«Разговор о правильном питании»
рабочая программа по зож (2 класс) на тему

Миронова Наталья Викторовна

Описание системы работы по реализации

программы «Разговор о правильном питании»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razgovor_opravilnom_pitanii.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никифоровская СОШ№1»

«Разговор о правильном питании»

Выполнила:

Миронова Наталья Викторовна

учитель начальных классов МБОУ                                                                                                                                                                 «Никифоровская СОШ№1»

р.п. Дмитриевка

Описание системы работы по реализации

программы «Разговор о правильном питании»

Учитель может сделать

 для здоровья школьников

 гораздо больше, чем врач

Н.К.Смирнов

Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков - актуальная проблема современного общества. Ее решение включает в себя множество аспектов: социальный, экономический, экологический, политический и т.д. Однако, по единодушному мнению специалистов, одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью.Важную роль в реализации этой задачи играют образовательные программы,направленных на формирование культуры здоровья у детей и подростков. Это и комплексная  система работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Примерной программы по окружающему миру» (М.: «Просвещение», 2010), «Программы по окружающему миру» Плешакова А. А. (М.: «Просвещение», 2011), «Программы по окружающему миру» Плешакова А. А. (М.: «Просвещение», 2011), «Примерной программы по технологии» стандарты второго поколения (М.: «Просвещение», 2010).

Целью программы «Разговор о правильном питании» является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Программа рассчитана на дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 14 лет и состоит из трех частей:

«Разговор о правильном питании» - для дошкольников и младших школьников 6-8 лет;

«Организация летних оздоровительных лагерей » - для школьников 7-15  лет;

«Формула правильного питания» - для школьников 12-14 лет.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

  • формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье, как   одной   из   важнейших   человеческих   ценностей,   формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
  • формирование   у  дошкольников   и  школьников  знаний   о   правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
  • освоение детьми и подростками    практических навыков рационального питания;
  • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
  • информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа,  формирование чувства уважения    к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
  • развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
  • развитие  коммуникативных навыков у детей  и  подростков,  умения эффективно   взаимодействовать   со   сверстниками   и   взрослыми   в процессе решения проблемы;
  • просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

В 1-2 классах реализуется программа «Разговор о правильном питании»,  содержание программы  "Разговор о правильном питании" отвечает следующим принципам:

  • возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения      возрастным      физиологическим      и      психологическим особенностям детей и подростков;
  • научная обоснованность     и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области   питания детей и подростков;
  • практическая   целесообразность   -   содержание   комплекта   отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;
  • динамическое   развитие   и   системность   -   содержание   каждого   из последующих    модулей    программы,    цели    и    задачи    обучения определялись    с    учетом   тех    сведений,    оценочных    суждений    и поведенческих  навыков,   которые   были   сформированы     у  детей   и подростков в результате изучения предыдущих модулей;
  • вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;
  • культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически   сложившиеся   традиции   питания,   являющиеся   частью культуры народов России и других стран.

Тематика программы «Разговор о правильном питании»  охватывает различные аспекты рационального питания:

разнообразие питания:

«Самые полезные продукты»,

«Что надо есть, если хочешь стать сильнее»,

«Где найти витамины весной»,

«Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»,

«Каждому овощу свое время»;

-гигиена питания: «Как правильно есть»;

-режим питания: «Удивительные превращения пирожка»;

-рацион питания:

«Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»,-

«Плох обед, если хлеба нет»,

«Полдник. Время есть булочки»,

«Пора ужинать»,

«Если хочется пить»;

-культура питания:

«На вкус и цвет товарищей нет»,

«День рождения» .

Реализация Программы осуществляется  в течение  всего учебного периода,  а  также часть вопросов программы рассматривается   в рамках внеклассной работы. Проходило весёлое состязание на тему: «Здоровье- овощи, ягоды и фрукты»; проводились беседы на тему:«Секреты здоровья» , «Умеем ли мы правильно питаться?».Также  программа используется  при изучении отдельных тем по «Окружающему миру»,  в рамках работы клуба «Здоровей-ка»,   в   рамках  реализации  регионального   компонента  учебного плана, направленного на формирование у школьников здорового образа жизни.

При реализации программы  дети действительно осознавали необходимость заботиться о своём здоровье.         Постепенно у детей стало формироваться представление о том, как можно сохранить и укрепить своё здоровье, соблюдая законы правильного рационального питания. Так, например, дети пробовали составлять собственное меню с учётом полученных знаний. Была проведена экскурсия в школьную столовую, что позволило детям больше узнать о работе повара. Ребята изучали меню, которое предлагала столовая нашей школы. Был сделан вывод о том, что это меню составлено правильно и соответствует законам рационального питания.

        В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания здорового питания. При этом использую разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры решают поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении детьми навыков поведения в различных ситуациях (при изучении темы «Как правильно есть» обучающиеся демонстрируют  варианты поведения в кафе – игра «Кафе»).

Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Продукты разные важны, блюда разные важны» ребята распределяют  продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу).

Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору (при изучении темы «Если хочешь быть здоров» учащиеся представляют  пантомиму, изобразив полезные и вредные привычки – игра «Угадай-ка»).

Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе учащихся для решения поставленной задачи (в теме «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной» ) ребята узнают как готовили кашу наши предки.

Описание методики реализации конкретной темы из выбранной части программы

Классный час  по сохранению здоровья младших школьников

Тема: «Самые полезные продукты».

Цели: дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; научить детей выбирать самые полезные продукты; сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания.

Оборудование: иллюстрации различных продуктов, круги красного и жёлтого цвета, два воздушных шара желтого и красного цвета .

Ход занятия

I. Организация учащихся, настрой на работу

Учитель: когда люди здороваются, они дарят друг другу частичку здоровья. Недаром  русская пословица говорит: «Здороваться не будешь – здоровье не получишь». (Приветствие гостей). Сегодня на уроке мы раскроем еще один из секретов здоровья. А что за секрет, узнаем чуть позже.

Человеку нужно есть.

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтоб попрыгать, кувыркаться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

II. Создание мотивации в необходимости раскрытия секрета здоровья.

Учитель: В нашем городе и даже в нашей школе учится девочка Маша. Она невысока, упитанна, учится, как и многие ребятишки хорошо, обычная девочка, ничем не выделяется. И может быть, мы ничего бы о ней не узнали, не приключись с Машей такая история.

Инсценирование (вбегает девочка Маша)

Маша: Вы скажите мне, друзья,

Почему я  так толста,

 Некрасива  и бледна?

 Почему лицо все в пятнах?

Что творится непонятно!

Ученик: А скажи-ка нам толстушка,

        Чем питаешься, подружка?

Маша: Ем всегда я, что хочу, -

        Чипсы, вафли, чупа-чупс …

        Каши вашей мне не надо,

        Лучше тортик с лимонадом.

        Не хочу я кислых щей,

        Не люблю я овощей.

        Чтоб с обедом не возиться –

        И колбаска мне сгодится.

        Всухомятку - ну и что ж!

        Чем обед мой нехорош?

        И последний мой каприз:

        Дайте «киндер» мне «сюрприз».

Учитель:  Вот беда! Что же случилось с девочкой? (заболела).

Какие советы вы дали бы ей?

(На доске появляется запись): Если хочешь быть здоров,

                                    Правильно питайся!

                                                Соблюдай режим питания.

                                                Ешь полезные продукты.

                                                Не переедай.

                                                Не ешь в сухомятку.

Девочка и дети читают хором советы. Девочка уходит.

III. Беседа по теме.

         Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие.

Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того ,чтобы жить ,а  не живём для того, чтобы есть.»Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переваривать.

-Что значит «разнообразие»?

Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья .Одни продукты дают организму энергию. Чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать(мёд, гречка, геркулес, изюм, масло).Другие помогают строить организм и сделать его более сильным( творог, рыба, мясо, яйца орехи).А третьи-фрукты и овощи- содержат много витаминов и минеральных веществ, которые  помогают организму расти и развиваться(ягоды ,зелень, капуста, морковь бананы).

-Объясните, как вы понимаете пословицу: «Овощи- кладовая  здоровья ?»

Придумайте загадки об овощах и фруктах.

-Подумайте, можно ли приготовить обед из трёх блюд, если у вас есть только свёкла, картофель, фасоль. лук и плоды шиповника?

IV. Динамическая игра «Поезд»

(Один человек исполняет роль светофора. Остальные учащиеся с карточками продуктов, выбранных в «магазине», образуют «длинный» поезд, держа карточки в руках.)

Едет поезд необычный,
Он большой и симпатичный (непривычный)
Нет вагонов, нет колёс,
В нем капуста, мед, овёс,
Лук, петрушка и укроп…
Остановка!
Поезд, стоп!

Поезд движется по классу к светофору. По сигналу «Стоп!» на светофоре загорается красный свет (ученик, исполняющий роль светофора, поднимает красный кружок). Из колонны выходят дети, в руках которых были карточки с рисунками продуктов, которые можно есть лишь изредка.

Поезд движется дальше и снова по сигналу «Стоп!» на светофоре загорается жёлтый свет (ученик, исполняющий роль светофора, поднимает желтый кружок). Из колонны выходят дети, в руках которых карточки с рисунками полезных продуктов, которые не следует есть каждый день.

В составе поезда остаются самые полезные продукты. Каждый ученик рассказывает, чем полезен продукт, изображенный на рисунке.

Теперь мы знаем, какие продукты для нас полезны, а какие мы должны есть как можно реже

V.  Работа  в тетради стр. 9

Учитель: Почему некоторые продукты стоят близко и их много?

Какие из них мы не назвали?

Стихотворение «Молочные продукты».

Ежедневно

Непременно

С аппетитом нужно есть

Каждый день

Йогурт,

Сыр и простоквашу,

Молоко, кефир и кашу.

Масло сливочное тоже,

И сметану,

И творожник,

И молочные сосиски!

Для худых полезны сливки,

Ежедневно

Непременно

Надо есть все,

Что полезно

Молоко, молоко

Для здоровья нам дано!

Молочные продукты -                

Это замечательно!

Очень вкусно и питательно!

Учитель: Почему эти продукты самые полезные?

(прочитать ответ в учебнике ст. 9)  

Какие продукты находятся на второй полке?

  (продукты, которые употребляют часто)

Какие продукты находятся на третьей полке?

(продукты, которые употребляют редко)

VI.Закрепление

 1.Игра: «Мы идем в магазин». Стр. 11.(тетрадь).

 (Дети выбирают самые полезные продукты и приклеивают их в корзинку)

 2.Кроссворд: (Тетрадь стр. 11)

 3.«Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть.»

 Нарисуйте продукты ,полезные для здоровья.

 4. Обобщение.

VI. Итог.

 Подведём  теперь итог.

 Чтоб расти ,нужен белок,

 Для защиты и тепла

 Жир природа создала.

 Как будильник без завода

 Не пойдёт ни так, ни так,

 Так и мы без углеводов

 Не обходимся никак.

 Витамины- просто чудо!

 Сколько радости несут:

 Все болезни и простуды

 Перед ними отвернут.

 Вот поэтому всегда

 Для здоровья нашего

 Полноценная еда-

 Важнейшее условие.

Участие родителей в реализации программы

«Разговор о правильном питании»

В  процессе реализации программы нужно помнить ещё об одном существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач. Чтобы не возникло сомнений в пользе проведения внеклассных занятий по курсу о правильном питании, было проведено родительское собрание на тему “В чём секрет правильного питания?”. Родители получили всю информацию о программе, о необходимости соблюдения режима питания, как одного из способов профилактики заболеваний органов пищеварительного тракта, приняли активное участие в обсуждении вопроса по организации горячего питания в школе. Провели анкетирование по вопрос: «Хороший ли аппетит у вашего ребёнка?» Анкетирование показало, что до изучения программы на вопрос «да» ответили -35%; «нет» выбрали 40% родителей; затруднялись ответить на вопрос 25%.После первого полугодия обучения анкетирование показало, что у детей улучшился аппетит на 15%,у 30%-плохой аппетит и 20% затруднялись ответить на этот вопрос

Таким образом, реализация Программы «Разговор о правильном питании» в практической педагогической деятельности  - это  один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

 Именно здоровье - самое ценное достояние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия.

Оценка эффективности реализации программы

«Разговор о правильном питании»

Опыт реализации программы «Разговор о правильном питании» убедительно продемонстрировал ее эффективность. Как показывают опросы педагогов и родителей, программа «Разговор о правильном питании» позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети и подростки самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. Более того, по признанию большинства родителей, программа «Разговор о правильном питании» оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным.

На мой взгляд, реализация Программы «Разговор о правильном питании» в практической педагогической деятельности  - это  один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни. Чем раньше ребёнок получит представление об основах правильного питания, узнает о важности правильного выбора продуктов на своём столе, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Пропаганда здорового питания важна ещё и потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются им на всю жизнь.  

Информационные источники.

1.Программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.

2.Программа «Две недели в лагере здоровья» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.

3.Программа «Формула правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.

4. «Примерная программа по окружающему миру» М.: «Просвещение», 2010.

5. «Программа по окружающему миру» Плешакова А. А. М.: «Просвещение», 2011.

6. «Программа по окружающему миру» Плешакова А. А. М.: «Просвещение», 2011.

7. «Примерная программа по технологии» Стандарты второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"

Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...

Методическая разработка по программе "Разговор о правильном питании" (первая часть): праздничное (итоговое) представление "Правильно питаться, здоровьем отличаться!"

С помощью сказочных героев дети отправляются в кулинарное путешествие по городу Здоровянск. Они сортируют разные крупы и рассказывают, как приготовить овсяную кашу. Гово...

«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».

Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...

«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»

Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...

Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Разговор о правильном питании» Тема занятия: «Здоровое питание»

Знания полученные на этом занятии помогут учащимся выбирать продукты питания, полезные для здоровья, а также вырабатыватьположительное отношение к здоровому питанию...