КАК БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ?
план-конспект занятия по зож (4 класс) на тему
ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ СТРЕСС. Обучение способам снятия стресса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ?
Харламова Е.Л., учитель начальных классов,
МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа №2
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».
Задачи:
- Раскрыть понятия «стресс», «стрессоустойчивость».
- Развитие способности всегда управлять своими эмоциями, умение выдержать напор в сложных и экстремальных ситуациях.
- Обучение способам снятия стресса.
Формы организации работы на занятии: индивидуальная, групповая (3 группы по 4 чел.)
Ход занятия.
- Вводная часть.
Большое место в жизни людей занимают “болезни цивилизации”. Что это за болезни? Врачи связывают такие болезни с длительными эмоциональными напряжениями в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния, тревоги и депрессии. Все это является реакцией организма на жизненные трудности и внутренние конфликты.
Современная медицина именно внутренним конфликтам приписывает основную роль в возникновении неврозов и стрессов.
Что же такое стресс? (ответы детей). Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – термин, используемый для обозначения состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).
-Какие факторы (причины) могут привести человека в стрессовое состояние? (распад семьи, неудачи в школе, ссора с другом, переезд, перегрузки, особенности личности, зависимость от вредных привычек)
-К чему может привести стресс? (Снижение иммунитета, обострение хронических заболеваний, повышение чувствительности к вирусным заболеваниям, мигрени, повышенному давлению, боли в спине, сахарный диабет, и др.)
- Ребята, а как можно заметить, что человек переживает стресс? (стрессовое состояние).
Симптомы стресса:
Навязчивые воспоминания. Человек вынужден вновь и вновь вспоминает пережитое (чаще всего это выражается в ночных кошмарах или грёзах наяву).
Эмоциональный барьер. Многие замыкаются в себе . Таким образом, мозг пытается выстроить защиту от возможных потрясений, как бы говоря : «Мне всё равно». Чаще всего человек просто не в состоянии обсуждать происходящее.
Безысходность. Мир вдруг теряет краски, будущее кажется исключительно мрачным, полным болезней и горестей. Человек просто напросто может забросить работу, жить за счёт своих родственников, плохо спать и находиться в постоянной депрессии.
Крайняя возбудимость. В состоянии стресса организм вырабатывает повышенное количество адреналина, лёгкие перенасыщены кислородом. Поэтому человек страдает от бессонницы, не может сосредоточиться, очень раздражителен и подвержен резким перепадам настроения.
Психологи дают вам ряд антистрессовых советов:
1. Выйдите погулять на несколько минут. Смена впечатлений, свежий воздух снимут стресс.
2.Вдыхая через нос, думайте: «Я вдыхаю здоровье, а выдыхаю неприятности, токсины, болезни.
3.Сделайте «березку». Побудьте в позе около 15-30 секунд. Прилив крови к голове значительнопрояснит ее.
4.Разыграйте кого-нибудь из домочадцев, посмейтесь вместе, посмотрите комедию или вспомните последний анекдот. Смех снимает напряжение и усталость.
5.Вы должны вот-вот выскочить из дому. Перед тем как надеть туфли, сядьте, прикройте глаза и на 30 секунд перенеситесь к лесному костру или на пляж, где вечернее солнце мягко согревает, а шум волн убаюкивает. 6.Через полминуты вы почувствуете себя отдохнувшим.
7.Считайте ваши удачи! На каждую сегодняшнюю неудачу или невезение, вероятно, найдется 10 или больше случаев, когда вам повезло! Подумайте о них.
8.Старайтесь общаться с друзьями, которые не слишком беспокоятся и тревожатся.
9.Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь. Не сидите, скрючившись в одном и том же положении весь день.
10Высыпайтесь. Если необходимо, испробуйте будильник для напоминания о том, что пора идти спать.
11.Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом и рабочее место так, чтобы вы могли всегда найти вещи, которые ищете.
12Слушайте музыку.
Прощайте и забывайте. Не жалуйтесь, не ворчите, не испытывайте недовольство к другим.
Вообще, «Любую тревогу нужно перевести в моторный компонент. Тревожно на душе — не надо есть пирожные. Лучше выйти на улицу, подышать свежим воздухом, подвигаться. Тревога — древнейшее ощущение, которое возникает при какой-то опасности. В древности человек убегал от опасности. Вот и нам надо перевести тревожные ощущения в мышечные движения»
Методы лечения и профилактики стрессов.
- Дыхательная гимнастика “Выдыхаем -– стресс”. Сесть на стул, руки на коленях. Делаем выдох через губы, пауза, вдох через нос. Воздух должен выйти упругой, Плотной струей, плечи при этом не двигаются, щеки не раздуваются. Упражнение делать в течение 5 минут 8-10 раз в день в течение месяца.
- Антистрессовая точка – в центре внутренней части подбородка. Надавливать большим пальцем правой руки, если у человека стрессовое состояние.
- Аскорбиновая кислота (витамин С) помогает противостоять стрессу.
- Карандаш от нервных стрессов. Перекатывать на ладони карандаш с гранями. Это успокоит нервную систему, т.к. нервные окончания на пальцах связаны с мозгом: а прилив крови к пальцам способствует снятию напряжения: физическому здоровью.
- И ещё существует много способов, чтобы снять стресс.
Релаксация «Чудесная поляна» (под музыку)
1. Сядьте удобно и расслабьтесь.
2. Осмотрите всё своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и покоя. Закройте глаза.
3. Ощутите приятное тепло, удовольствие, покой, комфорт от расслабленного тела.
Представьте себе поляну, на которой растёт мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на спине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щёки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку…. Вам хорошо, приятно…. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули? Получилось расслабиться?
Это упражнение снимает напряжение, когда вам плохо, делайте его, очень важно почувствовать и найти свой эталон состояния.
Какие советы вы можете дать, чтобы повысить стрессоустойчивость и как бороться со стрессом?
Итог занятия:
Я хочу вам подарить притчу. В чем состоит ее смысл, вы решите каждый сам для себя».
«… В одном древнем городе жил мудрец. Его никто не мог перехитрить. Один молодой человек решил проверить мудреца. Однажды, гуляя по полю, он увидел бабочку, и ему в голову пришла идея. «Я поймаю бабочку в ладони. И пойду к мудрецу. Спрошу у мудреца: «Жива ли бабочка в моих руках или нет?» Если он скажет, что бабочка жива, я сожму кулак, и она погибнет. Если мудрец скажет, что бабочка мертва, открою ладонь, и она вылетит на свободу. В любом случае, мудрец окажется не прав.
Поймал бабочку в ладони и пришел к мудрецу. И спросил он мудреца: «Ты великий мудрец и все знаешь, скажи, жива ли бабочка, которую я держу в ладонях?» И мудрец ответил ему: «Все в твоих руках…»
- Ребята, Ваше здоровье, тоже в Ваших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для беседы с родителями на тему «Откуда берутся различные страхи и как с ними бороться?».
Давайте попробуем выяснить, откуда эти страхи приходят. И где, собственно, проходит та грань, до которой страх естественен, а после - мешает жить. Превращается не просто в неприятного спутника жизни, ...

Родительское собрание в 3 классе "Агрессивность детей. Как с ней бороться"
Родительское собрание в 3 классе "Агрессивность детей. Как с ней бороться" проведено с целью исследования причин агрессивности детей, помощи родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения...

Детская жестокость. Как с ней бороться?
Прочитайте и помогите своему ребенку быть немного добрее.....

Урок литературного чтения. 2 класс. "Театральные гастроли детского театра. Пока силы есть буду бороться. Л. Пантелеев. Две лягушки"
С первого класса надо учить детей интерпретировать замысел автора. Детям очень нравятся такие формы работы как изменение концовки произведения. Эти приемы способствуют пробуждению творческого воображе...