Компетентностный подход на уроках в начальной школе.
презентация к уроку по теме
Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся.
Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формировать ключевые компетентности средствами учебных заданий. В содержании учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность как технологии компетентностного подхода. Учителя используют компетентностные формы обучения младших школьников (индивидуальные, парные, групповые и коллективные в различных сочетаниях), предпочтение отдаётся поисковым методам обучения, осуществляется оценивание образовательных достижений (технология портфолио). Содержание учебных предметов предоставляют возможности формировать функционально грамотную личность, способную использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podkhod_na_uroke_v_nachalnoy_shkole.pptx | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рассмотрим понятия Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности ( знаний , умений , навыков , способов деятельности ), задаваемых по определенному кругу предметов и процессов и необходимых , чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним . ( Хуторской А. В.) Компетентность – владение , обладание человеком соответствующей компетенцией , включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности . ( Хуторской А. В.)
Ключевые образовательные компетенции Ценностно-смысловая компетенция Общекультурная компетенция Учебно – познавательная компетенция Информационная компетенция Коммуникативная компетенция Социально-трудовая компетенция Компетенция личностного самосовершенствования
Общеучебные школьные компетенции Извлечение основного содержания услышанного или прочитанного Точная формулировка мыслей Исследование различных вариантов решения задач Сотрудничество с другими ( учениками или учителем ) при выполнении общего задания Планирование действий и времени Оценка результатов своей деятельности
Классификация ключевых компетенций На сегодняшний день не существует единой классификации ключевых компетенций. Чаще всего выделяют классификацию базовых компетенций: информационная – готовность к работе с информацией; коммуникативная – готовность к общению с другими людьми; кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми; проблемная – готовность к решению проблем; рефлексивная – готовность к анализу собственной деятельности.
Информационная компетентность Умение самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; делать выводы; использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации; структурировать имеющуюся информацию; представлять ее в различных формах и на различных носителях.
Коммуникативная компетенция умение самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, выражать свои мысли в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать , аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; грамотно разрешать конфликты в общении; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.
Проблемная компетенция умение самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; формулировать цель; делить ее на ряд последовательных задач; находить альтернативные пути и средства решения задач; определять наиболее и наименее выигрышные из них; предвидеть возможность появления вторичных проблем вследствие использования указанных путей и средств; реализовать выбранные пути и средства решения проблемы; публично представлять результаты; оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения.
Кооперативная компетенция умение самостоятельно находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; распределять межу участниками группы задачи и роли; действовать в качестве ситуативного лидера группы и в качестве исполнителя; координировать свои действия с действиями других членов группы, решающих общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды; осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов
Рефлексивная компетенция самоанализ деятельности, проводимый каждым ребенком; продолжение предметной деятельности; оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы; обсуждение дальнейшей перспективы; рефлексия процесса мышления; осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний.
методы формирования ключевых компетенций * обращение к прошлому или к только что сформированному опыту учащихся; * открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого оказываются задействованными: непосредственно-субъектная позиция учащихся и опосредованно- прежний опыт; * решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, соразмерных опыту учащихся данного возраста; * дискуссия учащихся, столкновение их субъективных позиций; * игровая деятельность: ролевые игры, игровой психологический тренинг или практикум; * проектная деятельность : исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты -практические работы, имеющие жизненный контекст. В условиях реализации компетентностного подхода внеклассная деятельность учащихся несет не меньшую образовательную нагрузку, нежели во время урока
Привитие интереса к познавательной деятельности , расширение кругозора
Посещение музеев и библиотек
Внеурочная деятельность
Мини – проекты на уроке
Совместные проекты
Экскурсии
Древняя Китайская мудрость Скажи мне – и я забуду , покажи мне – и я запомню , вовлеки меня – и я научусь .
Рефлексия в конце каждого урока . Не просто « Что мы делали ?», а « Чему научились ? Что вызвало трудности в работе ? Что помогло преодолеть трудности ? Какие ваши личные качества вам помогли , какие мешали ? Что делать , чтобы в следующий раз работа получилась ?
Используемая литература 1.Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003, № 10. 2.Гетманская А. А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября" 2003-2004 г. 3.Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода. 4.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02,2002 № 393. 5.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5. 6.Щербинова Н. Н. Реализация компетентностного подхода в общеобразовательной школе. ИД «Первое сентября», «Открытый урок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в учебном процессе начальной школы
Информация о компетентностном подходе в учебном процессе начальной школы...
Дифференцированный подход на уроках в начальной школе
Презентация одной из современных технологий....
«Компетентностный подход в обучении в начальной школе»
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию....
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...
Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)
Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...
Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...
Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»
В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...