Мини-сборник динамических пауз, используемых во время уроков в начальной школе
методическая разработка

Шумакова Надежда Александровна
Уважаемые коллеги! Рада представить Вашему вниманию мини-сборник динамических пауз, которые можно использовать во время уроков в начальной школе. Я создала подборку различных рифмовок и упражнений по русскому языку и математике, а также придумала некоторые из них самостоятельно. Дополнительно в этом сборнике представлены упражнения, входящие в комплекс "Гимнастика для глаз". Применение данных динамических пауз является эффективным средством для профилактики утомления младших школьников во время занятий, а также позволяет реализовать введение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини-сборник динамических пауз, используемых во время уроков в начальной школе

Автор-составитель:                                  Шумакова Надежда Александровна

Челябинский педагогический колледж №1

2020


Динамические паузы для развития мелкой моторики

1. «Замочек». Дети складывают руки в «замок», переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачивают «замок»:

- На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в «замок»)

- Постучали…

(Ритмичное постукивание основаниями ладоней друг о друга, пальцы не расцепляются)

- Покрутили…

(Потягивание одной руки к себе, другой – от себя (с поочерёдной сменой рук); пальцы не расцепляются)

- Потянули…

(Потягивание рук в разные стороны с выпрямлением пальцев, но частичным сохранением фигуры «замка»)

- И открыли!

(Резкое расцепление рук с разведением их в стороны)

2. «Ягодки». Дети приподнимают перед собой руку так, чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики также расслаблены, свисают вниз:

- С ветки ягодки снимаю

(Поглаживание каждого пальчика от основания до самого кончика пальцами другой руки, «как будто снимая воображаемую ягоду)

- И в лукошко собираю

(Обе ладошки складываются перед собой «чашечкой»)

- Будет полное лукошко

(Одна ладошка, сложенная «лодочкой», накрывается другой ладошкой)

- Я попробую немножко

- Я поем ещё чуть-чуть

(Одна ладошка имитирует лукошко, пальчики другой руки – щепотку)

- Лёгким будет к дому путь!

(Имитируя ножки, средний и указательный пальцы каждой руки «бегут»)

3. «Барабанщики». Подушечки пальцев прижаты к столу; нужно попеременно постукивать ими по поверхности, воображая игру на пианино:

- Твои пальчики-барабанщики

Там – там – там,

Тук – тук – тук –

Раздаётся звонкий стук (звук)!

4. «Капуста».

- Мы капусту рубим

(Ритмичные удары ребром ладоней по столу)

- Мы капусту трём

(Трение ладоней друг о друга)

- Мы капусту солим

(Трение указательного и среднего пальцев о большой)

- Мы капусту жмём

(Хватательные движения обеими руками)

- Мы капусту нарубили

(Ритмичные удары ребром каждой ладони по столу)

- Перетёрли

(Трение ладоней друг о друга)

- Посолили

(Трение указательного и среднего пальца о большой)

- И набили плотно в кадку

(Удары обеими руками по столу)

- Всё теперь у нас в порядке!

(Лёгкая встряска кистей рук)

5. «Вертолёт»

- Вверх взлетает вертолёт –

Будь внимательным, пилот!

(Четыре пальца руки, кроме большого, сжимаются в кулак; большим пальцем, поднятым вверх, выполняются круговые движения)

- Вертолёт, лети-лети,

Лопасти быстрей крути

(Пальцы (кроме указательного и большого) обеих рук скрепляются в положении «корзинки»; указательные пальцы выдвигаются вперёд и соединяются подушечками – получается «хвост вертолёта»)

6. «Лапки». Подушечки пальцев правой руки прижимаются к верхней части ладошки, большой палец прижимается к указательному. Затем то же самое проделывается второй рукой, в конце – двумя руками:

- Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовёт.

Показывает лапки,

А лапки – цап-царапки!

7. «Щелчок». Кончик каждого пальца поочерёдно надавливает на подушечку большого пальца:

- Один щелчок,

Другой щелчок,

Я так смогла,

И ты так смог!

8. «Помощники». Движения пальцами выполняются в соответствии с содержанием стихотворения:

- Вот помощники мои,

Как их хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять -

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть!

9. «Удивительно».

- Наши пальцы сжались тесно –

Удивительно интересно!

(Дети сжимают левую руку в кулак)

- Видно, им прохладно стало,

(Ладонь правой руки обхватывает кулак левой руки и сжимает его)

10. «Дружная семейка». Руки сжаты в кулаки; пальцы поочерёдно разгибаются (в соответствии со строчками стихотворения):

- Этот пальчик большой –

Это папа дорогой.

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка –

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжимать-разжимать кулаки несколько раз)


Динамические паузы по математике

1. «Отдохни». Движения выполняются под ритмический счёт в соответствии со стихотворением:

- Раз, два, три , четыре, пять,

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим!

2. «Посчитай-ка!». Физические упражнения выполняются в соответствии со стихотворением:

- Сколько видите кружков,

Столько сделайте прыжков.

Сколько ягод насчитаете,

Столько раз вы приседаете.

3. «Красная Королева». Нужно одновременно слушать стихотворение, выполнять физические упражнения, демонстрируемые учителем, и считать по заданию:

- Жила Королева Красная,

Очень-очень властная.

(Дети топают ногами)

- Было у неё семь слуг –

Украшали всё вокруг!

(Ритмичные хлопки ладонями в воздухе)

- Вдруг один вазон разбился –

Королева очень злится!

(Прыжки на месте)

- Одного слугу казнят.

Скольких миловать велят?

(Дети приседают и делают руки «домиком» над головой; после динамической паузы дают ответ – 6 слуг помилуют)

4. «Физминутка».

- Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – присесть и сразу встать.

А когда скажу я «семь» -

На места садиться всем!

5. «Спортивный счёт».

- Два плюс два – ответ каков?

Сколько надо здесь хлопков?

(дети хлопают 4 раза)

- Два плюс три, скажите мне,

Сколько прыгать на ноге?

(Дети прыгают на одной ноге 5 раз)

- Из пяти пять отниму –

Сколько метров пробегу? (Дети стоят на месте, т.к. ответ – 0 метров)

6. «Цифры». Нужно попытаться встать в позе, напоминающей цифру:

- Повторим за цифрой «два» - вся изогнута спина.

(Дети наклоняются вперёд, прогибаются как цифра 2)

- Повторим за единицей – выпрямимся словно спицы.

(Дети тянутся вверх)

- Цифра есть у нас «четыре» - и её мы повторили.

(Дети в полуприсяде (как будто садятся на стул), вытягивая руки вперёд)

- Повторим за цифрой семь и похлопаем мы всем!

(Дети выполняют наклоны в стороны, затем хлопают в ладоши)

7. «Семь гномов». Учитель показывает движения и читает стихотворение. Задача детей – повторить упражнения и дать верный ответ на вопрос:

- Было в сказочке семь гномов:

(Прыжки на месте)

- Грустных два и три весёлых,

(Наклоны в стороны)

- А один любил цветы.

(Приседания)

- Скольких не назвали мы? (Махи руками; правильный ответ: 1)

8. «Примеры». Суть: дети встают около своих парт; учитель демонстрирует на слайде/доске математические примеры и называет ответы. Если ответ к очередному примеру правильный, дети подпрыгивают и хлопают в ладоши. Если ответ не правильный, дети приседают.

9. «Бабочки». Суть: ученики получают карточки – крылья бабочек. У учеников «половинки» с примерами, которые необходимо решить. По кабинету расклеены вторые «половинки» карточек с ответами к примерам. Ученикам необходимо собрать «бабочек». Ученики перемещаются по кабинету в поисках нужной карточки.

10. «Хлоп-топ». Суть: дети стоят около своих мест; учитель каждый раз устанавливает арифметический знак (пример на сложение/вычитание).
1 слагаемое/уменьшаемое – количество хлопков, 2 слагаемое/вычитаемое – количество топаний ногой. Ученики вычисляют значение заданного примера и выражают его количеством прыжков или наклонов.


Динамические паузы по русскому языку

1. «Вновь у нас физкультминутка».

- Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад)

- Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью)

- Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой)

2. «Буквы». Движения выполняются в соответствии со стихотворением:

- А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

(Дети должны стоять с широко расставленными ногами)

- В алфавите, в букваре,

Проживала буква Е.

(Хлопки в ладоши)

- Как-то раз она шагала,

Замечталась и упала,

(Чередование ходьбы на месте и приседаний)

- Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

3. «Мы по улице гуляем».

-Мы по улице гуляем,

 (Дети шагают на месте)

- Сами вывески читаем.

(Наклоны головы влево-вправо)

- Это – «эс», а это – «ка»,

(Повороты туловища влево-вправо)

- «Ж» похожа на жука.

(Хлопок руками спереди-сзади)

- Мы читаем всё подряд:

Вывеска: «Торговый ряд»,

(Прыжки на месте)

- Рядом сладкие слова:

«Фрукты», «Пряники», «Халва».

(Дети шагают на месте)

4. «Ча-ча-ча».

- Ча-ча-ча,

(Три хлопка в ладоши)

- Печка очень горяча

(Четыре полуприседа)

- Чи-чи-чи,

(Три хлопка руками над головой)

- Печёт печка калачи!

(Четыре прыжка на месте)

5. «Игра со слогом «Ква»».

- Чьи там крики у пруда? (Наклоны в стороны)

- КВАсу, КВАсу нам сюда! (Хлопки в ладоши)

- КВА-КВА-КВАсу, простоКВАши, (Дети топают ногами)

- Надоела нам вода! (Прыжки па месте)

6. «Звук «У»».

- Я возьму трубу свою,

Громко, громко запою:

(Восемь раз поднять и опустить пальцы от стола: Тру- у-у, у- у- у)

- Ты, труба, труби, труби,

Отдыхать нас всех зови!

(Прыжки с поворотом туловища направо, затем налево)

7. «Большая буква». Суть: дети стоят около своих мест; учитель называет слова. Если названные слова надо писать с большой буквы, дети должны поднять руки вверх, если с маленькой – присесть. Слова: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака.

8. «Однокоренные слова». Суть: если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова – приседают (маленький – маленькая; маленький – малыш; маленький – мальчик; мальчик – мальчику).

9. «Фонетика». Суть: учитель даёт детям задание: «Приседайте столько раз, сколько звуков в слове «осень»; подпрыгивайте столько раз, сколькими буквами записано это слово».

10. «Как напишем?». Суть: условия – буква «о» (прыжок), буква «а» (присед), буква «е» (хлопок). Учитель диктует словарные слова, а дети
по-особому выражают, как напишут слово (
п..нал – пенал – хлопают в ладоши).

Динамические паузы – упражнения для глаз

1. «Зелёный круг». Подготовка: необходимо заранее развесить по стенам (доске или жалюзи) кабинета картонные или бумажные круги (диаметром до 20см) зелёного цвета. Суть: ученики стоят около своих мест. Учитель даёт задание найти все круги глазами, не поворачивая при этом головы. Если ученик замечает круг в том или ином месте, он должен 10 секунд рассматривать его, а затем продолжить поиски.

2. «День-ночь». Суть: ученики сидят за партами. Даётся задание: посмотреть на своего соседа по парте. Затем учитель говорит «ночь», и дети «засыпают» – кладут головы на парты и закрывают глаза, расслабляются. Классу задаются вопросы: «Поднимите руку, у кого сосед сегодня пришёл в белой рубашке?», «У кого соседка по парте сегодня с косичками на голове?» Через некоторое время учитель произносит «день» – ребята открывают глаза и проверяют свои предположения.

3. «Громко тикают часы». Дети встают около своих мест; руки должны быть на поясе; поворачивать голову в стороны не нужно – все смотрят прямо на учителя и выполняют упражнения в соответствии со стихотворением:

- Громко тикают часы –

Тик-так, тик-так.

(Глазное яблоко двигается влево-вправо)

- Дружно отдыхаем мы,

Тик-так, тик-так.

(Глазное яблоко двигается вверх-вниз)

- Заниматься рано стали,

Тик-так, тик-так.

(Дети смотрят на свои учебники, учительские, на учебники соседа)

- Много нового узнали,

Тик-так, тик-так!

(Дети часто-часто моргают)

4. «Релаксация». Дети встают около своих мест, выполняют физминутку в соответствии с указаниями учителя и текстом стихотворения:

- Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте, что птицами вдруг полетели!

(Дети машут руками)

- Налево, направо, вокруг посмотрели,

(Открывают глаза, смотрят по сторонам)

- Затем потянулись, тихонечко сели!

5. «Бабочка». Суть: на слайд выводится подвижная картинка – бабочка, которая перемещается по всему экрану, «вырисовывая» перевёрнутую цифру 8 (знак «бесконечность»). Задача всех учащихся – следить за бабочкой, не двигая при этом головой.

6. «Восьмёрка».

- Рисуй восьмёрку вертикально -

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

За каждой линией следи.

Теперь следи горизонтально,

А в центре здесь остановись;

Зажмурься крепко, не ленись.

И поморгай же, наконец.

Глаза открой. Ты молодец!

7. «Художники».

- Мы глазами поколдуем:

Круг огромный нарисуем!

(Дети «рисуют» глазами круг, не поворачивая головы)

- Нарисуем мы окно

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз и глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Отдыхает голова.

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперёд –

Это мчится самолёт…

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули!

8. «Спал цветок».

- Спал цветок,

(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

- И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами)

- Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх. Посмотреть на руки)

- Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты, в стороны)

- Ну а класс за парты сел!

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево, сесть на место)

9. «Зоркие глазки».

- Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

10. «Гимнастика для глаз». Комплекс упражнений выполняется по специальной карточке:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамическая пауза на уроках в начальной школе

Физминутка, движения повторяются за героями анимацииПросмотреть и скачать можно здесь  http://www.rusedu.ru/detail_16345.html...

Применение динамических пауз в учебное время.

Выступление на областном семинаре....

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным....

Физкультурные минуты, паузы на уроках в начальной школе.

Физкультурные минуты благотворно влияют на восстановление умственной активности, работоспособности, препятствуя нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень обучающихся, снижают статические на...

Динамическая пауза, как необходимость на уроках английского языка в начальной школе

Подводя итоги на моих уроках английского языка в начальной школе, многие дети говорят, что «Don’t stop!” (Не стой! Не останавливайся! Не прекращай! Продолжай!), именно так звучит начало моих физкульту...

социально- психологический климат во время уроков в начальной школе

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием бла...

Роль динамической паузы на уроках в начальной школе

Внедрение в обучение динамических пауз, как одного из видов здоровье сберегающих технологий, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, сохранению и укреплению их здоровья, улучшение психологи...