ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА.
рабочая программа по зож по теме

Молчанова Марина Владимировна

Анализ ситуации, сложившейся в детской, подростковой и юношеской среде в последнее десятилетие, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к таким социальным институтам, как семья и санаторий, привело к самым негативным последствиям. Дефицит духовности и нравственности, разрушение истинных идеалов и ценностей привели к существенному изменению образа мысли значительной части детей и молодежи. Рост детской и подростковой преступности, наркомании, алкоголизма, проституции и других проявлений «свободного образа жизни» достиг таких размеров, что заставляет и педагогов, и родителей, и все наше общество с тревогой думать о будущем нового поколения, а стало быть, и о будущем страны в целом.

Чтобы изменить ситуацию, необходимо кардинально изменить систему воспитания в семье и школе, и в первую очередь попытаться найти эффективные пути психологического, духовно-нравственного и физического оздоровления детей и молодежи. Осуществить данную идею возможно лишь в результате совместной деятельности всех субъектов воспитания. Первым этапом этой деятельности может стать их участие в разработке и реализации целевой комплексной программы формирования и развития системы воспитания здорового человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ ГБУЗ г. Москвы «Детский нефрологический санаторий №9 ДЗ г. Москвы»
воспитатель Молчанова М.В.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Актуальность

Анализ ситуации, сложившейся в детской, подростковой и юношеской среде в последнее десятилетие, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к таким социальным институтам, как семья и санаторий, привело к самым негативным последствиям. Дефицит духовности и нравственности, разрушение истинных идеалов и ценностей привели к существенному изменению образа мысли значительной части детей и молодежи. Рост детской и подростковой преступности, наркомании, алкоголизма, проституции и других проявлений «свободного образа жизни» достиг таких размеров, что заставляет и педагогов, и родителей, и все наше общество с тревогой думать о будущем нового поколения, а стало быть, и о будущем страны в целом.

Чтобы изменить ситуацию, необходимо кардинально изменить систему воспитания в семье и школе, и в первую очередь попытаться найти эффективные пути психологического, духовно-нравственного и физического оздоровления детей и молодежи. Осуществить данную идею возможно лишь в результате совместной деятельности всех субъектов воспитания. Первым этапом этой деятельности может стать их участие в разработке и реализации целевой комплексной программы формирования и развития системы воспитания здорового человека.

Цель: обеспечение выхода образовательного учреждения на системное решение проблемы воспитания человека, способного жить в контексте культуры здоровья и здорового образа жизни.

Реализация поставленной цели осуществляется в рамках 5 периодов:

– подготовительного (организационного) периода;

– аналитического периода;

– периода осмысления проблемы здоровья как общечеловеческой ценности в целом и ценного качества человека и культуры здорового образа жизни в частности;

– периода перестройки системы воспитания с учетом реализации идеи хорошего здоровья и ответственного отношения к нему всех субъектов воспитания;

– итогового периода.

I. Подготовительный (организационный) период комплексной программы.

Цель: подготовка базы для выхода ОУ на формирование и дальнейшее развитие системы воспитания здорового человека.

Реализация:

1. Знакомство с историей проблемы.

2. Работа с современными источниками, освещающими возможные пути решения проблемы воспитания здорового поколения.

3. Создание условий для работы субъектов воспитания в реализации идеи:

– система обучения педагогов и родителей по проблеме;

– пополнение методического фонда;

– обогащение досуговой базы;

– обогащение спортивно-туристической базы.

4. Поиск союзников, партнеров, помощников в реализации идеи.

5. Консультации и налаживание системы взаимодействия школы со специалистами по проблемам педагогики, психологии и медицины.

6. Формирование творческих групп субъектов воспитания  (аналитической, проектной, группы пресс-центра, оформительской, специалистов по досуговой, игровой, спортивной, туристической и т. д. деятельности).

II. Аналитический период.

Цели:

– выявление представлений субъектов воспитания о здоровье;

– выявление проблем, ведущих к нездоровью детей и взрослых;

– определение состояния духовного и нравственного уровня развития членов школьного сообщества;

– определение «болевых точек» (проблем) семьи и школы, ведущих к духовному, нравственному, психологическому и физическому нездоровью субъектов воспитания;

– анализ имеющегося опыта деятельности семьи и школы по сохранению и укреплению здоровья субъектов воспитания.

Реализация:

1. Проведение анкетирования для выявления затруднений и возможностей педагогов и родителей в организации системы воспитания здорового человека.

2. Проведение аналитических программ и исследований по проблемам духовного, нравственного и физического здоровья субъектов воспитания и в целом ОУ.

2.1. Проведение анализа высказываний субъектов воспитания о здоровье и нездоровье человека, природы и общества, о культуре здоровья, здоровом и нездоровом образе жизни. Оформление и представление результатов анализа. Проведение выставки и анализа рисунков на темы: «Рисуем здоровье и нездоровье человека (природы, планеты, общества, школы и семьи, братьев наших меньших)».

2.2. Приглашает Диагностический центр:

а) ответы на вопросы теста «Вы и ваше здоровье», тесты на проверку силы, ловкости, выносливости, гибкости;

б) проведение тестирования взрослых (учителей и родителей) «Детское задание для взрослых»: побегать, попрыгать, поиграть и т. д.;

в) определение  уровня развития  духовности и нравственности субъектов воспитания:

– тезисы,  рисунки, использование других методик;

– проведение диагностических программ: выявление уровня развития нравственных качеств, определение представлений (знаний) о соответствующих этим качествам нормах, отношения к этим нормам, анализ проявления этих отношений в повседневной жизни субъектов воспитания);

– проведение встречи сотрудников Диагностического центра со школьной общественностью: «Подводим итоги и делаем выводы: наше здоровье в опасности ! (?) (…)».

2.3. Аналитическая программа «Наша санаторий. Какая он?» или «Некоторые черты школьной жизни глазами педагогов, воспитанников и их родителей»:

– сбор общественного мнения («Что нам в нашей школе нравится, а что не нравится?», «Что бы мы хотели изменить в жизни нашей школы?»;

– проведение рисуночных тестов на темы: «Рисуем наше отношение к нашей санатории», «Рисуем нашу школьную жизнь», «Я и моя санаторий»;

– проведение цикла сочинений для разного возраста воспитанников, их родителей и учителей «О нашей замолвим слово», «О нашей школе и о нас», «Рассказ о моем санатории» (задание: написать сочинение о санатории  как о человеке со своим характером, достоинствами и пороками, интересами и увлечениями, проблемами, радостями и горестями, победами и поражениями»);

– проведение исследований:

а) «С каким настроением мы находимся в санатории?»;

б) «Наша санаторий глазами других людей (гостей, жителей микрорайона и т. д.)».

2.4. Аналитическая программа «И это все о нас»:

– «Наши достоинства и наши недостатки»; «Наши жизненные ориентиры, ценности и идеалы»; «Наша жизненная позиция»; «Наша позиция по отношению к своей школе: "Мы и наш санаторий"»; «Мы и наши воспитатели»; «Мы и наши воспитанники»; «Родители и санаторий»; «Санаторий и родители»; «Проблемы нашего санатория: серьезные и не очень»; «Наши проблемы: проблемы, воспитанников и их родителей»; «Наши проблемы в сфере взаимоотношений и взаимопонимания»; «Ситуация успеха: умеем ли создавать ее для себя и друг друга?».

3. Ключевое дело «Перекресток Мнений». Тема «Санаторий и мы в Зеркале Мнений членов сообщества».

III. Период осмысления взятой для решения проблемы.

Цели:

– осмысление понятия здоровья человека как общечеловеческой  ценности, как ценного качества человека, его связи с природой, окружающей действительностью;

– повышение знаниевого компонента субъектов воспитания о здоровье как категории духовной, нравственной, культурной и физической;

– стимулирование интереса к своему здоровью, желания заниматься своим здоровьем (научиться жить, учиться и трудиться, не причиняя вреда своему организму).

Реализация:

1. Развитие нетрадиционных форм общения (просвещения) субъектов воспитания: «Вечера Актуальных Проблем»; «Над пропастью безответственности»; «У философского камня»; «У очага наших предков», «Перекресток Мнений»; «У источника Мудрости», «У источника болезней века»; «У источника болезней человеческой души и тела»; «У источника вредных пристрастий человека»; «У источника морального сознания», «У источника религиозного сознания».

2. Проведение игр-путешествий: «Путешествие в мир истинных идеалов и ценностей человеческой жизни», «Путешествие по улице Человеческой Индивидуальности».

3. «Вечера Вместе» (встречи со специалистами в области образования, культуры и здравоохранения, церковнослужителями, подвижниками здорового образа жизни, сильными духом людьми и т. д.).

4.  Консультации специалистов по проблемам здоровья и др.

5. Итоговая конференция «Мы выбираем здоровье!».

IV. Период перестройки системы воспитания.

1. Разработка концептуального проекта и целевой программы воспитания здорового человека «Мы выбираем здоровье!».

2.  Разработка системы морально-этических ценностей членов школьного сообщества (Законы; Золотые Правила Здоровья; Кодекс Чести нашего народа; Закон о защите Чести, Достоинства и Здоровья ребят и взрослых).

3.  Разработка символики, традиций, обычаев, праздничного школьного календаря, соответствующих идее, на которой выстраивается система воспитания.

4. Корректировка отношений субъектов воспитания:

Конкурс и защита проектов «Как сделать наш санаторий, санаторием Доброты, Радости, Справедливости, Свободы, Красоты?».

«Строим Понимающий Мир, начиная с себя»: укрепление нравственных отношений между субъектами воспитания.

Уроки нравственности для ребят и взрослых.

Проект «Строим Дружбы Мост» – Мост Взаимопонимания между взрослыми и детьми.

Поиск  лекарств от школьных бед.

– Открытие Общества защиты Прав, Чести и Достоинства человека в школе.

5. Разработка системы поощрений и наград для субъектов воспитания с учетом взятой для решения проблемы.

6. Разработка силами субъектов воспитания системных целевых проектов, их защита.

7. Разработка модели (образа) системы воспитания здорового человека.

8. Итоговая конференция: презентация  и утверждение модели (образа) системы воспитания здорового человека, системы морально-этических ценностей, поощрений и наград, концептуального проекта, программы «Мы выбираем здоровье!», целевых системных проектов для разного возраста воспитанников и взрослых.

9. Старт целевых системных проектов.

V. Период становления системы.

Сфера духовности и нравственности

Цель: приобщение субъектов воспитания к миру истинных идеалов и общечеловеческих ценностей.

Реализация:

1. Системное использование различных форм общения-просвещения для воспитанников разного возраста в рамках системных моделей:

Санаторий волшебных наук (для младших школьников) с уроками Добра и Красоты, Дружбы и Справедливости, сказки и игры, щедрости и гостеприимства, этикета и др.

Санаторий Жизни (уроки духовного совершенствования, уроки нравственности, уроки человечности и др. для подростков и старшеклассников).

2. Запуск и реализация целевых системных проектов, посвященных проблемам освоения, усвоения и присвоения истинных идеалов и ценностей человеческой жизни.

3. Прохождение практики духовного совершенствования:

– помощь родителям и родственникам в выполнении семейных обязанностей;

– шефство над дошкольными учреждениями, больницами, ветеранами, детьми с ограниченными возможностями;

– посильная помощь беженцам, малоимущим, оступившимся в жизни, пострадавшим в катастрофах, бедствиях, войнах;

– оказание услуг и социальной помощи одиноким людям;

– забота о здоровье и досуге дошкольников и младших школьников;

– благотворительные акции «Человек – человеку», «От сердца – к сердцу», «Поможем матушке Природе», «Поможем братьям нашим меньшим» и др.

Сфера культуры здорового образа жизни

Цели:

– укрепление жизненных, физических, психических и духовных сил субъектов воспитания;

– выработка волевых качеств;

– закаливание характера и организма;

– воспитание гармонии, силы, грации, интеллекта и нравственных качеств.

Реализация:

1. Общение (просвещение):

 «Здоровье как ценность»: проблемы, возможные пути выхода из кризисной ситуации»;

 «Здоровый образ жизни и его компоненты»:

– духовное самосовершенствование («В здоровом теле – здоровый дух»;

– отказ от вредных привычек («За тобою по привычке ходят все твои привычки, а привычки бывают разные…», «Учимся говорить: «Нет!»);

– правильное питание («Здоровье в твоей тарелке»);

– соблюдение определенных гигиенических норм («Уроки Гигеи – богини здоровья», «Уроки Мойдодыра» и др.);

– оптимальное сочетание работы и отдыха («Учимся жить, учиться и трудиться, не причиняя вреда своему организму»;

– двигательная активность и физическое совершенствование – твой путь к большому здоровью;

– закаливание («Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Закаляйся как сталь», «Учимся закаляться без вреда своему организму»;

 «Твоя психогигиена»;

 «Поддержание и самосовершенствование в течение жизни выработанного стиля жизни»;

 «Признаки нездорового образа жизни»;

 «Связь здорового образа жизни и общей культуры: личная гигиеническая культура –  культура поведения  –  культура мышления».

2. Реализация разработанных  целевых системных проектов для разного возраста воспитанников, учителей и родителей.

Спортивно-оздоровительная сфера

Цель: развитие системы приобщения субъектов воспитания к физической культуре и спорту.

Реализация:

1. Общение (просвещение):

– «Путешествие в историю спорта» (уроки истории спорта и физического воспитания);

– «Вечера Актуальных Проблем» о пользе физической культуры и спорта в жизни человека;

– встречи с друзьями спорта и физической культуры;

– встречи со спортсменами школы и их показательные выступления.

2. Система практических  форм  жизнедеятельности:

– реализация системных проектов «Спортландия – великая страна», «Олимпионика», «Турград».

– введение в систему жизнедеятельности субъектов воспитания физкультминуток;

– открытие новых секций, игровых, спортивных, туристических клубов;

– возрождение детских видов спорта (развитых когда-то в системе работы с октябрятами, в пионерской организации и комсомоле);

– открытие экспозиции «Звезды спорта мира, страны, школы»;

– проведение соревнований по различным видам спорта, проведение Игр доброй воли, Спартакиады народных игр, Малых Олимпийских игр;

– введение в практику работы школы системы конкурсов:

 «Мы – спортивные ребята»;  «Мы – спортивная семья»;  «Мы – спортивные учителя»;

 конкурса Грации, Красоты и Обаяния;

 конкурсов на звание: «Здоровячки», «Олимпийцы»; «Тренеры»,  «Доктора физкультурных наук» и др.

Сфера досуга

Цель: разработка системы досуговой деятельности субъектов воспитания.

Реализация:

1. Целенаправленная творческая учеба педагогов, воспитанников и их родителей. Возможные формы обучения досугу:

– проведение творческих уроков досуга (уроков игры, общения, юмора, конкурсов, праздников, фантазии и др.);

– «Мастерские хорошего настроения»;

– «Санаторий затейников»;

– «Санаторий юных организаторов досуга»;

– игровой клуб «Непоседы» и др.

2. Открытие школьного центра «Досуг – наш друг».

Сфера духовного общения с природой и практической
деятельности по ее охране и помощи

Цели:

– разработка системы  духовного и терапевтического общения субъектов воспитания с природой как источником красоты, гармонии и здоровья человека;

– разработка системы целенаправленной и системной помощи природе, восстановление и охрана природных памятников.

Реализация:

1. Общение-просвещение:

– «Вечера Актуальных Проблем» на темы значения природы в жизни человека и его взаимоотношений с ней;

– встречи с защитниками природы.

2. Старт системных проектов, посвященных взаимоотношениям и взаимодействию субъектов воспитания с природой («Санаторий здоровья матушки Природы», походы «За здоровьем в гости к матушке Природе», «В гостях у Осени, Зимы, Весны, Лета)», «Человек – природе» и др.

3. Практическая творческая деятельность субъектов воспитания в различных формах:

– открытие и освоение секретов целительных сил природы (растительный мир, мир драгоценных  камней, системные акции, Дни здоровья «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»);

– открытие творческих мастерских «Чудеса природы»;

– деятельность «Службы охраны и помощи природе малой родины» и др.

VI. Период развития системы.

Цель: формирование и развитие открытой воспитательной системы посредством  педагогизации,  окультуривания  социального  окружения  (вывод системы воспитания в открытое пространство социума, создание в нем условий для реализации определенных блоков системы  (из стен ОУ выводится не все!).

Реализация:

1. Обеспечение условий для выхода ОУ в условия открытой системы воспитания:

– разработка программ эффективного сотрудничества со структурами социума на основе партнерских отношений и взаимодействия;

– научно-методическое обеспечение периода развития системы;

– развитие воспитывающей, развивающей среды в условиях социума.

2. Работа части локальных воспитательных центров системы в условиях социума.



Предварительный просмотр:

    СЕРТИФИКАТ

                         Молчановой  Марины  Владимировны,
           куратора
, подготовившего победителя олимпиады

                      Тарасенко Юрия

Всероссийская олимпиада по физической культуре "Мир спорта" для школьников 2-4 классов

            проходила в период с 25 окт. 2014 года по 19 янв. 2015 года на образовательном                  портале Минобр.орг

19 янв. 2015        Главный редактор А. А. Белова

г. Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание здорового человека

В условиях социально-экономических преобразований в Российской Федерации обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоро...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОЕКТ «Обеспечение готовности педагогического коллектива к внедрению ФГОС ООО» Доклад на тему «Воспитание здорового человека»

Здоровье человека - огромное богатство. Сохранение и укрепление здоровья как каждого человека, так и общества в целом основывается, с одной стороны, на улучшении защитной способности и приспособляемос...