Здоровьесбережение и образовательный процесс
статья по зож на тему

Коснырева Нина Михайловна

Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными  блоками:  здоровьесбережение как ценность государственная, здоровьесбережение как ценность  общественная, здоровьесбережение как ценность  личностная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorovesberezhenie_i_obrazovatelnyy_protsess.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

На основе сложившихся в науке точек зрения на проблему сохранения здоровья понятие здоровьесбережения можно рассматривать как ценность, систему, процесс, результат.

Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, здоровьесбережение как ценность общественная, здоровьесбережение как ценность личностная.

Здоровьесбережение как система характеризует здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля.

Такая система состоит из взаимосвязанных компонентов: целей здоровьесберегающей деятельности; содержания этой деятельности (фиксируемого в планах, программах, учебниках, учебных пособиях, компьютерных обучающих программах, разнообразных видео, информационных, телекоммуникационных и т. п. средствах); методов сбережения здоровья (понимаемой как технологии здоровьесберегающей деятельности); средств, используемых в процессе здоровьесбережения; организационных форм и норм, в которых здоровьесберегающая деятельность реализуется с тем или иным эффектом.

Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья и представляет собой взаимосвязь трех подсистем, которые, взаимодополняя друг друга способствуют созданию необходимых условий для формирования личности учащихся, содействуют их естественному физическому и психическому развитию, тем самым оказывая благотворное влияние на здоровье ребенка в целом. Этими подсистемами являются: .

Формирование здоровьесберегающей грамотности. Этот процесс осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья на различных учебных дисциплинах.

Здоровьесберегающий подход к учебному процессу, под которым подразумевается системная организация следующих элементов: обоснованное с точки зрения здоровьесбережения расписание учебных занятий, физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация урока, использование активных методов обучения, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, создание благоприятной психологической атмосферы и оптимальное сочетание субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в процессе обучения.

Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время, предполагающая реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей. В рамках этого направления осуществляется оздоровление детей и взрослых средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены, социально-психологической коррекции и реабилитации.

Здоровьесбережение в образовании как процесс проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств здоровьесбережения и зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности..

Здоровьесберегающее образование как результат: Результатом здоровьесберегающего образования (системообразующим фактором): является индивидуальное здоровье ученика, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни, а также фиксируется факт овладения личностью всех ценностей, рождающихся в процессе здоровьесберегающей образовательной деятельности, что может быть представлено в следующей последовательности:• грамотность,• образованность,• профессиональная компетентность,• культура

Здоровьесберегающая грамотность возникает в процессе решения здоровьесберегающих задач с целью формирования у детей и подростков ценностного отношения к физическому и психическому здоровью, научно обоснованных представлений о здоровом образе жизни, к обучению их правилам здорового образа жизни в процессе постижения закономерностей окружающего мира, способам формирования, сохранения и укрепленияздоровья.Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Образованность в здоровьесбережении предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни и здоровья человека и общества. Но вместе с тем она предполагает и достаточно определенную избирательность по глубине проникновения и понимания тех или иных вопросов. Именно поэтому профессионально сориентированная образованность должна строиться на широкой общеобразовательной основе. Невозможно быть образованным в той или иной области, не будучи грамотным в ней.

Здоровьесберегающая компетентность - проявляется в проведении профилактических мероприятий и применении здоровьесберегающих технологий людьми, знающими закономерности процесса здоровьесбережения. Профессионализм педагогов, позволяющий дать знания подрастающему поколению, должен быть дополнен осознанным желанием сохранить и укрепить здоровье ребенка, защитить его от страданий, унижения личности, изгнав боль и страх. Забота о будущем ребенка предполагает уважение к его эстетическому чувству, поддержку его тяги к прекрасному, являющейся фундаментальным качеством человека разумного.Здоровьесберегающая культура - присвоение на личностном уровне концепции здоровья и следование индивидуальной программе здорового образа жизни. Основы здоровьесберегающей культуры могут формироваться в процессе воспитательной работы в школе.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).Первые две категории образа жизни человека носят общественный характер. Поэтому ясно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ).Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Основные факторы, оказывающие воздействие на здоровье субъектов образовательного процесса Характеристика внутришкольных факторов:Гигиенические условия, факторы: 1.1. шум; 1.2. освещенность; 1.3. воздушная среда; 1.4. размер помещений, кубатура; 1.5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы); 1.6. спользуемые стройматериалы, краска; 1.7. мебель: размеры, размещение в помещении; 1.8. видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры; 1.9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания; 1.10. качество питьевой воды, используемой в школе; 1.11. экологическое состояние прилегающей к школе территории;1.12. состояние сантехнического оборудования и др.

Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы). 2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника; 2.2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;2.3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, наличие оздоровительно-развивающих компонентов в структуре урока и т.п.);2.4. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.2.5. объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время); 2.6. медицинское и психологическое обеспечение школы;2.7. участие родителей учащихся в жизни школы;2.8. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»;2.9. психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»;2.10. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы; 2.11. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся 2.12. особенности норм школьной жизни;

Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя) 3.1. психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;3.2. стиль педагогического общения учителя с учащимися; 3.3. степень владения современными образовательными технологиями и возможности инновационной деятельности учителя;3.4. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий;3.5. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;3.6. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска); 3.7. особенности работы с «трудными подростками» в классе; 3.8. соответствие используемых образовательных методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; 3.9. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе); 3.10. личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений; 3.11. состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью; 3.12. обремененность учителя собственными проблемами.

Несмотря на то, что формально ценность здоровья признается всеми, упоминание задач здоровьесбережения в описании педагогических технологий, методов и систем почти не встречается. Во первых, забота о здоровье учащихся в теоретических концепциях большинства ученых-педагогов и практиков далеко не первостепенна в сравнении с такими задачами, как обученность, воспитанность, личностное развитие и т. п. , вокруг которых как раз и концентрируется педагогическая мысль;Во вторых, принцип «Не навреди», который является важнейшим принципом здоровьсберегающей педагогики, как бы присутствует во всех педагогических концепциях как само собой разумеющееся условие. Но такая обманчивая теоретическая очевидность приводит к тому, что в реальной практике большинства ОУ вопросам здоровьесбережения или не уделяется должного внимания, или проводятся бессистемные мероприятия, не имеющие необходимого научного обоснования.В третьих, постановка такой задачи определяет необходимость выработки критериев оценки ее решения, т. е. диагностики влияния образовательного процесса на здоровье, а это составляет дополнительную трудноразрешимую проблему для авторов педагогических технологий.

По масштабу внедрения ЗСТ в работу школы можно выделить 3 степени принятия школой идей здоровьесбережения: Использование отдельных методов, направленных на «точечную» нейтрализацию патогенных факторов (недостаточной освещенности, неподходящей по росту мебели и т.д.) или активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, организацию фитобара, введение дополнительных уроков физкультуры и т.д.). Данный подход оказывает определенный (чаще незначительный) эффект, но зато приводит к самоуспокоению «Работа проводится».Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждения переутомления, нарушениея зрения, оптимизацию физической нагрузки, обучение учащихся здоровью и т.д. Это приводит к определенным результатам и оказывает положительное воздействие на все другие технологии, используемые в данной школе.Комплексное использование6 технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе.Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся, воспитанников и педагогов, но и задачи качественного обучения, формирования и укрепления здоровья участников образовательного процесса и воспитания у них культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

Здоровьсберегающие образовательные технологии

 Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий подходов к решению возникающих проблем.Наиболее обобщенной из множества классификаций является выделение 2-х типов здоровьесберегающих технологийорганизационных – технологии, создающие условия безопасного для здоровья обучения;педагогических – включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ученика (воспитанника) – на всех уровнях (информационном, психологическом, биоэнергетическом и т.д.)Системообразующим принципом здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье учащихся, в рамках которого необходимо выделить такие обязательные условия, как научно-методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров и достаточное финансирование всего проекта.

Среди здоровьсберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно и разные методы и формы работы:Медико-гигиенические технологии (МГТ) – контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) –направлены на физическое развитие занимающихмя : закаливание, тренировка физических качеств и навыков; реализуются на уроках (занятиях) физкультуры, спортивных секциях.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) – Их реализуют специалисты по охране труда и др. служб. Сохранение здоровья рассматривается как частный случай главной задачи – сохранение жизни. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – Эти технологии наиболее значимы по степени их влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы: Организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствует предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;Психолого-педагогические технологии (ППТ), связаны с непосредственной работой педагога на уроке (занятии), воздействием его на ребенка, психолого-педагогическое сопровождение.Учебно-воспитательные технологии (УВТ), включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению ЗОЖ, предупреждению вредных привычек, просвещение родителей и т.д.

Здоровьесберегающее обучение Достигается через - учет особенностей аудитории (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.Приводит к - предотвращение усталости и утомляемости; повышение мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.Зависит от - личного примера педагога; применения специальных педагогических технологий, использования эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.

Методы оптимизации взаимодействия учителя с родителямиЕсли родители реализуют: оборонительную позицию и стремятся оправдать собственное невмешеательство в воспитание своего ребенка, формулируют следующие аргументы: «Мы заняты на работе, у нас нет времени», «Мы перепробовали все меры, ничего не получается»;Часто родители выражают наступательную позицию: «Школа должна воспитывать, а не мы», «Школа виновата в том, что наш ребенок такой невоспитанный»;Иногда родители приходят за помощью: «Помогите нам, ребенок нас не слушает», «Мы растеряны, не знаем, что делать».

Как достичь конструктивного разговора

Основная цель общения учителя с родителями состоит в объединении усилий в решении той или иной проблемы.

На первой фазе общения с родителями не включайтесь эмоционально в ситуацию Вашего разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный«нейтралитет». Необходимо продержаться 10-15 минут, в течение которых родитель будет высказывать свои претензии или жалобы.Почувствовав Вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнет «остывать» его эмоции станут иссякать и гаснуть. Он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с Вами.

Вторая фаза беседы.

Цель - организация равноправного взаимодействия с родителем. Здесь необходимо убедить в незамедлительном включении родителя в активную деятельность по воспитанию своего ребенка.Чтобы избежать противостояния, учителю необходимо понимать и принимать чувства родителей.Не отталкивать от себя родителей, проявлять сдержанность, доброжелательность, открытость.Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.Подчеркивайте значимость родителя в воспитательном процессе.Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку.

МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА с РОДИТЕЛЯМИ

Не стремитесь во чтобы то ни стало отстоять собственную позицию;Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика;Учитывайте личные интересы родителей; Ищите варианты;Не верьте генетике;Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение в образовательном процессе.

Изучив методикутдоктора медицинских наук, руководителя лаборотории физиологоздрароохранительных проблем обучения В.Ф. Базарного, приняля во внимания и использую....

Здоровьесбережение в образовательном процессе.

Изучив методику доктора медицинских наук, руководителя лаборотории физиологоздрароохранительных проблем обучения В.Ф. Базарного, приняля во внимания и использую. Выступление на заседании школьного МО....

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Здоровьесбережение в образовательном процессе

Здоровьесбережение в образовательном процессе.В здоровьесберегающей технологии я выделяю несколько критериев:1.    Слежу за созданием гигиенических условий в классе (температура и свеже...

Здоровьесбережение в образовательном процессе

В статье описывается, каким образом можно создать оптимальные условия для сбережения здоровья учеников в образовательном процессе....

Здоровьесбережение в образовательном процессе.

Охрана здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...