Конспект классного часа "Как сохранить здоровыми зубы?"
классный час по зож (2, 3, 4 класс) по теме

Бабулевич Галина Юрьевна

беседа с проблемными диалогами и принятиемсамостоятельных решений.Цель: познакомить детей со сироениемзуба и убедить детей в необходимостисоблюдения этих правил, воспитывать человека , которыйумеет заботиться о своем здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kak_sohranit_zdorovymi_zuby.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

воспитатель ГБОУ СОШ №619 Бабулевич Г. Ю

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: Как сохранить здоровыми зубы?

ФОРМА МЕРОПРИЯТИЯ: 

 Классный час с презентацией / беседа с проблемными диалогами и принятием самостоятельных решений поставленных задач в отношении поддержания и укрепления своего здоровья/.

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 

7 – 10лет

ЦЕЛЬ: Познакомить детей со строением зубов; изучить правила ухода за зубами и убедить детей в необходимости соблюдения этих правил; воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить со строением и заболеваниями зубов человека;
  • продолжать прививать важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
  • способствовать развитию творческих способностей, памяти, внимания и познавательного интереса.

ТЕХНОЛОГИИ:

Использованы элементы технологий проблемного диалога, здоровьесберегающей, исследовательской и проектной, а также ИКТ технологии.

Занятие начинается с психологического настроя, а заканчивается - рефлексией (это помогает создать на занятие благоприятный психологический климат).

ОСНАЩЕНИЕ:

Компьютер, интерактивная доска и мультимедийный проектор, презентация,  стихотворение-памятка для учащихся, карточки-тесты  /выполненные воспитателем/.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Сообщение темы и цели занятия детям.

Воспитатель.  

Прозвенел звонок для нас!

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво

Тихо сели, спинки прямо

Все легонечко вздохнем и занятие начнем!

-Ребята, я вам сейчас загадаю кроссворд, а вы, разгадав его, сообразите, о чем будет наше занятие.

Вопросы кроссворда:

  1. Как называются органы зрения? /глаза/
  2. Как называются органы слуха? /уши/
  3. Как назвать одним словом: ангина, бронхит, ОРЗ? /болезни/
  4. Часть руки, с помощью которой мы можем писать, принимать пищу, расчесываться и делать многое другое? /кисть/

Воспитатель: Ну как, догадались? /ответы детей/  Какое слово у нас получилось?  Ну конечно же – ЗУБЫ. Вот и тема нашего занятия сегодня - «Как сохранить здоровыми зубы?»

СЛАЙД №1. КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЫМИ ЗУБЫ

2.Работа по теме занятия

 

СЛАЙД №2. ГИГИЕНА РОТОВОЙ ПОЛОСТИ

Воспитатель: Что такое индивидуальная гигиена полости рта?

Индивидуальная гигиена полости рта - это  удаление остатков пищи и зубного налета с поверхностей зубов,  а также  десен и языка с помощью специальных средств

«Сто болезней входят через рот»» - гласит китайская пословица, поэтому необходимо тщательно следить за гигиеной ротовой полости, для того, чтобы всегда быть здоровым.

Если у вас будут здоровые зубы, то у вас будет красивая улыбка. Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением с окружающими. И чем чаще мы это делаем, тем больше человек будут радоваться жизни вместе с нами.

СЛАЙД №3. ДЛЯ ЧЕГО УХАЖИВАТЬ ЗА ЗУБАМИ?

Воспитатель: Кто может рассказать об основной мысли слайда?

Правильный уход за зубами - это признак  культуры. Неприятный запах изо рта  препятствует общению.

Гигиена полости рта - это основа нашего здоровья, так как инфекция, которая локализуется в  больных зубах и околозубных тканях может стать причиной обострений хронических заболеваний любых органов. Поэтому еще в древности люди поняли, чтобы зубы были здоровы – их надо чистить.

 Жители Индии жевали древесную кору. Её мягкие волокна очищали зубы, а выделяемый сок дезинфицировал полость рта и укреплял десны. В странах Азии их покрывали черным лаком. А жители Ближнего Востока протирали зубы кожурой граната, в Сибири жевали специально обработанную смолу.

СЛАЙД №4. СТРОЕНИЕ ЗУБА.

Зубы – самые твердые части нашего организма, покрытые сверху гладкой и блестящей эмалью.

Если мы внимательно рассмотрим строение зуба, то увидим, что он живой. У него есть корень, а внутри в пульпе находятся нервы и кровеносные сосуды. Сосуды снабжают зуб питательными веществами и микроэлементами, а нервы -  позволяют нам определять горячую или холодную пищу, мы употребляем. Верхняя часть зуба, называемая коронкой, покрыта твердым панцирем – эмалью. Каждый зуб прочно укреплен в зубной ячейке – углублении в челюстной кости. Корни позволяют закрепить зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Амортизатором же служит десна.

СЛАЙД №5. МОЛОЧНЫЕ ЗУБЫ.

Когда человек рождается, у него нет зубов. Примерно после шести месяцев у ребенка начинают появляться первые зубы.

Период прорезывания молочных зубов длится, примерно, до 2 - 3 лет. Всего их вырастает 20 штук /10 в верхней челюсти и 10 в нижней/. Они живут всего лишь несколько лет, формируя место для коренных зубов, до тех пор , пока не выпадают.

Постоянных зубов у взрослого человека – 32 /16 зубов на верхней челюсти, 16 на нижней/. Впереди расположены 8 резцов /по 4 на каждой челюсти/. Ими мы перегрызаем морковку или откусываем яблоко. За ними - 4 крепких клыка. Они помогают откусить что-то твердое или вязкое. А позади – коренные зубы. Их задача – перетирать пищу.

Если вы потеряете постоянный зуб, то новый на его месте уже не вырастает.

СЛАЙД №6. РЕЗУЛЬТАТЫ НЕПРАВИЛЬНОГО УХОДА ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА.

При неправильном уходе за зубами на них образуется зубной налет, который является источником  инфекции (воспаление твердых и мягких тканей зуба, околозубных тканей).  В основном он  откладывается в  области перехода коронки зуба в корень (шейка зуба)  и в межзубных промежутках, поэтому  требуется особенно тщательно очищать именно эти труднодоступные места.

Даже при постоянном уходе иногда  сохраняется неблагоприятное состояние полости рта.  А это значит, что средства по уходу за полостью рта были подобраны неправильно!

В этом случае необходимо срочно обратиться к стоматологу, который подберет вам необходимые индивидуальные средства по уходу за зубами

СЛАЙД № 7 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА УХОДА ЗА ЗУБАМИ.

Воспитатель: Перечислите их.

Основные средства ухода - это:

  • зубная щетка;
  • зубная паста.

Дополнительные средства ухода - это:

  • зубная нить;
  • ополаскиватели, эликсиры;
  • отбеливатели.

 СЛАЙД №8. ЗАБОЛЕВАНИЕ ЗУБОВ

Воспитатель: Какие заболевания зубов вам знакомы?

Кариес и его осложнения, пародонтоз, воспаление пульпы, растворение эмали зуба, периодонтит, пародонтит, гингивит и другие заболевания.

 СЛАЙД №9. ПАРОДОНТОЗ

Пародонтоз многим известен. Это такое заболевание, при котором расшатываются зубы, десны - кровоточат, появляется неприятный запах изо рта.

  СЛАЙД №10. АЛГОРИТМ ЧИСТКИ ЗУБОВ

Воспитатель: Все мы каждое утро чистим зубы, но правильно ли мы это делаем? Давайте рассмотрим алгоритм чистки зубов.

Главный принцип чистки зубов – вымести налет, а не загнать его под десны.

Рассмотрим поэтапно чистку зубов, она заключается в следующем:

  1. Чистка наружной поверхности зубов: производят короткие движения, располагая зубную щетку под углом к зубу;

  1. Чистка внутренней поверхности зубов: зубную щетку располагают под углом к зубу, проводя выметающие движения от десны к краю зуба;

  1. Затем очищается внутренняя поверхность передних зубов: зубную щетку располагают горизонтально и проводят движения вперед-назад;

  1. И в заключении очищаем жевательную поверхность зубов: зубную щетку располагают вертикально, направление движения – от десны к режущему краю зуба;

  1. Следующий этап – массаж десен. Заканчиваем чистку зубов круговыми движениями щетки с захватом зубов и десен при сомкнутых челюстях;

  1. И заключительный этап – чистка языка. Она начинается от середины в направлении уголков рта. Направление зубной щетки – от гланд к кончику языка.

Вот теперь все впорядке!

СЛАЙД №11. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДВАЖДЫ В ДЕНЬ ЧИСТИТЬ ЗУБЫ

Воспитатель: Сколько раз в день необходимо чистить зубы, чтобы они были здоровыми?

Обязательно нужно чистить зубы не менее двух раз в день: утром – после завтрака и вечером – перед сном, процедура должна продолжаться не менее трёх минут. Помните пословицу: “Забудь лень — чисти зубы дважды в день”.

После каждого приема пищи не забывай прополаскивать рот теплой водой.

СЛАЙД №12. ЗУБНАЯ ЩЕТКА – ЛУЧШИЙ ДРУГ ЧЕЛОВЕКА

Воспитатель: Вы знаете пословицу: «Сажи, кто твой лучший друг, и я скажу, кто - ты», кто же мы?

Зубная щетка очищает зубы от зубного налета.

Щетки бывают разной степени жесткости: очень жесткие, жесткие, средней жесткости, мягкие, очень мягкие. Зубные щетки с жесткими и очень жесткими щетинами применяют для очищения зубных протезов, мягкие и очень мягкие рекомендуют маленьким детям и при обострении заболевания десен.

Здоровым людям лучше пользоваться  щетками средней жесткости и мягкими.

Для чистки труднодоступных мест больше подойдут  щетки с конусообразной подстрижкой пучков щетины. Контур щетки должен носить вогнутый характер, это удобнее и лучше способствует очищению зубов.

СЛАЙД №13. ВОВРЕМЯ МЕНЯЙТЕ ЗУБНУЮ ЩЕТКУ

Щетина у щеток может быть как натуральной, так и искусственной.

Искусственная щетина лучше очищает поверхность зубов и щетки из нее должны меняться через 1-2 месяца, а из натуральной щетины - через 3-4месяца.

Новую  зубную щетку  перед употреблением необходимо вымыть мылом  и обдать кипятком, затем каждый раз   тщательно промывать водой и ставить в стаканчик щетиной кверху.

Никогда не чистите зубы чужой щёткой. У каждого члена семьи должна быть индивидуальная щётка. Лучше зубы чистить синтетическими щётками, их легче обрабатывать.

Желательно щётки хранить в соляном растворе (1 ч. ложка на стакан воды) или вымыть с мылом и просушить.

СЛАЙД №14 КАК ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ЗУБНЫМИ ЩЕТКАМИ?

Наряду с обычными зубными щетками, в настоящее время существуют также и электрические зубные щетки. С их помощью можно не только эффективно чистить зубы, но и делать полноценный массаж десен.

СЛАЙД №15 ПОСЕЩАЙТЕ СТОМАТОЛОГА ДВА РАЗА В ГОД

Воспитатель. Сколько раз в год необходимо посещать стоматолога, чтобы не было проблем с зубами?

Не реже 2 раз в год надо посещать стоматолога. Обязательно надо полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером

Врач, который делает кривые зубы прямыми и красивыми называется ОРТОДОНТ

К стоматологу идем 
В год два раза на прием. 
И тогда улыбки свет 
Сохранишь на много лет
!

СЛАЙД №16. ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА?

Предысторию жевательной резинки можно найти в любой части света:

  •  Древние греки жевали смолу мастичного дерева для освежения дыхания и чистки зубов от остатков пищи;
  •  На севере Америки индейцы жевали смолу хвойных деревьев, которую выпаривали на костре;
  •  В Сибири применялась т.н. сибирская смолка, которой не только чистили зубы, но и укрепляли десны и лечили от различных болезней.
  • В Индии и Юго-Восточной Азии прототипом современной жевательной резинки стала смесь листьев перечного бетеля, семян пальмы и извести;
  •  В Европе предпосылки к употреблению жевачки появились в XVI веке Постепенно привычка, распространилась и на Соединенные Штаты Америки.

СЛАЙД №17. ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА

Жевательная резинка (жевачка) – это особое кулинарное изделие, которое состоит из несъедобной эластичной основы и различных вкусовых и ароматических добавок.

СЛАЙД №18 ОСТОРОЖНО, ОПАСНОСТЬ!

Содержащийся в жевачках сахар способствует возникновению кариеса, порче зубов, а также возникновению сильнейшей боли в зубах.

СЛАЙД №19. ОСТОРОЖНО, ОПАСНОСТЬ!

При жевании более 5 минут подряд (по различным источникам, в день) также приводит к заболеваниям в ЖКТ – гастритам, язвам и так далее.

СЛАЙД №20, 21, 22. ЧТО ВЫБЕРЕШЬ ТЫ? ЗДОРОВЬЕ ИЛИ ЖЕВАТЕЛЬНУЮ РЕЗИНКУ?

Воспитатель. Выбор за тобой, какой ты сделаешь выбор, так ты и будешь жить дальше.

СЛАЙД №23СОВЕТЫ ДОКТОРА АЙБОЛИТА

Воспитатель: Давайте сделаем вывод, как же сохранить зубы здоровыми?

  • Ешьте полезные для здоровья продукты: свежие овощи, фрукты, молочные продукты, рыбу и мясо;
  • Не злоупотребляйте сахаром и сладостями;
  • Сразу после холодной пищи не берите горячую и наоборот. От этого на зубах могут образоваться трещины;
  • Не грызите орехи, леденцы, и другие твердые предметы;
  • Не ковыряйте в зубах металлическими предметами. В аптеках продаются специальные зубочистки;
  • Обязательно нужно чистить зубы не менее двух раз в день: утром и вечером после еды не менее трёх минут. Помните пословицу: “Забудь лень — чисти зубы дважды в день”;
  • Полощите рот после еды;
  • Перед чисткой зубов тщательно мойте руки и щётку;
  • Никогда не чистите зубы чужой щёткой. У каждого члена семьи должна быть своя индивидуальная зубная щетка. Не забывайте менять зубную щётку каждые 3 месяца.

..СЛАЙД №24, 25ПОЛЕЗНЫЕ ДЛЯ ЗУБОВ ПРОДУКТЫ

Воспитатель: Перечислите полезные для зубов продукты.

Правильное питание – это ежедневное  использование в рационе: молока или молочнокислых продуктов, мясо, рыбы, черного хлеба, разнообразных овощей и фруктов /во все сезоны года/. Употребляйте ежедневно также твердую пищу - это укрепляет десны и зубы.

Ешьте сыр – истребитель бактерий. В сыре присутствуют особые вещества, способствующие предохранению зубной эмали от разрушения. Если вы съели что-нибудь сладкое, то заешьте его кусочком (25 – 30 г) нежирного сыра. Небольшое количество сыра стимулирует образование слюны, которая нейтрализует кислоту, вызывающую кариес.

Погрызите яблоко. Любые твердые фрукты и овощи замедляют процесс разрушения зубов.

Ешьте больше йогурта. Нежирный натуральный йогурт – великолепный источник кальция, который способствует формированию здоровых зубов в юности, укрепляет кости человека, поддерживающие белоснежные зубы.

Осторожно с пищей, пристающей к зубам. Бананы и изюм полезны для организма человека, но совсем не для наших зубов.

СЛАЙД №26, 27, 28, 29 ВРЕДНЫЕ ДЛЯ ЗУБОВ ПРОДУКТЫ

Воспитатель: Какие продукты вредны для зубов?

Это - жевательная резинка /разрушается зубная эмаль/, чередование горячей и холодной пищи /может потрескаться эмаль зубов/, ешьте меньше сладкого.

Не грызите орехи, леденцы и другие твердые продукты, так как это может привести к разрушению зубов, а затем, как следствие - его потеря

СЛАЙД №31. ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ – ЗДОРОВЬЮ ЛЮБЫ

Воспитатель: Вот, пожалуй, и все, что тебе необходимо знать, чтобы быть всегда здоровым. Береги себя, ведь твое здоровье в здоровье твоих зубов.

Физкультминутка “Три стихии”

1. Упражнение: Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вверх. Дети повторяют за воспитателем:
“Я приветствую тебя, Воздух!”.

2. Упражнение: Опустить руки вниз, ладонями к полу. Дети повторяют за воспитателем:
“Я приветствую тебя, Земля!”.

3. Упражнение: Ладони перед собой, руки вперед. Дети повторяют за воспитателем:
“Я приветствую тебя, Вода!”.

Тестирование

 Воспитатель: Вашему вниманию предлагается тест. В правом верхнем углу напишите свою фамилию и ответьте на предлагаемые вам вопросы. После выполнения задания листок с ответами передайте на первую парту.

Тест:

1. От чего разрушаются зубы? /обведите правильные ответы/

А) от сладостей;
Б) от горячей пищи;
В) от овощей и фруктов.
Г) от откусывания твёрдых предметов.

2. Подчеркните выражения, в которых говорится о значении зубов:

А) пережёвывать пищу;
Б) чётко произносить слова;
В) откусывать твёрдые предметы;
Г) украшать лицо человека.

Знакомство со стихотворением-памяткой “Мы чистим зубы”

Воспитатель: Я хочу вам подарить на память стихотворение-памятку (дарится каждому ученику).

Мы чистим зубы дважды в день.
И делать это нам не лень.
Три минуты щёткой с пастой
Чистим зубы все подряд.
Чистим сверху, чистим снизу,
И снаружи, и внутри.
Вычищаем всех бактерий
И язык почистили.
В промежутках чистим флоссом,
Разрешая все вопросы.
Рот осталось сполоснуть.
Нами выбран верный путь.

В стихотворении употребляется слово “флоссом”. Флосс- тонкая шёлковая ниточка, при помощи которой можно чистить между зубами – выполняет функцию одновременно зубочистки и зубной щетки.

3.Подведение итогов

Воспитатель: Что вам понравилось? Что узнали нового? Какое сделали открытие?

Закончите предложения:

Я не ожидал, что…

Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

Спасибо за хорошую работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЫМИ ЗУБЫ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "В здоровом теле- здоровый дух!"

Классный час посвящен здоровому образу жизни. Обсуждаются факторы, влияющие на наше здоровье. Проводятся конкурсы, разыгрывается сценка. В конце мероприятия выводится формула здоровья....

Конспект классного часа "В здоровой семье-здоровый ребенок"

Этот классный час проходил в 1 классе "А" в ГБОУ №1778. Дети очень бурно обсуждали здоровый образ жизни....

Конспект классного часа "Твое здоровье в твоих руках"

В конспекте занятия рассматриваются такие вопросы, как режим дня, личная гигиена, выполнение физических упражнений, культура внешнего вида....

Конспект классного часа «Пирамида здорового питания», 3 класс

Сценарий классного часа "Пирамида здорового питания" представлен в системно - деятельностном подходе. В ходе классного часа учащиеся являются активными участниками благодаря различным формам работы по...

Конспект классного часа "Сохраним планету вместе" 2 класс

Цель деятельности учителя: реализовать естественные потребности детей в деятельности, познании, общении, самоутверждении через включение их в жизнь общества посредством социально-значимой деятель...

Конспект классного часа "Сохраним Байкал" 3 класс

Конспект классного часа "Сохраним Байкал" 3 класс...