Программа по ритмике 2-4 класс
методическая разработка по зож на тему

Котикова Надежда

Образовательная цель программы: Освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру.

Развивающая цель программы - Развитие танцевальных навыков, чувства ритма, музыкальности, координации, моторной памяти, выработке здоровой осанки.

Воспитательная цель: Воспитание у учащихся живого интереса к танцевальному искусству. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре разных народов, к их духовным и нравственно-этическим ценностям. Программа нацелена на укрепление физического здоровья в условиях школьного обучения, снижения психологического напряжения, релаксации в процессе движения под музыку всех детей - не только способных и одарённых в музыкальном отношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа по ритмике 57.13 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по ритмике

3 года обучения

2015-2016 учебный год

Автор – учитель ритмики ЖМСОШ №2 Котикова Н.Г

Пояснительная записка.

      Ритмика - это синтетический вид деятельности,  в основе которого лежит музыка и движение.

Образовательная цель программы: Освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру.

    Развивающая цель программы - Развитие танцевальных навыков, чувства ритма, музыкальности, координации, моторной памяти, выработке здоровой осанки.

 Воспитательная цель: Воспитание у учащихся живого интереса к танцевальному искусству. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре разных народов, к их духовным и нравственно-этическим ценностям.

 Программа нацелена на укрепление физического здоровья в условиях школьного обучения, снижения психологического напряжения, релаксации в процессе движения под музыку всех детей - не только способных и одарённых в музыкальном отношении.

1.Задачи обучения и воспитания учащихся.

  1.  Развитие музыкальности:
  • развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её характер, настроение, понимать содержание.
  • развитие специальных музыкальных способностей – музыкального слуха, чувства ритма.
  • развитие музыкальной памяти.

2.  Развитие двигательных качеств и умений:

  • Развитие ловкости, точности, координации движений.
  • Развитие гибкости и пластичности.
  • Формирование правильной осанки, красивой походки.
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве.

3.  Развитие творческих способностей:

  • Развитие воображения и фантазии.
  • Развитие способности к импровизации в движении.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

  • Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике.
  • Развитие восприятия, внимания, памяти.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • Воспитание умения вести себя в группе во время движения.
  • Формирование чувства такта в общении с группой детей и взрослыми.

     Программа рассчитана на 34 учебных часа  в год с учетом предполагаемых потерь рабочего времени в связи с праздничными днями.

                                       2. Содержание программы.

Все три  года обучения разбиты на блоки:

  1. Детский эстрадный танец - 8 ч. (1-2 год обучения)
  2. Современный танец – 8 ч. (3- год обучения)
  3.  Сюжетный танец - 5 ч.
  4. Новогодняя мозаика - 3 ч.
  5. Народный танец  -8 ч.
  6. Детский бальный танец – 8 ч.
  7. Повторение – 2 ч.

     Такое распределение материала по блокам внутри учебного года и их повторение на протяжении трёх лет обучения отвечают основным педагогическим принципам – систематичности, постепенности и последовательности. При переходе от первого года обучения к следующим в каждом блоке материал усложняется. За три года обучения учащиеся получают необходимые теоретические знания о разнообразии танцевальных жанров, осваивают большое количество доступных для их возраста танцевальных движений. Ежегодно они разучивают элементы десяти танцев, по окончании третьего года обучения им знакомы движения многих танцев. В программу    включен обязательный региональный компонент – изучение основных движений якутского танца. Знакомство с танцами народов мира способствует воспитанию толерантности.  Отдельный блок  представляют новогодние   хороводы и ритмические игры. Они позволяют  всем учащимся младших классов стать активными участниками новогодних праздников.

3.Показатели уровня развития детей.

  1. Выразительность, лёгкость и точность исполнения движений под музыку;
  2. Умение самостоятельно отображать в движении основные средства выразительности, правильно их называть;
  3. Освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру: шаг на припадании, переменный шаг, шаг польки, различные виды галопа, вальсовый шаг, элементы движений из современных эстрадных и бальных детских танцев;
  4. Способность к импровизации

4.Методы и приёмы обучения.

     Занятия должны быть разнообразными по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, упражнения тренировочного характера, разучивание и повторение танцев) и по методам работы.  

         Эффективны такие методы как:

  • беседа в виде вопросов и ответов,
  • прослушивание и разбор музыки,
  • показ педагогом движения в зеркальном отражении,
  • показ упражнений детьми по желанию,
  • показ упражнений условными жестами и мимикой,
  • «провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизировать внимание детей и побуждения к самостоятельному исправлению ошибки;
  • постоянное повторение  пройденного;
  • музыкальные игры и импровизации.

      Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать              одно движение. Повторяя его из урока в урок, учащиеся  научатся выполнять его правильно и красиво. Не все композиции следует выучивать с детьми до уровня самостоятельного исполнения по памяти. Задача учащихся на уроках ритмики – накопить двигательный опыт, сформировать умения и навыки.

      Учитель должен определять доступность музыкально-ритмических движений, учитывать физиологические и психологические особенности младшего школьного возраста, физическое здоровье и медицинские показания, осуществлять в ходе занятия, контроль  за самочувствием детей. Учитель должен дать возможность ребёнку почувствовать уверенность в своих силах и побудить его к творческому самовыражению под музыку.

5.Планируемые результаты освоения предмета.

Базовым результатом образования в области ритмики в начальной школе является освоения учащимися основ танцевально –ритмической деятельности. Кроме того, предмет «Ритмика» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Ритмика»

  Универсальными компетенциями

Учащихся на этапе начального общего образования по ритмике являются:

- умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по ритмике  являются следующие умения:

 - активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

 - проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

 - проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

 - оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами  освоения учащимися содержания программы по по ритмике являются следующие умения:

 - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- накопление представлений о ритме, синхронном движении.

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной  и внеурочной деятельности

 - характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющего опыта;

 - находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

 - общаться и взаимодействовать со сверстниками на приципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

 - организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования. Организации места занятий;

 - планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;

 - видеть красоту движений, выделять их и обосновывать эстетические признаки в движениях человека;

 - оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

 - управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

 - технически правильно выполнять двигательные действия из базовых движений изученного танцевального материала .

Предметными результатами  освоения учащимися содержания программы по ритмике являются следующие умения:

 - представлять ритмику как средство укрепления здоровья, физического, эстетического развития.

 - оказывать посильную помощь и моральную поддержку при выполнении движений, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

 - бережно обращаться с инвентарём и оборудованием , соблюдать технику безопасности.

 - взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр.

 - в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения движений, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

 -находить отличительные особенности в выполнении движений разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

 - выполнять танцевальные комбинации и композиции на необходимом техническом уровне, характеризовать признаки технического исполнения;

 - выполнять базовые танцевальные упражнения, применять их в досуговой деятельности.


                                                                                                        1 год обучения (2 класс)

Содержание

Компетенции

Вопросы контроля

Виды контроля

Элемент здоровье-сберегающих технологий

Детский

Эстрадный

 танец.

8 ч.

Умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.

Умение передавать в движении простейший ритмический рисунок.

Понятие опорной и работающей ног.

Уметь выполнять порядок позиции ног и рук.

Уметь исполнять переменный шаг. Приставной, пружинящий.

Самостоятельно строить круг, ходить по кругу, взявшись за руки.

Соблюдать расстояние между парами, двигаясь по кругу.

  1. Как определить опорную и работающую ногу?
  2. Определить муз. размер.
  3. Определить характер муз. произведения.
  4. Определить начало и окончание муз. фразы, части произведения.

Исполнить под муз. произведение простой ритмический рисунок.

Исполнить танец «В Африке».

Исполнить танец «Весёлые клоуны».

Исполнить «Танец гномов».

Улыбкотерапия

«Лучик»

Ритмотерапия

(муз.-ритмическое упражнение «Стоп-кадр». «Прогулка по сказочному лесу», «Делай, как я»)

Сюжетный

танец.

5 ч.

Слышать и отмечать в движении сильную долю такта (хлопками)

Менять движение в соответствии с формой муз. произведения.

Уметь выражать эмоции в мимике и пантомимике:

радость, грусть, страх, тревогу и т.д.

  1. Изобразить с помощью мимики и жестов тревогу.
  2. Изобразить радость.
  3. Изобразить удивление.
  4. Изобразить грусть.
  5. Изобразить страх.

Исполнить танец «в нашем дворе».

Исполнить танец «Птичий двор».

Улыбкотерапия

«Рожицы»

Терапия творчеством

«Паровозик»

Новогодняя

мозаика.

3 ч.

Ритмично, выразительно двигаться прямым галопом.

Кружиться на подскоке в парах.

Развивать выразительность жестов

Самостоятельно начинать движения после выступления.

Исполнить новогоднюю танцевальную композицию.

Улыбкотерапия

«Куклы»

Сказкотерапия

«Колобок»

Народный

танец.

8 ч.

  1. Русский танец.

4 ч.

  1. Якутский танец.

4 ч.

Основные положения рук и ног в русском танце.

Основные положения рук и ног в якутском  танце.

Выполнять простые шаги, плясовые движения русского танца (притопы, ковырялочка, присядка, моталочка,хлопушки,дробные движения…)

Уметь выполнять движения якутского танца (боковой прыжок, шаг на крест, шаги с ударом пяткой).

Подражательные элементы якутского танца.

  1. Какие движения русского танца вам известны?
  2. Положение рук в русском танце.
  3. Положение ног в русском танце.

  1. Какие движения якутского танца вам известны?
  2. Положение рук в якутском танце.
  3. Положение ног в якутском танце.

Исполнить композицию русского народного танца

Исполнить композицию якутского танца

Подражательные элементы якутского танца: бег оленя, прыжок оленя, гусиный ход.

Улыбкотерапия

Фольклорная арттерапия

(рус. народная игра «Ладушки»)

Детский

бальный

танец.

8 ч.

  1. «Полька»

4 ч.

  1. «Галоп»

4 ч.

Знать движения танца «Полька».

Знать движения танца «Вальс цветов».

Умение самостоятельно начинать движения после вступления.

Уметь двигаться шагом польки, галопом.

  1. Положение рук в бальном танце.
  2. Какие бальные танцы вы знаете?

Исполнить шаг польки, галоп.

Исполнить польку.

Исполнить танец «Галоп».

Улыбкотерапия

Музыкотерапия

Повторение

         2 ч.

2 год обучения (3 класс)

Содержание

Компетенции

Вопросы контроля

Виды контроля

Элемент здоровьесберега--ющих технологий

Детский

Эстрадный

 танец.

8 ч.

Выполнять несложный ритмический рисунок.

Уметь ускорять и замедлять движения в зависимости от темпа.

Менять движения, следуя динамичным изменениям музыки.

Передавать в движении характер музыки.

Менять характер одного и того же движения со сменой характера музыки.

  1. Определить в муз. произведении начало фразы после вступления.
  2. Определить характер муз. произведения.

Исполнить под муз. произведение несложный ритмический рисунок.

Исполнить танец «Сюрприз», «Танец кукол», Озорники»,

Улыбкотерапия

«Лучик»

Ритмотерапия

(муз.-ритмическое упражнение «Зеркало». «Вечное движение»)

Сюжетный

танец.

5 ч.

Передавать в пластике музыкальный образ.

Чувствовать в музыке переход от умеренного к быстрому или медленному темпу.

Исполнить танец «Кошки-мышки».

Исполнить танцевальную композицию «В гостях у сказки».

Улыбкотерапия

«Рожицы»

Терапия творчеством «После дождя»

Новогодняя

мозаика.

3 ч.

Выполнение танцевальной композиции от начала до конца самостоятельно

Уметь самостоятельно отображать в движении основные средства муз. выразительности.

Освоение сложных движений: шаг на припадании, виды галопа.

Исполнить новогоднюю танцевальную композицию.

Улыбкотерапия

«Куклы»

Сказкотерапия

«Репка»

Народный

танец.

  1. ч.

Белорусский танец. 4 ч.

Еврейский танец. 4 ч.

Знать основные положения рук и ног в белорусском танце. Основные движения белорусского танца.

Уметь исполнять простые

движения белорусского танца.(«подбивка-маятник»,основной ход «Лявонихи», «подбивка с переступанием». «отбивка»

Знать основные движения еврейского танца

Уметь исполнять движения еврейского танца (боковые ходы, прыжки, подскоки)

  1. Какие белорусские движения вы знаете?

Исполнить танцевальную композицию на основе белорусских движений

Исполнить танцевальную композицию  еврейского танца

Улыбкотерапия

Фольклорная арттерапия

(рус. народная игра «Ручеек», разыграть песню «Как на тоненький ледок»

Бальный

танец.

8ч.

«Сальса». 4ч.

.

«Фигурный вальс». 4 ч.

Уметь исполнять основные движения «Сальса».  

Уметь выполнять «балансе», «лодочку», «до-за-до».

Ускорять и замедлять темп разнообр. движений.

  1. Происхождение «Сальса».
  2. Муз. размер.

  1. Происхождение вальса.
  2. Муз. размер.

Исполнить танец «Сальса».

Исполнить танец «Фигурный вальс».

Улыбкотерапия

Музыкотерапия

«Дережирование на воображаемых инструментах»

Повторение

2 ч.

3 год обучения (4 класс)

Содержание

Компетенции

Вопросы контроля

Виды контроля

Элемент здоровьесберега--ющих технологий

Совре6мен- ный танец 8ч

Хип-Хоп

4ч.

«Танцуй с нами»

4ч.

Уметь самостоятельно отображать в движении основные средства муз. выразительности.

Различать части и фразы произведения. Динамические оттенки и передавать их в движении.

Уметь исполнять базовые движения Хип-Хопа

Определить характер муз. произведения.

.

 Исполнить движения танца «Хип-хоп». Исполнить танец «танцуй с нами»

Улыбкотерапия

«Лучик»

Ритмотерапия

(муз.-ритмичес-кое упражнение «Порхающая бабочка»)

Логоритмика

Сюжетный

танец.

5 ч.

Воспроизведение музыкального образа с помощью жестов и мимики.

Формировать умение действовать с воображаемыми предметами.

Уметь передавать   в ритмо-пластических импровизациях черты характеров, оттенки настроений.

Исполнить «Танец Подводное царство».

Исполнить танец «Встреча».

Улыбкотерапия

«Рожицы»

Терапия творчеством

«Мультяшки»

Новогодняя

мозаика.

3 ч.

Самостоятельно различать темповые изменения в музыке и отвечать на них движением. Освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру.

Исполнить новогоднюю танцевальную композицию.

Улыбкотерапия

«Куклы»

Сказкотерапия

«Теремок»

Народный

танец.

        8ч.

Украинский танец 4ч

Казахский танец. 4 ч.

Знать положения рук украинского танца. Знать основные движения танца украинского танца.

Знать положение рук в татарском танце.

Знать основные движения татарского танца.

Уметь исполнять основные

движения украинского танца (веревочка. бегунец, ковырялочка .припадание. мальчики- ползунок, низкий голубец. присядка).

Уметь исполнять движения казахского  танца  для девочек :переменный ход, переступания на месте ,шаги с подскоками. .Боковой ход с одной ноги. Для девочек движения рук.

Какие движения украинского танца вы знаете?

Исполнить комбинацию украинского танца танец.

Исполнить композицию на основе казахского танца

Улыбкотерапия

Фольклорная арттерапия

«разыграть песню «Жили у бабуси два веселых гуся»)

Бальный

танец.8 ч.

«Ча-ча-ча».   4ч..

«Медленный вальс».

4ч.

Позиция в паре (стойка).

Уметь выполнять шаг «Ча-ча-ча».

Уметь выполнять вальсовый квадрат, восьмерку.

Уметь выразительно исполнять  движения.

.

  1. Происхождение «Ча-ча-ча».
  2. Муз. размер.

  1. Происхождение вальса.
  2. Муз. размер.

Исполнить танец «Ча-ча-ча».

Исполнить танец «Медленный вальс».

Улыбкотерапия

Музыкотерапия

«Игра на воображаемых инструментах»

Повторение

2 ч.


предмет

Учебные недели        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

  Ритмика

    1-й год         обучения

    (2 кл.)

Детский эстрадный танец (8 ч.)

Сюжетный танец

(5 ч.)

Новогодняя

Мозаика

(3 ч.)

Народный танец (8 ч.)

          Детский бальный танец

                                     (8 ч.)

«в Африке»

3 ч.

«весёлые клоуны»

3 ч.

«Гномики»

2 ч.

«В нашем дворе»

«Птичий двор»

По новогоднему сценарию

Русский танец

Якутский танец

«Весёлая

Полька»

4ч.

«Галоп»

4ч.

33-34 неделя

Повторение

(2ч.)

предмет

Учебные недели        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

  Ритмика

      2-й год   обучения

     (3кл.)

Детский эстрадный танец (8 ч.)

Сюжетный танец

 (5 ч.)

Новогодняя

Мозаика

(3 ч.)

Народный танец (8 ч.)

Детский бальный танец

(8 ч.)

«Сюрприз»

«Танец кукол»

3 ч.

«Озорники»

2 ч.

«Кошки-мышки»

«в гостях у сказки »

По новогоднему сценарию

Белорусский

танец

Еврейский  танец

«Сальса»

4ч.

«Фигурный вальс»

4ч.

33-34 неделя

Повторение

(2ч.)

  предмет

Учебные недели        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

  Ритмика

   3-й год   обучения

   (4кл.)

Современный танец (8 ч.)

Сюжетный танец

(5 ч.)

Новогодняя

Мозаика

(3 ч.)

Народный танец (8 ч.)

Детский бальный танец

(8 ч.)

Хип-хоп

 4 ч.

Соврем-й  эстрадный танец

«танцуй с нами»

4 ч.

«Танец

Подводное царство»

«Встреча»

По новогоднему сценарию

Украинский танец

Казахский танец

«Ча-ча-ча»

4ч.

«Медлен -  ный вальс»

4ч.

33-34 неделя

Повторение

(2ч.)

Календарное планирование на 2015-2016 уч.год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по ритмике 1 класс

Программа разработана для  работы по внеурочной деятельности 1 классе (2011-2012)...

рабочая программа по ритмике 4 класс школа 8 вида

рабочая программа и календарно-тематическое планирование...

Программа по ритмике 1-4 класс для детей с нарушением интеллекта

Рабочая  программа по ритмике представляет собой целостный документ, включающий 6 разделов: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требова...

Программа по ритмике в коррекционном классе 1-2 класс

В данном материале представлено полное планирование курса предмета "Ритмика"....

Открытый урок по ритмике в 1 классе Тема урока: «Развитие координации в уроке ритмики»

Тема урока: «Развитие координации в уроке классического танца»Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...

Рабочая программа по ритмике 1-4 классы

Ритмика в школе " Третий урок физической культуры"...