Физкультурные минуты, паузы на уроках в начальной школе.
учебно-методический материал по зож на тему

Сидорова Светлана Ивановна

Физкультурные минуты благотворно влияют на восстановление умственной активности, работоспособности, препятствуя нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень обучающихся, снижают статические нагрузки.

Каждый педагог должен считать своей обязанностью в ходе уроков постоянно использовать физкультурно-оздоровительную форму, эффективно воздействующую на укрепление здоровья учеников и продуктивность самих занятий.

Физкультурные минуты проводятся под руководством учителя и не должны превышать 2-х минут с использованием 3-4 упражнений. Полезнее проводить её тогда, когда у обучающихся появляются первые признаки утомления - снижается активность, нарушается внимание, ученики становятся неспокойными. Время начала физкультурной минуты (паузы) определяется педагогом.

Упражнения во время физкультурной минуты выполняются учениками сидя или стоя около парты. Амплитуда движений должна быть небольшая, чтобы не мешать соседу.

Упражнения подбираются простые, доступные, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие группы мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы сидения во время урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkulturnye_minuty_pauzy_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.docx543.87 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурные минуты, паузы на уроках в начальной школе

Материал подобран  учителем начальных классов

МОУ «СОШ № 2» г.о. Электросталь Московской обл.

Сидоровой С.И.

Физкультурные минуты благотворно влияют на восстановление умственной активности, работоспособности, препятствуя нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень обучающихся, снижают статические нагрузки.

Каждый педагог должен считать своей обязанностью в ходе уроков постоянно использовать физкультурно-оздоровительную форму, эффективно воздействующую на укрепление здоровья учеников и продуктивность самих занятий.

Физкультурные минуты проводятся под руководством учителя и не должны превышать 2-х минут с использованием 3-4 упражнений. Полезнее проводить её тогда, когда у обучающихся появляются первые признаки утомления - снижается активность, нарушается внимание, ученики становятся неспокойными. Время начала физкультурной минуты (паузы) определяется педагогом.

Упражнения во время физкультурной минуты выполняются учениками сидя или стоя около парты. Амплитуда движений должна быть небольшая, чтобы не мешать соседу.

Упражнения подбираются простые, доступные, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие группы мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы сидения во время урока.

Комплекс упражнений физкультминутки


http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/578/577207/577207_html_m6f31e06c.jpg


Откинуться на спинку стула, вытянуть ноги, отвести руки в стороны и потянуться.


http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/578/577207/577207_html_1043b081.png


Стоя, ноги вместе, руки к плечам. Поднять руки вверх и потянуться.


http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/578/577207/577207_html_2cb6354e.jpg

Поставить ноги на ширину плеч, отвести руки в стороны. Повороты туловища: 1-2 – вправо, 3-4 – влево.


http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/578/577207/577207_html_me0484fb.png


Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклоны: 1 – вправо, правая рука скользит вниз по бедру, левая – вверх по торсу; 2 – и.п.; 3 – влево со сменой движения рук; 4 – и.п.


http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/578/577207/577207_html_879479d.jpg


Ноги вместе. Как можно выше поднимать согнутую в колене ногу – то правую, то левую – подтягивая ее вверх руками.


http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/578/577207/577207_html_m3f0bf9e2.jpg


Ноги вместе. 1-2 – присесть. Руки вперёд; 3-4 – выпрямиться, руки вниз.

Комплекс упражнений физкультпаузы

1) И. п. - основная стойка. Поднимание и опускание левого и правого плеч одновременно и попеременно, затем движения плечами назад и вперёд.

2) И. п. - основная стойка. Медленно подняться на носки, руки вверх, прогнуться; вернуться в и. п.

3) И. п. - ноги на ширине плеч, руки вверх. Круговые движения руками, как при плавании кролем на спине.

4) И. п. - ноги на ширине плеч, руки за головой, пальцы сцеплены. Повороты туловища вправо и влево.

5) И. п. - основная стойка. Выпад вправо, руки в стороны; вернуться в и.п. Присесть, руки вверх; вернуться в и. п. То же в другую сторону.

6) Бег на месте 15-20 с, при этом встряхивать расслабленными кистями, опущенными вниз.

7) И. п. - основная стойка. Отвести руки в стороны и назад, прогнуться, сделать глубокий вдох, затем, выдыхая, обхватить себя руками спереди, слегка наклонившись вперёд.

Гимнастика для пальцев рук

При длительной письменной работе, рисовании необходимо периодически снимать возникающее в руках напряжение. Ниже приводятся упражнения, которые не только дают отдых рукам, но и развивают их силу, быстроту и ловкость.

Эти упражнения выполняют стоя или сидя, поставив локти на стол: каждое -10-15 раз. По завершении гимнастики следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж пальцев, поглаживая их от кончиков к запястью.



http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/578/577207/577207_html_m291c92bc.jpg


С силой, сжимать и разжимать пальцы, пока они не устанут.


http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/578/577207/577207_html_m6aa0a958.jpg


Выпрямить пальцы. Одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги.


http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/578/577207/577207_html_m1405fc63.jpg


Сжимание пальцами теннисного мяча.


http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/578/577207/577207_html_m13111a2c.jpg


Круговые движения каждым пальцем по большой амплитуде в одну и другую стороны. Развести прямые пальцы и, начиная с мизинца, последовательно (веерообразным движением) согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в и.п. (разогнуть пальцы).


http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/578/577207/577207_html_175bb60a.jpg


Руки вперёд ладонями вниз. Поднимание ладоней вверх и опускание их вниз.


http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/578/577207/577207_html_35303004.jpg

Сжать пальцы в кулак. Делать круговые движения кистью в левую и правую стороны; сгибать и разгибать кисти рук.



http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/578/577207/577207_html_m192d5115.jpg


Пружинистые разгибания ладони левой руки правой рукой и наоборот.


http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/578/577207/577207_html_5d184494.jpg


Пружинистые сгибания левой руки правой рукой и наоборот.


http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/578/577207/577207_html_m520d358d.jpg


Руки перед грудью, локти в стороны, пальцы сцеплены. Волнообразные движения руками.

Руки перед грудью, ладони обращены к груди, пальцы сцеплены. Пружинистыми движениями разгибать руки вперед, ладони направлять вперёд (от себя).


Комплексы упражнений  для снятия утомления глаз

Комплекс 1

1) Закрыть глаза, сильно напрячь глазные мышцы - на счет 1-4; затем открыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль – на счёт 1-6. Выполнить 4-5 раз.

2) Посмотреть на переносицу, задержать взгляд - на счёт 1-4; затем посмотреть вдаль - на счёт 1-6. Выполнить 4-5 раз.

3) Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд - на счёт 1-4; затем посмотреть вдаль прямо - на счёт 1-6. Аналогично - упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Выполнить 3-4 раза.

4) Перевести взгляд быстро по диагонали справа сверху – налево вниз, смотреть прямо вдаль - на счёт 1-6; затем слева сверху - направо вниз и снова вдаль - на счёт 1-6. Выполнить 4-5 раз.

Комплекс 2

1) Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, - на счёт 1-4; широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль - на счёт 1-6. Выполнить 4-5 раз.

2) Смотреть на кончик носа - на счёт 1-4; потом перевести взгляд вдаль - на счёт 1-6. Выполнить 4-5 раз.

3) Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз - влево, вверх – влево – вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль - на счёт 1-6. Выполнить 4-5 раз.

4) Не поворачивая головы, переводить взгляд (и фиксировать его) - на счёт 1-4 вверх, на счёт 1-6 прямо; после чего аналогично вниз - прямо, вправо - прямо, влево - прямо; по диагоналям в разные стороны с фиксацией взгляда прямо - на счёт 1-6. Выполнить 3-4 раза.

Упражнения  для  глаз

 

Хорошо растереть ладони друг о друга.

Упражнения 2, 4, 6, 8, 10 можно делать как с открытыми, так и с закрытыми глазами

  1. Пальминг.

(между упражнениями можно делать пальминг по 10 секунд).

  1. Глаза закрыты.

Смотрим прямо, затем вверх, прямо, вниз, прямо.

  1. Глаза закрыты. Смотрим прямо, влево, прямо, вправо, прямо.
  2. «Часы».

Глаза закрыты. Мысленно нарисовать перед собой большие часы.
Передвигать глазами
по  часовой  стрелке

 (12,1,2,…12) 3 круга,                                        
затем против часовой стрелки
(12,11,10…12) тоже 3 круга.

  1. «Бабочка». 

Глаза закрыты. Смотрим прямо.
Вправо - вверх, вправо - вниз,
прямо, влево - вверх,
влево - вниз, прямо.
Затем движение обратное.
Делать по 5-7 раз.

  1. «Письмо другу». 

Глаза закрыты.

Написать письмо (не меньше трех слов) с закрытыми глазами носом.

Это упражнение расслабляет мышцы плечевого пояса.

      7)  «Бесконечность».

Глаза закрыты. Носом рисуем восьмерки:

- горизонтальные

- вертикальные.

Делать упражнение по 5 - 10 раз.                                

      8) Сделать 8 крепких сжатий глаз;

      9) Быстрое моргание глазами.

      10) Глаза открыты. Поставить палец на уровне глаз на расстоянии вытянутой руки. Смотрим последовательно на: нос, палец, далёкая звезда на горизонте. Затем в обратном  порядке: Звезда, палец, нос. И так 5 – 7 раз.

Для улучшения мозгового кровообращения

Комплекс 1

1) И. п. - сидя на стуле, расслабленные руки вдоль тела, спина прямая. Медленно наклонять голову назад - вперёд.

2) И. п. - руки к плечам. Повернуть голову направо, локти отвести в стороны, вернуться в и. п. То же с поворотом головы налево.

3) И. п. - руки за голову, пальцы сцеплены. Руки вверх, ладони соединить, потянуться, посмотреть на кисти рук, вернуться в и. п.

Комплекс 2

1) И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. Круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. Круг левой рукой назад с поворотом туловища и головы налево.

2) И. п. - руки вытянуты вперед. Поднять руки вверх, прогнуться и посмотреть вверх, вернуться в и. п.

3) И. п. - руки на поясе, спина прямая. Медленно наклонять голову вправо и влево.

4) И. п. - стоя, ноги врозь, пальцы рук собрать в кулаки. Мах левой рукой назад, правой вверх - назад, затем наоборот.


Комплекс 3

1) И. п. - сидя на стуле, руки вдоль тела (или на поясе). Три круговых движения головой влево, три вправо и т. д.

2) И. п. - сидя на стуле. Самомассаж затылочной части головы и шеи: растирание подушечками пальцев от позвоночника к ушам или вдоль позвоночника, затем поглаживание шеи от позвоночника к плечам.

3) И. п. - сидя на стуле, руки вдоль тела (или на поясе). Повороты головы вправо и влево.

Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок кровеносных сосудов шеи; раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение сосудов головного мозга, улучшает кровообращение. Дыхательные упражнения усиливают кислородный обмен.


Для снятия утомления мышц рук и плечевого пояса

Комплекс 1

1) И. п. - основная стойка. Поднимание и опускание плеч.

2) И. п. - руки согнуты перед грудью. По два пружинящих рывка назад согнутыми и прямыми руками.

3) И. п. - руки вытянуты вперед ладонями вверх. Сжимая пальцы в кулаки, согнуть руки в локтях; вернуться в и. п.


Комплекс 2

1) И. п. - руки к плечам, локти в стороны. Движения локтями вперёд и назад.

2) И. п. - основная стойка. Сжимая и разжимая пальцы, медленно поднять руки вверх, затем так же опустить их вниз.

3) И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Круговые движения прямыми руками вперёд и назад.

Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных групп мышц плечевого пояса и рук улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

Для снятия утомления мышц туловища и ног

Комплекс 1

1) И. п. - руки на поясе. Пружинистые наклоны вправо и влево.

2) И. п. - руки на поясе. Сделать три пружинистых наклона вперёд, доставая до пола руками; вернуться в и. п.

3) И. п. - основная стойка. Присесть, руки вперед; вернуться в и. п.


Комплекс 2

1) И. п. - руки на поясе. Наклоны вперед и назад.

2) И. п. - руки на поясе. Круговые движения туловищем в правую и левую стороны.

3) И. п. - основная стойка. Ходьба на месте 10-15 с.

Упражнения для мышц ног, брюшного пресса и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют ликвидации застойных явлений крово и лимфообращения, предотвращению отёчности ног.


Для снятия общего утомления

«Проснулись, потянулись».

 И. п. - основная стойка, голова опущена, руки за голову, локти вниз. Руки вверх -наружу, голову поднять, прогнуться (глубокий вдох); вернуться в и. п. (выдох).

«Пловец».

И. п. - ноги вместе, руки опущены вдоль туловища, ноги в коленях полусогнуты. Поднять согнутые в локтях руки, кисти перед грудью ладонями вниз. Медленно выполнять круговые движения руками вперёд - в стороны назад (в горизонтальной плоскости), имитируя движения рук при плавании брассом. Руки при движении не опускать.

«Дровосек».

И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх, пальцы сцеплены, слегка прогнуться. Наклон туловища вперёд, руки вниз (между ног); вернуться в и. п.


«На параде».

Ходьба на месте с широкими движениями рук.

Оздоровительные минутки для младших школьников на каждом уроке

                   

                    ***

Самомассаж ушных раковин
При выполнении массажа каждый приём повторить 3-4 раза.

  • разогреть ладони трением, помассировать ушные раковины движения и ладони вперёд - назад;
  • разогреть трением кончики первых трёх пальцев, щипцеобразно размять завитки ушей;
  • подёргать себя за мочки ушей вниз, за верхушки ушей вверх, за завитки - в стороны;
  • разогреть ладони трением, помассировать ушные раковины движениями ладони вперёд - назад.

                    ***

Игра "Запрещённое движение"

Содержание: во время ходьбы по одному в колонне учитель (он идёт первым) меняет положение рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного - руки, на пояс. Это движение - запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя. Через некоторое время объявляется запрещённым другое движение.
                
***

Физкультминутка

Скачет лягушонок, (хлопок в ладоши)
Ква-ква-ква! (прыжки на месте)
Плавает утёнок, (хлопок в ладоши)
Кря-кря-кря! (руки к груди и в стороны)
Прыгает козлёнок, (хлопок в ладоши)
Ме-ме-ме! (руки на поясе, наклон вперёд)
А за ним ягнёнок, (хлопок в ладоши)
Бе-бе-бе! (приседание), 
Вот мы на зарядке,
(хлопок в ладоши)
Раз-два-три! (прыжки на месте)
Утром на площадке, (хлопок в ладоши)
Раз-два-три! (прыжки на месте)
Все вокруг стараются, (хлопок в ладоши)
Спортом занимаются! (ходьба на месте)
(Повторить 2-3 раза)

                ***

Упражнения для глаз

Широко раскрыть и закрыть глаза (3 раза).
Крепко зажмуриться и открыть глаза (3 раза).
Легко поморгать глазами (6 раз).
Медленно с выдохом сделать круг глазами по часовой стрелке.
Повторить против часовой стрелки.
Последние 2 упражнения повторить с закрытыми глазами.
С закрытыми глазами написать носом круг в воздухе по часовой стрелке и обратно.
Легко поморгать глазами (6 раз).
                

                       ***
Комплекс упражнений
1) И. п. - сидя за партой, руки за голову. 1-2 руки вверх, потянуться; 3-4 и. п.
2) И. п. - сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс. 1 - 2 - наклон вправо; 3-4 - и.п. То же влево.
3) И. п. - сидя за партой. 1-2 встать, выпрямиться; 3 — 4 — и. п.
4) И. п. - сидя за партой. 1- 2 - встать, руки к плечам. 3-4 - руки вверх, 5-6 - и. п.

                ***

Игра "Кто в саду?"

Содержание: ученики, взявшись за руки, образуют круг. А 4-5 учеников образуют внутри большого — маленький круг — это пчёлки. Дважды все произносят слова: «Кто в саду? Кто в саду? Пчёлка в розовом саду». Ученики, стоящие в большом круге, идут в одну сторону, а в маленьком - в другую. Все произносят слова: Ползай, пчёлка, с веточки на веточку, С веточки на веточку, с листочка на листок. Наружный круг останавливается. Ученики, не отпуская рук, поднимают их вверх. Стоящие в маленьком круге (пчёлки) расцепляют руки и идут "змейкой" в воротца, т.е. под поднятыми руками игроков наружного круга. По окончании слов пчёлки становятся каждая за одним из участников игры, находящимся в большом круге. Эти пары меняются. Игра повторяется. Продолжительность 7-10 минут.

                 ***

Кинезиологическое упражнение

«Кулак - ребро – ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8 - 10 раз.

                ***

Физкультминутка

«Встретились Бяка и Бука» (шагаем на месте)

Никто не издал ни звука. (руки в стороны) 
Никто не подал и знака
(руки на пояс)
Молчали  - молчали (повороты туловища влево-вправо) 
Бяка и Бука.
(наклоны туловища влево-вправо) 
И Бука думал со скукой:
(наклон туловища вперёд)
Чего он так смотрит — букой?
(руки в стороны)
И Бяка думал: (руки на пояс) 
Однако
(наклон туловища вперёд)
Какой он ужасный (руки вверх)
Бяка..." (руки опустили)

                ***

Комплекс упражнений

1) И. п. - сидя за партой, руки к плечам, ноги расставлены.

1-2 — поворот туловища вправо, руки вверх; 3-4 - и. п.
2) И. п. - сидя за партой, руки за голову.

1-2 - поднять руки вверх, туловище держать прямо; 3-4 - и. п.
3) И. п. - стоя за партой, руки на парту.

1-2 - сесть за парту; 3-4 - и.п.

4) И. п. - стоя за партой, руки на пояс;

1 — руки в стороны; 2 - руки вверх, потянуться; 3 - руки в стороны; 4 - и. п.

                

                        ***

Точечный массаж для повышения иммунитета

Проговаривая текст, дети массируют точку, расположенную между большим и указательным пальцами руки.
Есть волшебная точка у нас,
Будем крутить её каждый час.
От простуды помогает,
От инфекции спасает.
От безделья, лени - тоже

Эта точка всем поможет.
Стало скучно, не грустите –
Эту точку покрутите.
Утром, днем и перед сном
Дружно с точкой мы живем.

                ***

 Игра "Отгадай, чей голосок?"

Содержание: все играющие образуют круг. Один из игроков становится в середине круга и закрывает глаза. Учитель показывает на того, кто будет говорить слова: "Скок, скок, скок!". Все участники игры идут по кругу и поют: "Мы составили все круг, повернемся разом вдруг! (все поворачиваются вокруг себя), а как скажем - скок, скок, скок — отгадай, чей голосок?". Стоящий в центре открывает глаза и пытается отгадать, кто сказал слова "скок, скок, скок". Угаданный игрок идёт в середину, водящий — в круг. Если водящий не отгадал, он продолжает стоять в середине круга.
                ***

Физкультминутка

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руками разведём
И побежим кругом.

                ***

Комплекс упражнений

1) И. п. - сидя за партой, руки на парту ладонями вниз.

1-4 - поочередное продвижение вперёд то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

2) И. п. - основная стойка у парты, руки к плечам.

1-4 - одновременные круговые движения вперёд; 5-8 - назад; пауза. Повторить 3 раза.

                ***

Игра «Добрые слова»

Содержание: участники игры становятся в круг, в центре — ведущий с мячом. Он читает стихотворение.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Кузнецу, ткачу, врачу —
С добрым утром! — я кричу.
Добрый день! — кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
Добрый вечер! — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

Ведущий бросает мяч любому из игроков, который говорит одно из добрых слов и возвращает мяч ведущему.

Дыхательные упражнения

                     ***

«Чудо-нос»

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание...
(дети делают вдох и задерживают дыхание)
Раз, два, три, четыре —
Снова дышим:

Глубже, шире.

                ***

«Минутка покоя»

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох; Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

                ***

Физкультминутка
Видишь, бабочка летает,
(машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает, (считают пальчиком) –
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки в ладошки)
Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте)
За день, за два и за месяц  (шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять, (хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (машем руками - крылышками)
Сосчитать бы не смогла! (считают пальчиком)

                ***

Кинезиологическое упражнение

«Перекрёстные движения»

Выполняются перекрёстные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделать это же левой рукой и правой ногой.

                ***

Дыхательное упражнение «Паровоз»

Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.
Паровоз кричит:

«Ду-ду-у-у!
Я иду, иду, иду!»
А колеса стучат,
А колеса говорят:

«Так-так, так-так.
Чуф-чуф, чуф-чуф.
Ш-ш-ш, у-у-у! Приехали!»

Физкультминутки (в стихах)

                       ***                      

Раз, два, три, четыре –
(Руки в стороны и с силой к плечам)
Буду всех сильнее в мире,

(Изобразить движения клоуна и др.)
Буду в цирке выступать,
Бегемота поднимать.
Мы присядем столько раз,
Сколько бабочек у нас.

(Приседания в сочетании с ходьбой, с изображением бабочек)
                       ***

Раз, два, три, четыре, пять.

Можно всё пересчитать.

(Ходьба с выставлением указательного пальца вперёд)

Сколько в комнате углов?

(Показать на углы с поворотом туловища) 
Сколько ног у воробьёв?

(Приподнимать поочерёдно ноги)
Сколько пальцев на руках?

(Раскрыть пальцы рук)
Сколько пальцев на ногах?

(Присесть, коснуться носков ног)
Сколько в садике скамеек?

(Полуприседания)
Сколько в пятачке копеек?

(Попрыгать легко или приподнимать пятки)

                    *** 
На лошади ехали,

(имитация езды на лошади)
До угла доехали,
Сели на машину

(полунаклоны в стороны)
Налили бензина.

(с имитацией поворота руля)
На машине ехали,
До реки доехали.
«Тррррр. Стоп. Разворот».

(остановка, поворот на 360 градусов)

На реке пароход.

(четыре коротких шага вперёд)
Пароходом ехали,

(столько же назад)
До горы доехали.

(покачиванием вытянутых рук)
Пароход не везет,

(четыре коротких шага вперёд)
Надо сесть в самолёт.
Самолёт летит

(развести руки в стороны)
В нём мотор гудит:

(наклоны туловищем)
«У-У-У-У-У-У»

(имитация полёта самолёта)

                    ***

Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.
                 ***
На двери висит замок.

(руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог?

(пытаются разъединить  руки)
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.
                   
***
Мы подуем высоко: - с-с-с

(подняться на носки)
Мы подуем низко: - с-с-с

(присесть) 
Мы подуем далеко: -с-с-с

(потянуться вверх и в стороны руками)

Мы подуем близко: - с-с-с

(палец к губам)
                   
***
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
                   
***
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко как лисята,
Ну, а если надоест.
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
                   
***
Самолёты загудели

(вращение перед грудью согнутыми руками)
Самолёты полетели

(руки в стороны, наклоны вправо, влево)
На полянку тихо сели

(присесть, руки на колени) 
Да и снова полетели.
                   
***
Все выходят по порядку

(ходьба на месте)
Раз - два – три - четыре!
Дружно делают зарядку -
Раз - два – три - четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо поворот,
(наклон назад, наклон вперёд)
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Ножки в стороны,
Ножки вкось,
Ножки вместе,
Ножки врозь.
                   
***
Захар змея запускает

(руки вверх)
Зоя с зайкою играет

(прыжки на двух ногах) 
Зина в лес пошла

(шаги на месте)
Земляничку нашла

(наклоны вперёд и складывание ягод в корзину)
                    ***
Сперва я буду маленький,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большой,
До лампы дотянусь.
Я по узкой доске,
Качаясь, иду.
По широкой доске
Я прямо пройду.
                   
***
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
                   
***

Катились колёса, колёса, колёса

(руки согнуты в локтях,
ладони вперёд, выполнять
подталкивающие движения)
Катились колёса все влево, все косо

(руки на поясе,
вращательные движения
туловищем)
Скатились колёса на луг под откос

(то же, - в обратную сторону)
И вот, что осталось от этих колёс. (выпрямиться, развести руки в стороны)
                    ***
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька - трусишка,
И как серый волк - волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
                   
***
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу.
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
А потом гулять пойдём.
                   
***
Мы сегодня рано встали

(шаги на месте) 
И зарядку делать стали.
Руки – вверх! Руки – вниз!
Влево - вправо повернись!
                   
***
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
                   
***
Мы топаем ногами,
Мы топаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
И бегаем кругом.

(после команды «стой» дети  останавливаются)
                     
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем собираться.
Раз, два, три, четыре, пять,
Сядем заниматься.
                    ***
Девочки и мальчики,
Хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как, мячики,
Прыг, прыг, прыг!
Ножками топочут:
Топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
                     
***
Девочки и мальчики,
Прыгают, как мячики.
Ручками хлопают,
Ножками топают,
Глазками моргают,
После отдыхают.

Физкультурные минутки на тему «Природа»
                   ***

Наша ёлка велика,

(круговое движение руками)
Наша ёлка высока,

(вставать на носочки)
Выше мамы, выше папы,

(присесть и встать на носки)
Достаёт до потолка.

(потянуться) 
Будем весело плясать: «Эх, эх, эх!»
Будем песни распевать: «Ля, ля, ля!»
Чтобы ёлка захотела
В гости к нам прийти опять!
                   

                    ***
В лесу темно.

(ходят по кругу, приседают, изображая спящих)
Все спят давно.

(сова сидит на стуле в середине круга)
Одна сова не спит.

На суку сидит.
Во все стороны глядит,
Да как полетит!
(дети разбегаются, а сова их догоняет)
                    ***
На поляну, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок.
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.
                   
***
Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
                   
***
Утром дети в лес пошли

(шаги с высоким  подниманием ног)
И в лесу грибы нашли.

(размеренное приседание) 
Наклонялись, собирали

(наклоны вперёд)
По дороге растеряли.

(ритмичное разведение рук в стороны)
                    ***
Мы - листочки, мы - листочки,

(дети стоят в свободной позе)
Мы – осенние листочки.

(руки поднять, покачиваться)
Мы на веточке сидели,

(сесть на корточки)
Ветер дунул - полетели.

(разбегаются)
Мы летали, мы летали,

(бегают, кружатся)
А потом летать устали.

(остановились, покачались)
Перестал дуть ветерок -
Мы присели все в кружок.

(сесть на корточки)
Ветер снова вдруг подул
И листочки снова сдул.

(вновь разбегаются, помахивая руками)
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

(возвращаются за парту)
                    ***
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят,
Как они сядут - покажем:
Крылья сложили назад

                     ***

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю сели.
Ветер снова набежал
И листочки вверх поднял,
Повертел и покрутил
И на землю опустил.
                     
***
На берёзу галка села,

(присесть, руки на колени)
С дерева потом слетела.

(встать помахать руками)
На кровати спит Федот

(присесть, руки под щеки)
И с кровати не встаёт.

(положить голову на колени, закрыть глаза)

                ***

Пингвины
Бело-чёрные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Вот они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
Руки вверх чуть приподняли
И быстрее побежали.

                ***

Попугайчики
Девочки и мальчики,
Сейчас вы попугайчики.
Быстро все на пальму сели.
Друг на друга поглядели.
Головами повертели -
На лиану полетели.
Крылья хорошо иметь:
Сидеть можно и лететь.

                ***

Ох, ох, что за гром?

(руки к щекам наклоны в  стороны) 
Муха строит новый дом.

(движения, имитирующие работу с молотком)
Молоток: стук-стук,

(хлопки руками перед собой)
Помогать идёт петух.

(шаги с наклонами в стороны) 
                       
***

Физкультурой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево - вправо целый день
Прыгать белочке не лень.

                ***

Зимние забавы 
Возьмём снега мы немножко,
Снежки слепим мы в ладошках,
Дружно ими побросались —
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили.
Сверху третий, малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.

                ***

Курочка и цыплята 
Пошла курочка гулять,

Сочной травки пощипать,
А за ней ребятки,

Желтые цыплятки

«Ко - ко - ко, ко - ко – ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите,

Зёрнышки ищите.»
Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

                

                       ***

Приплыли тучки дождевые:
- Лей, дождик, лей!
Дождинки пляшут, как живые!
- Пей, земля, пей!
И деревце, склоняясь,
Пьёт, пьёт, пьёт!
А дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт.

                ***

Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Руки вверх поднимем столько,
Крыльев разных у них сколько.
Столько раз присядем разом,

Сколько лапок видим сразу.
                       
***

Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем собираться.
Раз, два, три, четыре, пять,
Сядем заниматься.

                ***

Повторяй за мной зарядку

(шаги на месте) 
В ней звук (Т) пришёл на грядку.
Тыква вот, а вот томат.

(вытянуть руки вправо, влево)
Здесь - капуста, здесь - салат.

(наклонились к правой ноге, затем к левой, выпрямились)
Тмин, картошка, артишок

(руки на пояс, к плечам, вверх)
И петрушки корешок.

(руки вниз)
Все, что вырастили мы,

(руки в стороны) 
Будем есть всё до весны.

(руки вниз, выпрямились)

                ***

ЭЙ! Попрыгали на месте.
ЭХ! Руками машем вместе.
ЭХЕ - ХЕ! Прогнули спинки,
Посмотрели на картинки.
ЭГЕ - ГЕ! Нагнулись ниже.
Наклонились к полу ближе.
Э-Э-Э! Какой лентяй!
Потянись, но не зевай!
Повернись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

Подвижные перемены

Подвижные перемены помогают укреплению здоровья, активному отдыху обучающихся, поддержанию их работоспособности (особенно умственной) на последующих уроках.

Желательно, чтобы обучающиеся сами выбирали упражнения, игры и умели самостоятельно их организовывать. Важно, при этом, учитывать возрастные особенности занимающихся и использовать материал учебной программы по физическому воспитанию.

Во время физкультурно-оздоровительных занятий на подвижных переменах необходимо принять все меры по предупреждению травматизма, обеспечить условия безопасности обучающихся.

Игры низкой интенсивности


«Два сигнала» 

Играющие делятся на две команды и встают в шеренги лицом друг к другу на расстоянии 3—4 м. Одна команда выполняет заранее указанные движения при названии овощей, другая — при названии фруктов. При каждой ошибке играющего соответствующая команда получает штрафное очко.

«Совушка» 

Выбирается водящий — «совушка», который находится в углу площадки, в «гнезде»; остальные — «мышки». По сигналу «День» «мышки» выбегают на площадку и свободно передвигаются, а по сигналу «Ночь» замирают на месте. В это время «совушка» «выходит на охоту» и забирает к себе тех «мышек», которые пошевельнутся. «Совушка» охотится до сигнала «День», после чего снова улетает в гнездо, а «мышки» бегают, резвятся до следующего сигнала «Ночь». Когда в гнезде окажется 3—5 пойманных «мышек», выбирается другой водящий. В конце игры отмечаются ни разу не пойманные «мышки» и наиболее наблюдательная «совушка».

«Группа, смирно!» 

Руководитель предлагает играющим выполнять за ним определенные движения. Если он, перед тем как назвать движение, скажет слово «группа», играющие должны выполнить это движение, например: «Группа, руки вперед ставь!». Если слово «группа» не произносится, выполнять движение не надо. Тот, кто ошибается, делает шаг вперёд. После игры отмечаются самые внимательные.

Игры средней интенсивности

«Прыжки через движущуюся скакалку» 

Ребята размещаются по площадке в произвольном порядке. Двое водящих берут длинную скакалку (можно связать две короткие) за концы, так, чтобы провисающая часть скакалки была примерно на высоте коленей, и ходят с ней вдоль площадки. Остальные играющие свободно бегают по площадке и перепрыгивают через скакалку. Задевший сменяет одного из водящих.

«Туннель» 

Играющие делятся на две команды. Каждая команда строится в колонны по два, взявшись за руки, одна колонна параллельно другой. По сигналу дети, стоящие последними в своих колоннах, по «туннелю» — под поднятыми руками играющих — бегут вперёд, встают впереди колонны и поднимают руки вверх. Как только это увидят оставшиеся последними в каждой команде играющие, они выполняют то же, что и предыдущая пара. Выигрывает та команда, играющие которой первыми закончат перебежки.

Вариант проведения спортивного часа в классе

I часть.  Общеразвивающие упражнения, стоя около парты.
II часть. Организованные игры.

«Вызов номеров».

Играющие сидят за партами. Каждый ряд — это команда. В каждой команде детям присваивают номера: сидящим за первой партой — первые номера, за второй партой — вторые номера и т.д. Воспитатель называет номер — и ребята, например, рисуют цветок, выполняют конкретное движение, быстро встают и т.п. Общий результат определяют по сумме первых, вторых, третьих мест. Игра повторяется несколько раз и каждый раз при новом задании.
«Овощи, фрукты, ягоды».

Каждый ряд — команда. За каждым рядом закрепляется соответственно название: «овощи», «фрукты», «ягоды». Воспитатель называет виды овощей, фруктов, ягод. Команда, к которой относится названная культура, должна встать и выполнить определённые движения. Другие команды в это время сидят. В ходе игры одни движения заменяются другими.
«Что изменилось?».

На доске развешивают или расставляют картинки. Учащиеся запоминают, в каком порядке они висят (стоят). Затем детям предлагается встать, повернуться к доске спиной и выполнить 1—2 упражнения. В это время воспитатель перевешивает (переставляет) 1—2 картинки. По сигналу учащиеся садятся на место и определяют, что изменилось. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз воспитатель предлагает выполнить другие упражнения.
III часть.

Игра «Горячо — холодно».

Дети прячут какой-либо предмет (например, теннисный мяч) в классе, а водящий под речитатив учащихся «горячо» или «холодно» должен найти предмет («холодно» дети говорят тогда, когда водящий находится далеко от предмета, а «горячо» — когда он близок к нему).
Общеразвивающие упражнения на месте (без предмета).

1) И.п. — стойка ноги врозь.

1 — наклон вправо, дугами книзу левую руку согнуть спереди, правую сзади.

2 — и. п., руки в стороны вниз, ладонями назад.

3 — наклон влево, дугами книзу правую руку согнуть спереди, левую руку сзади.

4 — и. п., руки в стороны вниз, ладонями назад.

5—8 — то же, что на счет 1—4.

При выполнении наклонов ноги в коленях не сгибать.

2) И.п. — стойка ноги врозь.

1 — с поворотом налево полуприсед на правой, наклон к левой (взяться руками за голень).

2 — и. п.

3—4 — то же в другую сторону.

3) И.п. — стойка ноги врозь, руки согнуты у туловища под прямым углом, пальцы собраны в кулак.

1—4 — перемещать на каждый счёт колени из стороны в сторону, постепенно приседая, одновременно ударяя кулаками по бедрам. Голова наклоняется в ту же сторону, куда смещаются колени.

5—8 — движение выполняется в обратном порядке.

4) И.п. — сед на полу, руки на пояс.

1—4 — четыре «шага» вперед на ягодицах, поочерёдно сгибая и разгибая ноги.

5—8 — то же, что на счёт 1—4, но продвигаясь назад.

5) И.п. — сед на полу, опора руками сзади.

1 — скольжением согнуть ноги в коленях.

2 — развести ноги в стороны (максимально).

Развивающие игры

Продолжительность игры 5-7 минут.
«Бабочки и стрекозы» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Играющие в двух шеренгах располагаются в середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу. Команды получают названия «Бабочки» и «Стрекозы». Ведущий, стоя сбоку, называет одну из команд. Её игроки должны как можно быстрее убежать за линию, обозначенную в 10 шагах перед ними. Играющие другой команды, повернувшись кругом, устремляются вдогонку. Сколько игроков они сумеют осалить до черты дома, столько получают очков. Из игры никто не выбывает, все участники вновь выстраиваются по шеренгам. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек набрать большее количество очков.
Примечание. Вызывать команды можно в произвольном порядке. В исходном положении дети могут сидеть или стоять на коленях

«Барабан» (развивает мышцы и связки голеностопного суставов, развивает чувство ритма и двигательную память).

Учащиеся сидят на скамейке, стопы параллельно, пятки прижаты к полу. Учитель, сидящий напротив, отбивает определённый ритм носком одной ноги, другой ноги, двумя носками одновременно. Дети повторяют движения.

«Бегающая табуретка» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Водящий держит на голове перевёрнутую вверх ножками табуретку или лёгкий стул. При этом голова и лицо должны быть надёжно защищены (например, картонной карнавальной маской и шапкой). Водящий передвигается в произвольном порядке по залу, а играющие, разбившиеся на две команды, стараются набросить на ножки табуретки кольца различного цвета. Побеждает команда, набросившая больше колец.

«Бег с флажками» (развивает быстроту реакции и сочетание зрительной и моторной памяти).

Две колонны с одинаковым количеством играющих стоят на расстоянии вытянутой руки, образуя «коридор». Каждый имеет флажок, одинаковый по цвету с соседом из второй колонны. Ведущий, стоя в нескольких метрах перед колоннами, имеет флажки всех цветов. Подняв флажок определённого цвета, он даёт сигнал для тех детей, у которых есть такие же по цвету флажки. Задача играющих - добежать до ведущего, отдать ему свой флажок, обежать свою колонну с внешней стороны, по «коридору» вернуться к ведущему и, взяв у него свой флажок, вернуться на своё место.

«Белые медведи» (развивает быстроту реакции образное восприятие ситуации).

Двое детей, взявшись за руки, изображают белых медведей. По команде «Белые медведи вышли на охоту», они должны окружить и поймать других участников игры. Пойманный выходит из игры.

«Близкие знакомые» (развивает способность к анализу различий зрительных образов, зрительную память).

Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу по росту. Двое, наблюдательность которых будет проверяться, выходят из строя и стоят спиной к остальным детям. Ведущий задает им различные вопросы:
Кто из присутствующих самый высокий? Самый маленький?
Назвать всех присутствующих по порядку (по росту); в обратном порядке.
Поскольку необходимо вызвать по очереди всех присутствующих, следует разнообразить вопросы:
Какого цвета глаза у самого высокого ученика; какого цвета волосы?
У кого и с кем одинаковая одежда?
У кого верхняя часть одежды красного (белого, синего) цвета?
Могут задаваться и другие вопросы.

«Борьба за мяч» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, развивает чувство коллективизма, волевые качества активности и инициативности).

Учащиеся делятся на две команды. Игра начинается подбрасыванием мяча или ударом его об пол. Поймавший мяч первым передаёт его своим партнёрам. Соперники стараются перехватить мяч и передавать его участникам своей команды. Если команде удалось передать мяч непрерывно 3-5 раз, ей начисляется очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Будь внимателен» (развивает способность к концентрации и переключению внимания).

Дети стоят в шеренгу и, желательно под музыку, маршируют. Учитель произвольно, с разными интервалами и вперемешку даёт команды. Дети должны выполнять их:
Зайчики!

Дети прыгают, имитируя движение зайцев.
Лошадки!

Дети ударяют ногой об пол, будто лошадь бьёт копытом
Раки!

Дети пятятся назад, как раки.
Птицы!

Бегают раскинув руки или (стоя на месте) машут руками
Аист!

Прыжки на месте на одной ноге.
Лягушка!

Присесть и скакать вприсядку.

«Буквы алфавита» (развивает способность к концентрации и переключению внимания). Для детей, знающих буквы.

Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву; ребёнок, которому она присвоена, делает хлопок.

«Веретено» (развивает координационные способности).

Играющие делятся на две группы, построенные в колонну. По команде дети, стоящие первыми, оборачиваются вокруг себя как веретено. Затем вторые берут первых за талию и они оборачиваются вдвоём, затем втроём и т.д. Побеждает группа, участники которой обернутся быстрее.

«Вернись на место» (развивает координационные способности и двигательную память).

Участники игры сидят на скамье или матах. На полу рисуется круг. Водящий становится в круг, закрывает глаза (можно их завязать), делает 4 шага вперёд, поворачивается на 90 градусов и делает 4 шага обратно. Затем всё повторяется. Выполнив упражнение, водящий должен оказаться в кругу. Проигрывает тот, кто, сделав последний шаг, оказался вне круга.

«Верхом на мяче» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма).

Каждая команда состоит из трёх человек. По сигналу один из участников, поддерживаемый под локти двумя другими, встаёт на футбольный или баскетбольный мяч и, переступая, катит его к финишу. Для усложнения в процессе преодоления дистанции участники могут по очереди сменять стоящего на мяче. Команда, первая добравшаяся до финиша, побеждает.

«Волшебное слово» (развивает произвольный контроль, интенсивность и устойчивость внимания).

Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если это слово не произноситься, дети остаются неподвижными.

«Вот так позы» (развивает произвольный самоконтроль, интенсивность и устойчивость внимания, моторную и зрительную память).

Участники игры принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение. Следует проводить, постепенно усложняя, т.е. водящий повторяет позы постепенно увеличивающегося количества детей.

«Вращай одновременно» (развивает координационные способности).

В положении «сидя» попробовать вращать руку справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.

Варианты: левой рукой гладить себя по голове слева направо, а правой рукой - по животу справа налево. Левой рукой забивать гвоздь молотком, а правой - гладить что-то утюгом.

«В уши попала вода» (развивает способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц шеи).

В положении «лёжа на спине» ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха (на вдохе) и из другого (на выдохе)

«Вызови по имени» (развивает интенсивность и устойчивость внимания, чувство времени, двигательную память).

Учащиеся бегают, прыгают в произвольном порядке, предварительно разбившиеся на две команды. Внезапно ведущий (учитель) подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Затем аналогично вызывается участник второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч большее количество раз.

«Вышибалы» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, волевые качества активности и инициативности).

«Гонка мяча» (развивает интенсивность и устойчивость внимания, чувство времени, двигательную и оперативную память. Волевые качества активности и инициативности).

Две команды встают в две шеренги друг против друга на расстоянии 3-5 метров. В каждой команде играющие рассчитываются на первый и второй номера. Первые номера в обеих шеренгах составляют одну команду, вторые - другую. По сигналу прогоняют (перебрасывают) мяч сначала первые номера, потом вторые. Каждая команда прогоняет мяч до 5 раз. Передавать мяч следует только игроку своей команды и в порядке очереди. Принимая мяч, играющий может выходить из шеренги. Играющий, уронивший мяч, передаёт его команде противника. Ведущий считает штрафные очки за каждый упавший мяч. Побеждает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.

«Движение по памяти» (развивает зрительную и двигательную память).

Водящий изучает или проходит для запоминания по начерченной зигзагообразной линии. Затем ему нужно пройти по ней с закрытыми (завязанными) глазами. Выигрывает тот, кто лучше справится с заданием.

«Делай одновременно» (развивает точность мышечно-двигательных дифференцировок и чувство ритма).

Учащимся предлагается отбивать носком одной ноги два удара, а носком другой - три.

«Журавли и лягушки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).

Часть детей (меньшая по количеству) изображают журавлей, стоя на одной ноге. Остальные изображают лягушек, прыгая на четвереньках. По команде «журавли», прыгая на одной ноге, ловят «лягушек», прыгающих в «болото» (очерченный заранее круг). В «болоте» «лягушки» в безопасности. Затем участники меняются ролями.

«Замри» (развивает зрительную и двигательную память, воображение).

Дети произвольно расходятся по спортивному залу. По команде «Замри» (или иному звуковому сигналу) каждый из них принимает позу, отражающее конкретное действие (землекоп, прыгун, штангист). Ведущий смотрит и определяет, кто шевелится или принял несодержательную позу. Такой ребёнок считается проигравшим и отводится в сторону (садится на скамейку). Игра повторяется несколько раз. Выигрывают те, кто не нарушил правила.

«Запомни движения» (развивает зрительную и моторную память).

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют самостоятельно их в обратном порядке.
Примеры движений:

1) Присесть, встать, поднять руки, опустить руки.

2) Отставить правую ногу вправо, приставить; отставить левую ногу влево, приставить

3) Присесть, встать, повернуть голову вправо, повернуть голову влево, повернуть голову прямо.

«Запомни свое место» (развивает зрительную и моторную память).

Участники игры стоят в кругу или в различных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Когда зазвучит музыка или подаётся сигнал, они разбегаются, но с окончанием музыки или по новому сигналу каждый должен вернуться на свое место.

«Запомни свою позу» (развивает зрительную, моторную память и воображение).

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребёнок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить её. Когда зазвучит музыка, дети разбегаются, по окончании звучания они должны вернуться на свои места и принять ту же позу.

«Запретная цифра» (развивает моторную и зрительную память и соотношения между ними).

Играющие стоят по кругу. Выбирается «запретная» цифра, например - 3, вместо произнесения которой участник хлопает в ладоши. Игра начинается, когда первый ребёнок говорит «Один», следующий продолжает счёт и так до трёх. Вместо цифры «3», следующий участник хлопает в ладоши. Счёт продолжается. Сказавший число с цифрой «3» выбывает из игры.

«Запрещённое движение» (развивает моторную и зрительную память и соотношения между ними).

Учащиеся стоят и выполняют гимнастические упражнения, показываемые им учителем. Выполняются все упражнения, кроме одного («запрещённого»), заранее оговорённого. Игра может усложняться, если вместо «запрещённого» упражнения учащиеся будут выполнять другое, также заранее оговорённое. Например, вместо «запрещённого» движения - поднять руки вверх, учащиеся должны присесть.

«Защитник» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности).

Обозначается круг диаметром 2-3 метра. Играют 8-10 человек. Двое из них по жребию располагаются в центре круга: один садится на корточки, а второй (защитник) кладёт ему одну руку на голову и, не отнимая её, обходит сидящего то справа, то слева. Задача остальных игроков - коснуться сидящего. Задача защитника - осалить нападающих, не отнимая руки от головы сидящего. Если защитник выполнит свою задачу, осаленный занимает место сидящего, сидящий становится защитников, а защитник присоединяется к остальным игрокам.

Осаливание не засчитывается, если защитник отнял руку от головы сидящего.

«Зеваки» (развивает произвольное внимание и быстроту простой двигательной реакции).

Дети идут по кругу друг за другом. По сигналу ведущего («Стоп!») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в обратную сторону. Сделавший ошибку выходит из игры.

«Змея» (развивает произвольное внимание и быстроту простой двигательной реакции).

Играющие выстраиваются в колонну и берутся руками за пояс впереди стоящего. Первый в колонне - «голова змеи», последний – «хвост». По сигналу ведущего «голова» старается поймать «хвост». Если «голова» поймает его, то сама становится «хвостом» и игра продолжается. Проигравшими считаются дети, разорвавшие «змею», они выходят из игры.

«Иголка и нитка» (развивает произвольное внимание).

Водящий играет роль «иголки», бегая по произвольно выбираемому маршруту. «Нитка» (остальные учащиеся друг за другом) следуют за ним.

«Иголка, нитка, узелок» (развивает произвольное внимание и скоростно-силовые качества).

Считалкой выбирают иголку, нитку, узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), команда считается проигравшей. Выигрывает команда, которая двигалась наиболее быстро и ловко. При передвижении все трое держатся за руки.

«Игра с муравьем» (развивает способности к произвольному напряжению и расслаблению мышц ног).

На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. На вдохе с силой потянуть носки на себя, ноги напряжённые, прямые. Задержав дыхание, оставить ноги в этом положении, прислушавшись, на каком пальце сидит муравей. На выдохе быстрым снятием напряжения в стопах сбросить муравья. Носки идут вниз и в стороны, ноги расслаблены, отдыхают. Повторить 2-3 раза.

«Игра с песком» (развивает способности к произвольному напряжению и расслаблению мышц рук).

Исходное положение «лежа». На вдохе набрать в руки воображаемый песок. Задержав дыхание, сильно сжать пальцы в кулак, удерживая песок в руках. На выдохе постепенно раскрывать пальцы, посыпая песком колени. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить расслаблено руки вдоль тела: отдыхаем. Игру следует повторить 2-3 раза.

«Канон» (развивает произвольное внимание, чувство ритма, двигательную память).

Под музыку с чётко выделенным ритмом дети двигаются друг за другом. На первый такт правую руку поднимает первый ребёнок, на второй такт - второй ребёнок и т.д. Когда правую руку поднимут все участники игры, на очередной такт дети последовательно поднимают левую руку. Затем в такой же последовательности дети опускают руки.

«Кот и мышь» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Играющие (до 5 пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образуемом сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара и т.д. Коту нельзя забегать в нору, играющие не должны убегать далеко от норы.

«Крепость» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности).

В центре обозначается круг, который является крепостью. Игроки делятся на две команды, защитники и нападающие. Нападающие должны прорваться сквозь кольцо защитников и наступить на круг (крепость) и не быть при этом пойманными. Пойманный нападающий выбывает из игры. Нападающим засчитывается очко, если они завоюют крепость.

Если же всех нападающих поймают защитники, участники игры меняются ролями, но очков не получает никто. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

«Круговые пятнашки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).

Играющие стоят в кругу на расстоянии метра друг от друга. Пятнашка догоняет одного из играющих (по выбору). Если убегающий видит, что его догоняют, он может назвать по имени одного из участников игры. Пятнашка должен догонять названного, первый убегающий встает в круг.

«Кто быстрее?» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Двое-трое водящий располагаются в кругу, остальные за линией круга. По сигналу игроки входят в круг и выходят из него. Водящие стараются их поймать. Пойманные становятся ловишками. Водящие не имеют право выходить из круга.

«Кто громче» (развивает дыхательные возможности).

Проводится для небольшой группы (до 6 человек) учащихся. Участники рассаживаются вокруг учителя, принимают правильную позу, губы сомкнуты. Указательным пальцем правой руки зажать правую ноздрю. После глубокого вдоха левой ноздрей медленно выдыхать воздух, одновременно произнося «мммм», периодически похлопывая (зажимая) при этом указательным пальцем левой руки левую ноздрю. Затем вдох и выдох делается через правую ноздрю. Поощряется участник, наиболее чётко выполнивший условия игры.

«Кто скорее намотает шнур» (развивает координационные возможности).

Один конец шнура (шнуров может быть несколько) фиксируется, привязанный к дереву, шведской лестнице. К другому концу шнура привязана деревянная (пластмассовая) палочка. По сигналу дети начинают наматывать шнур на палочку движениями кисти. Кто быстрее выполнит задание, тот выигрывает.

«Кто скорее дойдет до середины» (развивает координационные и скоростные возможности).

Шнур длиной 4-5 м. На обоих концах деревянные или пластмассовые палочки. На середине шнура привязана ленточка. По сигналу двое детей начинают сматывать шнур, кто быстрее дойдёт до середины, тот выигрывает.

«Кто что сделал?» (развивает ритмические возможности, моторно-ритмическую память).

Четверо играющих стоят в одной шеренге и выполняют (желательно под музыку) по очереди различные движения, повторяя цикл 4 раза. Водящий должен запомнить, что они делали и повторить их движения.

«Кулак - ладонь» (развивает быстроту реакции, зрительно-моторную координацию).

Руки перед собой (выполняется в положении «сидя» или «стоя»). Левая кисть сжата в кулак пальцами вверх. Вытянутые пальцы правой руки упираются в ладонь левой. Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой вытягиваются и упираются в кулак правой.

«Лицо загорает» (развивает способности к произвольному напряжению и расслаблению мышц лица).

Загорает подставленный солнышку подбородок - на вдохе слегка разжимаются губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь на язык. Крепко закрывается рот, дыхание задерживается. Жучок улетел. Рот слегка приоткрывается на облегченном выдохе. Прогоняя жучка, следует энергично подвигать губами.

Нос загорает, подставляем его солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови - качели. Снова прилетела бабочка, пусть покачается на качелях (брови вверх-вниз). Бабочка улетела. Хочется спать. Не открывая глаз, принять удобную позу, расслабиться.

«Лови-бросай, упасть не давай» (развивает координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).

Мяч перебрасывается в одном направлении по кругу между стоящими на расстоянии 2 метра учащимися. По сигналу учителю дети меняют направление передачи мяча.

«Ловишки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимание).

Водящий (ловишка) передвигается вдоль разделительной линии в середине зала. По команде дети стараются перебежать на другую сторону мимо ловишки, который не пускает их. Кого ловишка удержал (не пропустил), тот становится в свою очередь ловишкой.

«Ловишки с мячом» Стоя в кругу, играющие передают мяч друг другу со словами: «Раз-два-три - мяч скорей бери. Четыре-пять-шесть - вот он, вот он здесь. Семь-восемь-девять - бросай, кто умеет». Тот, у кого на последнем слове окажется мяч, говорит: «Я» и бросает его в разбегающихся детей.

«Машины и пешеходы» (развивает способности к образному мышлению, интенсивному распределённому вниманию, чувству времени).

Учащиеся разделяются на две команды: «машины» и «пешеходы». «Машины» идут по параллельным «улицам» «змейкой» на полусогнутых ногах, руки перед собой «сжимают руль». Пешеходы пересекают «улицу» в отведённых местах. Водящий – «милиционер» поднимает руку - движутся «машины», опускает - идут «пешеходы». Если кто-либо вовремя не останавливается, его штрафуют (выводят из игры).

«Мельница» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 метров друг от друга и начинают передавать от одного к другому мяч, постепенно увеличивая скорость передачи. Упустивший мяч или передавший его неправильно выбывает из игры.

«Море волнуется» (развивает произвольное внимание, чувство времени, быстроту реакции, образное мышление).

Играющие сидят на стульях, поставленных по кругу. Капитан присваивает каждому игроку название какого-либо предмета из корабельной обстановки. Затем он двигается по внешнему кругу, рассказывает о плавании на корабле, называя при этом предметы, необходимые для морского плавания. Все, названные капитаном, встают, выстраиваются друг за другом, следуя за ведущим. Когда встали все игроки, капитан командует: «Море волнуется!». Игроки имитируют волны. По команде «Море, утихни!» все, включая капитана, стремятся вернуться в круг и сесть на стулья. Оставшийся без стула становится капитаном.

«Мяч водящему» (развивает координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Две равные по количеству игроков команды выстраиваются в два круга, в центре которых стоит водящий. Он поочередно бросает мяч участникам своей команды и принимает его обратно. Когда мяч обойдет всех участников (1-3 раза), водящий поднимает мяч. Побеждает команда, сделавшая это быстрее и с минимальным числом падений мяча.

«Мяч капитану» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности).

Мяч подбрасывается между участниками противоположных команд. Игрок, захвативший мяч, передаёт его своим партнерам для дальнейшей передачи капитану, стоящему в кругу (на стуле, мате). Соперник стараются помешать и передать мяч своему капитану. За удачную передачу начисляется 1 очко. Команда, набравшая больше очков, побеждает.

«Мяч ловцу» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности).

На полу рисуются три круга. В первом из них - ловец, второй - свободный, в третьем - защитники. Остальные учащиеся находятся за пределами кругов. Их задача - передать мяч ловцу, защитники стараются этому помешать. Если ловец поймал мяч, игроки меняются ролями. Победителем становится лучший ловец или лучшая команда.

«Мяч на ракетке» (развивает координационные способности).

Задача: пронести на теннисной (бадминтонной) ракете мяч, не уронив его. Выигрывают те, кто успешнее справится с задачей.

«Мяч, не падай» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).

Участники игры делятся на две команды, которые выстраиваются кругом и передают мяч друг другу ударом об пол. Побеждает команда, сделавшая за определённое количество времени большее количество передач или быстрее передавшая мяч всем участникам своей команды.

«Мяч по кругу» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности).

В центре площадки обозначаются два концентрических круга: большой диаметром 3-4 метра и малый диаметром 1,5-2 метра. На расстоянии 5-6 метров от центра круга обозначаются домики. В игре участвуют 10-12 детей. Часть из них по жребию становится в малый круг, остальные равномерно распределяются по линии большого. Один из игроков, находящихся в малом кругу, по сигналу передает мяч одному из игроков большого круга, который сразу же возвращает ему мяч. Поймавший вновь передает мяч обратно, а сам бежит в один из домиков, обегает его и возвращается в свой круг. Напарник из большого круга старается мячом осалить убегающего. Если ему это удаётся, убегающий остаётся в домике, а салка занимает место в малом кругу.

Игрок считается осаленным, если мяч коснётся его до входа в домик. Игроки не должны заступать за линию круга.

«Мяч с переходом» (развивает координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).

Учащиеся стоят в две колонны, расстояние между которыми 3-4 метра. В руках у впередистоящего в первой колонне мяч, который он перебрасывает впередистоящему второй колонны, а сам перебегает в конец своей колонны. Следующие повторяют действие. Игра может проводиться в виде эстафеты.

«Найди мяч» (развивает вероятностное прогнозирование, наблюдательность).

Играющие стоят по кругу вплотную друг к другу, лицом в центр, держат руки за спиной. В центре стоит водящий. По сигналу дети передают маленький мяч за спиной. Водящий старается определить у кого находится мяч, предлагая показать руки. Тот, к кому он обратился сразу должен показать обе руки. У кого мяч оказался в руках или упал, становится водящим.

«Найди свою пару» (развивает вероятностное прогнозирование, наблюдательность и эмоциональную сферу).

Девочки сидят на стульях (скамейках), за ними стоят мальчики. Перед одним из мальчиков (ведущим) свободное место. Он должен подать сигнал (подмигнуть) девочке, которую хочет пригласить к себе. Она бежит и занимает свободное место, если её предыдущий партнер не заметил сигнала и не удержал её. Оставшийся без партнёрши мальчик становится ведущим. Затем мальчики и девочки меняются ролями.

«Необычный волейбол» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности).

1 вариант: вместо сетки натягивается непрозрачное полотнище;

2 вариант: вместо обычного мяча - детский воздушный шарик.

«Обойди спиной» (развивает координационные способности и скоростно-силовые качества),

Играющий должен обойти змейкой, двигаясь спиной вперёд три предмета, стоящие на одной прямой. Стараясь не задеть предметы (за это даются штрафные очки) игрок проходит маршрут три раза, постепенно ускоряя темп. Количество предметов может быть постепенно увеличено.

«Отгадай» (развивает пантомимические способности, эмоциональную сферу).

Водящий ребёнок выходит из зала (отдаляется от спортивной площадки). Остальные договариваются, то они будут показывать, когда водящий вернется. Вернувшись (по сигналу), водящий здоровается и спрашивает «Что вы делали, пока меня не было?». Остальные участники игры по очереди жестами показывают, что они делали (подметали, копали яму, читали и т.д. Выигрывает тот водящий, который быстрее и правильнее угадает, чем занимались в его отсутствие.

«Паровозик» (развивает чувство времени и координационные способности).

И.п. - команды стоят в колонне по одному на расстоянии 3-5 метров от скамеек, установленных в длину. По сигналу каждая команда обегает свою скамейку по часовой стрелке и возвращается в и.п. Усложнения игры как в "Поменяй скамейку".

«Передай мяч» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание, чувство коллективизма).

Дети встают в две колонны и по сигналу передают мяч. Последний, стоящий в колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передает мяч. Игра заканчивается, когда впереди оказывается ведущий.

Примечание. Мяч может передаваться над головой, справа (слева), внизу между ног, в положении сидя на полу или на скамейке.

«Перетягивание» (развивает силовые качества, чувство коллективизма).

По обе стороны площадки (зала) на расстоянии 5 метров наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды. По сигналу каждая команда, повернувшись боком и сцепившись локтями, идет навстречу друг другу. Задача каждой команды - нарушить цепь противника, перетянуть её за очерченную линию. Умышленно стараться разрывать руки нельзя.

«Петушки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, волевые качества активности, смелости, решительности).

Два участника находятся в кругу диаметром 3 метра, стоя на одной ноге. Одна рука поддерживает поднятую ногу, другая прижата к туловищу. Необходимо вытолкнуть соперника за пределы круга.

«Пионербол» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности).

Проводится по правилам игры в волейбол, но при передаче мяч ловится, а не передаётся в одно касание.

«Пишущая машинка» (развивает внимание).

Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одного слово и фраза из двух-трёх слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, потом - вторая и т.д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

«Повтори за мной» (развивает моторно-слуховую память).

Ведущий простукивает определенный короткий и чёткий ритм хлопками (карандашом по столу). Ребёнок должен повторить. Постепенно ритмический рисунок может усложняться.

«Подвижная цель» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Две команды построены в колонну по одному. У впередистоящих - по мячу. Ведущий катит третий мяч перед колоннами и каждый участник команды по очереди старается попасть мячом по катящемуся мячу. Попавший приносит команде очко.

«Подсечка и надсечка» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Участники игры становятся в колонну по одному на расстоянии вытянутых рук. Двое ведущих, взяв за концы метровую палку, идут по обеим сторонам колонны навстречу играющим, как бы подсекая их палкой, приподнятой примерно на 30 см от пола. Играющие должны перепрыгнуть её. Одновременно из-за спин играющих идут еще двое ведущих, взяв за концы метровую ленту и держа ее примерно на 10 см ниже роста играющих, которые должны пригибаться, чтобы лента их не коснулась. Задевшие палку или ленту выбывают из игры.

Ведущих при каждом повторении игры заменяют другими участниками игры.

«Подхвати палку» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Играющие стоят в кругу, рассчитавшись по порядку номеров. Ведущий (первый номер) стоит в центре и придерживает сверху одним пальцем гимнастическую палку. Внезапно ведущий называет чей-то номер и одновременно отпускает палку. Вызванный должен подхватить её, пока она не упала. Поймавший палку становится ведущим. Уронивший или тот из играющих, кто сделает ложное движение, среагировав на команду (номер), становится спиной к кругу и так продолжает играть. Пошевелившийся три раза выбывает из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамическая пауза на уроках в начальной школе

Физминутка, движения повторяются за героями анимацииПросмотреть и скачать можно здесь  http://www.rusedu.ru/detail_16345.html...

Учебно-методическое пособие "Физкультурные минутки на уроках в начальной школе"

Использование физкультминуток в стихах на уроках математики, письма и окружающего мира....

Физкультурные минутки на уроках в начальной школе

Отдых играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии...

Физкультурные минутки на уроках в начальной школе

Физкультурные минутки на уроках в начальной школе...

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ГИМНАСТИКА

КОМПЛЕКС: «ГИМНАСТИКА ДЛЯ СОСУДОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА»КОМПЛЕКС: «ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ»КОМПЛЕКС: ДЛЯ МЫШЦ ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ  ТУЛОВИЩА.КОМПЛЕКС:  ДЛЯ МЫШЦ   ТУЛОВИЩА.К...

Мини-сборник динамических пауз, используемых во время уроков в начальной школе

Уважаемые коллеги! Рада представить Вашему вниманию мини-сборник динамических пауз, которые можно использовать во время уроков в начальной школе. Я создала подборку различных рифмовок и упражнений по ...

Роль динамической паузы на уроках в начальной школе

Внедрение в обучение динамических пауз, как одного из видов здоровье сберегающих технологий, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, сохранению и укреплению их здоровья, улучшение психологи...