-жмём.

    (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

    3) «Мы наши пальчики сплели

     И вытянули ручки.

    Ну а теперь мы от Земли

    Отталкиваем тучки.»

    ( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

    4) «Руки мы на стол положим,

    Повернём ладонью вверх.

    Безымянный палец тоже

    Хочется быть не хуже всех.

    ( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

    7. Упражнения для глаз.

      По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

      Вот некоторые элементы этой гимнастики:

    • Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
    • Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
    •  Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
    •  Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
    • Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
    • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
    • Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

     8. Физминутки по методике сенсорно-координаторских тренажей. ( В 4-х верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя «1-2-3-4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто

    «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно- моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.

    9. Использование на уроках сенсорного круга.

    В качестве сенсорного круга может использоваться любой круглый предмет, например обруч или круглая вешалка для мелких вещей с прищепками. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста учащихся. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек, снежинок и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берёт задание.

    Сенсорный круг способствует правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.

    10. «Цветок здоровья»

    Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый.  Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся в течении года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь».

    С помощью подобных офтальмотренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.

    На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

      Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

      Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. 1класс - за учебный год переболело простудными  заболеваниями около 80%, то к концу 4класса процент заболевших снизился до 16%.

       Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:

    • выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
    • правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
    • применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе  данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
    • создать специальную образовательную прогромму факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
    • соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

       Основной целью  работы в русле педагогики  здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

       Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы .  А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

      Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

     В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  

    Литература:

    1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. // Школа здоровья. - 2000.
    2. Зеленкевич И.Б., Ивашкевич М.З., Пилипцевич Н.Н. Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения. // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2001.
    3. Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы  М.: Вако. 2004.
    4. Разумов А.Н., Пономаренко В.А. Здоровье здорового. – М.: Медицина, 1996.
    5.  Смирнов Н.К.  Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.

     

    1. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России. // Школа здоровья. - 2000.
    2. Тугаринов В.П. Личность и общество. - М., 1965.
    3. Тукачёва С.И.  Физкультминутки. Волгоград:

    Учитель. 2005.

    1. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
    2. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - М., 1997.
    3. http://www.grandars.ru/
    4. «Энциклопедический словарь русской цивилизации», М., 2000.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны на родительском собрании по теме: «Формирование здорового образа жизни. Создание здоровьесберегающей образовательной среды».

    Нет на свете человека, который был бы безразличен к своему здоровью. Однако, часто бывает так, что человек себя считает здоровым только потому, что он не чувствует неприятных ощущений в своем ор...

    Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС

    Я постаралась показать актуальность создания здоровьесберегающей среды для детей в начальной школе.Обьяснила,что необходимо учитывать для создания такой среды и на какие нормативные документы оператьс...

    "Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС НОО"

    Пропаганда здорового образа жизни и привитие учащимся навыков сохранения и укрепления здоровья, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей...

    Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС

    Теоретические и практические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС...

    Игра как способ развития социальной компетентности учащихся

    Статья по теме "Игра как способ развития социальной компетентности учащихся"....

    Организация здоровьесберегающей образовательной среды на уроках учителя МБОУ СОШ №8 ЩМР Любови Петровны Данильченко

    Учитель рассказывает о целях, задачах и результатах здоровьесберегающего обучения....

    Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС

    Основные задачи школы, которая работает над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровы...