Роль динамической паузы на уроках в начальной школе
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Никитенко Валентина Николаевна

Внедрение в обучение динамических пауз, как одного из видов здоровье сберегающих технологий, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, сохранению и укреплению их здоровья, улучшение психологического климата в коллективах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_dinamicheskoy_pauzy_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей начальных классов

МОУ СОШУИП№3

Г. Лабытнанги

Тема: «Роль динамической паузы на уроках в начальной школе»

Учитель начальных классов

Никитенко Валентина Николаевна

               

Роль динамической паузы на уроках в начальной школе.

Здоровье – это та ценность, которая определяет качество обучения и образования. Здоровье можно только заработать своими собственными постоянными усилиями.

В век глобальной информатизации проблема формирования у школьников мотивации здорового поведения и культуры здоровья, в процессе осуществления образовательной деятельности, стоит особенно остро. Динамика ухудшения показателей здоровья становиться все более значимым признаком кризиса качества жизнедеятельности школьников. У них возникает устойчивое нежелание двигаться, приводящие к гиподинамии, являющейся одной из основных причин заболеваемости и снижения иммунного статуса организма.

Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, плохая экология, эпидемии - все это оказывает отрицательное влияние на здоровье будущих граждан. В этой связи все чаще приходится задумываться над вопросом: как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья учеников. Важным гигиеническим принципом построения режима дня учащегося начальной школы является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, заключающаяся не только в получении школьниками разносторонних знаний, но и формировании физически здоровой и развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности. Важнейшее значение для этого приобретают динамические паузы.

Физкультминутки проводятся в проветриваемом помещении. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель, произнося команды четким громким голосом. Проведение физкультминуток может вменяться «дежурному по здоровью». Положительный эмоциональный фон – обязательное условие эффективного проведения физкультминуток. Его может создать музыкальное сопровождение. Повысить интерес детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе, может какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд или класс.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке  минутки отдыха  для души и тела ребенка.

          Факты, которые говорят сами за себя.

  • Минимальная норма шагов за день для человека – 10000. Современный человек делает половину.
  • Для того чтобы сохранить баланс двигательной активности, школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов;
  • В школу поступают только  10% здоровых детей;
  • 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье;
  • За годы  обучения в школе число учащихся  с близорукостью увеличивается в 5 раз, а с  нарушением опорно-двигательного аппарата в 7 раз.

Многие авторы полагают, что  современные дидактические методы не всегда отвечают требованиям здоровьесберегающего  педагогического процесса. И один из множества педагогических патогенных факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье детей – это вынужденное длительное напряжение на  уроках в школе.

       Профессор А.Б. Ситель в книге «Соло для позвоночника» резко и эмоционально высказывает свое мнение о недостатках современного школьного образования: «Возмутительно заставлять детей сидеть за партой 40-45 минут неподвижно, особенно в первых классах! Возникает напряжение мышц спины и шеи, снижается вентиляция легких,  устают глаза, происходит застой крови в   венозных сосудах органов грудной и брюшной полостей,  нижних конечностей и всех отделов позвоночного столба. В результате нарушается кровоснабжение и нормальное функционирование всего организма в целом. И хорошо, что многие «оболтусы", словно повинуясь инстинкту вертятся на уроках и находят любой повод, чтобы спасти себя»

        Педагогическая наука  предлагает использовать на уроках физкультминутки как эффективное средство повышения работоспособности учащихся, а  выполнение 3-5 физкультурных упражнений  в середине урока улучшает функциональное состояние опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.

    Нельзя проводить  динамическую паузу в отрыве от содержания  урока. Это наоборот приведет к  длительной  эмоциональной расторможенности детей.  Но как всегда у педагогов не хватает времени или возникают затруднения в подборе  физкультминутки к конкретной теме урока.

                       Существует реабилитационная программа, которая называется  «Театр исцеляющих и развивающих движений». В этой программе даны  упражнения-образцы в качестве общеукрепляющего и профилактического средства для всех детей. Каждое упражнение  представляет собой совокупность нескольких образов: зрительного, речеслухового, кинестетического. В программу входят: упражнения зрительной, дыхательной, пальчиковой, артикуляционной, мимической гимнастики; упражнения для разных мышечных групп, способствующие профилактике нарушения осанки и плоскостопия. Условно они распределены  по следующим группам: «Пернатые друзья», « Осенние деньки», «Зимушка-зима», « В лесу», «Зоопарк», «Транспорт» и т.д.

            Грамотно подобранная физкультминутка, соответствующая не только предмету, но  и теме урока, способствует повышению эффективности  усвоения учебного материала.

         Современные дети в отличие от своих сверстников  прошлых поколений. Практически не  играют в подвижные игры, предпочитая виртуальные компьютерные суррогаты. Многочисленные сидения у мониторов телевизоров подавляют физическую активность, уменьшают потенциал интеллектуального  и личного развития.

Обратимся еще к одному положительному аспекту динамических пауз. Остроумное, веселое, удачно подобранное маленькое стихотворение детского поэта или произведение устного народного творчества, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на уроке, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков.

Физкультминутки являются эффективным средством повышения работоспособности учащихся, но  они тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.

1) На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.

Учитель: Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.

2) Учитель: Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

Физкультминутка для глаз

Занимайтесь профилактикой, и вы не допустите зрительного утомления. Спросите — как? Рекомендуем составленный нами — по материалам офтальмолога В. Ф. Базарного — специальный комплекс из пяти простейших упражнений, получивший название «Физкультминутка для глаз».

Упражнения выполняйте в домашних условиях через каждые 20-25 минут зрительной работы. Весь этот комплекс займет не более полутора-двух минут. Было бы полезно, чтобы этими советами воспользовались и учителя в середине каждого урока.

Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.

Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.

Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх.

Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.

Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.

Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

Можно еще взглянуть на упражнения для глаз от Мирзакарима Норбекова — частично совпадающие с физкультминуткой, только с более развернутыми комментариями.

   Проведение динамических пауз в форме подвижных игр занимает особое место в развитии ребенка младшего школьного возраста. Можно использовать, например, такие подвижные игры, как:

Спортивные игры: «Класс, смирно!», «Попади в цель», «Мяч сквозь обруч», «Эстафета с мячами» и т.д.

Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Светофор», «Запрещенное движение», «Фигуры», «Гонка мячей».

Игры с бегом: «Вызов номеров», «Пятнашки», «Через кочки и пенечки», «К своим флажкам», «Мы веселые ребята», «Два мороза», «Ловишки с приседаниями».

Игры с прыжками: « Попрыгунчики-воробушки», «Кто обгонит?», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры».

Игры с метанием: «Метко в цель», «Кто дальше бросит?», «Попади в обруч», «Мяч в корзину», «Мяч водящему», «Гонка мяча в колонне», «Снежком по мячу».

Эффективны при проведении динамических пауз русские народные игры: «Берегись», «Кошка и мышка», «Гуси-лебеди», «Стоп», «Лошадки», «Защищай город», «Салки», «Салки на одной ноге», «Обыкновенные жмурки», «Платок», «Салки с футбольным мячом».

Можно использовать при проведении динамических пауз и национальные игры разных народов: белорусская народная игра - «День и ночь»; азербайджанская народная игра - «Продаем горшки»;  татарская народная игра - «Колдун (Чаклун)»; украинская народная игра - «У медведя во бору» .

Проведение динамических пауз в виде физкультминуток, гимнастики для глаз, пальцев, музыкальных пауз, релаксаций на уроке является эффективным активным отдыхом для младших школьников. Применение кратковременных минуток отдыха способствуют снижению утомления и повышению умственной работоспособности ребят на уроке.

 Таким образом, внедрение в обучение динамических пауз, как одного из видов здоровье сберегающих технологий, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, сохранению и укреплению их здоровья, улучшение психологического климата в коллективах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамическая пауза на уроках в начальной школе

Физминутка, движения повторяются за героями анимацииПросмотреть и скачать можно здесь  http://www.rusedu.ru/detail_16345.html...

Физкультурные минуты, паузы на уроках в начальной школе.

Физкультурные минуты благотворно влияют на восстановление умственной активности, работоспособности, препятствуя нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень обучающихся, снижают статические на...

К вопросу о роли здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей является одной из актуальнейших в педагогике. Многочисленные исследования, проводимые психологами, педагогами, медиками, свидетельству...

Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе

Статья на тему : Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе....

Роль дидактической игры на уроках в начальной школе.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания....

выступление на МО "Динамическая гимнастика на уроках в начальной школе"

Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, учитель ставит следующие задачи:Обеспечить ученику возможность сохранения здоровьяСформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ве...

Упражнения по динамическому чтению на уроках в начальной школе как средство развития внимания, памяти, речи, скорости чтения учащихся

Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. В начальной школе дети испытывают большую трудность в овладении навыком быстрого...