Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Азбука здоровья"
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Апанович Ольга Владимировна

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_azbuka_zdorovya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Здоровье- это первая и важная потребность человека, определяющая способность к его труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

Дети и подростки составляют 20 % населения страны, они являются главным и основным ресурсом человеческого, общественного и  экономического  развития. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но многое конечно же зависит от самих детей от их желания и стремления сохранять и укреплять свое собственное здоровье.

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

  1. Уменьшение количества здоровых детей в процессе обучения ( в школу приходят 13% здоровых детей, выходит только 5%).
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников
  3. Резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, зрения, почек и мочевыводящих путей.
  4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов)
  5. Психосоматическая патология детей и подростков.

Анализ школьных патологий позволяет сделать вывод о том, что их основными причинами являются: нерациональной организации обучения, нарушение гигиенических правил и норм, стрессовая педагогическая тактика, но особое место, по нашему мнению,  занимает непросвещенность детей о необходимости сохранения собственного здоровья. Несмотря на введение новых стандартов обучения, в реалии школа пока еще остается «школой знаний» основной акцент ставится  на информированность личности, а не на сохранение её здоровья и культурное развитие.

Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них здорового образа жизни  сохраняет свою актуальность и в настоящее время.

Все это стало предпосылками к созданию программы «Азбука здоровья». Она рассчитана на детей 7-8 лет.

Программа решает проблему сохранения здоровья школьников.

Целью данной программы является: формирование навыков здорового образа жизни.

 Для ее достижения необходимо решить несколько задач:

 - создать условия для сознательного изучения детьми основ здорового образа жизни;

 - повышать общий уровень культуры здорового образа жизни учеников начальной школы;

 - воспитывать в детях личность бережно относящуюся к своему здоровью;

 - развивать творческие и мыслительные  способности детей.

 Решение этих задач осуществляется через специальные организационные занятия познавательного цикла, просмотр видеофильмов по изучаемой проблеме; рассматривание  иллюстраций, книг, альбомов, рисунков по теме сохранения здорового образа жизни, чтением художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, развлечения, конкурсы.

Тематическое планирование

Тема

всего часов

теория        

                

практика

массовые мероприятия

1. «В гостях у Оли и  Коли.»

3

1

-

4

2. «Мой день»

2

2

-

4

3. «Солнце, воздух и вода наши верные друзья»

4

2

-

6

4. «В гостях у Мойдодыра»

3

2

-

5

5. «Мы то, что мы едим»

4

1

1

6

6. «Движение – жизнь!»

1

2

2

5

7. «В здоровом теле»

1

2

2

5

Содержание программы

Тема №1 «В гостях у Оли и Коли».

  На первых занятиях необходимо познакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь». Акцентировать внимание на том, что здоровье это не только отсутствие болезни, а это многокомпонентная модель, включающая в себя несколько компонентов (физическое, психологическое, духовно - нравственное, социальное). В наглядной форме показать все преимущества Оли, ведущей здоровый образ жизни и Коли, который не придерживается его.

Тема №2 «Мой день»

 На этих занятиях дети изучают режим дня. Составляют свой собственный режим дня, учатся его анализировать, и корректировать если это необходимо. Обсуждение режима дня каждого ученика, его корректировка с учетом учебного года и каникул. Графическое изображение режима дня.

Тема №3 «Солнце воздух и вода, наши верные друзья»

На занятиях по данной теме обсуждаются вопросы закаливания организма. Закаливание водой, воздухом. Отдельно обсуждается тема принятия солнечных ванн и загара. Важно объяснить детям о принцыпах закаливания: дозированности и постепенности. Просмотр мультфильма.

Тема №4 «В гостях у Мойдодыра»

В игровой форме познакомить детей с особенностями проведения гигиенических процедур. Уход за телом, волосами, зубами. Просмотр мультфильмов «Мойдодыр», «Как нужно чистить зубы?».  Конкурс рисунков «Всегда и везде вечная слава воде!»

Тема №5 «Мы то, что мы едим»

Особенности режима питания. Вредные и полезные продукты. Витамины и их польза. Последствия неправильного питания. Конкурс проектов «Полезные продукты»

Тема №6 «Движение – жизнь!»

На занятиях обсуждается влияние физических нагрузок на организм. Польза активности и вред от малоподвижного образа жизни. Правила проведения зарядки. Проект «Моя утренняя зарядка». Игра соревнование «Веселые старты». Встреча со спортсменом.

Тема №7 «Я и здоровый образ жизни»

В рамках этой темы изучаются особенности ЗОЖ. Мой образ жизни. Дети создают проект «Я и ЗОЖ» где в виде фотоотчета, презентации, дети представляют и оценивают свой образ жизни.

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

 Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику программы “Азбука здоровья” необходимо использовать такие формы проведения занятий как занятия-встречи с спортсменом, практические работы, что будет способствовать развитию ценностного отношения к собственному здоровью и станет личностно – значимым для каждого ребенка. Изучения основ здорового образа жизни должно быть не только теоретическим, но и  практическим, что формирует навыки здорового образа жизни. Важно не только знать, но и применять свои знания на практике. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Программа “Азбука здоровья” предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: тестовые контрольные работы, отчеты по практическим работам, защита проектов, итоговое тестирование.

Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 35 часов.

Требования к уровню усвоения учебного материала.

Дети должны знать:

1.  что такое здоровье ;

2.   принципы и особенности разных видов закаливания;

3.   полезные и вредные продукты;

4.   какие витамины содержаться в продуктах, польза витаминов;

5.  особенности физических нагрузок;

6.  виды спорта и их особенности ;

7.правила проведения зарядки;

8.понятие здоровый образ жизни.

     Дети должны уметь:

1.   правильно чистить зубы;

2.   составлять режим дня и придерживаться его;

3.   составлять комплекс упражнений и выполнять его;

4.  выполнять проекты по заданной теме;

5. работать в группе;

6. объяснить товарищу особенности ЗОЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности учащихся: «В здоровом теле – здоровый дух». (разработана для учащихся1 класса, срок реализации: 1 год)

   Настоящая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для обучающихся 1-4 классов, с учётом...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к Здоровью"

Рабочая программа внеурочной деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школа докторов здоровья

Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности  и направлена  на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за со...

Программа внеурочной деятельности "Путь к здоровью"

Программа "Путь к здоровью" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности 1-2 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговор о здоровье и правильном питании».

Программа  «Разговор  о  здоровье  и  правильном  питании» разработана  в  соответствии  с  новым  образовательным  стандартом  второго...

Программа внеурочной деятельности "Школа докторов Здоровья"

Здоровье человека - тема достаточно актуальная для всех времён и народов....

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью"

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью" 2-4кл....