Использование здоровьесберегающих и игровых технологий в воспитательном процессе
консультация по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Описывается как обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих и игровых технологий в воспитательном процессе

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 Проблема здоровья детей на сегодняшний день очень актуальна, тем более, что школа является идеальным центром для продвижения идей здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья подрастающего поколения.

        Вопрос сохранения и укрепления здоровья воспитанников с ограниченными возможностями для нас очень актуальный.

Как только ребёнок пришёл в школу, педагог должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние учащихся, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями. Нельзя изучать ребёнка с ограниченными возможностями в отрыве от семьи, находясь в условиях интерната, когда ребенок длительное время находится вдали от дома, от родителей, у ребенка могут возникать психосоматические расстройства, особенно на начальном этапе обучения, когда ребенок привыкнет к новым условиям своей жизни. И наша задача состоит в том, чтобы создать такую обстановку, в которой бы учащийся мог выражать свое эмоциональное состояние и чувствовал себя, как дома.

Для большинства наших детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, для этого требуется  пересмотреть образовательную деятельность, и режим дня. Необходима более разнообразная организация форм коррекционно-образовательной работы, в которой охвачены основные виды деятельности, позволяющие ребенку развиваться наравне со сверстниками. Это беседа, игра, внеклассное чтение, бытовой труд, занятия по интересам. Все это способствует формированию речевых и моторных навыков выражения эмоционального состояния.

Дети с отклонениями в развитии (нарушениями речи) соматически ослаблены, поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью учащихся. Однообразная учебная деятельность в течение дня лишь ухудшает самочувствие детей с ОВЗ, снижает активность.

Кроме рациональной организации прогулок, внеурочной деятельности, спортивных секций – игра, также является здоровьесберегающим фактором в обучении и развитии учащихся  с ОВЗ. Педагогическая игра имеет четкую цель и соответствующий ей результат. И кроме того, что она помогает активизировать учебный материал, игра доставляет удовольствие, улучшает самочувствие учащихся на уроке. Само слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначно. Одно из значений данного слова в толковом словаре Ожегова С.И.: «Игра – это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования».

Чтобы определить роль игры, воспитатель должен понять функции и классификации педагогических игр.

Как известно, игры бывают разные: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-общение, игра-труд, словесные, художественные, музыкальные, игры-драматизации, спортивные, подвижные, ролевые.

В своей педагогической деятельности для здоровьесбережения учащихся с ОВЗ я использую такие игровые технологии:

Занимательный материал

физминутка

дид. игры

Компьют обучающ игры,        презентации

внекл меропр

загадки,  кроссворды, головоломки

подвижные игры

Физминутки. Чтобы дети отдохнули от статического напряжения, умственной деятельности, переключились с учебно-воспитательной деятельности на движение.

  • «По-порядку становись». Детям раздаются воздушные шары (мячи, карточки) с написанными на них цифрами. По команде учащиеся выстраиваются по порядку.
  • «Топайте-хлопайте». Детям за экраном (на слух) дается задание: «Топайте 5 раз», «Хлопайте 8 раз» и т. д.
  • «Подбери картинку». Педагог раздает детям иллюстрации домашних животных, а на ковре раскладывает изображения (или слова) того, что дают человеку домашние животные и птицы. По команде школьники подбирают соответствующие картинки.

Дидактические игры. Существует огромное количество дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. Дети к ним проявляют большой интерес.

  • «Собери вагоны». (При изучении темы «Состав слова»).

Материал игры: вагоны с частями слов.

Содержание игры. Учащимся предлагается составить слова из частей, написанных на вагончиках. В итоге получается поезд.

  • «Волшебный киндер». (можно использовать на любом занятии)

Материал игры: упаковки от шоколадных яиц «Киндеров» с заданиями, волшебный мешочек.

Содержание игры. Учащиеся по очереди тянут из мешочка коробочку с заданием и выполняют его.

  • «Лови мяч».

Материал игры. мяч

Содержание игры. Педагог бросает учащимся мяч, называя какое-либо существительное. Дети ловят и отбрасывают мяч, определяя род или число.

Внеклассные мероприятия. Внеклассные мероприятия доставляют учащимся особую радость и удовольствие, вызывают положительные эмоции. Такое занятие не проходит статично. Дети не спят за партами, не пишут в течении всего занятия. Ребята активны, свободны в движениях. Такие занятия дают особый положительный результат.

Компьютерные обучающие игры, презентации.  Сегодня существует масса компьютерных обучающиех игр как для учащихся массовых школ(«Урок грамоты», «Говори правиль и др.») так  и для детей с ОВЗ («В городском дворе», «Состав числа», «Видимая речь»). В современном мире без компьютерных технологий невозможно представить полноценный урок. Я часто использую презентации на разных видах деятельности.

Загадки , кроссворды, головоломки. Этот вид дигр можно использовать для актуализации знаний учащихся , на обобщающих занятиях.

Подвижные игры. Во время прогулок, динамических пауз я организую с детьми подвижные игры, которые дети очень любят.

Активное внедрение здоровьесберегающей технологии в обучение детей с ОВЗ ведет к снижению заболеаваемости, улучшению микроклимата в детском коллективе, улучшает эмоциональный фон. Игра как один из факторов здоровьясбережения играет в этом процессе немаловажную роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические аспекты использования игровых технологий в педагогическом процессе

Технология игровых форм нацелена на то, чтобы научить учащихся осозновать мотивы своего учения, своего поведения, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предви...

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе....

Доклад "Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе"

Работа воспитателя сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модерниза...

Конспект урока по физической культуре для 2 «б» класса с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий

Совершенствовать навыки владения мячом посредством совместных игровых упражнений и подвижных игр....

«Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»

выступление «Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»...