Игра "Сон, этот волшебник сон"
классный час по зож (1 класс) по теме
Игра была создана для привлечения внимания школьников к такому важному режимному моменту как полноценный ночной сон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игра для 1-5 учащихся классов | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
ИГРА
"Сон, этот волшебник сон"
(Культура сна)
(для 1 - 5 классов)
Автор: Сулина
Ирина Анатольевна
Педагог-организатор
Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема сна актуальна и важна для здоровья учащихся именно в условиях школы-интерната, где дети ночуют.
Сон, безусловно, необходим для физического и психического здоровья. Чтобы он был полноценным, нужно соблюдать гигиену сна, особенно в условиях общежития.
Если дети мешают спокойно засыпать друг другу, то они не высыпаются.
Признаки недосыпания нередко дают знать о себе во время школьных занятий: у ребенка снижается успеваемость, повышается возбудимость, ухудшается внимание. Не выспавшийся школьник хуже соображает на уроках, делает больше ошибок, а значит, чаще испытывает стрессовые состояния.
Для привлечения внимания школьников к такому важному режимному моменту, как ночной сон, была создана эта игра.
Игра проводится в школе-интернате мною по параллелям классов, по станциям для учащихся начальной школы. Можно ее провести как классный час по здоровому образу жизни. Игра не требует сложного оборудования, легка в исполнении. Задания можно менять, добавлять по усмотрению ведущего, например, ввести загадки о сне, раскраски; использовать элементы игры, а не всю сразу. Задания адаптируются к возрасту.
Оборудование: карточки со стихотворением Ю. Мориц «Это - да! Это - нет!», ручки, листки для синквейна, магнитофон, диск с колыбельными песнями, раскраски по теме игры.
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ
"СОН, ЭТОТ ВОЛШЕБНИК СОН"
Вводная часть
1. Синквейн «Сон»
2. "Веришь ли ты, что…?"
3. "Это - да! Это - нет!"
4. Пословицы о сне.
5. "Составь памятку"
6. «Колыбельные песни»
7. "Сон - волшебник"
8. «Я рисую сон»
Заключительная часть.
Вводная часть.
Ведущий приветствует участников игры. Зачитывает стихотворение Ю. Мориц «Сон».
На дворе темным-темно,
Я лежу, смотрю кино:
Сон присел на табуретку,
Вышивает птичью клетку,
В клетке пляшет крокодил!..
Как он в клетку угодил?
Вот проснемся -
Разберемся!
Ведущий спрашивает у учащихся о теме игры.
Учащиеся отвечают, что игра будет о сне.
Ведущий подчеркивает актуальность и важность темы игры для здоровья учащихся именно в условиях школы-интерната, где дети ночуют.
Сон, безусловно, необходим для физического и психического здоровья. Чтобы он был полноценным, нужно соблюдать гигиену сна, особенно в условиях общежития.
Если дети мешают спокойно засыпать друг другу, то они не высыпаются.
Признаки недосыпания нередко дают знать о себе во время школьных занятий: у ребенка снижается успеваемость, повышается возбудимость, ухудшается внимание. Не выспавшийся школьник хуже соображает на уроках, делает больше ошибок, а значит, чаще испытывает стрессовые состояния.
Последствия недосыпания могут быть временными и длительными.
Временные последствия:
- Сонливость
- Резкие перепады настроения (плохое настроение)
- Ослабление кратковременной памяти
- Снижение творческого потенциала, работоспособности
- Рассеянность
Длительные последствия:
- Ожирение
- Преждевременное старение
- Истощение сил
- Повышение восприимчивости к инфекциям, увеличение риска развития диабета, сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний,
- Хроническое ухудшение памяти
Ведущий. Чтобы избежать негативные последствия недосыпания, нарушения сна, чтобы утром встать бодрым и полным сил, мы будем в игре говорить о культуре сна.
Итак, игра "Сон, этот волшебник сон". Ребята, подумайте о значении сна для вас, что такое для вас сон и выразите это в синквейне.
1 Задание. Составить синквейн на понятие «сон»
Ведущий объясняет, как составить синквейн.
Ведущий. Ребята, сейчас у вас будет возможность проявить свои знания по теме игры,
2 Задание. "Веришь ли ты, что…?" (выбрать под контингент учащихся)
- - утро вечера мудренее? (да)
- - пожилые люди спят меньше молодых? (да)
- - всем людям нужно спать 8 часов, чтобы выспаться? (нет)
- - индивидуальная потребность в сне бывает очень разной? (да)
- - снотворное обеспечивает полноценный сон? (нет)
- - главный признак недостаточности сна - состояние усталости в течение дня? (да)
- - некоторые люди считают сон пустой тратой времени? (да)
- - некоторые люди готовы отдать все, чтобы как следует выспаться, однако ночами они ворочаются с боку на бок, не сомкнув глаз до утра? (да)
- - с возрастом характер и продолжительность сна меняются? (да)
- - сон - это сложный процесс, который контролируется мозгом и подчиняется суточным биоритмам? (да)
- - достаточный сон необходим для физического и психического здоровья? (да)
- - новорожденные спят вдвое больше взрослых? (да)
- - азиаты ложатся позже, а просыпаются раньше, чем большинство американцев и европейцев? (да)
- - меньше всех спят японцы? (да)
- - среди австралийцев больше всего тех, кто ложится спать до 10 вечера? (да)
- - самый полезный сон до 12 ночи? (да)
- - нарушения сна могут быть связаны с беспокойством, стрессом, болезнью? (да)
- - физическая активность незадолго до сна может затруднить процесс засыпания? (да)
- - признаки недосыпания нередко дают знать о себе во время школьных занятий: у ребенка снижается успеваемость, повышается возбудимость, ухудшается внимание? (да)
- - некоторые дети не желают ложиться спать, делают, что угодно, лишь бы не идти в постель? (да)
- - время перед отходом ко сну нужно проводить как можно более спокойно? (да)
- - качество сна зависит от всего образа жизни, в том числе от регулярных физических упражнений в правильное время суток? (да)
- - одинаково плохо и наедаться на ночь, и ложиться спать на голодный желудок? (да)
- - важно не только как мы готовимся ко сну, но и в каких условиях спим? (да)
- - дремота - первая стадия сна - важная его часть? (да)
- - вечером лучше воздержаться от кофе, крепкого чая, какао? (да)
- - сон для нас - это насущная потребность, которой нельзя пренебрегать? (да)
- - тем, кто привык лежа в постели есть, что-то изучать, смотреть телевизор или играть в видеоигры, бывает труднее заснуть? (да)
- - для детей полноценный ночной сон ничуть не менее важен, чем для взрослых? (да)
- – человек спит треть своей жизни? (да)
3 Задание по выбору ведущего. Пословицы и выражения о сне.
(Дополнительные пословицы. См. приложение2)
- Объяснить пословицы и выражения о сне (10 пословиц);
- Выбрать одинаковые по смыслу выражения;
- Найти противоположные по смыслу выражения;
- Отметить выражения о гигиене сна;
- Соединить начало пословицы с окончанием, если они будут разрезаны;
- Соединить начало выражения с продолжением, если они будут напечатаны со смещением.
- Сон есть дивное таинство природы, обновляющее все силы человека, телесные и духовные (А.П. Чехов).
- Крепкий сон - одно из величайших благ и наслаждений (П.И. Чайковский).
- Сон - бальзам природы (Шекспир).
- Усталость - лучшая подушка (В. Франклин).
- Бессонные ночи сокращают дни (Ф. Бекон).
- Слишком продолжительный сон отягчает и обедняет умы (О. Бальзак).
- Кто встал до дня, тот здоров.
- Сон дороже лекарства.
- Самое сладкое на свете - сон (Карел.).
- Без сна не проживешь (Карел.).
- Поешь - сыт наполовину; поспишь - сыт вполне (Швед.)
- Еда - пища тела, сон - пища бодрости (Чеч.-ингуш.).
- Сон любого сломит (Осет.)
- Сном болезни проходят.
- Соблюдай порядок - сон будет сладок.
4 Задание. " Это - да! Это - нет!"
Прочитать выразительно стихотворение. Учащиеся получают карточки (текст стихотворения, разрезанный на части) и читают по очереди с выражением.
Ю. Мориц
Это - да! Это - нет!
- На эту кушетку,
На эту тахту,
На эту кровать
Или даже на ту,
На этот диван
Или даже на тот,
Где целыми днями
Валяется кот, -
Ложитесь и спите,
Пожалуйста, сами! -
Сказал я за ужином
Папе и маме,
Двум бабушкам сразу -
И папиной маме,
И с ней за компанию
Маминой маме.
- Не надо, - сказал я, -
Подушку взбивать,
А также простынкой
Кровать накрывать,
А также не надо
Кровать согревать
Моим одеялом
Из шерсти верблюда!
Я спать не пойду
Ни за что, никогда,
Я буду слоняться
Туда и сюда,
Плясать
Или просто за ухом чесать -
Но спать,
Безусловно,
Я больше не буду!
Кататься верхом на слоне -
Это да!
Запеть петухом в тишине -
Это да!
Шептаться со львом при луне -
Это да!
Шататься от стенки к стене -
Это да!
Но только не спать -
Ни за что, никогда!
Не спать никогда -
Ни на левом боку,
Ни на спине,
Ни на правом боку,
Ни подпирая ладонью щеку,
Ни задирая свой нос к потолку,
Ни высунув руку,
Ни высунув ногу,
Чтоб спину погладить
Английскому догу.
Глаза в темноте закрывать -
Это нет!
Лежать в темноте и зевать -
Это нет!
И носом в подушку клевать -
Это нет!
Кататься верхом на слоне -
Это да!
Слоняться верхом на коте -
Это да!
Верхаться на слонокоте -
Это да!
Но спаться уже никогду не пойда!
Вопросы:
- Что вы говорите близким, когда не хотите идти спать?
- Что говорят вам близкие, когда вам пора спать?
- В какое время вы ложитесь спать?
- Как быстро вы засыпаете?
Ведущий. Для того, чтобы быстро засыпать и высыпаться нужно соблюдать гигиену сна.
5 Задание. Составить памятку.
Важно соблюдать гигиену сна. Учащиеся пишут на доске или говорят по очереди, что хорошо и что плохо для полноценного сна. Например:
Для сна
плохо | хорошо |
Уроки перед сном | Прогулка перед сном |
Свет, шум | Открытая форточка |
Остросюжетный фильм | Чистая постель |
Резкие запахи | Просторная одежда |
Душная комната | Удобный матрас и подушка |
Поздний плотный ужин | Рациональное питание |
видеоигры | Спокойная музыка |
6 Задание. «Колыбельные песни» (магнитофон, диск с колыбельными песнями)
Ведущий акцентирует внимание детей на спокойной музыке перед сном и предлагает спеть известные им колыбельные песни.
Ведущий. Понаблюдайте за собой и постарайтесь отметить, какие действия нагоняют на вас сон, а какие прогоняют его. Отнеситесь к своему исследованию серьезно. Помогите себе, научите себя засыпать сразу же. Здоровый сон - это жизнь!
7 Задание. "Сон - волшебник"
Расскажите о волшебных качествах сна.
Расскажите свой самый фантастический сон.
8 задание. «Я рисую сон» (см. приложение)
Ведущий раздает учащимся черно-белые рисунки по теме игры и предлагает их раскрасить.
Другой вариант – нарисовать свой удивительный сон.
Заключительная часть.
- Подведение итогов игры.
- Пожелание крепких снов и добрых сновидений.
ЛИТЕРАТУРА
- Ридерз дайджест. Все о здоровом образе жизни. 1998
- Журнал "Трамвай" №9,1990
- Ю. Мориц "Собака бывает кусачей". РИО "Самовар" 1998
- Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захаревич, Т.О. Калинина Валеология - основы безопасности жизни ребенка. Санкт-Петербург 1995
- Мудрое слово о здоровье (изречения, афоризмы, пословицы, поговорки). "Знание" Москва 1969
- Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев Твое здоровье Укрепление организма Санкт-Петербург 1997
Приложение 1
Есть ли у вас нарушения сна?
Насколько велика вероятность того, что вы задремлете в перечисленных ниже ситуациях? Отвечая на каждый вопрос, поставьте соответствующие баллы, а затем подсчитайте их сумму.
0 | Никогда бы не задремали |
1 | Маловероятно, что задремлете |
2 | Возможно, задремлете |
3 | Скорее всего, задремлете |
А) когда сидите и читаете
0 | 1 | 2 | 3 |
Б) перед экраном телевизора
0 | 1 | 2 | 3 |
В) когда сидите неподвижно на уроке, в общественном месте, например в театре или на собрании
0 | 1 | 2 | 3 |
Г) если проехали в автомобиле час без остановки
0 | 1 | 2 | 3 |
Д) когда сидите спокойно после обеда
0 | 1 | 2 | 3 |
Е) если прилегли отдохнуть днем
0 | 1 | 2 | 3 |
Ж) когда сидите и беседуете с кем-нибудь
0 | 1 | 2 | 3 |
З) если автомобиль остановился на короткое время
0 | 1 | 2 | 3 |
Сумма баллов ______________
Результаты:
1-6: нет причин для беспокойства
- в пределах нормы
9 и более: обратитесь к врачу
Приложение 2
- Скажи мне, как ты спишь, и я скажу, как ты утомляешься.
- Чем меньше сон, тем слаще он.
- Чем крепче сон, тем ярче мысли.
- Кто хочет спать, тот не нуждается в подушке. (Татарск.).
- Сон мягкой перины не требует (Татарск.).
- Как постелешь, так и поспишь.
- Беспечальному сон сладок.
- Сон, что богатство: что больше спишь, то больше хочется.
- С курами ложись, а с петухами вставай.
- Человек, который рано встает, увеличивает свое счастье (Кирг.).
- Ешь вполсыта, спи досыта.
- Кто больше всех спит, тот меньше всех живет.
- Десять правильно проведенных ночей не окупают одной бессонной ночи (Кит.).
- От бессонницы трудом лечатся.
- Сон потерял - болезнь нажил.
- Когда спится, тогда не снится.
- Хорошо поработать - без сновидений спать. (Карел.).
- Полному желудку кошмары снятся (Ассир.).
- Голодный во сне хлеб увидел, а страждущий - воду.
- Что держишь в уме, то и видишь во сне.
- Лучше не спать, чем видеть страшные сны (Турецк.).
- Нечистая совесть спать не дает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стань волшебником!
Блок уроков "Стань волшебником!" УРОКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 2-А КЛАССА СТАНЬ ВОЛШЕБНИКОМ! ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЦВЕТИКА-СЕМИЦВЕТИКА: -ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ЭТОТ ПРЕДМЕТ? (СКАЗКА КАТАЕВА «ЦВЕТИК-СЕМИ...
урок по литературному чтению по УМК Школа 2100 на тему "Живут волшебники земные тепло своих сердец даря"
Данный урок был проведён в 4 классе по произведению К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...
Задания к уроку внеклассного чтения по книге "Волшебник Изумрудного города"
конспект урока внеклассного чтения и задания для подготовки к уроку...
А. Волков "Волшебник изумрудного города"
Викторина по произведению А. Волкова "Волшебник изумрудного города"...
методическая разработка интегрированного урока "Мы волшебники" 3 класс
Данную разработку можно использовать как открытый урок для родителей. Совмещены фрагменты уроков математики, русскогоязыка, литературного чтения, окр. мира, информатики....
Открытый классный час по теме: «И я могу быть волшебником»
Открытый классный час по теме: «И я могу быть волшебником» подготовлен Копниной Е. В., учителем нач. школы МОУ СОШ № 23 г. Дзержинска Нижегородской областиДанное мероприятие поможет провести кла...
Викторина «ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ» по произведению Т. Янссон «Шляпа Волшебника»:сон «Шляпа Волшебника»:
Литературная викторина (летнее чтение)...