Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Рабочая программа включает пояснительную записку, цели, задачи, содержание, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razgovor_o_pravilnom_pitanii.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе  Положения  о Рабочей программе  по внеурочной деятельности

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009г. №373), составлена   на основе  программы  « Разговор о правильном питании», методического пособия « Разговор о правильном питании»    Безруких М.М. Филипповой Т.А., Макеевой А.Г., предназначенной для учащихся 1-4 классов, разработана специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования» на основе Концепции духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России,

 Примерной программы воспитания и социализации обучающихся, Устава ОУ и Основной образовательной программы ОУ.

На прохождение программы  отводится      15 занятий в год        (1-2ч. в месяц)    Программа «Разговор о правильном питании» допущена министерством образования Российской Федерации.

Цель программы

– сформировать у младших школьников основы рационального питания, представление о необходимости заботы о своём здоровье. Программа  способствует  воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.

Задачи курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»;

расширения знаний подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;

- развития навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

- развития представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

- развития представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;

- пробуждения у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.;

- развития творческих способностей, кругозора подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

- просвещения родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.

II  Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Одна из задач программы – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Описание места курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности

Программа «Разговор о правильном питании» включает в себя три части.

Первая часть программы «Разговор о правильном питании», предназначенная для учащихся 1-2 классов, включает в себя 15 занятий.

Вторая часть «Две недели в лагере здоровья» состоит из 14 занятий, предназначенных для учеников 3-4 классов.

Третья часть «Формула правильного питания» включает в себя 11 занятий, предназначена для учеников 5 классов.

УМК «Формула правильного питания»  предназначается для реализации следующих воспитательных и образовательных задач:

- развития представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье. В Программе используются разнообразные формы проведения занятий, составление рассказа по картинкам – иллюстрациям и разыгрывание сценок. Игровые методы должны быть основой организации обучения  по программе, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры.

Описание ценностных ориентиров содержания  курса внеурочной деятельности

Использование комплекта «Две недели в лагере здоровья» в рамках программы «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих результатов:

- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учетом границ личностной активности корректировать несоответствия;

- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Результаты освоения конкретного курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты:

личностные  :

- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- умение использовать знания в повседневной жизни;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступит;

- умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;

- познавательный интерес к основам  культуры питания.

метапредметные:

- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

познавательные:

- умение узнавать изученные объекты и  явления живой природы;

- умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

- умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе; умение использовать их для объяснения необходимости здорового питания.

коммуникативные:

- умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- умение строить простейшие монологические высказывания;

- умение задавать вопросы;

- умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.

Содержание  курса внеурочной деятельности

«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

Целью  данной программы является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей.

При организации занятий у каждого ребёнка должна быть своя рабочая тетрадь, в которой бы он мог выполнять задания. Не допускается использование одной тетради несколькими учениками.

Тема занятия

1

Вводное занятие. Знакомство с героями «Улицы Сезам».

2

Самые полезные продукты.

3

Как правильно есть.

4

Удивительные превращения пирожка.

5

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

6

Плох обед, если хлеба нет.

7

Полдник. Время есть булочки.

8

Пора ужинать.

9

На вкус и цвет товарищей нет.

10

Если хочется пить…

11

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

12

Где найти витамины весной?

13

Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты.

14

Каждому овощу своё время.

15

День рождения Зелибобы.

«Две недели в лагере здоровья»

УМК «Две недели в лагере здоровья» предназначается  для реализации следующих воспитательных и образовательных задач:

- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;

- формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

Формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

-пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

- просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.

Тема занятия

1

Давайте познакомимся!

2

Из чего состоит наша пища?

3

Что нужно есть в разное время года

4

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

5

Где и как готовят пищу.

6

Как правильно накрыть стол.

7

Молоко и молочные продукты.

8

Блюда из зерна.

9

Какую пищу можно найти в лесу.

10

Что и как готовить из рыбы.

11

Дары моря.

«Формула правильного питания»

Использование комплекта направлено на достижение следующих результатов:

- полученные знания позволят подросткам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

- подростки смогут оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

- подростки научатся самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни;

- подростки получат дополнительные знания в области истории, литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора;

- подростки получат дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.

Тема занятия

1

Здоровье – это здорово.

2

Продукты разные нужны, продукты разные важны.

3

Режим питания.

4

Энергия пищи.

5

Где и как мы едим.

6

Ты – покупатель.

7

Ты готовишь себе и друзьям.

8

Кухни разных народов.

9

Кулинарная история.

10

Как питались на Руси и в России.

11

Необычное кулинарное путешествие.

Тематическое планирование обучающихся 2 классов

№ п\п

Тема занятия

Дата

1

Давайте познакомимся!

2

Из чего состоит наша пища?

3

Что нужно есть в разное время года

4

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

5

Где и как готовят пищу.

6

Как правильно накрыть стол.

7

Молоко и молочные продукты.

8

Блюда из зерна.

9

Какую пищу можно найти в лесу.

10

Что и как готовить из рыбы.

11

Дары моря.

12

Каждому овощу своё время.

13

День рождения Зелибобы.

14

Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты.

15

Праздник урожая

Материально-технического обеспечения

1. Витамины / Под ред. Смирнова М. П.— М.: Медицина, 1974. 140 с.

9. Люк Э. Ягер М. Консерванты в пищевой промышленности. С.-Петербург, 1998. 260 с.

10. Лихарев В. С. Лекарства с огорода. Саратов: Детская книга, 1993. 352 с.

11. Махлаюк В. П. Лекарственные растения в народной медицине. Саратов, 1967. 560 с.

13. Начальная школа № 8, 1992.

14. Начальная школа № 4, 1995.

17. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я.: Словарь-игра. М.: АСТ-ПРЕСС,