Здоровьесберегающая деятельность в школе
статья по зож по теме

Шарафутдинова Галина Михайловна

Проблема сохранения и укрепления здоровья особенно актуальна для начальной школы. Это связано с изменениями в жизни ребенка, освоением ими новой социальной роли "ученик". Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью (как к ценности), знание негативных факторов риска здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_deyatelnost_v_mou_nosh_no_37.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая деятельность в школе

(из опыта работы МОУ «НОШ № 37» г. Сыктывкара)

  План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы выдвигает в числе первоочередных задачи совершенствования деятельности общеобразовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры.
В Докладе «О реализации национальной образовательной инициативы 
«Наша новая школа» отмечается, что эта проблематика стала одним из ведущих       содержательных          направлений      деятельности     систем

образования всех субъектов Российской Федерации: 
«Не только в педагогическом, но и в детском сообществе всё более укрепляется представление о здоровье как универсальной ценности, важнейшем исходном условии жизненной успешности человека. Не слишком определенный тезис о необходимости заботиться о здоровье всё более трансформируется в твердую деятельностную установку нести ответственность за здоровье и условия, от которых оно зависит. И исключительно важно, что осознание этой ответственности становится личностно     важным и    для учителей, и  для  самих  учащихся, начиная с       начальных классов».
 Проблема сохранения и развития здоровья учащихся с введением ФГОС НОО приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является уровень сформированности компонентов здоровья. Основополагающим в развитии здорового ребенка является духовно-нравственный компонент здоровья, определяющий умение строить отношения с близкими,  сверстниками, окружающими людьми, реализацию потребности в самопознании и самосовершенствовании. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья и интеллектуальное развитие учащихся  должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими компонентами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность его деятельности, для учащегося это деятельность в школе.

   Начальная школа играет  важную роль в общей системе образования, и должна обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должно стать «формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям».

   Для решения задачи сохранения и укрепления здоровья детей за счёт снижения влияния школьных факторов риска в нашей школе разработана и реализуется Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (в составе ООП).

   Компонентами школьной здоровьесберегающей среды, содействующей укреплению здоровья учащихся являются:

- условия, соответствующие СанПиН;

-оптимальная учебная нагрузка;

-рациональный двигательный режим;

-сбалансированное питание;

-психологическая и социальная поддержка;

-своевременные медицинские услуги;

-технологии обучения, содействующие сохранению здоровья.

   Основополагающим элементом создания здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья детей - диагностика соматического, физического состояния организма ребенка. Со стороны социально-психологической службы школы проводится мониторинг  психологического состояния и функциональных возможностей учащихся. Мониторинг состояния здоровья учащихся позволяет оценить правильность выбранного пути, используемых программ, привлечь внимание самих учащихся и их родителей к проблемам  здоровья, улучшить санитарно-гигиенические условия образовательного процесса, совершенствовать материально-техническое обеспечение.

   Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в образовательном процессе, можно выделить следующие 3 группы:

1.Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.

   Для снижения интенсификации учебного процесса определена  оптимальная учебная, внеурочная нагрузки, режим учебных занятий, продолжительность каникул в соответствии с действующим санитарным законодательством. Обеспечивается разумное сочетание труда и отдыха учащихся:

-     45-минутная продолжительность уроков, 20-минутные перемены для организации питания;

  • обучение проходит в одну смену;
  • расписание уроков составляется в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;

-      реализуется ступенчатый режим обучения в первых классах, определена допустимая  учебная нагрузка учащихся в соответствии с действующими санитарно- гигиеническими нормами (динамическая пауза и дополнительные каникулы  для  учащихся 1-х классов);  

-      наличие в расписании третьего часа физкультуры;

  • организовано обучение на дому учащихся по медицинским показаниям.

В целях соблюдения физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса

  • используются только допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации учебники;
  • обеспечивается оптимальный воздушно-тепловой режим и освещенность кабинетов;
  • поддерживается удовлетворительное санитарное состояние в школе;
  • осуществляется контроль за санитарно-гигиеническими условиями в школе, организацией питания учащихся, физического воспитания.
  • организовано одно- и двухразовое питание учащихся в соответствии с утверждённым режимом питания;
  • проводится витаминизация пищи,
  • организуется работа по приему учащимися кислородных коктейлей (2 раза в год);
  • обеспечивается питьевой режим;
  • разработана и контролируется программа  производственного контроля;
  • разработан план, в соответствии с которым организована профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний, ОРВИ, гриппа;
  • проводится обновление и приобретение нового спортивного инвентаря (за счет внебюджетных средств)
  • анкетирование среди учащихся, родителей, педагогов школы с целью изучения общественного мнения об организации школьного питания. Среди учащихся 3-4 классов – анкетирование по выявлению отношения к своему здоровью. Результаты анкетирования, предложения выносятся для обсуждения на совещании при директоре,  классных родительских собраниях.
  • организована работа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием в период весенних, летних, осенних каникул.

2.Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, психологической комфортности для учащихся во время урока. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.

   Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

   Стиль общения учителя с учащимися  также влияет на состояние здоровья. Учителям должен быть свойственен демократичекий стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и  защищенности,  с удовольствием работает на уроке.

Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников, учителя и педагоги школы  продумывают:

- разнообразные виды учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.   Часто на уроках и на занятиях во внеурочной деятельности  организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Проходит она по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это,  не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

- приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараются прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.  Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

   Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, педагогами на уроке проводятся 2-3 физкультминутки, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

- методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. Уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки - соревнования, и другие. При  таком обучении каждый ученик получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.

   Очевидно, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

   Учителя и педагоги нашей школы помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья.

     Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому учителя начальных классов активно используют компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивания знаний  с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса.  Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя  в деле снижения утомляемости учащихся. Но задача учителей сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон. Поэтому в нашей школе работа учителя с использованием компьютера проводится в строгом соответствии с СанПиН.

3.Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового, безопасного  образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы с учащимися во внеурочной деятельности, просвещение родителей учащихся.
 В школе  организована работа по пропаганде и обучению навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда.  

Для формирования ценности здоровья и здорового образа жизни:

 - оформляются  информационные стенды («Если хочешь быть здоров», «Культура здорового питания», «Знай свои права», «Добрая  дорога детства», «Уроки безопасности», «Осторожно – грипп!»; книжная выставка «И здоровье сберегу, сам себе я помогу» и др.);  

- разработаны планы мероприятий по противопожарной безопасности,  профилактике ОРВИ, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; Паспорт дорожной безопасности.

 Проводятся:

- различные здоровьеформирующие и здоровьесберегающие мероприятия в рамках  традиционного месячника ЗОЖ, акции «Эстафета здоровья», посвященная Всемирному Дню здоровья и др.

- спортивные соревнования: «Полоса препятствий», «Папа, мама, я – здоровая семья», «Эстафеты безопасности», «Веселые старты», школьный этап Всероссийских президентских соревнований, Дни здоровья  и др.,

 - классные часы по профилактической  программе О.Л.Романовой «Полезные привычки»,

- индивидуальные  профилактические беседы с учащимися, состоящими на различных формах учета, детьми «группы риска»,

- беседы- инструктажи  по профилактике ОРВИ, гриппа,  сохранению зрения, по правилам поведения в общественных местах, употребления ПАВ, профилактике детского травматизма, дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности.

   Учащиеся и родители вовлекаются к участию в школьные, муниципальные и республиканские спортивные игры и соревнования.

   Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как тесное взаимодействие между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Наши родители являются участниками классных часов, направленных на формирование базовых национальных ценностей, в т.ч. ценности «здоровье». Родители-медработники привлекаются к проведению  тематических бесед по здоровому образу жизни, профилактике инфекционных заболеваний, гриппа и ОРВИ.

   В школе проводится просвещение родителей учащихся по темам здоровьесбережения  (например, темы «О культуре здорового питания»,  «На пути к гармонии - учимся жить  без конфликтов», «Здоровье и безопасность детей – ответственность родителей»  и др.)

  Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет учащимся более успешно, безболезненно  адаптироваться в школе, социальном пространстве, раскрыть свои интеллектуальные и творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности в школе: проблемы, опыт, перспективы.

Нашей основной задачей мы видим не только формирование у учащихся системы знаний учебных дисциплин, но и содействие социализации выпускников  школы в сложных и динамично меняющихся условиях...

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Инновационный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в коррекционной школе в контексте внедрения ФГОС

quot;Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»....

Здоровьесберегающая деятельность в школе.

Здоровьесберегающая деятельность в школе.Последние статистические данные свидетельствуют о том, что периодобучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4 - 5 раз,поэтому проблемы сох...

Здоровьесберегающая деятельность. Программа внеурочной деятельности "Подвижные игры"

Данная программа разработана для занятий внеурочной деятельностью в 1 классе по новым ФГОС, может использоваться  педагогами дополнительного образования и учителями физической ...

Программа «Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе»

(на основе программы В. Ф. Базарного«Здоровое гармонично раскрепощённое развитие детейв учебно-познавательном процессе»)...

Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе при дистанционном обучении

В статье освещается опыт  проведения уроков с элементами здоровьесбережения во время дистанционного обучения. Переход на дистанционное обучение был введен впервые в массовой образовательной школе...