Конспект занятия "Окружающая среда и здоровье человека"
план-конспект занятия по зож (4 класс) на тему

Катохина Ольга Николаевна

Занятие "Окружающая среда и здоровье человека" рассчитано на обучающихся 10-11 лет, направлено на формирование представления о различных видах загрязнений окружающей среды и их влиянии на здоровье человека. Знакомит обучающихся с химическими, биологическими и физическими загрязнениями, их влиянием на человека. Занятие содержит всё необходимое оборудование (информационные листы, проверочную карточку, шкалу силы звука и т.д.) и может быть проведено как проект (в конце занятия ребята создают продукт - памятку "Как обезопасить себя от химического (биологического, физического) загрязнения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchaya_sreda_i_zdorove_cheloveka_zanyatie.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» г. Кемерово

Окружающая среда и здоровье человека

занятие по экологии для учащихся четвёртого года обучения

Составитель:

Катохина Ольга Николаевна

педагог дополнительного образования МБОУ ДО

«ЦДОД им. В. Волошиной»

Кемерово

2014


Цель: формирование представлений о различных видах загрязнений окружающей среды и их влиянии на здоровье человека.

Задачи:

  1. Рассмотреть типы загрязнений окружающей среды и их влияние на здоровье человека.
  2. Развивать интеллектуальные умения (определение причинно – следственных связей, умение оценивать глобальные процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы). Формировать интерес к проблемам сохранения природы, развивать умение работать в группах.
  3. Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и своё здоровье.  

Методы и приемы:

  • проблемный метод;
  • наглядные методы;
  • беседы с демонстрацией;
  • работа с информационным листом;
  • работа в группах;
  • сравнение;
  • самостоятельная работа по карточкам.

Оборудование: плакат «Виды загрязнений окружающей среды», информационные листы по видам загрязнений, листы с вопросами для составления сообщений, шкала силы звука, проверочная карточка «Окружающая среда и здоровье человека», таблица «Загрязнения», плакат «Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека», памятка «Как спастись от вредного влияния окружающей среды».

План занятия:

  1. Сообщение темы и цели занятия.
  2. Работа в группах «Виды загрязнений окружающей среды».
  3. Проверочная карточка «Окружающая среда и здоровье человека».
  4. Памятка «Как спастись от вредного влияния окружающей среды».
  5. Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

  1. Сообщение темы и цели занятия.

Природа для человека является средой жизни.  Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Только впоследствии люди стали понимать, что окружающая среда и здоровье человека взаимосвязаны. Нерациональное использование природных ресурсов, загрязнение среды представляет опасность для здоровья людей. Мало того, что люди болеть стали чаще, болезни теперь труднее излечиваются, появляются новые, ранее неизвестные — ситуация ухудшается катастрофически [1].

- Как же сохранить природу и своё здоровье? Сегодня, ребята, мы попробуем ответить на этот вопрос. Запишите тему занятия «Окружающая среда и здоровье человека».

  1. Работа в группах «Виды загрязнений окружающей среды».

- Итак, что же такое загрязнение?

- Под загрязнением понимают любые изменения воздуха, вод, почв или пищевых продуктов, оказывающие нежелательное воздействие на здоровье, выживаемость или деятельность человека.

- Существует несколько видов загрязнений окружающей среды. Познакомимся с химическими, биологическими и физическими загрязнениями. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы. Каждая группа приготовит небольшое сообщение о своём виде загрязнения. Для этого я раздам каждой группе информационный лист (см. Приложение 1), в котором изложена информация о виде загрязнения, и лист с наводящими вопросами (см. Приложение 2). Ответы на эти вопросы и будут вашим кратким сообщением. Первая группа приготовит сообщение о химических загрязнениях окружающей среды, вторая группа – о биологических загрязнениях, третья группа – о физических загрязнениях [8].

- Давайте обсудим полученные сообщения (при обсуждении физических загрязнений участникам всех групп педагог раздаёт шкалу силы звука (см. Приложение 3)).

Смотрим шкалу интенсивности шума. Уровень звукового давления измеряется в децибелах. Шум в 20-30 децибелов (дБ) – практически безвреден. Допустимые нормы шума: для жилых помещений днем – до 40 дБ, ночью – до 30 дБ, для рабочих мест – до 80 дБ. Превышение показателей неблагоприятно сказывается на здоровье. Звук в 130 дБ может вызывать различные болевые ощущения, звук в 150 дБ – непереносимый для человека.

Врачи утверждают, что при регулярном шуме происходит нарушение сна, снижение работоспособности, быстрая утомляемость человека.

Шум негативно влияет на органы слуха,  в первую очередь воспринимающие звуковые колебания и прежде всего, поражается при действии шума. Это объясняется поражением внутреннего уха.

Основные проявления воздействия шума – головная боль, чувство тяжести в голове, повышенная раздражительность, усиление агрессивности, снижение памяти, внимания, умственной активности, Шум обладает свойством суммироваться, то есть звуковые раздражения, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему. 

- Ребята, теперь вы знаете о химических, биологических и физических загрязнениях окружающей среды. Посмотрите на плакат «Виды загрязнений окружающей среды» и сравните свои ответы. Какой можно сделать вывод? (окружающая среда сильно загрязнена, это очень опасно для здоровья человека).

  1. Проверочная карточка «Окружающая среда и здоровье человека».

- Ребята, предлагаю вам проверить свои знания о видах загрязнения окружающей среды с помощью проверочной карточки. Вклейте таблицу «Загрязнения» в тетрадь. Прочитайте предложения. Запишите в каждую колонку соответствующий номер предложения (см. Приложение 4).

  1. Памятка «Как спастись от вредного влияния окружающей среды».

- Каким образом загрязнённая среда влияет на здоровье человека, нам поможет узнать плакат «Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека». Мы можем увидеть, что ухудшение состояния воздуха, воды и почвы вызывает различные заболевания.

- Как же спастись от вредного влияния окружающей среды?

- Предлагаю вам, ребята, снова разделиться на 3 группы и составить памятку «Как обезопасить себя от химического загрязнения» (для первой группы), «Как обезопасить себя от биологического загрязнения» (для второй группы), «Как обезопасить себя от физического загрязнения» (для третьей группы).

- Обсудим результаты вашей работы (представители всех групп по очереди зачитывают предложения) (см. Приложение 5).

  1. Подведение итогов занятия.

- Сегодня на занятии мы узнали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Но чтобы спастись от вредного влияния окружающей среды, продлить долгую и счастливую жизнь, нужно, прежде всего, научиться ценить и беречь природу, как ничем незаменимую среду жизни и колыбель человечества.


Список использованных источников

  1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.Н., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997.
  2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. 12-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 602 с.
  3. Мансурова О.Ю. Здоровье человека и окружающая среда. - М.: Издательство Электив, 2007. – 112 с.
  4. Новиков Ю. В.Экология, окружающая среда и человек.  3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 736 с.
  5. Семёнова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
  6. Соковня – Семёнова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. -М.: Академия, 1998.
  7. Экология. Под ред. Тягунова Г.В., Ярошенко Ю.Г. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Логос, 2005. - 504 с.
  8. Виды и масштабы негативного воздействия человека и промышленности на природную среду // Природопользование: Учебник / Под ред. Э.А. Арустамова. – М., 2008. – С.80-87.



Приложение 1


Химические загрязнения окружающей среды

В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду в больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадают в почву, воздух и воду, затем переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую и, в конце концов, попадают в организм человека.

На земном шаре практически невозможно найти место, где не было бы загрязняющих веществ. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут только на небольших научных станциях, ученые обнаружили различные токсичные (ядовитые) вещества современных производств. Они заносятся сюда потоками атмосферы с других континентов.

К химическим загрязнениям окружающей среды относятся: тяжелые металлы, химические отходы производства, ядохимикаты, пластмассы.

Кратковременное воздействие небольшого количества таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель. Попадание в организм человека большого количества может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти. Примером подобного действия могут являться смоги, образующиеся в   крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу.

Достоверно установлено, что такие отходы производства, как хром, никель, асбест и многие ядохимикаты вызывают раковые заболевания. В результате загрязнения появляются новые, неизвестные ранее болезни. Причины их бывает очень трудно установить. Огромный вред здоровью человека наносит курение. Курильщик не только сам вдыхает вредные вещества, но и загрязняет атмосферу, подвергает опасности других людей. Установлено, что люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, вдыхают даже больше вредных веществ, чем он сам.


Биологические загрязнения окружающей среды

В природной среде часто встречаются биологические загрязнения, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов, в том числе и в самом человеке.

Наиболее опасны возбудители инфекционных заболеваний. Одни из них способны жить вне организма человека всего несколько часов. Другие могут жить в окружающей среде от нескольких дней до нескольких лет. Для третьих окружающая среда является естественным местом обитания. Для четвертых - другие организмы, например дикие животные, являются местом сохранения и размножения.

Часто источником инфекции является почва, в которой постоянно обитают возбудители разных болезней, в том числе некоторых грибковых заболеваний. В организм человека они могут попасть при повреждении кожных покровов, с немытыми продуктами питания, при нарушении правил гигиены.

Болезнетворные микроорганизмы могут проникнуть в грунтовые воды и стать причиной инфекционных болезней человека. Поэтому воду из артезианских скважин, колодцев, родников  необходимо перед питьем кипятить.

Грипп, коклюш, дифтерия, корь и другие болезни вызывают возбудители из воздуха при кашле, чихании и даже при разговоре больных людей.

Особую группу составляют инфекционные болезни, передающиеся при пользовании вещами больного человека, например, полотенцем, носовым платком, предметами личной гигиены. К ним относятся венерические болезни (СПИД), сибирская язва.

Люди и домашние животные могут заражаться болезнями, попадая на территорию природного очага. К таким болезням относят чуму, сыпной тиф, клещевой энцефалит, малярию, сонную болезнь.

В некоторых жарких странах, а также в ряде районов нашей страны встречается инфекционное заболевание водяная лихорадка. В нашей стране возбудитель этой болезни обитает в организмах полевок обыкновенных, широко распространенных в лугах около рек. Человек может заразиться при попадании в его организм воды, загрязненной выделениями грызунов.


Физические загрязнения окружающей среды

Физическое загрязнение – это привнесение в экосистему источников энергии (тепла, света, шума, вибрации, электромагнитного, радиоактивного излучений и т.п.), отрицательно влияющих на здоровье человека.

Физическое загрязнение делится на тепловое, световое, шумовое, электромагнитное,  радиоактивное.

Тепловое загрязнение - это увеличение температуры среды в связи с выбросами в атмосферу промышленных выбросов нагретого воздуха, сброс в водоемы нагретых сточных вод (нарушаются условия нереста рыб, повышается зараженность рыб паразитами).

Световое загрязнение – это осветление человеком ночного неба искусственными источниками света, приводящими к изменениям обычной жизни растений и животных.

Шумовое загрязнение – это раздражающий шум, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Источниками шума являются все виды транспорта, промышленные предприятия, бытовая техника. В жилых помещениях большое число источников шума: работающие лифты, вентиляторы, насосы, телевизоры, громкие разговоры и т. д. Происходит постепенное ослабление слуха, заболевание нервной, сердечно-сосудистой системы, психические расстройства.

Электромагнитное загрязнение - это совокупность электромагнитных полей, негативно влияющих на здоровье человека. Поля повышенной вызывают расстройства нервной системы, головную боль, утомляемость, бессонницу и т.д.

Радиоактивное загрязнение – это загрязнение радиоактивными веществами при ядерном взрыве в результате выпадения радиоактивных осадков, при техногенных авариях (утечках из ядерных реакторов, утечках при перевозке и хранении радиоактивных отходов).

Радиоактивные вещества, попавшие на кожу человека, можно смыть водой. Однако они проникают внутрь организма вместе с питьевой водой, вдыхаемым воздухом и пищей, которую мы едим. Радиоактивные атомы излучают большое количество энергии в виде электромагнитных волн и заряженных частиц. Радиация разрушает живые клетки и ослабляет защиту организма от различных болезней.


Приложение 2

Листы с наводящими вопросами

1 группа

Химические загрязнения окружающей среды

1. Что относится к химическим загрязнениям окружающей среды?

________________________________________________________________________

2. Каким путём химические загрязнители попадают в организм человека?

________________________________________________________________________

3. Как влияет химические загрязнения на здоровье человека?

________________________________________________________________________

2 группа

Биологические загрязнения окружающей среды

1. Что относится к биологическим загрязнениям окружающей среды?

________________________________________________________________________

2. Каким путём заражается организм человека?

________________________________________________________________________

3. Как влияют биологические загрязнения на здоровье человека?

________________________________________________________________________

3 группа

Физические загрязнения окружающей среды

1. Что такое физическое загрязнение окружающей среды?

________________________________________________________________________

2. Какие виды физического загрязнения бывают?

________________________________________________________________________

3. Как влияют физические загрязнения на здоровье человека?

________________________________________________________________________


Приложение 3

Шкала силы звука

Уровень шума кондиционера - Прохлада        


Приложение 4

Проверочная карточка «Окружающая среда и здоровье человека»

Задание: заполни таблицу, записывая в каждую колонку соответствующий номер предложения.

  1. Различные химические вещества, как правило, отходы производства.

  1. При попадании в организм большими дозами способны  привести к острому отравлению и даже смерти.

  1. Болезнетворные микроорганизмы, вирусы.

  1. Звуки в 20-30 дБ.

  1. Звуки в 80 и более дБ.

  1. Попадая в организм, вызывают инфекционные болезни.

  1. Способны вызвать малярию, холеру.

  1. Вызывают нервно-психические заболевания, расстройства сердечно-сосудистой системы.

  1. Попадают в организм человека при дыхании, с продуктами питания и водой.

  1.  Вызывают ухудшение или потерю слуха.

  1.  Заражают организм воздушно-капельным путём, при тесном контакте с больным или через переносчиков.

ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Химические

Биологические

Физические

Правильные ответы

ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Химические

Биологические

Физические

1, 2, 9

3, 6, 7, 9, 11

5, 8, 10


Приложение 5

ПАМЯТКА

«Как обезопасить себя от химического загрязнения»

1. ___________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________________________________

ПАМЯТКА

«Как обезопасить себя от биологического загрязнения»

1. ___________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________________________________

ПАМЯТКА

«Как обезопасить себя от физического загрязнения»

1. ___________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________________________________


Примерные варианты памятки

ПАМЯТКА

«Как обезопасить себя от химического загрязнения»

  1. Научиться дышать носом, что способствует частичному очищению вдыхаемого воздуха  и перед сном промывать нос.
  2. Не бегать вдоль автомобильных дорог, т.к. глубокое дыхание увеличивает поступление вредных веществ в организм.
  3. Как можно чаще, не менее двух раз в неделю, независимо от времени года, выезжать за город.  Бывать в лесу (березовом, сосновом, дубовом) не менее 200 часов в год.
  4. В домашних условиях  содержать растения, очищающие воздух.
  5. Проветривание помещений (желательно утром).
  6. Уборка всех помещений должна проводиться только влажным методом.
  7. Пить отстоянную или фильтрованную воду.
  8. Мыть овощи и фрукты перед употреблением в пищу и очищать кожицу у фруктов, т.к. в ней могут находиться нитраты, отравляющие организм. 

ПАМЯТКА

«Как обезопасить себя от биологического загрязнения»

  1. Мыть руки перед едой и после улицы.
  2. Не есть грязные овощи и фрукты.
  3. Не пить воду из родников, колодцев, и других природных источников.
  4. Не трогать бездомных и диких животных и не подходить к ним близко.
  5. Регулярно ставить профилактические прививки.
  6. Проветривать комнаты несколько раз в день и перед сном.
  7. В период эпидемии гриппа или других заболеваний избегать места массового скопления людей.

ПАМЯТКА

«Как обезопасить себя от физического загрязнения»

  1. Не включать одновременно много электроприборов. В спальне их количество сократить до минимума.
  2. Не спать головой к углу комнаты (обычно излучение от многих источников «собирается» в углах).
  3. Чаще проветривать помещение: это позволит снизить загрязнение воздуха испарениями из-за работающих мониторов ПК, экрана телевизора и др.
  4. Как можно меньше разговаривать по сотовому телефону. Заряжать его на расстоянии 5 метров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...

Открытый урок по предмету "Живой мир" на тему:"Окружающая среда и здоровье человека"

Краткая аннотация урокаУрок живого мира по теме: Окружающая среда и здоровье человекаТип урока: урок открытия новых знанийУМК: "Перспектива"Базовый учебник: «Живой мир» Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О...

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека...

Окружающая среда и здоровье человека

Окружающая среда и здоровье человека...

Урок мира природы и человека "Окружающая среда и здоровье человека. Охрана природы"

Урок-конференция разработан для 3-4 класса-комплекта детей с ОВЗ (УО). Соединяет близкие по содержанию темы 3 и 4 года обучения....