Здоровьесберегающие технологиии
учебно-методический материал по зож на тему

Бурхан Марина Викторовна

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_sberegayushchie_tehnologii.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Брюховецкий район

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 ст. Брюховецкой

муниципального образования Брюховецкий район

Из опыта работы учителя начальных классов

первой категории

Бурхан М.В.

2009 -2014  гг

Введение.

К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно интеллектуально, духовно, но и физически.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 3,9 до 12,3%, с нервно – психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 2 до 16,8%.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В её основе лежат представления о здоровом ребёнке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

Если мы научим своих детей ценить природную способность организма поддерживать крепкое здоровье, они начинают думать о себе как о здоровых людях. А это первый шаг на пути к установке быть здоровым.

Научите своего ребёнка:

  • Преодолевать любые трудности
  • Находить друзей и сохранять здоровье
  • Избавляться от негативных мыслей

     

     

Помогите своему ребёнку:

  • Повысить собственную самооценку
  • Улучшить успеваемость в школе
  • Обрести ключ к жизненным успехам

Основные направления работы в начальной школе.

  1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

  • Строгое соблюдение режима школьных занятий;
  • Построение уроков с учетом работоспособности детей;
  • Использование средств наглядности;
  • Выполнение гигиенических требований;
  • Благоприятный эмоциональный настрой.

  1. Игровые оздоровительные технологии.

  • Подвижная игра с педагогической направленностью (ПИДН)

  1. Весёлые физминутки на уроках в начальной школе.

  1. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
  • Профилактика близорукости;
  • Упражнения для глаз (И. В. Чупаха);
  • Упражнение для глаз, способствующие профилактике миопии;
  • Таблицы Шульте.

  1.  Дыхательная гимнастика.

  1. Игровой массаж.

  1. Гимнастика мозга.

  1. Визуализация здоровья.

  1. Сохранение психологического здоровья

  1. Формирование навыков здорового образа жизни.

  1. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.

  1. Взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Профилактика близорукости.

Введение

Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата. На развитие близорукости оказывает влияние целый ряд причин, связанных с неправильной организацией труда учащихся, наличие перенесённых заболеваний, недостаточно калорийное питание. У детей врождённая близорукость встречается редко. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. Существуют общие правила и рекомендации по предупреждению развития близорукости:

- правильно оборудовать рабочее место, создать благоприятные условия, если вы читаете или пишите, чаще давать отдых глазам. Через 45 минут устраивайте, как в школе перемену на 5-10 минут.

-Настольную лампу (она ставится слева, мощность лампочек 50-60 ватт) включайте вместе с верхним освещением. Не должно быть резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и тёмной комнатой.

- Нельзя читать на ходу. Не рекомендуется читать и в движущемся транспорте. При таком чтении расстояние от глаз до книги всё время меняется и глазам всякий раз приходится приспосабливаться к новому расстоянию.

- Необходимо заниматься спортом, закаливать свой организм.

- Если врач назначил очки, их надо обязательно приобрести и носить.

- Сделайте метку на окне (приклейте небольшой кусочек бумаги). Попеременно смотрите вдаль мимо метки, затем фиксируйте взгляд на ней. Это упражнение выполняется в течение 3-5 минут через каждый час.

- При сильном утомлении глаз посидите 15-20 минут в затемнённом помещении.

Практические методики профилактики близорукости.

Игра «Дрессированный кузнечик».

Цель: коррекция зрения учащихся.

Содержание. Ученики сидят произвольно. Учитель обращается к детям: «Подвигайте пальчиками ног, поиграйте пальчиками рук, пошевелите ушками, а теперь носиком, глазками.… Теперь у нас нет ничего, что ещё хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем. Наш волшебный кузнечик может выполнять команды».

Задание:

  1. Глазками передвигаем кузнечика по таблице из одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, вниз, вниз. Где, в каком домике наш кузнечик?
  2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся с кузнечиком.
  3. Управляем кузнечиком молча (направление учитель показывает руками, ученик соотносит жест учителя с местонахождением кузнечика).

Упражнения для глаз (И. В. Чупаха).

  1. Движение зрачков влево-вправо, вверх-вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 15-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
  2. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение, засыпание).

  1. Сесть напротив стены на расстоянии 2-5 метров. Наметить на стене две точки, одна под другой, на расстоянии 50 см. Перевести взор с точки на точку (самоуправление засыпанием).
  2. Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10-20 секунд -один из йоговских приёмов отдыха.
  3. Сведём взор внутрь к верху, веки автоматически начнут опускаться. Теперь взор сам вернётся в первоначальное положение. Несколько таких упражнений - появится легкое головокружение и сонливость.

Упражнение для глаз, способствующие профилактике миопии (И. В. Чупаха).

  1. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
  2. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
  3. И.п.- сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
  4. И.п.- сидя. Смотреть прямо перед собой на любой объект 2-3 секунды, поставить руку по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз.
  5. И.п.- сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, вдох, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.

Релаксационные упражнения для мимики лица.

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить лоб. Совсем расслабиться. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.
  2. Нахмуриться (сердитесь) – расслабить брови.
  3. Расширить глаза (страх, ужас) – расслабить веки (лень, хочется подремать).
  4. Расширить ноздри (вдыхаем запах; выдыхаем страстно) – расслабление.
  5. Зажмуриться (ужас, конец света) – расслабить веки (ложная тревога).
  6. Сузить глаза (китаец задумался) – расслабиться.
  7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) – расслабиться.
  8. Оскалить зубы – расслабить щёки и рот.
  9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) – расслабление.

Особое внимание необходимо обратить на приобщение детей к  компьютеру. Его следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Для профилактики зрительного и общего утомления необходимо соблюдать следующие рекомендации:

-оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 2-4-х классов должна быть не более 15 минут.

-после непрерывных занятий на ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

-наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на быстроту реакции. Поэтому допускается проведение компьютерных игр длительностью не более 10 мин.

Примерный комплекс упражнений для глаз.

1.   Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

2.   Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

3.    Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. аналогичным образом проводятся  упражнения, но с фиксацией взгляда  влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза

4.     Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх, налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6; затем налево вверх, направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6. повторить 4-5 раз.

С начала обучения у ребёнка естественно возрастает нагрузка на зрение, снижается двигательная активность, что в целом отрицательно сказывается на общем состоянии здоровья ребёнка. Поэтому наряду с учебной деятельностью на уроках необходимо проводить коррекционно-восстановительную работу по сохранению здоровья первоклассников. При изучении тем «Сравнение предметов и групп предметов», «Числа от 1 до 10»,   «Многоугольники» можно устраивать уроки на открытом пространстве. Находясь на территории школы, дети ищут предметы разных геометрических форм, упражняются в счёте их вершин и сторон. Счет предметов становится более интересным для детей, так как он сочетается с заданиями, требующими умений самостоятельно сравнивать, выделять предметы и группы предметов из окружающей обстановки.

При изучении темы « Перед, между, за » можно провести игру «Узнай себя ». Дети строятся в шеренгу. Учитель задаёт вопросы: «Кто стоит между Димой и Сашей?» и т.д.

Изучая нумерацию чисел, а также для проведения физминуток  можно использовать таблицы Шульте. На листах ватмана написаны две таблицы. Это квадраты, разделённые на двадцать частей чёрными линиями, в каждую из которых в произвольном порядке внесены числа от 1 до 20. числа написаны зелёным цветом, их высота 10 см. Дети отходят от таблиц на максимальное расстояние. Учитель медленно называет числа: сначала от1до 10- дети глазами ищут названную цифру, затем от 11 до 15- считают, прищурив глаза, при счёте от 16 до 20 дети широко раскрывают глаза. Далее счёт ведётся в обратном порядке: от 20 до 10- закрывают левый глаз, от10 до1- закрывают правый глаз. Преимущество такой физкультурной паузы состоит в том, что она не занимает много времени на уроках, способствует запоминанию цифр и расширению периферического поля зрения.

6

15

12

17

8

10

1

18

5

19

16

20

3

14

9

4

13

7

11

2

Чтобы дети лучше запоминали буквы на уроках письма, задействуется не только зрительная, образная, но и кинестическая память тела. Изучаемую букву дети увлечённо «вырисовывают», пуская в ход руки, ноги, голову и туловище, одновременно отдыхая на уроке. Помимо этого, для игры «Угадай букву» можно использовать указку длиной 1м с укреплённой на конце яркой игрушкой. Встав спиной к детям, учитель указкой «пишет» в воздухе букву, а дети с ручкой в руках повторяют движения за учителем и отгадывают букву.

Подвижная игра с дидактической направленностью (ПИДН).

Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии и педагогике принято называть «ведущим», влияющим на все стороны жизни в каждом конкретном периоде. В дошкольном детстве игра становится ведущим видом деятельности потому, что именно она вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Разнообразные дидактические и подвижные игры с правилами способствуют развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости, выносливости и других психофизических качеств. Игра не исчерпала своих возможностей и продолжает активно воздействовать на развитие младших школьников. Прежде чем ребёнок сможет извлечь пользу из обучения, ему необходимо развитие самовыражения, внутреннего контроля, координации и способности быть настойчивым, любознательным. Он должен научиться достигать цели и проигрывать. Ему необходимо научиться получать удовольствие от физической и умственной деятельности. Чрезвычайно важно искать новые варианты использования игры в обучении учащихся начальных классов.

При применении методики использования подвижной игры ученик должен осознать, что в игре он составляет слова – предложения.  При ходьбе или, бросая мяч партнёру, собирая картинки в игровой эстафете, решает задачи с прилетевшими или улетевшими птицами на спортивной площадке.  Всё это делает для того, чтобы научиться не только правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, бросать мяч, но и для того, чтобы научиться сложению, вычитанию, классификации предметов, составлению связного рассказа и др.

Таким образом, подвижная игра с дидактической направленностью – это сознательная инициативная деятельность, направленная на достижение двух целей:

-первой условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение этой цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель, быстро и ловко догнать соперника или убежать от него).

- вторая цель: параллельно физическому развитию решить задачу познавательного характера (закрепление знаний и представлений по предметам образовательного цикла: математике, обучению грамоте, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром).

 

Визуализация здоровья

Мысли представляют собой самые могущественные силы во вселенной ребёнка. Психологические установки, выбор, который он делает, черты его личности, даже то, кем он стане повзрослев,- всё это в конечном счёте определяется его мыслями.

«Представьте себе, что над вашей головой висит шар, излучающий белый свет, подобно солнышку. Он полон энергией. Сделайте вдох и вообразите, как этот белый свет проливается на вас и через макушку проникает в каждую клеточку твоего тела. Медленно выдохните. Снова вдохните и почувствуйте, как этот свет несёт энергию в каждую клеточку твоего тела.

Теперь выдохните и отправьте этот свет вниз по телу, чтобы он через ноги ушёл к центру Земли. Снова вдохните  и впустите в каждую клетку своего тела ещё одну порцию белого света уз шара над вашей головой.

На выдохе выпустите этот свет из себя, а вместе с ним и то, что больше не нужно вашему телу.

Вздохни и почувствуй, как свет заряжает тебя свежей энергией и прочищает каждую клетку твоего тела. Теперь выдохните  и направляйте свет вниз по телу к центру Земли. Вы стоите под водопадом света. Это, как волшебный душ, который наполняет вас энергией и промывает вас. Вы ощущаете себя крепкими и здоровыми. Вы выглядите крепкими и здоровыми.

Теперь, в качестве завершения перенесите свой образ на мысленный киноэкран и посмотрите на себя здорового и крепкого».

Есть ещё множество визуализаций, касающихся здоровья. Можно представить ту часть своего тела, которая нуждается в оздоровлении, выдохнуть из себя всю боль и дискомфорт. Можно просто представить себя совершенно здоровым. Сюда же можно включить упражнения, как вы наполняетесь здоровьем на каждом вздохе, воображая, как циркулирующая по организму кровь очищает ваше тело, чувствуя, как наливаются силой руки, ноги.  Даже двух, трёх минут достаточно, чтобы сосредоточить мысли ребёнка на своём здоровье.

Дайте волю воображению, пусть оно само поведёт вас. Главное  - помнить, что мы должны побуждать ребёнка думать о себе как о здоровом человеке, а затем он сам найдёт наилучшие для себя способы визуализации здоровья, когда разберётся с основной идеей.

Твердите ребёнку: «Ты действительно здоров». Пусть он оценит и признает своё здоровье. Не забывайте об установке на здоровье и сами. Вместе с ребёнком повторяйте: «Я действительно здоров»

 Такие утверждения можно повторять изо дня в день, и эти повторения могут действовать как чудесные лекарства, эффективно борясь с первыми признаками гриппа или простуды.

Приложение.

Примеры ПИДН в учебном процессе.

Обучение математике.

Игра «Не скажу!»

Игроки садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку, но вместо нечётных чисел говорят «не скажу!». Задания могут меняться и усложняться. Кто ошибся, выбывает из игры.

Игра «Быстро занять места!»

Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!» Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам ,которые имеются на их жетонах ,по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева - четные, справа – нечетные).

Игра «Передай кубик»

Цель : закрепить знание последовательности чисел.

На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.

По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.

Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает.

Игра повторяется  2-3 раза.

Игра « С листком календаря»

Цель : закрепить отношения «раньше», «позже», «было», «стало».

Всем играющим прикалывать на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подобрать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:

  1. Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. – числа значения не имеют). Побеждает команда, собравшаяся первой. (Все становятся в круг, поднимают вверх руки и хором называют свой день).
  2. Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (число, месяц значения не имеют). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.
  3. Найти вчерашний день ( например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). побеждает пара, которая нашлась первая.
  4. Собраться так, чтобы образовался год 2000. Побеждает команда, которая раньше соберется.
  5. Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30, 40 и т.д.)

Игра «Сколько нас без одного?»

Ученики выстраиваются в ряд и пересчитываются. Например, всего семь ребят. «Нас семь.» - говорит последний. «Один человек ушел (уходит). Сколько осталось?»

Все ученики класса должны ответить: «Шесть». Шестой говорит : «Нас шесть. Один ушел (уходит)». Класс : «Осталось пять» и т.д.

Обучение грамоте.

Игра «Белка».

Цель: упражнять в чётком произношении звуков, запоминать буквы.

Перед доской рассыпаны буквы. Ученики говорят хором:

         Белка сушит сыроежки,

         Лапкой с ветки рвёт орешки

        Все запасы в кладовой

        Пригодятся им зимой.

По окончании стихотворения дети по очереди выбегают собирать буквы в лукошки. Причем каждому ряду даётся своё задание. Варианты заданий могут меняться в зависимости от темы урока. Можно собирать не буквы, а предметы, в названии которых есть заданный каждому ряду звук.

Побеждает тот ряд, который быстрее и правильнее справится с заданием.

Игра «Зима».

Играющие становятся в круг. Водящий получает мяч и выходит на середину круга. Затем он сильно ударяет мячом об пол и называет кого - либо по имени. Названный игрок ловит мяч, называет тему «Зима!» и старается попасть в другого игрока. Если попал, то запятнанный игрок называет три слова на заданную тему и становится ведущим. Если не попал, то он сам называет эти слова. Учитель называет другого ведущего.

Игра «Кто как кричит».

Ку-ка-ре-ку!                                          

Кур стерегу.                                          

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Пить, пить, пить!

Воды попить.

Мур, мур-р!

Пугаю кур.

Ам-ам!

Кто там?

Кра, кра, кра!

Завтра дождь с утра.

Му, му-у!

Молока кому?

 Ученики за учителем повторяют стихотворение, изображая того, кто так кричит.

Ознакомление с окружающим миром.

Игра «Правильно - неправильно».

Учитель даёт детям задание. Если оно правдоподобно, то участники игры имитируют его в движении. Если нет, то приседая, хлопают себя по коленям.

Задания типа:

Птица летит, змея ползёт, попугай смеётся, лягушка квакает, корова мяучит…

Одной из разновидностей этой игры является игра « Летает - не летает».

Игра «Земля, вода, огонь, воздух».

Учитель бросает мяч, произнося при этом одно из слов: земля, вода, огонь, воздух. Ученик, поймавший мяч, называет какого – либо зверя, рыбу, птицу. При слове «Огонь!»- быстро поворачивается кругом.

Игра «Помоги малышу найти маму»

На карточках изображены животные и их детёныши. Карточки разложены рисунком вниз.  На карточках малышей нарисованы схемы слов, соответствующие названию их родителей. На карточках взрослых животных написании их названия. Если ученик правильно соотнесет слово и его схему, то пара картинок сойдется и малыш найдёт свою маму.

Тропинка к здоровью

(5 минут для здоровья)

         

                                                               Вытащить себя из болезней

                                                                             Может только  тот, кто

                                                              Сам этого хочет.

                                                                                                          М.Норбеков

1. Улыбка – поселить в своем сердце радость.

« Здоровая улыбка – это все равно, что деньги в кармане, потому что она избавляет от расходов на лекарства»

                                                                                                            М.Твен

2 Осанка (Йога) – «Позвоночник отец здоровья».

Упражнение 1. «Паровоз».

Поднять плечи вверх, назад, вниз, вперед и т.д.

Эффект: профилактика и лечение искривления позвоночника.

Упражнение 2. « Замок » - гомукхасана.

Правая рука вверх, согнуть в локте, перенести через плечо и соединить с пальцами левой рукой. Сосчитать 5 – 10.Проделать аналогично с левой рукой. Дыхание произвольное. Не перенапрягаться. Делайте, как получается, но с каждым упражнением усиливаете напряжение.

Эффект: рекомендуется для профилактики и лечения сколиоза, ревматизма, невралгии.  

Упражнение 3. « Лук » - полет.

Стать прямо руки назад, соединить в «замок», голова вверх. Сосчитать до 10.

Эффект: улучшает осанку, помогает при лечении ЖКТ.

Упражнение 4. « Колесо » - ардха- чакрасана.

Встать в позу  осанку (прямо), с вдохом наклонить корпус назад, слегка согнуть ноги в коленях. Наклонять пока можете. Сосчитать до 5-10. С выдохом вернуться в начальное положение.

Эффект: помогает при лечении ЖКТ, искривления позвоночника.    

Упражнение 5. «Лев» - симхасана.

Сделать вдох, сосчитать до 4, широко открыть глаза, рот, выдвинуть язык. Все тело, особенно шея и горло сильно напряжены. С выдохом произнести а-а-а-х-х. Выдох медленный.

 Эффект: профилактика и лечение заболевания горла, легких.

Упражнение 6. «Поза пальмы» - тадасана.

Встать прямо, носки, пятки вместе, выпрямить грудь, подтянуть живот, руки свободно опустить вдоль тела. Дыхание произвольное. Сосчитать до 5.

Эффект: улучшает осанку.

Упражнение 7. «Таласана»

Встать в тадасану, соединить ладошки на уровни груди, пальци вверх (на месте), со вдохом вытянуть руки над головой, Подняться на носочках вверх. Сосчитать до 5-10. Вернуться в исходное положение.

Эффект: способствует растяжению позвоночника, повышает его гибкость, подвижность.

Упражнение 8. Полное йоговское дыхание.

Вдох – выдвинуть живот (нежнее  дыхание).  Продолжаем дыхание – наполним воздухом грудь – живот подтянуть к позвоночнику, пауза равна вдоху, выдох медленный, как бы выдавливая воздух, плавно опустить грудь, живот. Пауза равна вдоху. Вдох (4с) – Выдох (8с) – пауза (4с).

Упражнение 9. «Грива» для мышц шеи.

Корпус прямой, плечи неподвижны. Голову наклоняем вправо, пытаемся коснуться ухом плеча, голову перекатываем со спины, напрягая мышцы шеи. Наклоняем голову влево.    

Эффект: укрепляет мышцы шеи, помогают при тонзиллитах, при заболевании горла, голоса, связках, тренируют вестибулярный аппарат, снимают гиперфункцию щитовидной железы.

Список используемой литературы

1. Журнал «Начальная школа», 2004 – 2007 годов выпуска

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982.

3. Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. Материалы научно-практической конференции. Самара, 2000.

4. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1998.

5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: "Вано", 2004.

6. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в началь6ной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

7. Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 - 2004.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

9. Попов С.В. Валеология в школе и дома. (О физическом благополучии школьников) - СПб, Союз, 1997.

10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.

11. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: 1989.

12. Д. Кехо, Н Фишер «Сила разума для детей», г. Минск,  ООО «Глобус», 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...