Рабочая программа по профилактике употребления ПАВ "Все цвета, кроме черного" 2-4 классы
рабочая программа по зож (2, 3, 4 класс) на тему

Фетисова Ольга Леонидовна

Данная программа, предназначенная для младших школьников, составлена на основе учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой, разработанного при содействии Министерства образования РФ в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» в соответствии с требованиями   Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2-4_klass_vse_tsveta_krome_chernogo.docx75.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа, предназначенная для младших школьников, составлена на основе учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой, разработанного при содействии Министерства образования РФ в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» в соответствии с требованиями   Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа имеет социально-педагогическую направленность. Зачастую взрослые считают, что их дети об одурманивающих веществах — алкоголе, никотине и тем более о наркотиках — ничего не знают. «У нас в семье никто не пьет, не курит, поэтому нашему сыну (дочери) это не грозит» — так порой рассуждают папы и мамы. Нередко и педагоги «благополучных» школ убеждены, что их воспитанники ограждены от вредных влияний. Но так ли это на самом деле? К сожалению, сегодня нельзя защитить детей от подобного рода информации — они видят на улице и по телевидению, как употребляют одурманивающие вещества люди, слышат разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родителей. И дети еще не способны адекватно оценить это. Поэтому очень важно дать им правильную установку, представление о том, что «хорошо», а что «плохо», и задолго до того, как возникнет опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с одурманивающими веществами, необходимо сформировать у него устойчивое негативное отношение к употреблению этих веществ.

Профилактика наркотизации в младшем школьном возрасте направлена в первую очередь на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации и поэтому имеет специфические особенности. Очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья, его значимости позволяет ребенку понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

Цель профилактической программы «Все цвета, кроме черного» - формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Для успешного достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
  • расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, формирование готовности соблюдать эти правила;
  • формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение) и других людей;
  • формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
  • развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
  • формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
  • пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;
  • просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

Общая характеристика учебного предмета

Программа «Все цвета, кроме чёрного» направлена на то, чтобы научить ребенка понимать себя, свое настроение, свои чувства, анализировать свои поступки, поведение и привычки, помочь найти интересное занятие, способное увлечь ребенка.

Содержание программы построено по модульному принципу — ее основным структурным и содержательным элементом является тематический модуль, отличающийся относительной законченностью и самостоятельностью. Информация, связанная с проблемой наркотизации, интегрируется в структуру каждого модуля и рассматривается в рамках конкретной темы. Модульная структура программы позволяет использовать различные модели обучения, дает возможность строить работу с детьми в зависимости от того, насколько актуальна та или иная тема в конкретной группе детей, классе.

Содержание и структура программы отвечают следующим принципам:

  • возрастной адекватности — используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
  • научной обоснованности — содержание комплекта базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
  • практической целесообразности — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением раннего приобщения к одурманивающим веществам;
  • динамическому развитию и системности содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются темп сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей ходе реализации предыдущего этапа. Учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
  • необходимость и достаточность предоставляемой информации — детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т. е. имеет для них практическую значимость;
  • модульность структуры — учебно-методический комплект может быть реализован на базе традиционных образовательных курсов, в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;
  • вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся.

Выбор содержания, форм и методов профилактической работы определяется следующими критериями:

  • возрастным соответствием — содержание, формы и методы должны соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей;
  • опережающим воздействием — ранняя профилактика должна носить опережающий характер. Формирование устойчивости к негативному воздействию одурманивающих веществ должно осуществляться заблаговременно, предваряя реальное приобщение ребенка к ним;
  • комплексностью — у детей необходимо сформировать представление об опасности любых форм употребления одурманивающих веществ. Дети должны быть твердо убеждены в том, что нет безвредных форм наркотизации. Любые одурманивающие вещества — алкоголь, никотин, наркотики — чрезвычайно опасны для здоровья;
  • альтернативностью — ранняя профилактика должна носить альтернативный характер. Ее основная задача — не столько предотвратить реальное приобщение к одурманивающим веществам, сколько сформировать у ребенка полезные поведенческие навыки и установки, обеспечивающие ему эффективную социальную адаптацию. Конечно, важно сформировать у ребенка представление о недопустимости употребления наркотических и токсикоманических веществ, но не менее важно показать, как без помощи химических стимуляторов можно сделать свою жизнь интересной и счастливой; «запретной» информацией — при организации профилактической работы следует соблюдать принцип «запретной» информации. Это означает, что нужно полностью исключить сведения, способные провоцировать интерес детей к одурманивающим веществам, например, рассказ о «привлекательных» свойствах одурманивающих веществ или о способах их применения. Не следует обсуждать с детьми те аспекты наркотизации, которые неактуальны для их возраста. С детьми нужно говорить только о том, что они уже наблюдали в жизни.

Важными аспектами работы в рамках каждого занятия являются:

  • отсутствие четко регламентированного времени на выполнение каждого задания, что позволяет детям погрузиться в ситуацию, осознать происходящее действие, найти адекватные ответы и осознанно выбрать вариант поведения;
  • многократное проигрывание ситуаций в игровой форме, позволяющее всесторонне проанализировать ситуацию, выработать навыки правильного поведения и преодолеть трудности общения;
  • совместное обсуждение и решение заданий, способствующее воспитанию у детей сплоченности, чувства ответственности перед товарищами, ощущения коллектива;
  • индивидуальность — несмотря на то что вся система занятий предусматривает коллективную работу, детям дана возможность осознать свою индивидуальность, понять особенность каждого человека в отдельности и выработать уважительное отношение к другому — «не такому, как я».

Особое направление работы — преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы, способности добиться поставленной цели. У детей не только вырабатывается навык обсуждения и анализа проблемы и выбора линии поведения, но и появляется возможность проиграть предлагаемую ситуацию с партнерами, выбрать подходящие формы общения, закрепить их в новых ситуациях. Задания помогут каждому ребенку увидеть и понять мир других людей, непохожий на его собственный.

Одной из важных форм деятельности в младшем школьном возрасте является игра. А значит, организация игр-тренингов в процессе обучения оптимальна для целенаправленного воздействия на младшего школьника. Через игру у ребенка можно сформировать и культуру здоровья, и здоровьесберегающее поведение. Для этого желательные для освоения поведенческие схемы включаются в содержание игры и становятся ее правилами. Ребенок выполняет их не потому, что это «нужно и полезно», а потому что это интересно. Так, в процессе игры дети постепенно осваивают поведенческие схемы, которые становятся полезными навыками. Это определяет структуру занятий и форму работы.

Подчинение правилам игры дается младшему школьнику довольно легко, ведь игра имеет яркую эмоциональную окраску. В игре развивается мотивационная основа потребностей ребенка. Возникают новые мотивы и связанные с ними цели. В игре ребенок контролирует свои мимолетные желания, подчиняясь внешнему контролю со стороны других участников игры, следящих за тем, чтобы все было «по правилам». Ребенок не имеет права ни изменить общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что-то постороннее. Благодаря этому формируется произвольность поведения, переход к мотивам-намерениям (ребенок планирует свою деятельность на отдаленный период). Это, в свою очередь, необходимо для воспитания навыков здоровьесберегающего поведения.

Дети младшего школьного возраста осваивают несколько видов игр. Так, сюжетно-ролевая игра строится на базе конкретных эпизодов, с которыми дети знакомы. В ходе игры они действуют как конкретные персонажи (герои фильма, сказки и т. д.); могут использовать кукол, говоря от их имени. Ролевые игры могут применяться, например, при формировании навыков безопасного поведения в ситуации общения с незнакомым человеком. Причем чем старше ребенок, тем более сложным может быть сюжет игры.

Помимо сюжетно-ролевой игры используется и игра по правилам. Здесь исполнение какой-либо конкретной роли отходит на второй план, а главное — четкое выполнение правил игры (у детей появляется соревновательный мотив: личный или командный выигрыш). Соревновательная игра с правилами, не требующая определения конкретного сюжета, также является важной частью профилактики наркотизации у детей 7—10 лет.

Помимо сюжетно-ролевой и игры по правилам для младших школьников актуальна образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответствующим образом действует. Он может быть статуей, рыбкой из аквариума, деревом и т. п. Образно-ролевые игры помогают сформировать у ребенка личностное отношение к тому или иному фактору (который первоначально может представлять для ребенка некую абстракцию), активизировать его конкретно-чувственный опыт, через который, как через призму, отражается окружающий мир. Так, к примеру, образно-ролевые игры могут помочь при формировании у детей первичных представлений о ценности здоровья. При этом понятия, не носящие для детей конкретный характер, приобретают определенную эмоциональную окраску. Слово «здоровье» начинает ассоциироваться с хорошо знакомыми переживаниями радости, веселья и т. п., слово «болезнь» — с грустью, печалью и т. п. Образно-ролевые игры могут использоваться и для развития умения оценивать и контролировать свое состояние. Благодаря таким играм малыши учатся давать оценку собственным ощущениям, распознавать их (это относится и к ощущениям, вызванным наркотизацией, — дети оценивают их более критично, негативно).

Содержание работы в рабочих тетрадях, а также формы и методы её реализации носят игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, ориентированы на творческую работу ребенка — самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации.

Построение рабочих тетрадей предполагает активное включение ребенка в организацию работы; самостоятельный анализ и оценка ситуаций поддерживают активное внимание ребенка в процессе занятий.

Работа в тетрадях строится по принципу спирали (концентрическому принципу), т. е. каждое занятие углубляет, расширяет и дополняет те знания и навыки, которые учащиеся получили на предыдущих этапах работы.


Место профилактического курса в учебном плане

Данная профилактическая программа, предназначенная для младших школьников 8-10 лет, рассчитана на 3 года обучения – 102 часа: проведение занятий во внеурочной деятельности из расчёта 1 занятие в неделю:

  1. 2 класс «Учусь понимать себя» - 34 часа;
  2. 3 класс «Учусь понимать других» - 34 часа;
  3. 4 класс «Учусь общаться» - 34 часа.

Программа первого года обучения предусматривает знакомство детей со своим телом, азбукой здоровья - сообщения им о еде, витаминах, одежде, о себе. Деятельность направлена на укрепление здоровья и профилактика его нарушения. Практические занятия «Учусь понимать себя» помогут детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научаться рассказывать о себе другим. Дети должны почувствовать, что не нужно стесняться своих чувств, но необходимо управлять ими.

Программа второго года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование, расширение знаний, полученных раннее, совершенствование знаний и умений, необходимых каждому человеку. Практические занятия «Учусь понимать других» направлены на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей. Важно, чтобы дети умели не только позитивно относиться к себе, но и строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми.

Программа третьего года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование навыков и умений, полученных на занятиях первого и второго года. Практические занятия «Учусь общаться» направлены на формирование навыков общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения и формирование способности противостоять негативным влияниям внешней среды.

Таким образом, профилактическая программа «Все цвета, кроме чёрного» даёт детям представление о ценности здоровья, формирует навыки здорового образа жизни, умение оценивать своё состояние, поступки, поведение, анализировать поступки, поведение других людей. Программа базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики с учетом динамического развития и системности. Содержание, цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 «Учусь понимать себя»

2 класс

(1 час в неделю; 34 часа)

  1. Вводное занятие (1 час)

Знакомство учащихся с содержанием и героями курса. Знакомство с правилами внутреннего распорядка, с правилами по технике безопасности во время занятий в кабинете, в зале, во время экскурсий.

  1. Твои новые друзья (3 часа)

Анкетирование. Анализ и составление режима дня.

  1. Как ты растёшь (3 часа)

Значение нормальных условий жизни для роста и развития. Различные изменения, происходящие в организме детей, с приёмы определения функционального состояния организма. Необходимость особенно бережно относиться к собственному здоровью в период роста, зависимость физического состояния человека от его поведения. Практическое занятие по определению некоторых параметров организма.

  1. Что ты знаешь о себе (4 часа)

Развитие навыков оценки своего физического состояния, развитие представления о влиянии режима дня на физическое состояние, формирование представления о зависимости здоровья, самочувствия и учебной деятельности.

  1. Твоё настроение (4 часа)

Развитие навыков оценки своего настроения, понимание причины плохого и хорошего настроения, элементарные приёмы, помогающие снимать напряжение, регулировать настроение.

  1. Как ты познаёшь мир (4 часа)

Формирование представления об основных органах чувств, об особенностях познания с их помощью. Осознание необходимости осторожного обращения с неизвестными веществами. Творческое задание в группах. Исследование.

  1. Твои чувства (4 часа)

Формирование представления о чувствах человека. Анализ своих чувств, развитие умения анализировать чувства других людей или литературных героев. Ролевые ситуационные игры. Упражнения на расслабление.

  1. Как исправить настроение (4 часа)

Формирование представления о способах изменения настроения. Развитие навыков регуляции своего эмоционального состояния, познавательного интереса к своему здоровью. Ярмарка интересных дел. Заочное путешествие в музеи.

  1. Твои поступки (4 часа)

Оценивание своих поступков. Формирование представления о хороших и плохих поступках, развитие умения прогнозировать свои поступки.

  1.  Твои привычки (4 часа)

Формирование представления о привычках, их значении в жизни человека.

  1. Итоговое занятие (3 часа)  

Контроль и проверка знаний. Анкетирование. Проект.

Тематическое планирование

2 класс

п/п

Название тематического модуля

Количество

часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Твои новые друзья

3

3.

Как ты растёшь

3

4.

Что ты знаешь о себе

4

5.

Твоё настроение

4

6.

Как ты познаёшь мир

4

7.

Твои чувства

4

8.

Как исправить настроение

4

9.

Твои поступки

4

10.

Итоговое занятие

3

Итого

34


«Учусь понимать других»

3 класс

(1 час в неделю; 34 часа)

  1. Что изменилось за год (1 часа)

Анкетирование. Сравнение изменений в своём физическом развитии и работоспособности. Анализ изменения работоспособности и важность соблюдения режима дня, чередование видов деятельности.

  1. Как научиться разговаривать с людьми (5 часа)

Обучение детей общению с людьми. Игры-тренинги на основе реальных жизненных ситуаций.

  1. Что такое интонация (5 часа)

Выявление представлений о роли интонации в общении людей. Инсценировки с использованием речевых формул.

  1. Как научиться преодолевать трудности (5 часа)

Выявление трудностей при общении с людьми и преодолении их.

  1. Как понять друг друга без слов (5 часа)

Формирование представлений о значении мимики и жестов в общении. Тест «Самооценка». Игры, инсценировки, обучающие общению с помощью жестов и мимики.

  1. Для чего нужна улыбка (4 часа) 

Закрепление представлений детей о доброжелательных отношениях между людьми. Просмотр мультфильма «Крошка Енот». Постановка мини-спектакля. Рисование улыбки.

  1. Умеешь ли ты дружить (4 часа) 

Развитие умения ценить дружбу. Иллюстрация законов дружбы. Тест «Контактность».        

  1. Конкурс знатоков (1 час)
  2. Проектная работа «Дружба крепкая» (3 часа)
  3. Итоговое занятие (1 час) 

Контроль и проверка знаний. Анкетирование. Тест «Контактность». 

Тематическое планирование

3 класс

п/п

Название тематического модуля

Количество

часов

1.

Что изменилось за год

1

2.

Как научиться разговаривать с людьми

5

3.

Что такое интонация

5

4.

Как научиться преодолевать трудности

5

5.

Как понять друг друга без слов

5

6.

Для чего нужна улыбка

4

7.

Умеешь ли ты дружить

4

8.

Конкурс знатоков

1

9.

Проектная работа «Дружба крепкая».

3

10.

Итоговое занятие

1

Итого

34


«Учусь общаться»

4 класс

(1 час в неделю; 34 часа)

  1. Что изменилось за год (1 час)

Анкетирование. Сравнение изменений в своём физическом развитии и работоспособности.

  1. Что вы знаете друг о друге (3 часа)

Анкетирование. Обучение умению рассказывать о себе, своих интересах, увлечениях, интересах и увлечениях своих одноклассников. Формирование адекватной самооценки у себя и других.

  1. Твой класс (3 часа)

Развитие умения анализировать свои симпатии, привязанности; бережно относиться к чувствам других людей. Социометрия.

  1. Кто твой друг (3 часа)

Расширение представлений детей о дружбе, позитивном отношении к людям. «Законы дружбы». Качества и черты характера, их значение и проявление.

  1. Как научиться жить дружно (3 часа)

Наблюдение над особенностями построения дружеских отношений в коллективе, тренинг в их построении. Причины ссор.

  1. Как помириться после ссоры (4 часа)

Развитие умения находить пути выхода из конфликтов, развить представление о необходимости и важности примирения. Проигрывание ситуаций примирения. Анализ жизненных ситуаций.

  1. Какой у тебя характер (3 часа)

Представление о характере, многообразии черт характера. Анализ своего характера. Словарная работа.

  1. Как воспитывать свой характер (3 часа)  

Представление о возможности воспитывать в себе определённые черты характера. Сила воли и твёрдость характера.

  1.  Как сказать «нет» и отстоять свое мнение (4 часа)

Развитие умения отстаивать своё мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников. Критическое оценивание ситуаций и поступков других людей.

  1.  Фантастическое путешествие (3 часа)

Проблемы сохранения здоровья, экология.

  1. Проектная работа «Люди сильные духом» (3 часа)

12. Итоговое занятие (1 час)

Контроль и проверка знаний. Анкетирование.

Тематическое планирование

4 класс

п/п

Название тематического модуля

Количество

часов

1.

Что изменилось за год

1

2.

Что вы знаете друг о друге

3

3.

Твой класс

3

4.

Кто твой друг

3

5.

Как научиться жить дружно

3

6.

Как помириться после ссоры

4

7.

Какой у тебя характер

3

8.

Как воспитывать свой характер

3

9.

Как сказать «нет» и отстоять свое мнение

4

10.

Фантастическое путешествие (4 часа)

3

11.

Проектная работа «Люди сильные духом»

3

12.

Итоговое занятие

1

Итого

34



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование

 «Учусь понимать себя»

2 класс

п/п

Тема

занятия

Содержание

деятельности

Дата

проведения

Корректировка

план

факт

1.

Вводное занятие

- познакомить с содержанием курса;

- определить основные формы работы на занятиях;

- выявить уровень социальной адаптированности в начале курса.

2.

Твои новые друзья

- объяснить учащимся, что они могут самостоятельно заботиться о своем здоровье;

- формировать умение анализировать свой режим дня, его соответствие требованиям и нормам здорового образа жизни;

- помочь осознать, что неправильно организованный режим дня может стать причиной школьных трудностей;

- научить самостоятельно определять и формулировать трудности, возникающие в школе и дома при выполнении домашних заданий.

3.

4.

5.

Как ты растёшь

- дать детям представление о значении нормальных условий жизни для роста и развития;

- рассказать детям о различных изменениях, которые происходят в их организме;

- познакомить с приемами определения функционального состояния организма;

- сформировать представления о необходимости особенно бережного отношения к собственному здоровью в период роста;

- показать зависимость физического состояния человека от его поведения.

6.

7.

8.

Что ты знаешь о себе

- дать детям представление об их физическом развитии;

- обучить ребят навыкам оценки своего физического состояния;

- развивать представления о влиянии режима дня на физическое состояние;

- сформировать представление о зависимости здоровья, самочувствия и успешной деятельности.

9.

10.

11.

12.

Твоё настроение

- дать представление о том, что такое настроение и от чего оно зависит;

- развить у учащихся навыки оценки своего настроения;

- научить понимать причины плохого и хорошего настроения;

- показать учащимся элементарные приемы, помогающие снимать напряжение, регулировать настроение.

13.

14.

15.

16.

Как ты познаёшь мир

17.

18.

19.

20.

Твои чувства

21.

22.

23.

24.

Как исправить настроение

25.

26.

27.

28.

Твои поступки

29.

30.

31.

32.

Итоговое занятие

33.

34.


Календарно-тематическое планирование

 «Учусь понимать других»

3 класс

п/п

Тема

занятия

Содержание

деятельности

Дата

проведения

Корректировка

план

факт

1.

Вводное занятие: Будем знакомы!

- познакомить с содержанием курса;

- определить основные формы работы на занятиях;

- выявить уровень социальной адаптированности в начале курса.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35


Календарно-тематическое планирование

 «Учусь общаться»

4 класс

п/п

Тема

занятия

Содержание

деятельности

Дата

проведения

Корректировка

план

факт

1.

Вводное занятие: Будем знакомы!

- познакомить с содержанием курса;

- определить основные формы работы на занятиях;

- выявить уровень социальной адаптированности в начале курса.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35


ТРЕБОВАНИЯ

К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Работа по программе «Все цвета, кроме черного» направлена на достижение следующих результатов:

  • полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
  • дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
  • дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
  • дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Предполагаемые результаты реализации программы:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

- приобретение школьниками социальных знаний, которые позволят понять, почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни; о принятых в обществе нормах поведения и общения; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

- понимание своего внутреннего состояния, умение оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;

- предупреждение возможного приобщения к одурманивающим веществам, умение отказываться от сомнительных и опасных предложений;

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

- осознание учащимися роли ЗОЖ в жизни человека, практическое овладение запасами соответствующих знаний, понимание учащимися ценности человеческой жизни;

- заинтересованность различными видами полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении;

- управление своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;

- формирование чувства гражданской ответственности за

 сохранность собственной жизни и жизни окружающих;

-  высокий уровень самосознания, самодисциплина

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

школьник может приобрести

-  опыт исследовательской деятельности;

-  опыт публичного выступления;

-  опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми

Личностные УУД:

1) самоопределение

- мотивация учения;

- осознание себя частью семьи, страны;

- ведение здорового образа жизни и приобретение навыка самостоятельного физического совершенствования;

2) смыслообразования

 - убежденность и активность в пропаганде ЗОЖ, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

-самостоятельность в принятии правильного решения;

3) нравственно-этического оценивания

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;

- внимательность и вежливость во взаимоотношениях с окружающими.

Метапредметные УУД

  1. познавательные:

общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации, моделирование;

логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

2) коммуникативные:

- планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

-  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

- разрешение конфликтов:

- управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли.

3) регулятивные:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);

- контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

- коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);

- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);

- волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

п/п

Наименование объектов и средств

материально – технического обеспечения

1

Библиотечный фонд

  1. Ваши права. Шабельник Е.С.   Каширцева Е.Г.  Книга для учащихся начальных классов. Москва, Вита-Пресс, 2009
  2. Конвенция о правах ребёнка
  3. Сказка о тебе и других. (Программа «Избирательной профилактики по употреблению психоактивных веществ, для детей из асоциальных семей) Москва, 2007
  4. Безруких М.М. Все цвета, кроме черного: организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: пособие для педагогов / М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  5. Безруких М.М. Учусь понимать себя: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  6. Безруких М.М. Учусь понимать других: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  7. Безруких М.М. Учусь общаться: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова.  – М.: Вентана-Граф, 2012.
  8. Клюева Т. Н., Илюхина Н. В., Флоренко Е. Ю. Методические рекомендации по использованию УМК «Все цвета, кроме черного» в образовательных учреждениях разного типа и вида. – Самара: ГОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», 2010.
  9. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Книга для родителей. – М.: Вентана-Граф, 2003.
  10. Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: Семейная профилактика наркотизма: Книга для родителей / Под ред. М.М.Безруких. – М.: Просвещение, 2005.
  11. Макеева А.Г. Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя / Под ред. М.М. Безруких.  – М.: Просвещение, 2004.
  12. Макеева А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. – М.: Вентана-Граф, 2004.

2

Печатные пособия

  1. Журнал «Здоровье школьников». Стать принцессой за 8 часов или уроки сказкотерапии. №7,  2006
  2. Журнал « Практика административной работы в школе». Право и закон. Программа по правовому воспитанию. №1, 2008
  3.  Журнал « Справочник классногоруково-дителя».Права ребёнка №12,  2007

3

Технические средства обучения

  • Интерактивная доска
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер
  • колонки

4

Экранно– звуковые пособия

  • Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» м/ф
  • Р. Киплинг «Маугли» м/ф
  • В. Гауф «Маленький Мук» м/ф
  • А. Сент – Экзюпери «Маленький принц» м/ф
  • В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» м/ф
  • Эталоны плакатов «Будь осторожен с неизвестными веществами»
  • Набор картинок «Режим дня»
  • Подборка музыкальных произведений для релаксации
  • презентации
  • физминутки

5

Оборудование класса

  • Костюмы для инсценирования, маски
  • Мячи
  •  Кегли
  •  Скакалки
  •  Секундомер
  •  ростомер, весы напольные (медкабинет)
  • Контрольные карточки (для тестирования)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета, кроме, черного"

Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"...

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" 3 класс

Рабочая программа кружка "Все цвета, кроме черного" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Все цвета, кроме черного»

   Рабочая программа по внеурочной деятельности «  Все цвета, кроме черного»  ...

Программа по внеурочной деятельности "Все цвета ,кроме черного " 2 класс.

      Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативно - правовых документов: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании ...