Социально-педагогический проект по профилактике и борьбе с курением "Остров спасения - жизнь без курения"
проект по зож на тему

Казакова Наталья Анатольевна

В предлагаемом проекте собран богатый теорретический и практический материал, уже апробированный педагогами России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ostrov_spaseniya_-_zhizn_bez_kureniya.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Ленинградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ефимовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

УТВЕРЖДАЮ 

и. о. директора школы

_______________________ приказ № ____

от «_____»_________20__г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

__________________________

«___»______________20___ г.

РАССМОТРЕНО 

на заседании методического совета                                          протокол №____

от «_____»____________20__г.

Социально – педагогический проект

по профилактике и борьбе  с курением

ОСТРОВ СПАСЕНИЯ – ЖИЗНЬ БЕЗ КУРЕНИЯ

Выполнила:

Казакова  Н. А.

учитель начальных классов

Ленинградская обл.

Бокситогорский р-он

пгт Ефимовский

2014 год

Аннотация

Работа по профилактике и борьбе с курением актуальна в нашей школе – интернате. Среди воспитанников школы есть курящие дети.

Предлагаемый нами проект «Остров спасения – жизнь без курения» -  форма профилактики и борьбы с курением, сочетающая в себе как известные в Европе, в школах России формы, так и новые идеи. Проект предусматривает проведение ряда мероприятий с использованием конкурсных программ, соревнований, профилактических бесед, тренингов и т.п.  При разработке проекта был собран теоретический, иллюстративный и практический материал в помощь проектной группе, необходимый для реализации проекта.

Предлагая проект, мы предполагаем, что приняв участие в запланированных мероприятиях, учащиеся (а может быть и взрослые участники?) сделают осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, активной жизненной позиции. Проект предлагает изменить отношение к курению и развить в себе готовность к отказу от курения среди подростков нашей школы – интерната.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….4
  2. Теоретическая часть
  1. Историческая справка……………………………………………..10
  2. Что такое никотин?.......................................................................11
  3. Влияние никотина на организм………………………………….11
  4. Пассивное курение…………………………………………………12
  5. Законодательство о курении………………………………………13
  6. Авторы книг, посвящённых проблеме курения………………...15
  1. Практическая часть………………………………………………………16
  2. Заключение……………………………………………………………….22
  3. Список используемой литературы……………………………………..23
  4. Приложения………………………………………………………………24

  1. Введение

        «Новорождённые везде плачут одинаково.

Когда же они вырастают,

у них оказываются неодинаковые привычки.

Это результат воспитания»

Китайская мудрость

        Природа создала всё, чтобы человек был счастлив: деревья, яркое солнце, чистый воздух, плодородную почву… и нас – людей – сильных, красивых, здоровых и разумных. Человек рождён для счастья, но часто сам приглашает в свою жизнь беду, имя которой – курение.

        Более миллиарда  человек в мире являются курильщиками. Уже сегодня курение убивает каждого десятого человека. По данным статистки к 2030 году эта пропорция составит один из шести или 10 миллионов случаев смерти в год – больше, чем по любой другой отдельной причине.

Сегодня в нашей стране курят 65% мужчин и 30% женщин. Растёт количество курящих детей и подростков. В результате того, что курение приняло опасные для России размеры, в стране ведётся государственная политика по борьбе с табакокурением.

Среди воспитанников нашей школы – интерната есть курящие дети. Дети с ограниченными возможностями здоровья приносят своему организму ещё больший вред! В результате наблюдений, опроса учащихся и педагогов, мы определили, что в нашем учреждении 13 учащихся курят регулярно (из них 5 девочек)! Это подтверждает важность работы по борьбе с курением. Многие из курящих подростков являются авторитетными личностями среди учащихся школы; к сожалению, наши воспитанники наблюдают негативный пример некоторых взрослых, курящих на территории образовательного учреждения, это позволяет предположить формирование позитивного отношения к курению у детей и, как следствие, увеличение числа курящих. Известен тот факт, что если подросток в юношеском возрасте не начнёт курить, то есть большая вероятность, что он не закурит никогда. Это говорит о важности профилактики табакокурения в школе.

Разработанный проект учитывает потребности всех участников, как курящих, так и некурящих, и стимулирует некурящих придерживаться своей позиции, а курящих, в свою очередь, сократить курение и в итоге полностью от него отказаться.

Предлагаемый  нами проект по профилактике и борьбе с курением является логическим звеном в общей системе работы школы, так как одним из основных направлений нашего образовательного учреждения является построение учебно – воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий. К основным аспектам здорового образа жизни относится формирование негативного отношения к вредным привычкам, в том числе, к курению.

В школе работа по здоровьесбережению, профилактике и борьбе с негативным явлением ведётся давно и  постоянно, но, несмотря на меры, предпринимаемые администрацией и педагогическим коллективом, в нашей школе есть курящие дети.

Проанализировав ситуацию по заявленной теме, мы ясно видим, что в нашей школе необходимо проведение более активной и детальной работы по профилактике и борьбе с курением, антиникотиновой  пропаганде, формированию здорового образа жизни. Ведь жизнь – это благо, это дар, который даётся человеку лишь однажды!

Цели проекта:

  • уменьшение количества курящих школьников (сокращение количества выкуриваемых в день сигарет и, как следствие, полный отказ от курения),
  • создание в школе культуры поведения, исключающей курение,
  • формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни.

Задачи проекта:

  • создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию курения на территории школы,
  • выявить причины приобщения школьников к курению,
  • организовать просветительскую деятельность, направленную на повышение уровня знаний о вреде табакокурения и способах борьбы с ним;
  • сформировать у курильщиков мотивацию к здоровому образу жизни и отказу от курения; сделать процесс прекращения курения менее болезненным,
  • провести профилактическую деятельность среди некурящих, обеспечивающую активное противодействие распространению никотиновой зависимости;
  • провести работу по пропаганде здорового образа жизни без сигарет среди воспитанников и персонала школы, населения посёлка,
  • сформировать у учащихся умения, позволяющие снизить риск приобщения к курению,
  • сформировать чёткую позицию о том, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым,
  • сформировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни,
  • развивать творческий потенциал учащихся – участников проекта, их коммуникативные умения,
  • совершенствовать (формировать) ИКТ - компетентность учащихся и педагогов – участников проекта.

   Методы и приёмы, используемые для реализации поставленных задач:

  • методы исследования (анкеты, опрос, наблюдения),
  • установление запрета на курение на территории школы,
  • поощрение и наказание,
  • личностное общение,
  • беседы,
  • дискуссии,
  • лекции,
  • тематическое рисование,
  • просмотр видеофильмов,
  • чтение литературы, её анализ,
  • написание тематических сочинений,
  • публикация на сайте школы (в интернете),
  • спортивные соревнования,
  • конкурсы,
  • выпуск листовок,
  • ведение тематического школьного уголка.

Программно – техническое обеспечение:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран,
  • средства телекоммуникации (выход в интернет),
  • стенд,
  • канцелярские товары (бумага для рисования, простые и цветные  карандаши, фломастеры, мелки, гуашь, краски, кисти, клей, ножницы, кисти для клея, компьютерная бумага),
  • принтер.

Проектная группа: классный коллектив, классный руководитель и основные воспитатели, работающие с данным ученическим коллективом школьная команда здоровья – при  поддержке администрации школы, педагогов – предметников (учителей русского языка, физкультуры, труда, изо), классных руководителей, воспитателей, медицинских работников, психолога.

Целевая группа:  ученики 1 – 10 классов, персонал школы, жители посёлка.

Сроки реализации проекта: с февраля 2014 года по май 2015 года.

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный этап (февраль -  май 2014 года).

Подробное изучение проекта взрослыми участниками проектной группы, анализ и решение затруднений.

  1. Основной этап (сентябрь 2014 года – май  2015 года).

Реализация проекта.

  1. Заключительный этап (май 2015 года).

Условия реализации проекта:

  • проводимая работа по реализации проекта должна стать частью деятельности школы, а не её дополнением;
  • наличие  щитов на территории школы со знаком «курение запрещено»;
  • запрет на курение на территории школы должен являться обязательным для всех (курящие работники школы должны курить в специально организованном изолированном месте для курения, чтобы воспитанники школы не видели их с сигаретами, не вдыхали отравляющий дым!);
  • о новых правилах, нововведениях нужно сообщить максимально позитивно, в положительном свете;
  • активное, реальное  участие и информирование по заявленной проблеме всех заинтересованных лиц (администрации, педагогов – предметников, классных руководителей, воспитателей, медицинских работников, психолога);
  • поощрение учеников – победителей (классов – победителей) запланированных конкурсов, соревнований и подростков, бросивших курить (это может быть организация развлекательных поездок, походов, вручение призов и др.);
  • наказание курящих при нарушении ими запрета на курение на территории школы (для взрослых – штрафы, для детей – отсутствие  перечисленных выше поощрений, беседы с администрацией школы и инспектором по делам несовершеннолетних и др.);
  • при работе с курящими подростками на первый план должно выступать не наказание (кроме нарушения запрета), а позитивное влияние отказа от курения;
  • в начальных классах (1 – 4) и классах, в которых учатся дети с выраженным недоразвитием интеллекта, работу по профилактике табакокурения проводить в виде мероприятий по формированию здорового образа жизни.

        Идея проекта

В разработанном проекте задействованы многие участники учебно – воспитательного процесса. Мы считаем, что чем шире будут представлены различные участники, и чем больше будут использованы их компетенции, тем более убедительной будет работа.

Мы обеспечили  проекту общешкольное значение, вышли на уровень посёлка.

В начальной школе и классных коллективах детей с выраженным недоразвитием интеллекта работа по профилактике курения проводится в виде ряда мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Учащимся 5 – 10 классов предоставляется объективная, соответствующая возрасту информация о табакокурении, о  последствиях, которые могут наступить в результате курения. В школе действует  команда здоровья, проводящая исследовательскую и просветительскую работу по теме проекта. Разработанный командой материал публикуется в школьном уголке здоровья; предоставляется классным руководителям, которые, в свою очередь, знакомят учащихся с необходимой информацией на классных часах. Полученные знания воспитанники школы применят на итоговом внеклассном мероприятии. В течении всего периода реализации проекта воспитанники школы участвуют в активных действиях, направленных на профилактику табакокурения, приобщение к здоровому образу жизни.

Работа с персоналом школы и жителями посёлка предполагает организацию ряда действий, направленных на пропаганду отказа от курения, общения наших воспитанников с учениками средней школы через проведение спортивных соревнований – акций против курения.

Таким образом, будет проведена активная и детальная работа по профилактике и борьбе с курением, антиникотиновой  пропаганде, формированию здорового образа жизни.

Предполагаемый результат:

  • снижение числа курящих школьников (количества выкуриваемых сигарет в день) в результате проведения комплекса мер по борьбе с курением,
  • снижение риска приобщения детей к курению через проведение профилактической работы по формированию правильного отношения к негативной привычке, знаний способов отказа от предложений начать курить,
  • наличие у школьников потребности в здоровом образе жизни через формирование знаний о возможностях его обеспечения, развитие интереса к занятиям спортом.

В ходе реализации проекта появятся следующие материальные объекты:

  • плакаты, направленные на пропаганду здорового образа жизни и отказа от курения (возможно их последующее использование как пособий в воспитательной работе),
  • фотогаллерея «Здоровье в наших руках», рассказывающая о том, как воспитанники начальных классов, классов с детьми с выраженным недоразвитием интеллекта, ведут здоровый образ жизни,
  • мультимедийная презентация «Мы за здоровый образ жизни!», в которой будут представлены фотографии, сделанные в период реализации проекта,
  • теоретические материалы по заявленной теме (возможно их дальнейшее использование в воспитательной работе) с иллюстративным материалом.

   

  1. Теоретическая часть[1]

  1. Историческая справка

        Курение, как одна из вредных привычек, давно распространилась и укоренилась у многих народов, став поистине эпидемическим заболеванием современного общества.

         Табак как представитель дикой флоры известен был еще в древности в Европе, Азии и Африке. Листья его сжигались на костре, и их дым оказывал одурманивающее действие. Курение было частью религиозных ритуалов. Распространение табака среди народов мира связывают с именем Колумба, который вместе со своей командой впервые увидел индийца, «пьющего дым». Очень скоро табак распространился из Испании по всей Европе. В Россию табак начал поступать в начале 17 века.

Первоначально табаку приписывались лечебные свойства, считали, что он отгоняет злых духов. Французский посол Жанн Нико подарил французской королеве табачный порошок, ей очень понравилось новое «лекарство». Ювелиры изготавливали красивые табакерки, украшали их драгоценными камнями. В Англии дело даже доходило до того, что детей отправляли в школу с табаком и атрибутами для его курения. Но врачи уже тогда стали бить тревогу и назвали ее подарком дьявола, считали, что табачный дым осложняет многие заболевания.

Уже в 1604 году вышел первый труд о вреде табака, принадлежащий королю Англии Якову I Стюарту. Во многих странах издавались законы по борьбе с курением. В России в царствовании Михаила Федоровича уличенных в курении первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, после второго раза отрезали нос и уши.

В 1634 году в Москве был пожар, горела половина города, причиной было курение. Поэтому курить было запрещено под страхом смерти. В 1649 году в законе было указано: «Велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, бить кнутом, пока не признается, откуда зелье получено». Но из этой борьбы табак выходил всегда победителем, побеждали купцы, фабриканты, получавшие от торговли папиросами баснословные прибыли. В России торговля табаком и курение были разрешены в царствовании Петра I, который сам после посещения Голландии стал заядлым курильщиком. С тех пор «трава Нико», или «подарок дьявола» прочно вошла в жизнь людей.

  1. Что такое никотин?

Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. В листьях табака находится от 0,7 до 69% никотина. При курении, помимо горения, происходит сухая возгонка содержащихся в табаке веществ с образованием никотина, окиси углерода (угарного газа), аммиака, сероводорода, различных кислот, канцерогенных веществ, сажи. Из других веществ в табаке обнаружены эфирные масла (яды, действующие на нервную систему), жиры растительного происхождения, древесные волокна, свинец, радиоактивные элементы.

        Все составные части табака (более 500) являются вредными для организма и вызывают различные заболевания. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от ¼ капли никотина, собака – от 4 капель. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3- 4 мг попадают в кровь).

        Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один приём. К тому же часть никотина нейтрализует формальдегид – другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20 000 сигарет, или около 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, несмертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.

        Химические вещества, входящие в  состав никотина, оказывают разрушительное действие на все системы органов человека.

  1. Влияние курения на организм

Рассмотрим последовательность воздействия дыма на организм человека. В момент затяжки, температура на кончике сигареты достигает 600 градусов. Под действием высокой температуры из табака и папиросной бумаги образуются ядовитые различные вещества: никотин, угарный газ, аммиак, синильная кислота и другие. Газообразные и твёрдые вещества, содержащиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку гортани, трохеи, бронхов и легочных пузырьков. При систематическом курении слизистая оболочка воспаляется, развиваются хронические заболевания дыхательных путей. Под действием ядов табачного дыма гибнут клетки эпителия, которыми покрыта слизистая оболочка трахеи. Выделяется слизь, тем самым организм защищает себя. Поэтому у длительно курящих людей почти постоянно держится кашель, сопровождающийся обильным отделением мокроты.

Не менее страдает и сердце: никотин, всасываясь в кровь, вызывает сужение кровеносных сосудов. Это ведёт к тому, что сердце курильщиков работает с повышенной нагрузкой. Даже при небольшой нагрузке, частота пульса у курящих достигает 140 – 150 ударов в минуту. У некурящих 86 – 100 ударов. Больше всего страдает нервная система. Нарушается питание головного мозга за счёт того, что к нему поступает кровь, обеднённая кислородом. Ухудшается память, появляются частые головные боли.

 Страдают и органы пищеварения. Тошнота, иногда рвота, боли в желудке и кишечнике. Установлено, что среди больных язвенной болезнью курильщики составляют 98 %.

В настоящее время так же установлена связь между курением и злокачественными образованиями нижних отделов мочевых путей, поджелудочной железы. Курение – важная причина возникновения рака полости рта, верхней и нижней части глотки, гортани и пищевода.

У курящих матерей дети отстают в физическом, нервном и психическом развитии, у них снижен аппетит, они беспокойно и плохо спят.

 Особенно опасно курение для школьников: не сформировавшийся, еще растущий организм страдает от табачного дыма значительно больше, чем организм взрослого и рано или поздно отравляющее действие курения сказывается на различных его функциях. Задержка роста, общего развития, нарушение процессов обмена веществ, снижение слуха, зрения, ряд нервных расстройств – такова плата за детское и подростковое курение. Школьники – курильщики, как правило, отличаются пониженными умственными способностями, слабо успевают, очень часто нарушают дисциплину. Учёные выяснили, что курение в  2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого.

Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростка достаточно полпачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух-трех сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца, и прекращалось дыхание.

        

  1. Пассивное курение

        При массовом распространении курение становится социально опасным явлением. Некурящие люди   в принудительном порядке вынуждены дышать «выхлопными газами» курящих людей.  При курении в организм человека проникает 20-25 % ядовитых веществ, а 50 % вместе с выдыхаемым газом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят». Появился даже специальный термин – «пассивное» курение.

        Живущие в накуренных помещениях дети, чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмоний, повышается риск серьёзных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребёнка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин С, необходимый ребёнку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребёнка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способности к физической деятельности, требующей выносливости и напряжения. Обследовав свыше 2 тысяч детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С.М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте, наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы.

        У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам: они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые В. Гибал и Х. Блюмберг при обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте.

        Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Русскими и зарубежными учеными установлено, что аллергизирующим действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.

  1. Законодательство о курении

С 15 ноября 2013 года за курение в неположенных местах стали штрафовать.
          Курить на детских площадках, рядом со станциями метро, в подъездах жилых домов или на собственной работе нельзя с 1 июня 2013 года. Раньше  за это никого не штрафовали: полицейский мог разве что пожурить нарушителя и потребовать, чтобы тот потушил сигарету.
С 15 ноября 2013 года всё изменилось: курильщиков начали штрафовать.

Соответствующие поправки есть в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КРФ об АП).
          Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах от 500 до 1 тыс. рублей.

 Вы заплатите за курение в следующих местах: помещения, в которых оказываются образовательные услуги (школы, вузы, детсады); территории, где оказываются услуги в области физкультуры и спорта (залы, стадионы); больницы; санатории и прочие учреждения, в которых оказываются курортные услуги; транспорт (от самолетов до автобусов); вокзалы, порты, станции метро, а также территория ближе 15 метров от входов в транспортные объекты; социальные службы; органы государственной власти и местного самоуправления (например, Смольный или Законодательное собрание); рабочее помещение; лифт, подъезд многоквартирного дома. И даже автозаправочные станции штраф 500-1500 рублей
            Строже наказывают любителей подымить на детских площадках: часть 2 статьи 6.24 предусматривает административный штраф 2-3 тыс. рублей для курильщиков. В группе риска - родители маленьких детей, которые, выгуливая чадо, не могут отказать себе в удовольствии попутно выкурить сигарету-другую. Штраф 2000-3000 рублей
           
Статья 6.23. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака.
           Если родители (или другие «законные представители» - например, опекуны) вовлекут ребенка в табакокурение, их могут оштрафовать на 2-3 тыс. рублей. Если несовершеннолетнему вручил сигарету посторонний дядя, его накажут менее строго: 1-2 тыс. рублей. Штраф 1000-3000 рублей.
           Статья 6.25. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
           Эта статья касается не самих курильщиков, а тех, кто должен оберегать некурящих от табачного дыма. Так, если в производственном цехе, на вокзале или в школе не установили знак «курение запрещено» (или установили, но так, что его никто не заметил) - полиция имеет право выписать штраф 10-20 тыс. рублей (на должностное лицо - например, начальника цеха) или 30-60 тыс. рублей (на юридическое лицо - например, фирму).
          Если для курильщиков не оборудовали специальное место на открытом воздухе, либо не выделили изолированное помещение, должностное лицо оштрафуют на 20-30 тыс. рублей, юридическое - на 50-80 тыс. рублей.
         Если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не уберегло сотрудников своей организации от табачного дыма, штраф будет 30-40 тыс. рублей (для ИП), 60-90 тыс. рублей (для юрлица).
          Также будут жестче штрафовать:
- за спонсорство либо стимулирование продаж табака (2-3 тыс. рублей для граждан; 5-15 тыс. для должностных лиц; 80-150 тыс. для юрлиц).
- за демонстрацию табака или его потребления в новых фильмах, спектаклях, телепередачах, на концертах; в случае «взрослых» произведений есть исключение - если курение «является неотъемлемой частью художественного замысла», оно допустимо; в случае «детских» произведений никаких исключений нет. Штрафы по «взрослым» произведениям: 20-40 тыс. рублей (должностные лица), 100-170 тыс. рублей (юрлица); по «детским» произведениям - 20-50 тыс. и 100-200 тыс. рублей соответственно.
-если произведение (например, фильм) с актом табакокурения демонстрировалось, а социальной рекламы о вреде сигарет при этом не было, штраф будет 10-20 тыс. рублей (для должностных лиц) или 100-200 тыс. рублей (для юрлиц).
- за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями: 2-3 тыс. рублей (граждане); 5-10 тыс. рублей (должностные лица); 30-50 тыс. рублей (юрлица).
- за оптовую или розничную продажу насвая (вид некурительного табачного изделия): 2-4 тыс., 7-12 тыс., 40-60 тыс.  для граждан, должностных лиц и юрлиц соответственно.
- за продажу несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий: 3-5 тыс., 30-50 тыс., 100-150 тыс. рублей.
            Добавим, что с 1 июня 2014 года россиянам также запретят курить в гостиницах, в помещениях общественного питания, на перронах пригородных железнодорожных станций.

  1. Авторы книг, посвящённых проблеме курения

  • Аллен Карр «Курить уже не круто»
  • Аллен Карр «Лёгкий способ бросить курить»
  • Зайцев С. «Бросить курить за 3 дня»
  • Зайцев С. «Зеркало для курильщика»
  • Карапов В. «Бросить курить можно»
  • Красовский К. «Основные факты про табак»
  • Маккена П. «Бросайте курить прямо сейчас»
  • Селюков  Р. «Бросить курить или как победить в погоне за удовольствиями»
  • Соколов Ю. «Как избавиться от курения: действенный способ отказаться от курения»
  • Стоппарт М. «Бросим курить»
  • Татура И. «Курение: тонкости, хитрости и секреты»
  • Ткаленко А.,  Каминко О. «32 способа бросить курить»
  • Хепберн С. «Как бросить курить за час»
  • Черясова И. «Как избавиться от вредных привычек быстро и без проблем»

  1. Практическая часть

План мероприятий по реализации проекта

Начальные  классы, классы, в которых учатся дети с выраженным недоразвитием интеллекта

п/п

Форма и название мероприятия

Содержание мероприятия

Ответствен-ные

Сроки реализации

Подготовительный этап

январь – май  2014 года

1.

Создание программы воспитательной работы на тему здоровья

  1. Изучение теоретической и методической литературы.
  2. Составление плана работы.

классные руководители, воспитатели

февраль -  май

Основной этап

сентябрь 2014 года – май  2015 года

2.

Цикл классных часов, коррекционных часов «Уроки здоровья»

            Примерные темы классных часов: «Дружи с водой», «Забота о глазах», «Уход за ушами», «Уход за зубами», «Уход за руками и ногами», «Забота о коже», «Как следует питаться», «Как сделать сон полезным», «Настроение в школе, после школы», «Поведение в школе», «Вредные привычки», «Мышцы, кожа и суставы», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» и др.

классные руководители, воспитатели,

медицинские работники

в течение реализации проекта

3.

Мультперемены

         Просмотр  мультфильмов на тему здорового образа жизни.

классные руководители

в течение реализации проекта

4.

Весёлые перемены

Организация подвижных перемен в игровой форме.

классные руководители, учителя физкультуры начальных классов

в течение реализации проекта

5.

Конкурсы плакатов, рисунков[2] на тему «Здоровый образ жизни», конкурс чтецов, соревнования «Самый аккуратный», «Чистюли» и др.

Ученики рисуют плакаты, рисунки на тему «Здоровый образ жизни», к конкурсу чтецов учат наизусть стихотворения на тему здоровья, стараются выиграть в классных соревнованиях.

Награждение победителей конкурсов.

классные руководители, воспитатели, библиотекарь

в течение реализации проекта

6.

Игра по станциям «Остров здоровья»

Итоговое внеклассное мероприятие, на котором учащимся понадобятся знания, полученные на классных и коррекционных часах.

Создание плаката «Остров спасения – жизнь без курения»: из подписей своих имён некурящие школьники создают образ острова.

завуч по ВЧ, классные руководители, воспитатели

апрель

Заключительный этап

май 2015 года

7.

Фотогаллерея «Вместе нам легко идти по здоровому пути!»

Организация выставки фотографий, выполненных в течение реализации проекта.

классные руководители, воспитатели

май

5 – 10 классы

п/п

Форма и название мероприятия

Содержание мероприятия

Ответствен-ные

Сроки реализации

Подготовительный этап

январь – май  2014 года

1.

Изучение проекта

     1. Подробное изучение проекта, анализ и решение затруднений.

взрослые участники проектной группы

февраль -  май

Основной этап

сентябрь 2014 года – май  2015 года

2.

Создание команды здоровья «Остров спасения – жизнь без курения»

    1. Информирование школьников, входящих в состав проектной группы о проекте, их участии в его реализации, плане мероприятий.

     2. Подготовка к анкетированию, к стартовой линейке для учащихся 5-10 классов, персонала школы.

классный руководитель, воспитатели

сентябрь

3.

Ананимное анкетирование

     Выявление количества курящих школьников (кроме анкетирования используются методы наблюдения, опроса), позиций воспитанников в отношении курения. (Приложение 2)

команда здоровья

сентябрь

4.

Стартовая линейка «Вместе против курения!» для учащихся 5-10 классов, персонала школы

Конкурс «Класс, свободный от табачного дыма»[3]

     1. Объявление результатов анкетирования.

     2.  Информирование целевой группы проекта о реализации разработанного проекта «Остров спасения – жизнь без курения».

     3.   Установление запрета на курение на территории школы, объявление последствий нарушения запрета.

     4. Объявление конкурса, правил конкурса. (Приложение 3) 

администра-ция, команда здоровья

сентябрь

5.

Сбор курящих школьников для составления договоров, объявления конкурса «Бросай курить и выиграй!»

        1.  Составление письменных договоров с курящими школьниками об обязательстве не курить на территории школы.

     2. Объявление конкурса «Бросай курить и выиграй!», правил конкурса. (Приложение 4)

      3. Предложение помощи тем, кто хочет бросить курить.[4]

Администра-ция, психолог, классные руководители (воспитатели) курящих детей.

сентябрь

6.

Создание школьного уголка здоровья «Остров спасения – жизнь без курения!»

           В уголке команда здоровья в течение всего периода реализации проекта периодически размещает материалы, разрабатываемые ими по теме проекта, информацию о проведённых мероприятиях, результатах конкурсов и т.п.

учителя – предметники (труда, изо)  (осуществля-ют помощь в создании уголка), команда здоровья

сентябрь

7.

Творческий конкурс плакатов «Вместе против курения!»[5]

1. Создание учащимися плакатов, пропагандирующих отказ от курения.

2.        Выставка   плакатов.

3.    Награждение победителей.

команда здоровья, учитель изо (воспитатели)

октябрь

8.

Акция «Скажите «НЕТ» курению!»

  1. Создание листовок  «Успешное прекращение курения»[6], распространение их среди персонала школы.
  2. Размещение плакатов, созданных учениками, на территории посёлка.

администра-ция,

команда здоровья

ноябрь

9.

Спортивный праздник – акция «Бегом от курения!»

  1. Сценка «Организм о курении» (Приложение 6).
  2. Девиз праздника «Лучше спортом заниматься, чем до сигареты опускаться!», объявление темы праздника.

Конкурсная программа «Бегом от курения!», проводятся различные эстафеты с бегом.

завуч по ВР, команда здоровья, учитель физкультуры старших классов

17 ноября (Всемирный День Борьбы с Курением) 2014 года

10.

Цикл классных и коррекционных часов «Последствия курения»[7]

«Медики о курении»

(мальчики и девочки 10 класса)

            Примерные темы классных часов: «Что такое никотин?», «Влияние никотина на организм человека», «Пассивное курение».

        Лекции на тему «Последствия курения для женщин», «Последствия курения для мужчин».

команда здоровья разрабатывает материал по темам; классные руководители знакомят с данным материалом учащихся

медицинские работники

октябрь - декабрь

11.

Видеоперемена «Что выбираешь ты?»

(5 – 7 и 8 – 10 классы)

         Просмотр  видеофильма о вреде курения, пропаганде здорового образа жизни, как итог цикла классных часов, рефлексия.

проектная группа

декабрь

12.

Творческий конкурс рисунков на тему «Образ курящего и некурящего человека»[8]

Главное условие конкурса: рисуя курящего человека, не изображать сигареты, табачный дым.

команда здоровья, учитель изо, воспитатели,

декабрь

13.

Исследователь-ский конкурс «Мысли мудрых людей о вреде курения, о здоровье»

(5 – 7 классы – о здоровье, 8 – 10  классы – о вреде курения)

       1. Учащиеся подбирают как можно больше пословиц, поговорок, высказываний о вреде курения, о здоровье.

2.  При встрече команды по очереди произносят пословицы, поговорки, высказывания; та команда, которая больше назовёт, выигрывает.

3. Вручение призов.

4. Составление сборника.

5. Выставка книг, посвящённых проблеме курения, здоровью подростков.

команда здоровья, воспитатели, библиотекарь

январь

14.

Творческий конкурс сочинений «Письмо курящему человеку»

  1. Ученики в сочинениях призывают к отказу от курения, рассказывая о вреде этой привычки, используя сборник пословиц, поговорок, высказываний.
  2. Лучшее сочинение публикуется в интернете (на сайте школы).

команда здоровья, учитель русского языка

февраль

15.

Цикл классных и коррекционных часов на тему «Вместе против вредной привычки!»[9]

Примерные темы классных часов:

«Из истории курения», «Кому выгодно, чтобы люди курили?», «Борьба с курением в мире», «Борьба с курением в России», «Быть здоровым классно, а курить опасно!».

команда здоровья разрабатывает материал по темам; классные руководители знакомят с данным материалом учащихся

февраль, март

16.

Тренинг «Умей сказать «НЕТ!»»

Обучение различным способам уверенного отказа от предложения (принуждения) закурить. (Приложение 7)

команда здоровья, психолог, классные руководители

март

17.

Акция «Быть здоровым классно!»

1. Организация спортивных соревнований (футбол, баскетбол, теннис) с учениками спортивной и средней общеобразовательной школы.

2. Творческий конкурс плакатов «Быть здоровым классно!»[10].

администра-ция, учителя физкультуры старших классов, учитель изо, команда здоровья

март – апрель

18.

Игра по станциям «Остров спасения – жизнь без курения!»

Итоговое внеклассное мероприятие, на котором учащимся понадобятся знания по теме проекта, полученные на классных часах. (Приложение 8)

участники проекта

апрель

Заключительный этап

май 2015 года

19.

Повторное ананимное анкетирование

Выявление количества курящих школьников (кроме анкетирования используются методы наблюдения, опроса), позиций воспитанников в отношении курения. (Приложение 2)

команда здоровья

апрель - май

20.

Финишная линейка «Вместе против курения!» для учащихся 5-10 классов, персонала школы

     1. Объявление результатов анкетирования.

     2.  Информирование целевой группы проекта о результатах реализации разработанного проекта «Остров спасения – жизнь без курения».

       3. Фоторепортаж «Мы за здоровый образ жизни!» (демонстрация фотографий, сделанных в течение реализации проекта)

4.    Поощрения, награждение.

администра-ция, команда здоровья

май

4.Заключение

Преимущества школы, свободной от табачного дыма

  • В школе формируется чёткая позиция в пользу отказа от табачного дыма.
  • Существуют общие правила для всех членов школьного сообщества.
  • Помогает осуществлению школьной программы формирования здорового образа жизни.
  • Может снизить количество сигарет, выкуриваемых курящими.
  • Может способствовать прекращению курения табака.
  • Может снизить количество тех, кто впервые начинает курить.
  • Устраняет риски пассивного курения на территории школы.
  • Предлагает более чистую атмосферу на рабочем месте.
  • Снижает опасность возникновения пожара в школе.
  • Помогает создать представление о позитивной школе, ориентированной на здоровье.

Недостатки школы, полностью свободной от табачного дыма

  • Курящие дети могут относиться негативно к жёстким ограничениям табакокурения.
  • Курящим придётся поменять свои привычки, связанные с курением.
  • На приспособление к переменам понадобится время.

Работа по профилактике табакокурения – это постоянный процесс, который требует времени. Перемены происходят не сразу, и переход к школе без табачного дыма необязательно произойдёт в течение запланированного времени. Важно закрепить новую поведенческую культуру и необратимость произошедших перемен.

Мы предлагаем проводить работу по профилактике курения каждый год. Так в конце реализации разработанного проекта «Остров спасения – жизнь без курения» действующая команда здоровья может передать эстафету другому классу. Новая команда здоровья на основе анализа, оценки проведённых мероприятий должна продумать, какие активные действия наиболее эффективны, и какие действия стоит запланировать на следующий год.

Список используемой литературы, интернет – источников

  1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1 – 4 классы. - М.: ВАКО, 2007
  2. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1 – 4 классы. - М.: ВАКО
  3. Хейккиля Х., Маннонен М., Власофф Т., Максимова Н., Забродина И., Дементьева Е., Гаврилова О., Лаатикайнен Т.. Школа без табачного дыма: Руководство для школ, National Institute for Health and Welfare Helsinki, Finland, 2010
  4. http://www.21415s02.edusite.ru
  5. http://www.thl.fi
  6. http://lib.znate.ru


[1]  Данный теоретический материал можно использовать при организации профилактических бесед; иллюстрации к теоретическому материалу – Приложение 1

[2] Образцы плакатов, рисунков – Приложение 1

[3] В мире этот конкурс известен под названием SmokeFreeClass, Свободный от Курения Класс; такой конкурс устраивается с 1989 года

[4] Теоретические и практические материалы «Синдром отмены и помощь тем, кто бросает курить» – Приложение 5

[5] Образцы плакатов – Приложение 1

[6] Приложение 5

[7] Апробированный педагогами России практический материал, который можно использовать для проведения классных часов – Приложение 1

[8] Образцы плакатов, рисунков – Приложение 1

[9] Апробированный педагогами России практический материал, который можно использовать для проведения классных часов – Приложение 1

[10] Образцы плакатов – Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - педагогическая деятельность по профилактике табакокурения среди подростков

Данный материал раскрывает поэтапную работу среди подростков по профилактике табакокурения.(презентация)...

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из  целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...

Социально-педагогический проект Дом № 17 «Здоровый образ жизни» для учащихся 2 класса

Ведущая идея:Приобщение детей к здоровому образу жизни и вовлечение в процесс становления здоровой личности. Назначение: Проект предназначен для работы с детьми школьного возраста...

Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.Великие философы – мыслители утвержд...

Социально-педагогическая программа работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в МКОУ Веселовская СОШ

Социально-педагогическая программаработы  по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе.Совместная деятельность по решению актуальных социально-педагогических проблем...

Социально-педагогический проект по первичной профилактике подросткового алкоголизма и наркомании "Здоровое детство - счастливое детство"

Социально-педагогический проект «Здоровое детство – счастливое детство!» -  это комплексно-целевой проект по  формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, об...