валеологический подход к урокам в начальной школе
статья по зож на тему

Латкина Мария Леонардовна

Рассмотрены валеологические критерии  к организации урока, рекомендации по организации учебной деятельности часто болеющих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeologicheskiy_podkhod_k_urokam_v_nachalnoy_shkole.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Валеологический подход к урокам в начальной школе.

Данные обследования здоровья учащихся показывают, что за последние десятилетия значительно увеличился процент учащихся имеющие те или иные заболевания. Невольно возникает мысль, что сам образовательный процесс в части его организации является фактором, разрушающим здоровье учащихся и учителей.

За период обучения ухудшается состояние психического здоровья детей, что свидетельствует о негативном влиянии, которое оказывает школа. Что же является причиной резкого ухудшения здоровья учащихся?

Валеологический анализ современного педагогического процесса в школе позволил выделить ряд основных факторов:

-объективные (заложенные в нормативных образовательных документах: программах, учебниках, планах и пр.)

- субъективные - связанные с организацией различных видов взаимодействия между субъектами учебного процесса - учителями, учащимися, родителями.

Выделим наиболее важные показатели рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе.

- валеологический подход к организации и проведения уроков;

- применение на уроках здоровьесберегающих технологий;

- проведения двигательных перемен.

Рассмотрим более подробно основную форму организации учебного процесса - урок. От правильной организации урока, уровня его рациональности зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, длительность умственной работоспособности, предупреждение преждевременного утомления. Правильная организация обучения помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Выделим основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих прав.

1. Правильность организации урока.

2. Использование каналов восприятия.

3. Учет зоны работоспособности учащихся.

4. Распределение интенсивности умственной деятельности учащихся.

При планировании уроков педагог должен учитывать критерии здоровьесбережения:

- обстановка и гигиенические условия в классе;

- психологический климат;

- чередование видов учебной деятельности;

- количество, чередования видов преподавания;

- место и длительность применение ТСО;

- поза учащегося, чередования позы в течение урока;

- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;

- плотность урока.

Сущность валеологично проведенного урока состоит в том, что этот урок, должен обеспечивать ребенку и учителю сохранение и увеличение запаса жизненных сил от начало урока до конца.

Валеологично проведенный урок должен стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учиться, получать радость от каждого прожитого дня.

Для этого каждый педагог должен:

- избегать любых замечаний в адрес детей по поводу дисциплины, особенно замечаний, которые задевают чувство их собственного достоинства;

- желательно, чтобы дети постоянно слышали спокойный, ласковый тон учителя, обращение к себе по имени, видели улыбки на лицах учителей;

- чтобы дети ощущали абсолютное уважение к любому мнению и любому ответу каждого ученика;

- чтобы учитель понимал, что в ситуации общения с учениками он находится по отношению к ним в двух позициях: в позиции учителя, наставника и в позиции ученика;

- учителю в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям пример.

Работая с учащимися ,педагогам необходимо учитывать, что

- у каждого ребенка свой потенциал здоровья;

- здоровье - это состояние организма ,им нужно научиться управлять;

- хорошее здоровье - результат собственных усилий;

- 20% урока дети должны находиться в состоянии двигательной активности

Задачи учителя:

- формирование у детей и родителей внутренней мотивации к здоровому образу жизни;

- развитие навыков личной гигиены;

- приобщение к рациональному питанию;

- раскрытие способов поддержания физического и психического здоровья.

Советы педагогу для проведения здоровьезберегающих уроков:

- правильно расположи парты в классной комнате;

- положительное общение детей (начало каждого урока с приветствия в парах, в группах, в кругу).

Такое приветствие выполняет функцию положительного настроя на данный урок, обеспечивает снятие напряжения ,усталости, является положительной установкой на урок;

- организация активного межличностного общения - это ситуация прощания взаимоблагодарения, которое организуется так же как и приветствие.

Общение детей на уроке способствует коллективная работа.

- правильно организуй беседу, в которой превалирует вопросы эвристического, поискового или проблемного характера, подразумевавшие ответы в форме размышления;

- работай по расширению сознания детей, в результате которой учащиеся осмысливают свою жизнь, свое поведение, отношения с окружающими людьми и усваивают позитивные мысли о здоровье.

Несколько советов педагогу по организации предотвращения перегрузок на уроках.

1. Изменение позы во время урока. Смена поз каждые 15-20 минут урока.

2. Работа в режиме зрительно-пространственной активности ,необходимо, чтобы дети работали в режиме дальнего зрения. ("Речевой мершрут" чтение с доски шаг за шагом, подходя к тексту)

3. Работа в режиме дальнего зрения. (сюжетные, предметные картинки, цифровой материал размер от 1 см - 3 см расположены на стенах.)

4. Речевая разминка на уроках чтения (скороговорки, чистоговорки, поговорки, стихи, которые читаются в разном темпе, работа ведется в режиме пошагового алгоритма шаг-отдельный слог или слово, движение по классы по заданию учителя).

5. Проведение физминуток по методике сенсорно-координаторских тренажей.(в четырех верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения Вместе картинки составляют единый сюжет. Под каждой картинкой помещается одна из цифр: 1, 2, 3, 4. Все учащиеся поднимаются в положение стоя и под команду учителя "1, 2, 3, 4 начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующие картинки. Затем порядок счета меняется и т.д. При этом ученики совершают синхронные движения, головой, туловищем. Дети должны успеть увидеть все четыре сюжета и затем ответить на вопрос. Продолжительность тренажа 1-1,5 минуты.

Известно, что одним из важнейших условий комфортного существования человека в социуме является его способность к общению. Развитие этой способности у детей является одной из важных задач обучения и воспитания.

Особой специфической чертой валеологического подхода к уроку является его рефлективность.

Здоровым можно считать человека сознательного, то есть живущего с сознанием о себе, об окружающем его мире, а сознательным можно назвать того, кто способен контролировать себя. Поэтому с позиции валеологического подхода рекомендуем начинать и заканчивать урок фиксацией в специальном дневнике настроения, здоровья.

Можно использовать разнообразные формы и средства рефлексии: устное слово, цвет, музыку, письменное слово. Рефлексию можно включать в разные этапы урока. Валеологический подход к организации педагогического процесса обеспечивает воспитание человека в самом высоком смысле этого слова.

Литература. 

  1. З.С. Макарова, Л.Г. Голубева «Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей» - М.: ВЛАДОС, 2004
  2. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе .-Ростов н /Д:Феникс,2006.-288 - ( Здравствуй ,школа!).
  3. Орехова Т. Валеологический подход к организации урока в современной школе. "Начальная школа ,Плюс-минус", 2001 год № 9.
  4. Кокарева Охрана и укрепление здоровья детей в современных образовательных технологиях. "Образование", 2002 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход на уроках в начальной школе

Презентация одной из современных технологий....

Компетентностный подход на уроках в начальной школе.

Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, пои...

Выступление на тему "Реализация системно-деятельстного подхода на уроках в начальной школе"

Выступление на тему "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе"...

Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...

Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»

В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...