Здоровьесберегающие технологии в обучении и развитии младших школьников
статья по зож на тему

Эрастова Галина Александровна

Творческий отчёт

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в обучении и развитии младшего школьника.

В современной школе идут глубокие перемены – обновление содержания образовательного и воспитательного процесса, организационных форм и методов работы. В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления».

        Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления:

1. Здоровый ребёнок -  практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

    Парадоксальный факт: наряду с социально-экономическими причинами роста заболеваемости детей, учебно-воспитательный процесс в школе является одним из составляющих снижения здоровья обучающихся. Наблюдая за работой моих коллег, анализируя результаты мониторинга показателей здоровья школьников, я пришла к выводу, что в современной системе образования разрушающее воздействие на здоровье детей оказывают следующие условия и факторы школьной жизни:

   1. Инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребёнок в начальной школе уже через 10-15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к близорукости и сколиозу.

   2. Продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет.                                                     

   3. Словесно-информационный-вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой.

      Вышеизложенное позволяет утверждать, что существуют противоречия между:

- потребностями социума в здоровом поколении и недостаточной разработанностью системы здоровьесберегающей образовательной практики в школе;

       - функциональными потенциальными возможностями образовательных учреждений в решении задач воспитания культуры здоровья и недостаточным  научно-педагогическим обеспечением этого процесса;         ----необходимостью усвоения всё большего объёма информации и ухудшающимся состоянием здоровья детей.

        На основании выявленных противоречий  я определила тему методической проблемы: «Здоровьесберегающие технологии в обучении и развитии младших школьников».

       Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества, государства в здоровьесберегающем образовании. Анализ показателей здоровья обучающихся, проводимый в течение ряда лет, показал, что около 90 % школьников имеют нарушения физического и психического здоровья, 25 - 30 % детей, приходящих в 1 классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.

           Цель моей работы – обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.

      В соответствии с целью я определила для себя ряд задач:

* Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы.

*  Формировать потребность в здоровом образе жизни.

*  Помочь каждому ребёнку осознать свои способности, создать условия для их развития.

*  Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребёнка, т. е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

      Свою систему работы по использованию здоровьесберегающих технологий я строила на основе изученных мною работ таких авторов, как В. И. Ковалько (Здоровьесберегающие технологии), Н. К. Смирнова, Н. С. Якиманской Н. А. Щурковой (о формировании у школьников образа жизни, достойной человека)

      Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям, которые я изучала:

1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

2. Игровые оздоровительные технологии.

3. Весёлые физминутки на уроках.

4. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.

5. Дыхательная гимнастика.

6. Игровой массаж.

7. Формирование навыков здорового образа жизни.

8. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

9. Взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.

      Изучив эти вопросы, я выявила некоторые причины школьных болезней   - недостаточная освещённость класса;

- несоответствие высоты школьных столов росту обучающихся;

- несоблюдение режима, что ведёт к перегрузке учебными занятиями;

и пришла к выводу о необходимости решать  проблемы в области здоровьесбережения  комплексно.

      На родительском собрании провела курс бесед «Здоровьесберегающие технологии в школе и семье».

        В связи с этим за очень короткий срок родители приобрели современные  электросветильники для лучшей освещённости класса; подобрали и отреставрировали школьную мебель; для релаксации и проведения физминуток обеспечили ковром, настольными и напольными играми. Принимали активное участие в проведении физкультурно – оздоровительной работы, в тестировании.

     Наш класс самый зеленый в школе. Выращивание растений целесообразно, связано с задачами сохранения и укрепления здоровья. Растения - наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят детям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества. В классе растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. Выращивание растений, уход за ними выполняют сами дети. Привлекаясь к уходу за цветами, дети приучаются бережно относиться к ним, значит, и ко всему живому, получая, тем самым, основы экологического воспитания.      

    Важная составляющая часть здоровьесберегающей работы в школе, на мой взгляд – это рациональная организация урока.

Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

    - объём учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты  времени на выполнение домашних заданий, правильно составленное расписание с учётом здоровьесберегающих технологий

   - занятия активно - двигательного характера: физкультминутки, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия, уроки физической культуры.

      Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии и диагностических процедур оценки качества урока. И я выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.

Здоровьесберегающее обучение 

направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся;

опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности; достигается через – учёт особенностей класса; создание благоприятного психологического климата на уроке;

приводит к – предотвращению утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности.

  Начинаю учебный день с организованной зарядки.

      Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статистического напряжения, я провожу  оздоровительные физкультминутки, специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно – двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для  укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики органов дыхания. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им отдохнуть, расслабиться. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После физминуток дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

     Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

    Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую «бегущие огоньки» (я использую лазерную указку). Упражнения включают в себе движения глазами, головой и туловищем. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации, развитие зрительно-моторной реакции.

      От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

     Свою деятельность, как классный руководитель,  я выстраиваю по следующим направлениям:

1. Предупреждение заболеваний.

В первую очередь связываю с профилактикой утомления и переутомления, с этой целью ввожу в режим дня обучающихся динамические паузы, провожу уроки здоровья. Один из них «Я здоровье берегу»  представляла в рамках предметной недели. Праздник «Мы в яблочном краю живём» представляла на городском семинаре учителей начальных классов.

2. Профилактика вредных привычек включает в себя моё сотрудничество со школьным психологом, врачом, социальным педагогом при осуществлении различных видов деятельности: проведение праздников здоровья, экскурсий.

3. Физическое воспитание является центральным звеном сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Работая в данном направлении, я как классный руководитель изучаю и анализирую:

- качество взаимодействия обучающихся и учителя физической культуры;

- посещение учениками моего класса спортивных секций;

- наличие позитивного контакта учителя физической культуры с родителями детей, имеющих проблемы  в физическом и моторном развитии;  

- состояние психологического климата вокруг детей с ослабленным здоровьем, с недостатками физического и функционального развития.

4.  Мониторинг показателей здоровья обучающихся

По диаграмме видно, что во втором классе практически здоровых детей было – 38 %, а в 4 классе – 71 %, дети с отклонениями в здоровье – во 2 классе – 47 %, в 4 классе – 26 %, на 6 % сократилось количество детей, имеющих хронические заболевания

С 2006 учебного года по 2009 год состояние здоровья учащихся  улучшилось на 33 %.

Распределение обучающихся по группам здоровья для занятий физкультурой

за три года обучения количество детей, занимающихся на уроках физкультуры в основной группе, выросло на 34 %, из специальной группы все дети были переведены в подготовительную группу, не прогрессируют хронические заболевания.

    Эффективность моей работы в применении здоровьесберегающих технологий подтвердилась положительными тенденциями по ряду показателей:

- активное использование обучающимися оздоровительных процедур: прогулки на свежем воздухе - 72%, бег - 46%, лыжные прогулки – 34%, утренняя гимнастика - 86%;

- обучающиеся овладевают практическими навыками оздоровительных методик, навыками укрепления здоровья, санитарно-гигиеническими навыками, на 32 % снизились простудные заболевания.

- рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях (65%)

Матвеев Александр занял 1 место в городских соревнованиях по дзюдо.

      Свой опыт работы по данной теме  я применила в создании программы развития «Школа № 10 – школа здоровья», которую мы представляли на городском конкурсе и стали его лауреатами. Я входила в творческую группу.

      Цена обучения для здоровья» - критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит мне мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий. Одним их индикаторов оценки  служит степень интереса школьника к учёбе, конкретному предмету, часто обличённое желание или нежелание идти в школу. Ученик, для которого школа – тяжёлое неприятное испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья.

          На уроках я стараюсь создать, благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Ребята свободно вступают в обсуждение проблемы урока со сверстниками и со мной, задают вопросы на уточнение непонятого, стараются найти выход из тупикового положения на уроке, что говорит о некотором снижении тревожности и повышении самооценки учащихся.

       Проявление гуманного отношения к детям и оптимистическая вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостатком, в сочетании с проявлением демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию высокого уровня психологического здоровья.

          В этом учебном году я столкнулась с трудностями в обучении детей 1 класса, их неподготовленностью к школе. Мониторинг в 1 классе показал низкий уровень подготовки детей к школе.  Передо мной встала задача: проводить с первого дня обучения упражнения по развитию речи, памяти, внимания, мышления, личностно - мотивационной сферы через работу с развитием движений кисти и пальцев. Введя в программу обучения упражнения по моторике, буду не только формировать у детей навык грамотного письма и воспитанность, но и способствовать росту здоровых и уверенных в себе людей.

          Я продолжу изучение материала по новым технологиям, разработаю материал по курсу "Основы Школы Здоровья", главной целью которого считаю всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. Я надеюсь, что вся моя работа положительно скажется на поддержке и развитии устойчивого интереса к учению, к знаниям, к школе.

        Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий  ведёт к снижению показателей заболеваемости у детей, повышает их стремление быть здоровым, вырабатывает потребность в здоровом образе жизни,  улучшает психологический климат в детском коллективе,  активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игровая технология, как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников"

Игра оказывает влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояния личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения....

Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников".

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....

Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников

В данной презентации отражены ключевые моменты игровой технологии, структурные составляющие дидактических игр, функции игр...

Здоровьесберегающая технология в обучении и развитии младших школьников.

Статья о применении здоровьесберегающей технологии в учебной деятельности младших школьников...

инновационный проект "«Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников».

Сегодня учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения...

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность обучения об...

СТАТЬЯ. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ.

В статье рассматривается тема ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ....