Реализация программы "Тропинки здоровья"
статья по зож на тему

Миникаева Гузель Альфредовна

Данная программа направлена на формирование здорового стиля жизни младшего школьника на основе повышения уровня знаний о здоровье и выработки поведенческих навыков, охраняющих жизнь и здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Здоровый образ жизни43 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Тропинки здоровья» открывает цикл оздоровительных занятий для школьников. Она предназначена для учащихся начальных классов общеобразовательных школ.

Данная программа направлена на формирование здорового стиля жизни младшего школьника на основе повышения уровня знаний о здоровье и выработки поведенческих навыков, охраняющих жизнь и здоровье детей.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • формирование у детей ценностного отношения к здоровью;
  • получение начальных знаний о здоровье и способах его сохранения и
    укрепления;
  • освоение методов естественного оздоровления;
  • формирование самосознания, позитивного отношения к себе;
  • формирование навыков контроля и саморегуляции эмоций;
  • развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими
    людьми;
  • оптимизация двигательного режима учащихся;
  • профилактика факторов риска дезадаптации школьников к
    образовательной среде.

Программа составлена в форме игры-путешествия. Учитель вместе с учениками «путешествует» по тропинкам здоровья Солнечной страны. Останавливаясь по пути, дети получают знания о здоровье, разучивают различные способы его сохранения и укрепления. В качестве сопровождающего героя вводится Солнечный Зайчик. Он выполняет и роль «экскурсовода», и знакомит детей с правилами здорового образа жизни, и дает ребятам задания творческого и исследовательского характера. Можно предложить первоклассникам самостоятельно представить, как он выглядит (нарисовать) и дать ему собственное имя.

Предложенная форма игры подразумевает составление маршрута путешествия. Он может быть представлен в виде общей настенной или индивидуальной карты, помещаемой в специальный альбом или портфолио ученика. Названия занятий отражают этапы маршрута - знаменательные места Солнечной страны, вместе с тем они согласуются с изучаемой темой программы.

Занятия имеют определенную структуру. Вводная часть содержит игры-разминки, позволяющие снять напряжение, переключиться с одной темы на другую, восстановить хорошее рабочее состояние. В качестве разминки предлагаются имитационные упражнения, энергизаторы и активаторы, упражнения на развитие координации движений и межполушарного взаимодействия.

Основная часть включает в себя познавательный материал о здоровье и здоровом образе жизни, комплекс физических упражнений, дыхательную, пальчиковую и зрительную гимнастику, психологические и двигательные игры.

Форму изложения нового материала определяет учитель исходя из собственного опыта и возможностей учащихся. Это может быть рассказ или беседа. Беседа может использоваться по-разному. Например, объясняя материал, учитель ставит перед учащимися вопросы о связи получаемой ими новой информации с ранее усвоенными знаниями. Наиболее эффективными являются поисковые беседы. Излагая материал, учитель обращается к учащимся с вопросами, которые вовлекают их в самостоятельное решение познавательных задач (можно высказать предположение, объяснить сущность каких-то фактов, сделать выводы из проведенного опыта и т. п.). Такие беседы в процессе обучения повышают интерес учащихся к изучаемому материалу, стимулируют активную работу мысли, обеспечивают сознательное усвоение материала.

Физические упражнения имеют оздоровительное, развивающее и воспитательное значение: содействуют правильному физическому развитию детского организма, повышают умственную и физическую работоспособность, способствуют формированию двигательных навыков, физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), правильной осанки, прививают желание заниматься физическими упражнениями для собственного здоровья.

Упражнения дыхательной гимнастики являются средством профилактики респираторных заболеваний, быстро восстанавливают работоспособность п умственного или физического утомления,   имеют значение для формирования правильной    красивой    осанки.    Эти    упражнения    очень    эффективны самоконтроля   за   эмоциональным   состоянием.   В   программе   I специальные дыхательные упражнения:     диафрагмальное дыхание,     задержка дыхания в фазе вдоха или выдоха, сочетание вдоха или выдоха с движениями рук или туловища.

Дыхательные упражнения могут выполняться в начале или в конце занятия, после выполнения физических упражнений. Исходное положение при выполнении дыхательных упражнений, связанных с задержкой дыхания, во избежание головокружений и травматизма детей «сидя на стуле».

Зрительная гимнастика предназначена для снятия напряжения зрения. Даже при небольшой ее продолжительности (1 минута), но регулярном проведении она является эффективным мероприятием профилактики утомления. Значение зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближайшего-: предмета на дальний, снимается напряжение с цилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные процессы в глазном яблоке, в результате чего зрение нормализуется. Кроме того, специальные упражнения прекрасно тренируют и развивают аккомодационную функцию глаза. Зрительную гимнастику следует регулярно проводить на уроках, где дети много работают на близком от глаз расстоянии (читают, пишут, штрихуют), что вызывает сильное напряжение зрения и приводит к утомлению.

Особенностью младшего школьного возраста является слабое развитие пальцев рук. Поэтому у школьников могут возникнуть трудности с письмом и чтением. Так же установлено, что уровень развития речи находится в пря зависимости  от  степени   сформированности  тонких  движений   пальцев ;

Большое значение в развитии тонкой моторики имеет пальчиковая гимнастика (гимнастика пальцев и рук). Таким образом, пальчиковая гимнастика решает следующие задачи: стимуляция развития речи у детей младшего школьного возраста; подготовка руки к письму. Вместе с тем пальчиковые упражнения тренируют внимание, умение переключаться с одного задания на другое.

Особо следует отметить, что взаимодействие младшего школьника с компьютером сопровождается сильным умственным и зрительным напряжением, что вызывает у ребенка утомление: работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы (чтения или просмотра телепередач), так как ребенку приходится рассматривать на экране на довольно близком расстоянии мелкие буквы, рисунки и цифры. Периодический перевод взгляда с экрана на клавиатуру требует постоянной перестройки системы аккомодации глаза, что вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана. Кисть ведущей руки испытывает интенсивное напряжение, возникающее при манипулировании компьютерной мышью. Сидячая поза еще больше увеличивает статическую нагрузку на организм школьника.

Таким образом, обучение детей физическим упражнениям, зрительной и пальчиковой гимнастике, помогающей снять нервно-психическое напряжение после работы на компьютере, приобретает еще большее значение.

Психологические и двигательные игры улучшают психоэмоциональное состояние младших школьников, способствуют изменению отношения к себе и окружающим людям, активно формируют коммуникативную культуру. Позитивный личный опыт, получаемый ребенком в игре, обуславливает его способность свободно и открыто выражать свои чувства, самостоятельно выдвигать собственные цели, активно добиваться их осуществления в деятельности, а также в общении и взаимодействии со своим социальным окружением. Все эти качества необходимы каждому в жизни для ощущения себя здоровым, самодостаточным, уверенным в себе человеком.

Кроме того, игры развивают внимание, память, мышление, воображение, тренируют произвольность в управлении двигательными и когнитивными процессами. Все это способствует повышению качества усвоения знаний по всем школьным предметам.

Количество заданий, предлагаемых на каждом занятии, отличается своей избыточностью. Их выполнение в полном объеме в рамках одного занятия часто не представляется возможным. Учитель, организуя работу с детьми, имеет право творчески подойти к выбору заданий с учетом интересов учащихся.

В конце каждого занятия проводится рефлексия. Дети оценивают свое самочувствие с помощью значков: «солнышко» - очень хорошее, «солнышко-тучка» - хорошее, «тучка» - не очень хорошее. Фиксировать результаты рефлексии предлагается на специальной страничке в альбоме или в портфолио ученика.

Альбом или портфолио предназначается так же для накопления разнообразных    продуктов    деятельности    школьников,    занимающихся    по программе «Тропинки здоровья», а именно результаты самостоятельных исследований, рисунки на заданную тему, и другие творческие работы.

Формы реализации программы «Тропинки здоровья» могут быть различны. Это внеклассная работа, интеграция в содержание базовых учебных предметов, а так же комбинированная форма, когда часть материала может быть интегрирована в содержание базовых учебных курсов, часть может применяться во внеклассной работе. Можно рекомендовать использование материала программы в качестве динамических пауз (на больших переменах), а также как режимный момент в классах полного дня.

В ходе реализации программы в целях индивидуального подхода к учащимся, имеющим те или иные отклонения в состоянии физического и психического здоровья, желательно взаимодействие учителя со школьным врачом и психологом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоги реализации проекта "Здоровье" в учереждении ДОД "Станция юных натуралистов"

В современной воспитательной системе, направленной на формирование здоровой, творческой интеллектуально развитой личности, способной к самоопределению и саморазвитию, деятельность педагога допол...

Реализация программы "Здоровье" в ГБОУ гимназия 155 Центрального района Санкт-Петербурга

В статье дан анализ реализации программы "Здоровье" за последние три года. Проведен мониторинг состояния здоровья учащихся гимназии, указаны виды работы и обмен опытом по реализации данной прогр...

Работа при реализации программы "Здоровье и разговор о правильном питании"

Учащиеся 3"В" класса на уроках в неурочной деятельности работают над реализацией программы "Разговор о правильном питании". Санталов Никита подготовил интересный альбом кулинарных ...

Реализация “Программы здоровья”

Реализация “Программы здоровья”. Из опыта работы....

Реализация программы «Здоровье» в начальной школе.

В статье расскзано о реализации программы "Здоровье" в начальной школле. Содание программы продиктовано необходимостью решения проблемы кардинального снижения показателей  здоровья детей. Решить ...

Анализ работы по реализации программы « Здоровые дети - здоровое будущее»

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.(Ж. Ж. Руссо)...