Исследовательская работа
материал по зож (1 класс) по теме

Башкатова Галина Ивановна

Морковь - ценный продукт питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon morkov_1.doc.ppt1.39 МБ
Microsoft Office document icon morkov-tsennyy_produkt_pitaniya.doc97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области Исследовательская работа

Слайд 2

Гипотеза: морковь – ценный продукт питания. Цель: рассмотреть морковь с точки зрения истории, медицины, кулинарии.

Слайд 3

Задачи: познакомиться с историей происхождения моркови; раскрыть ее значение для здоровья человека теоретическим и экспериментальным путем; научиться готовить блюда и украшения из моркови.

Слайд 4

Объект исследования: морковь. Предмет исследования: морковь, как культурное растение. Методы исследования: изучение теоретического материала, проведение опытов, опрос, анализ и обработка полученных результатов.

Слайд 5

Питательна Полезна Легко усваивается Доступна каждому Вкусна

Слайд 6

Морковь начали возделывать около 4 тысяч лет тому назад в Афганистане сначала как лекарственное, а уж потом как пищевое и кормовое растение. Узнаем об истории происхождения моркови

Слайд 7

Значение моркови для здоровья человека В моркови много минеральных веществ: солей калия, натрия, кальция, фосфора, магния, йода и железа, необходимых для построения костей и других тканей организма.

Слайд 8

Витамин Е – витамин для мускулов

Слайд 9

Эксперимент

Слайд 10

Эксперимент

Слайд 11

Результаты анкетирования В анкетировании приняли участие 26 человек. Получилось следующее: морковь любят 20 учеников; знают о целебных свойствах - 18 учащихся; 25 ребят употребляют морковь в сыром виде, без каких-либо добавок.

Слайд 12

Сравнительные результаты:

Слайд 13

Готовим блюда и украшения из моркови

Слайд 14

Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу: Морковь - ценный продукт питания

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Морковь – ценный продукт питания»

Исследовательская работа по предмету окружающий мир

                                     Выполнили:

                                                                            Некрасов Егор,

     Филимонов Матвей

                                                      ученики 1 «В» класса.

                                                                           

      Научный руководитель:                            

                                                                            Башкатова Галина Ивановна                          

                                                                            учитель  начальных классов

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                      3

               

Глава I. Заглянем в историю…(история

происхождения и распространения

 моркови)                                                                                          4

               

Глава II.  Многообразие сортов моркови                                    5

                                                                                                       

Глава III. Морковь и здоровье человека                                     6                        

Глава IV. Применение моркови в кулинарии и в быту             8

               

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                               10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                     11

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                               12


        На ощупь очень гладкая,
на вкус, как сахар, сладкая!
Я росла много дней, 
Становилась все красней и слаще.
Стала я хрустящей. 
А зеленый хохолок 
У меня, ребятки,
Чтобы каждый дернуть мог
И вытянуть из грядки.

В наши дни не сыскать, пожалуй, в мире человека, который не знал бы вкуса морковки. У нас этот корнеплод пользуется большой популярностью. Да и во многих странах тоже.

Возникают вопросы, за какие же достоинства человек полюбил морковь и ради чего он её возделывает? И может ли повредить здоровью чрезмерное употребление этого продукта питания?

Мы выдвинули гипотезу: «Морковь –ценный продукт питания».

Цель: рассмотреть  морковь с точки зрения истории, медицины, растениеводства и кулинарии и художественного творчества.

Задачи: 1. Познакомиться с историей происхождения моркови, с многообразием ее сортов.

        2. Раскрыть ее значение для  здоровья человека.

        3. Научиться готовить блюда и украшения из моркови.

Объект исследования: морковь.

Методы исследования: изучение теоретического материала, опрос анализ и обработка полученных результатов.

Решаем первую задачу: узнаем об истории происхождения моркови.

Морковь считают растением, знакомым человеку с глубокой древности. Она известна человеку уже более 4000 лет, в начале, как лекарственное, а уж потом и кормовое растение. В литературе есть упоминания о семенах моркови, найденных в свайных постройках за 2-3 тысячелетия до н. э. Это говорит о возделывании моркови с доисторических времен. Родиной современных культурных форм моркови являются: Средняя Азия, откуда к нам пришла желтая и фиолетовая морковь, и далее через Юго-Западную Азию (Ирак, Сирию, Турцию) она попала в XI веке на побережье Средиземного моря, в Испанию, откуда потом распространилась на запад и восток по всему свету [6].                      

И до сих пор  в Европе, Азии и Северной Африке можно встретить предка культурных сортов — дикую морковь; проникла она также в Америку и Австралию.

Дикую морковь можно встретить и у нас — на сухих склонах и обочинах дорог [3, c. 67].

На Руси морковь уже знали кривичи в VI-IX веках, тогда был обычай приносить ее в дар покойнику и класть в лодку, которую потом сжигали вместе с умершим. Выращивать ее начали в XIV-XVI веках, о чем имеются достоверные свидетельства, а в XVII веке известные русские пироги с морковью становятся обязательными на различных торжествах.     Возделывают морковь на всех континентах мира. Самые большие площади она занимает в России и Украине. Среди корнеплодов столовых морковь занимает первое место, она является высокопитательным овощем [3, c. 71].

Глава II. Многообразие сортов моркови  

 В настоящее время морковь культивируют во всем мире. Из дикой моркови выведены  многочисленные огородные сорта,  при этом были изменены размеры, форма  и цвет корнеплода, который используется для питания.

По созреванию различают скороспелые, средней спелости и поздние сорта моркови. В настоящее время морковь можно приобрести в любое время года, что делает ее действительно ценным продуктом [1, c. 132].

Выращивают такие сорта: Нантская 4, Нантская харьковская, Шантенэ 2461, Шантенэ сквирская, Артек, Бирючекутская 415, Витаминная 6 и др. Кроме этих сортов огородники выращивают также сорта: Рог-неда, Несравненная, Московская зимняя А-0515, Лосиноостровская 13, Консервная, Нантская 14 и др. Более нежные и сахаристые корнеплоды с отличным вкусом у сортов Нантская 4, Нантская 14, Витаминная 6 и др. Сорта Шантенэ 2461, Консервная и другие могут долго храниться. Виды сортов и их характеристики представлены в таблице (см. приложение 1).

Глава III. Морковь и здоровье человека

Морковь - неиссякаемый родник здоровья. В ней содержится большое количество биологически активных веществ. Благодаря высокому содержанию каротина — предшественника витамина А, она регулирует окислительно-восстановительные процессы, белковый и углеводный обмен. Успешное применение ее при воспалительных заболеваниях глаз (конъюнктивите, катаракте) объясняется действием содержащегося каротина. Морковь обостряет и улучшает зрение, то есть излечивает заболевание, которое в народе называют "куриной слепотой", когда в сумерках не различают предметы.

Морковь способствует хорошему росту детей. Детям в возрасте от 1,5 до 3 лет рекомендуется 2—3 раза в неделю морковь запеченная. При малокровии у детей и в питании беременных женщин и кормящих матерей полезна морковь. Благотворное влияние на кровь оказывают содержащиеся в ней соли кобальта, железа и меди. "От моркови больше крови", — гласит пословица [4, c. 93].

Ценные питательные вещества моркови улучшают деятельность желудочно-кишечного тракта, печени, мочевого пузыря, почек, рекомендуется она при хронических запорах. При обострении гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки морковь следует есть в отварном и измельченном виде. В народе известно, что морковь проявляет мочегонное и растворяющее действие при камнях и песке в мочевом пузыре. В этом случае пьют морковный сок. При заболевании печени готовят отвар моркови и пьют его. Клетчатка корнеплодов способствует выделению холестерина из организма человека. При почечных заболеваниях употребляют порошок или отвар из семян моркови.

Свежая морковь, сок и блюда из нее настоятельно рекомендуются страдающим заболеваниями сердечнососудистой системы (инфаркт миокарда) благодаря содержанию солей калия и каротина. Сок восстанавливает силы при общем ослаблении организма. Отмечена повышенная потребность в витамине. А у рабочих, связанных с тяжелыми или вредными условиями работы, Витамин А повышает устойчивость организма к некоторым ядам и токсинам.

С древних времен морковь применяли при лечении ран и ожогов как наружное средство. Свежеизмельченую морковь прикладывают к ранам и язвам для очищения их от гноя. Обладая антисептическим, противовоспалительным действием, морковь способствует их заживлению. Твердой морковью обкладывают опухоли [7].

Морковь рекомендуют для повышения сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Показана при простудных заболеваниях (воспалении легких, при сильном кашле и охриплости голоса). Морковный сок, сваренный с медом, снижает кашель. Его применяют также при золотухе, сухости кожи, ломкости волос и ногтей, авитаминозах.

Из семян моркови, содержащей эфирные масла, получают лекарственный препарат даукарин, который используют при хронической коронарной недостаточности [4, c. 108].

Однако нельзя злоупотреблять применением морковного сока. При длительном непрерывном его использовании кожа лица желтеет. В 100 г (полстакана) содержится такое количество каротина, которое соответствует суточной потребности человека в витамине А. Поскольку витамин А есть и в других продуктах, достаточно 2—3 раза в неделю выпивать по полстакана морковного сока.

Глава IV. Применение моркови в кулинарии и в быту

Морковь — любимый продукт в народе. Главное в моркови – это ее диетические свойства. Едят ее сырую, вареную, тушеную, запеченную, жареную. Морковные блюда признаны кулинарами всех стран мира, особенно в диетическом и детском питании. Она не только вкусна, она чрезвычайно легко усваивается организмом,  поэтому можно давать в любое время и в любом количестве взрослым, детям и больным людям.

Корнеплоды моркови широко применяют в домашней кулинарии. Из них  готовят супы, гарниры, винегреты, фарши, запеканки, пудинги, варят варенье, сушат цукаты, пекут пироги [5, c. 10].  

Предлагаем лишь некоторые блюда, которые можно приготовить из моркови (см. приложение 2).

Морковь используют при консервировании, квашении капусты и других видов переработки овощей. Для квашения используют также сорта моркови кормовой. Капуста квашенная, в которую добавляют жесткие корнеплоды, всю зиму не размягчается, остается хрустящей, крепкой. Сухая морковь идет для приготовления супов-пюре и морковного кофе, очень полезного напитка.

Свежая морковь, нарезанная кусочками и помещенная в топленое несвежее сливочное масло, устраняет неприятный запах и придает ему свежий вид. Маргарин можно ароматизировать и обогатить каротином, обжаривая в нем морковь. Морковный сок является элексиром здоровья и красоты. Корнеплоды моркови важное средство "естественной косметики". При сухой коже лица рекомендуют побольше есть зеленого лука и.тертой моркови, заправленной сметаной или растительным маслом. Для этих целей рекомендуют маску из морковного сока, морковной массы, смешанной с яичным желтком и растительным маслом, лучше ореховым. Через 20—25 мин маску снимают с кожи ватным или марлевым тампоном, смоченным в теплой воде[4, c. 108].  

Морковный сок с несколькими каплями лимонного сока устраняет веснушки. Если ежедневно утром и вечером втирать такой раствор в кожу, то она приобретает приятный светло-коричневый оттенок, маскирующий веснушки. При медленном росте волос помогает смесь морковного и лимонного сока. Ее втирают в кожу головы и волосы лучше растут, приобретая красивый блеск.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной работы мы узнали об исторической родине моркови, о многообразии ее сортов, а также о ее пользе для здоровья человека и применении в кулинарии и в быту.

Таким образом, считаем, что в своей работе нам удалось достигнуть поставленной цели. В ходе выполнения работы было изучено много литературы, апробированы на практике кулинарные рецепты.

В дальнейшем мы планируем провести опыт по выявлению влияния древесной золы на качество урожайности моркови.

Список используемой литературы

1.  Дудченко Л.Г., Козьяков А.С., Кривенко В.В. Пряно-ароматические и пряно-вкусовые растения. – К.:Наукова выдумка, 1989. – 304 с.

2. Захарова Л.Ф., Толчинская Е.И.  Путешествие в страну кулинарию. – Кишинев  «Тимпул», 1987. – 78 с.

3. Замяткин Г.А. Юному агрохимику. – М.: Россельхозиздат, 1983.- 134 с.

4. Орлова Ж.И.  Все об овощах. -  М.: Пищевая промышленность ,1978. – 112 с.

5.   Хворостухина С.А. «Запекаем в духовке». – М.:  «Мир книги»,  2007. – 35 с.

6. http://www.floraprice.ru/2008/03/krasna-devica-sidit-v-temnice-a-kosa-na-ulice-chast-1/#more-4642

7. http://agro-maximum.ru/03046.htm

Приложение 1

Таблица сортов моркови и их характеристики

СОРТ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Витаминная-6

Среднеспелый, высокоурожайный, лежкий сорт. Форма корнеплода цилиндрическая. Окраска красно-оранжевая. Вкусовые качества высокие.

Королева осени

Среднеспелый высокоурожайный сорт. Мякоть нежная, сочная, отличного вкуса. Хорошо хранится.

Лоснноостровская-13

Среднеспелый корнеплод красно-оранжевого цвета, хороших вкусовых качеств. По содержанию каротина превосходит все сорта. Годен под зимний посев. Большой урожай получается на торфяных почвах. Хорошо хранится зимой.

Московская зимняя

Среднеспелый, высокоурожайный сорт. Один из лучших сортов для зимнего хранения. Корнеплоды удлиненно-конической формы, оранжево-красные. Вкус отличный.

Нантская-4

Скороспелый сорт, пригоден для ранневесеннего и позднезимнего сева. Корнеплоды красивой цилиндрической формы, с гладкой поверхностью. Мякоть яркая, оранжево-красная, сочная, ароматная, нежная. Лежкость удовлетворительная.

Несравненная

Среднеранний сорт. Корнеплоды крупные, усеченно-конической формы, ярко-оранжевые. Хорошо хранится. Годен для посева под зиму.

НИИОХ-336

Среднеспелый сорт. Поверхность, мякоть и сердцевина корнеплода интенсивно-оранжевые. Форма цилиндрическая, тупоконечная. Вкусовые качества высокие. Повышенное содержание каротина. Используется в свежем виде и для консервирования.

Тушон

Скороспелый сорт. Используют для получения ранней продукции. Нежная, сочная мякоть, отличные вкусовые качества. Корнеплоды ровные, цилиндрической формы, ярко-оранжевые.

Флаккоро

Поздний высокоурожайный сорт. Корнеплоды выровненные, крупные, ярко-оранжевого цвета, хорошо хранятся.

Форто

Среднеранний сорт. Корнеплоды гладкие, ярко-оранжевого цвета. Хорош для изготовления соков. Хорошо хранится.

Шантанэ королевская

Среднеспелый, высокоурожайный сорт хорошей лежкости. Корнеплоды крупные, гладкие, тупоконической формы. Мякоть ярко-оранжевая, плотная, сладкая.

Приложение 2

Рецепты блюд из моркови

Крупеник манный с морковью

Продукты: 300 г. моркови;

100 г. сливочного масла;

200 г. манной крупы;

250 мл. молока;

500 мл. воды;

30 г. сахарного  песка;

2 яйца;

20 г. листьев мяты;

соль по вкусу.

Способ приготовления.

  • Морковь натереть на крупной терке, добавить сливочное масло, небольшое количество воды и тушить до готовности.
  • Манную крупу всыпать в кипящую подсоленную воду и отварить, после чего развести молоком.
  • Добавить в полученную манную массу  сахарный песок, соль, взбитые яйца и  морковь, перемешать.
  • Полученную массу  выложить в смазанную маслом форму и запекать при t 180 – 200 градусов в течение 15 минут.

Готовый крупеник разрезать на порционные куски и подать, украсив листьями мяты.

Морковная запеканка. Отварную морковь натереть на терке, добавить творог,  яйцо, соль,  сахар, воду, выложить на противень и запечь. Можно добавить рассыпчатую или вязкую кашу.

Морковное пюре. Отварную морковь протереть через мелкое сито, разбавить молоком или сливками, добавить сахар, соль, сливочное масло.

Хитрый пирог

Продукты: 2 стакана тертой моркови;

1 пачка маргарина;

2 яйца;

1 стакан песка

Сода на кончике чайной ложки;

Ванилин.

Способ приготовления. 

  •  Маргарин растопить.
  • Разбить в него 2 яйца и перемешать.
  • Добавить в полученную массу сахарный песок, протертую морковь, перемешать.
  • В полученную массу всыпать соду, ванилин, просеять муку, перемешать.
  • Полученную массу (как густая сметана) выложить в смазанную форму и выпекать при t 180 градусов 20 – 25 минут.

Верх украсить цветной посыпкой или взбитыми с сахаром белками.

Морковное суфле с яблочным пюре. Очистить и нарезать морковь и яблоки, пропустить через мясорубку, добавить молоко, сахар, соль и довести до кипения. Всыпать манную крупу, хорошо перемешать и тушить до готовности. В охлажденную массу влить взбитый белок яйца, перемешать, выложить в формочки и варить на пару. Морковь — 200 г, яблоки — 60 г, крупа манная— 15 г, сахарный песок—10 г, масло сливочное — 5 г, молоко — 50 т, 2 яйца на одну порцию.

Морковно-яблочные котлеты. Морковь очистить, промыть, нарезать, потушить в молоке до готовности и пропустить через мясорубку. Яблоки очистить, нашинковать, смешать с морковным пюре, манной крупой и сахарным песком. Сформовать котлеты, обвалять в толченых сухарях и поджарить. На стол подать со сметаной. Морковь — 150 г, яблоки — 75 г, крупа манная и масло — по 15 г, сметана — 20 г, молоко — 0,5 стакана, сахар — 5 г.

Морковные блины (оладьи). Морковь потушить до мягкости, протереть, развести молоком, хорошо перемешать, добавить муку, взбитое яйцо, разведенные теплой водой дрожжи, поставить в теплое место и дать тесту подняться. Добавить масло, сахар, соль, перемешать и дать тесту еще раз подняться. Печь, как обычные блины. Подавать в горячем виде с маслом, сметаной или повидлом. Вместо муки можно использовать манную крупу. Желтки и белки яиц взбить отдельно и ввести в тесто. Оладьи готовят таким же способом, только тесто должно быть более густым. В тесто для оладий можно добавить другие овощи и фрукты. Например, сделать оладьи с морковью и тыквой. Овощи вымыть, нарезать и сварить в небольшом количестве воды. Затем пропустить через мясорубку. В полученное горячее пюре влить яйцо, кислое молоко, положить сахар, соль по вкусу и муку. Все хорошо вымесить и выпекать оладьи.

Морковные котлеты. Отварную морковь протереть, добавить муку и яйцо, разделать на котлеты и обжарить. В протертую морковь можно положить творог или рассыпчатую кашу. Подать к кефиру или простокваше с грибным соусом или маслом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...