"Здоровьесберегающие технологии"
статья по зож (1 класс) на тему

Шарова Юлия Геннадьевна

В данной статье рассматриваются "школьные факторы" негативно воздействующие на здоровье школьника и приемы, способствующие здоровьесбережению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное.

         Пятым направлением, которое должно войти в новую программу развития общеобразовательной школы, Президент России назвал решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников. Именно в школьный  период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, а «сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая», как отметил В.В.Путин. По его мнению этим вопросам  необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных учреждениях, где дети проводят значительную часть времени.

      Как свидетельствует статистика, процент школьников , отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной  и специально медицинской группам, неуклонно растет.

В этой ситуации все чаще приходится задумываться: может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся показатели состояния здоровья учащихся?

Рассмотрим  «школьные» факторы ,негативно воздействующие на здоровье школьника:

  1. Перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса.
  2. Недостаток двигательной активности учащихся.
  3. Неправильное питание.
  4. Несоблюдение гигиенических требований в организации  образовательного процесса.(чистоты кабинета, температурного режима, освещения, наличие монотонных раздражителей).
  5. Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.
  6. Переполненность классов учащимися, затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.
  7. Неоптимальное составление расписания уроков, постепенно усиливающее утомление школьников к концу рабочего дня, рабочей недели.
  8. Стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок.
  9. Объем и сложность домашнего задания.

 

 На уроке мы всегда можем увидеть внешние признаки усталости ученика:

  1. частую смену позы,
  2. потягивание,
  3. встряхивание руками,
  4. зевота,
  5. закрывание глаз,
  6. подпирание головы,
  7. остановившийся взгляд,
  8. ненужное перекладывание предметов,
  9. разговор с соседом,
  10. увеличение количества ошибок в ответах,
  11. не восприятие вопроса,
  12. задержка с ответом,
  13. частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

Рассмотрим  элементы, способствующие здоровьесбережению:

  1. Работа в парах, мелких группах, или «вертушка», т.е. активное передвижение учащихся группами по классу. Хорошо применять такой прием при закреплении материала.
  2. Использование двух досок, когда  учащиеся совершают поворот от одной доски к другой, тем самым сохраняя активность. Доски можно располагать на боковых стенках.
  3. Во время фронтального опроса можно использовать игру с мячом. Учащийся ловит мяч и дает ответ, бросая мяч обратно.
  4. Использование игр на уроках.  Например, элементы игры применяют в качестве обратной связи: правильный ответ- хлопают в ладоши, неправильный – топают ногами  или поднимают сигнальные карточки.
  5. Приемы с соревнованиями: когда дети поочередно  выбегают к  доске  и записывают правильный ответ или слово или выдается по карточке на каждый ряд , дети передавая их друг другу вписывают ответы.
  6. Организация обучения в режиме динамических поз: чередование сидения, стояния, передвижений по классу. Парты в классе могут быть оборудованы так, чтобы дети имели возможность работать и стоя, и сидя, меняя друг друга через определенное время.

Выполнив задание, ученик встает. Т.о., сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхает, а учитель ориентируется, как быстро дети справляются с заданием.

Учитель ведет урок не только стоя у доски, т.е. перед учениками, а может находиться в любой части класса, и тогда ученики вынуждены поворачиваться вслед за учителем, вращая головой и глазами. Можно часть необходимой наглядности к уроку размещать в разных местах класса.

  1. Проведение физминуток для глаз и различных групп мышц.  Использование зрительных тренажеров, которые можно располагать даже на потолке, гимнастику для глаз, различные упражнения для рук, ног.
  2. Смена видов деятельности  , т.к. однообразие ведет к утомляемости. За урок должно смениться от 4 до 7 видов деятельности.
  3. Следить за посадкой учеников во время занятий.
  4. Проводить малоподвижные игры на переменах, динамические паузы.
  5. Проводить классные часы, посвященные здоровью, которые призваны формировать внимательное отношение к своему здоровью, закладывать основы здорового образа жизни.
  6. Сотрудничать с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

Одним  из важнейших  элементов здоровьесбережения  считается школьная оценка:

1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.  

Основные требования к   уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

Построение урока   с использованием последних достижений передовых технологий   с учетом вопросов здоровьесбережения.

Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.  

  Логичность и эмоциональность всех этапов  урока. Благоприятный психологический климат на уроке. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным, чтобы учащиеся имели возможность задать вопросы, учитель мог бы прокомментировать д/з.

Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

Данная технология осуществляет следующие функции:

Функции здоровьесберегающей технологии

ФОРМИРУЮЩАЯ осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности.  Формирует установку на сбережение и умножение здоровья.

ИНФОРМАТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций .

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка .

АДАПТИВНАЯ воспитание у учащихся направленности  на здоровый образ жизни.   Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

РЕФЛЕКСИВНАЯ заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

ИНТЕГРАТИВНАЯ объединяет народный опыт, различные научные концепции   воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

  Здоровьесберегающая технология включает в себя вопросы не только физического, но и духовного, психического здоровья. Необходимо, чтобы ребенок с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни, чтобы жил в гармонии с собой – тогда он будет действительно здоров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...