Программа "Я и мое здоровье"
методическая разработка по зож на тему

Сорокина Ирина Сергеевна

Обобщение опыта работы по программе «Развивающие инновационные технологии обучения в начальной школе» на базе ГОУВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт» (С выходом статьи «Из опыта реализации программы «Я и мое здоровье» в сборнике «Инновационные технологии образования в начальной школе» Материалы региональной научно-практической конференции 5-6 мая 2008г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozhtekhnologii.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы здоровья младших школьников и педагогические технологии здоровьесбережения.

Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но воспитывать в будущем здоровых детей.

        Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации - воспитание.

В современном научном понимании здоровье школьников включает комплекс признаков:

1) Соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной);

2) Гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;

3) Быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристическом походе и т.д.);

4) Высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе);

5) Отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением.

Таков современный эталон здоровья школьника.

Характеристика возрастной динамики здоровья учащихся свидетельствует о том, что оно ухудшается с возрастом.

класс        группа

I

группа здоровья

II

группа здоровья

III

группа здоровья

1-е классы

12 человек

42 человека

3 человека

2-е классы

17 человек

53 человека

3 человека

3-е классы

14 человек

36 человек

5 человек

4-е классы

10 человек

38 человек

8 человек

         Так, комплексная оценка здоровья (распределение детей по группам здоровья) показывает, что здоровых детей (I группа) среди выпускников начальной школы   меньше, чем среди первоклассников, и наоборот, число четвероклассников, имеющих хронические заболевания (III группа), в 2,6 раза больше, чем среди учеников  первых  классов.

В современной литературе и практике реформирования системы образования здоровье сберегающие технологии понимаются как совокупность методов, которые направлены на решение таких задач, как:

- охрана и укрепление здоровья учащихся;

- создание оптимальных моделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха, в том числе, активных его форм;

- формирование в сознании учащихся и педагогов ценностей здорового образа жизни.

Понятие «здоровье сберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Можно ли говорить о применении здоровье сберегающих технологий в нашей деятельности? Если сохраняется общий смысл этого выражения, то возможно.

Наша деятельность направлена на то, чтобы удержать учащихся от влияния улицы и возможного приобретения вредных привычек, посредством создания позитивных видов досуга. Организация деятельности учащихся начальных классов реализуется на технологии организации воспитательного процесса:

  • Технология творческой деятельности (объединение разных видов деятельности в сочетании форм, средств, способов действия педагогов и учащихся);
  • Игровая технология (освоение ребенком различных социальных ролей и норм поведения в процессе игры);
  • Технология моделирования (построение аналогов определенных фрагментов реальности для отработки правил и норм поведения детей);
  • Технология проектирования (целенаправленное проектирование новых методов, приемов и форм воспитания);
  • Технология свободного развития (предоставление ребенку свободы и самостоятельности в определении целей своего развития).

Первое направление нашей работы можно назвать информационно-профилактическим. К нему относятся встречи с медработником школы, психологом. Такие встречи готовят и дети из 4 классов, например, ребята 4 «Б» класса познакомили в игровой форме с дорожными знаками учащихся 1классов. Были проведены классные часы «Путешествие  в страну дорожных знаков», «О пользе движения», беседы о закаливании.  На таких встречах с детьми мы намеренно стараемся отойти от формата лекции или беседы, а стремимся  вовлечь слушателей в диалог, включить их в обсуждение поставленных вопросов. Лишь чувствуя значимость своего мнения, ребенок может нести ответственность за принимаемые им в будущем решения. Представление об ответственности мы и стараемся простимулировать. Проводятся рейды чистоты, где ответственные учащиеся 4 классов во главе с классными руководителями. По окончании недели здоровья подводятся итоги, как в устной форме, так и в форме экрана-соревнований.  

Следующим направлением работы программы «Я и мое здоровье» является организация спортивных и культурно-массовых мероприятий для учащихся начальных классов. Сюда относятся, например,  соревнование по футболу среди  мальчиков 4 классов, первенства по пионерболу, забеги, спортивные эстафеты.   На долго запомнились ребятам танцевальный конкурс «Стартины», конкурс строевой подготовки.  

         Из этого можно сделать вывод о том, что соревновательное начало деятельности является надежной и, притом, естественной, природной, всеобщей основой для формирования и развития здоровье сберегающих технологий.

И, наконец, последнее направление нашей деятельности – это работа с родителями и семьями. Это направление наиболее сложно, поскольку характер взрослого человека, его взгляды на жизнь и окружающий мир уже сложились, и взрослого гораздо тяжелее убедить и переубедить в чем-то.    Когда мы говорили на родительских собраниях о проблемах, связанных с негативными последствиями неконтролируемого времяпрепровождения детей, об особенностях «вечерней» и «ночной» жизни города, взрослые предлагали принять радикальные меры, вплоть до закрытия таких заведений, как клубов видеоигр, ларьков и магазинчиков, где торгуют вредными для здоровья изделиями. И только в последнюю очередь вспоминалось о том, что всё начинается с семьи, с того, что дети в ряде случаев оказываются предоставлены сами себе, а для родителей определяющим ориентиром в жизни является стремление больше заработать.

В течение учебного года классные руководители начальных классов, учащиеся с 1 по 4 классы принимают активное участие в подготовке и в проведении недель здоровья.

В учебно-воспитательной работе решается задача гигиенического нормирования учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания. Сюда включены следующие аспекты работы:

  • Недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации;
  • Совершенствование воспитательной работы, улучшение качества процесса физического воспитания и образования детей;
  • Оптимизация двигательного режима.

Здоровьесберегающие технологии предполагают максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность по сохранению собственного здоровья. Это и оздоровительные минутки на уроках по общеобразовательным предметам, и уроки здоровья. Учителя пользуются опубликованными разработками уроков. Имеются разработанные нашими учителями материалы открытых уроков здоровья.

Цели проведения уроков здоровья:

  • Укрепление физического и психического здоровья учащихся.
  • Привитие интереса  к систематическим занятиям физкультурой, формирование привычки к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье, психику ребенка.
  • Формирование культуры двигательной активности учащихся.
  • Воспитание нравственной культуры учащихся, интереса к истории спорта, желания побеждать в себе свои отрицательные привычки и недуги.

Уроки здоровья создают условия для того, чтобы ребенок сам осознал необходимость занятий спортом, сам пришел к выводу о том, только систематические занятия спортом изменят его жизнь. Но для того, чтобы появилась цель, необходимо появление желания. Желание же появляется тогда, когда есть интерес и вера в успех. Что и делают учителя с помощью нетрадиционных уроков здоровья.

Итак, дальнейшие задачи в реализации программы «Я и мое здоровье»    видятся нам в перспективе развития знаний и пропаганды ценностей здорового образа жизни, в реализации системы мер, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, охрану репродуктивного здоровья. Необходима ежедневная скрупулезная работа, проводимая по четкой системе при различных формах обучения и воспитания. Однако следует отказаться от узкого подхода: только лечить, только учить, только воспитывать. Важны совместные усилия учителей, врачей, родителей и самих детей по предупреждению отклонений их здоровья в школе и дома. Нужно показывать преимущество здорового стиля жизни, обучать радости ощущать себя здоровым, удовлетворенным от помощи другому в сохранении и укреплении здоровья. Первым шагом, к которому в условиях школы могут быть уроки здоровья и внеклассные мероприятия.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по здоровьесбережению "Здоровые дети - здоровая Россия"

Я являюсь учителем начальных классов и, приняв детей в первый класс, поставила для себя задачу: формирование здорового жи...

Программа по формированию здорового образа жизни "Здоровье"

Проблемы сохранения здоровья детей становится особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области. В программе по формированию здорового обр...

«Твое здоровье» (программа по формированию здорового образа жизни).

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школыНаправление: спортивно-оздоровительное...

Рабочая программа метапредметного проекта "Здорово жить здорово" для 4 класса

Объём курса 34 часа в год,  из расчета 1 ч в неделю.Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова «Здорово жить – здорово!», следовательно, основную цель мы видим в формировании у обучающи...

Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"

Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС. Программа здоровьесбережения «В здоровом теле –здоровый дух» (из опыта работы)

Целью  настоящей программы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участн...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Быть здоровым – здорово!"

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗДОРОВО!» - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров ...