"ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАЗВИТИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ"
статья по зож на тему

Аполлонова Ирина Николаевна

В новом Федеральном государственном стандарте для общего образования говорится, что изучение курса основ безопасности жизнедеятельности должно формировать у школьников культуру безопасности, навыки здорового и безопасного образа жизни, развивать у школьников социокультурные компетенции, которые в будущем будут гарантировать успешность человека. Культуру безопасности школьников как важнейший элемент социокультурных компетенций, необходимо рассматривать в контексте образования. Цель данной работы - рассмотреть культуру безопасности жизнедеятельности школьника как педагогическую категорию, определяющую деятельность ребенка, основанную на системе социокультурных норм, ценностей, обеспечивающую сохранение его жизни, здоровья и целостности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_statya_1.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

 Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

Владимир Владимирович Путин отметил, что «сегодня необходимо образование, дающее способность участия в инновационной деятельности, образование, выращивающее способность ребенка быть успешным в незнакомой ситуации. Желательно, чтобы ребенок был не только адекватным новым условиям, но и научился видеть новое в новом. Школьное образование в наше время должно отвечать всем требованиям, чтобы выполнить гражданский заказ социума».

В проекте нового Федерального государственного стандарта для общего образования говорится, что изучение курса основ безопасности жизнедеятельности должно формировать у школьников культуру безопасности, навыки здорового и безопасного образа жизни, дать понимание рисков и угроз современного мира, обучить правилам поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, рассказать как действовать индивидуально и в группах, научить, как при этом сохранить эмоциональную устойчивость, то есть развивать у школьников социокультурные компетенции, которые в будущем будут гарантировать успешность человека.

Слова «здоровье», «культура», «безопасность» принадлежат к тем понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.

Главной составляющей культуры являются общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения.[5] К таким целям и ценностям в составе культуры безопасности относятся жизнь, здоровье, безопасность, личная независимость, свобода, законность, справедливость, гармония. Если культура – определенный уровень развития творческих сил и способностей человека, то культура безопасности – определенный уровень развития способностей человека к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда ему лично, ущерба другим людям и обществу в целом.[2]

Безусловно, что культуру безопасности школьников как важнейший элемент качества жизни, необходимо рассматривать в контексте образования. Как же связаны между собой понятия «образование» и «культура безопасности»? Понятие «образование» означает приведение человека к некоторому идеальному состоянию, образцам современной культуры, в которой этот человек существует. Невозможно представить образование ребенка как процесс, отстраненный от его физического состояния, коммуникативных отношений, эмоциональных переживаний.[4]

Образование - процесс гармоничный. Культура безопасности и здоровье выступают и как важнейшие цели в процессе получения образования и как средство достижения «высокой гармонии»

Цель данной работы - рассмотреть культуру безопасности жизнедеятельности школьника как педагогическую категорию, определяющую деятельность ребенка, основанную на системе социокультурных норм, ценностей, обеспечивающую сохранение его жизни, здоровья и целостности.

Создание условий для формирования культуры безопасности в школе требует изучения тех факторов, при воздействии на которые можно получить устойчивый положительный результат. Их можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся индивидуальные особенности ребенка -физические (темп развития, адаптивные возможности) и психические (уровень развития, познавательные возможности). К внешним - социальные факторы среды (микро- и макросреда, эстетика окружения, традиции).[6]

В учебном процессе личность педагога является носительницей общей культуры и культуры безопасности в частности. В процессе воспитания ценности, нормы, знания и убеждения как составляющие культуры безопасности присваиваются в деятельности и реализуются в поведении школьника, проявляясь в его отношении к проблеме безопасности других людей, общества, природы в целом.

Существуют педагогические закономерности, которые носят универсальный характер, проявляются во всех типах воспитания, при решении разнообразных воспитательных задач, отражают развитие воспитания, условия его эффективности.[4] Эффективному формированию культуры безопасности способствуют: согласованность деятельности педагога, воспитанников и их родителей, прогнозирование и решение проблем воспитания, скоординированность целей, содержания и методов воспитания культуры безопасности, создание проблемных ситуаций, требующих самостоятельных выводов о способах обеспечения безопасности, систематическая диагностика процесса и результатов воспитания культуры безопасности, осуществление межпредметных связей.[7] По мнению генерального директора Ассоциации «Здоровье, образование, культура» Татьяны Болдыревой «основы безопасности жизнедеятельности – это основа любви ко всем другим предметам, потому что сначала мы сталкиваемся с жизнью, а только потом понимаем, что жизнь построена по законам математики, и что трудно выжить без физики. Наблюдения показали, что через основы безопасности жизнедеятельности школьники начинают больше интересоваться другими общеобразовательными предметами, понимают, что выжить можно, обладая знаниями…»[6]

Формирование культуры безопасности в учебном процессе взаимосвязано с внеклассной и внешкольной работой, с семейным воспитанием и процессом социализации школьников в целом. Помочь ребенку не растеряться в экстремальной ситуации, какой бы она ни была и где бы она ни возникла – цель воспитания культуры безопасности.

В учебно-воспитательном процессе особое внимание уделяется формированию моделей поведения в экстремальной ситуации при возникновении пожара, на воде, на льду, при встрече с незнакомым человеком. Формируются представления и навыки безопасного поведения в школе, в общественных местах, при возникновении травм, отрабатываются практические умения по оказанию доврачебной помощи.

Важнейшим аспектом культуры безопасности в школе является формирование устойчивых навыков безопасного участия в дорожном движении (обучение и приучение к безопасному поведению на дорогах, в транспорте, воспитание дисциплинированности и транспортной культуры).

Установлено, что несчастные случаи со школьниками происходят не только потому, что они сознательно нарушают правила безопасного движения. Часто это происходит по причине легкой отвлекаемости детей. Поэтому в работе по формированию культуры безопасного поведения необходимо помнить о некоторых психологических особенностях, свойственных детям.[3] Младшие школьники, например, еще не умеют определять реальность опасности и время, которое необходимо для перехода проезжей части. Дети часто переоценивают свои возможности, не умеют видеть дорожные ситуации, правильно анализировать дорожную обстановку и прогнозировать ее последующие изменения.

Чем раньше дети получат сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на улице, чем дисциплинированнее они будут, тем меньше станет случаев детского дорожно–транспортного травматизма. У школьников необходимо развивать чувство ответственности за свое поведение на улице, умение прогнозировать возможную опасность, учить их быстро и правильно оценивать обстановку, принимать решения, сохранять самообладание.

Поэтому основной задачей формирования культуры безопасности и обучения правилам поведения на дороге, в транспорте является развитие таких знаний, умений, навыков и привычек: сосредоточение внимания, самообладание, уравновешенность в момент опасности.

Можно выделить необходимый минимум основных навыков безопасного поведения на дороге, которыми должны обладать все пешеходы и особенно дети:

- навык переключения внимания на улицу;

- навык спокойного, уверенного поведения на улице;

- навык ориентирования в дорожно-транспортной ситуации и принятия

правильного решения;

- навык наблюдения и оценивания скорости и направления движения;

- навык предвидения опасности;

- навык самоконтроля.

От того, как школьники осваивают культуру безопасности, овладевают навыками участия в дорожном движении и умело применяют их на практике, зависит в настоящем и будущем не только их личная безопасность на дорогах, но и безопасность других людей.

Обучая школьников основам безопасности дорожного движения, воспитывая транспортную культуру, вежливое обращение и внимательное отношение к другим участникам движения, формируем в детях качества, необходимые цивилизованному создателю и преобразователю дорожно-транспортной системы с условием максимально возможной ее безопасности для общества.[1]

Литература

  1. Ахмадиева Р.Ш., Бикчантаева С.А., Валиев М.Х., Воронина Е.Е. Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге. Казань: ГУ НЦ БЖД, 2010.
  2. Белов П.Г. Методологические основы национальной безопасности России. Ч.1.2. СПб: Нестор,2004.
  3. Воробьев Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности (некоторые аспекты государственной политики). М: Деловой экспресс,2005.
  4. Давыдов В.В. Культура // Российская педагогическая энциклопедия. М.:1993.
  5. Ерасов Б.С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учебных заведений.-3 изд.- М.: Аспект Пресс, 1998.
  6. Материалы Международной конференции «Безопасность и культура». М., февраль, 2005.
  7. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. – Барнаул: Изд-во БГПУ,2002.
  8. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика/ Пер. с англ. В.В. Сапов. М.: Астрель. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе

Под термином « культура безопасности жизнедеятельности» мы понимаем способ организации деятельности человека,  представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохра...

Самоанализ педагогического опыта по теме : «Современные подходы к формированию основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Поэтому необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный  социальный опыт, который послужит ему фундаментом дл...

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через познавательную активность».

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью ...

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с правилами пожарной безопасности »

Аттестационная работа на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с правилами пожарной безопасности"...