ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Реброва Зинаида Васильевна

У 60% детей с ОВЗ нарушено зрительное восприятие, т.к. с развитием движений неразрывно связаны развитие ощущений ребёнка и восприятие окружающего мира. В связи с тем, что дети из-за болезни вынуждены долго лежать в постели, у них нарушаются движения глаз, что ограничивает поле зрения, нарушается фиксация взора, снижается острота зрения, трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать его перемещение. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Следовательно, вся коррекционная работа должна быть направлена на развитие движений рук и глаз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЁМЫ  КОРРЕКЦИИ  НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО                  ВОСПРИЯТИЯ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

                                                                              Реброва З.В.

                                                                          учитель-дефектолог

                                                                             (тифлопедагог)

                                                                        школы «Центр Динамика»

  У 60% детей с ОВЗ нарушено зрительное восприятие, т.к. с развитием движений неразрывно связаны развитие ощущений ребёнка и восприятие окружающего мира. В связи с тем, что дети из-за болезни вынуждены долго лежать в постели, у них нарушаются движения глаз, что ограничивает поле зрения, нарушается фиксация взора, снижается острота зрения, трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать его перемещение. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Следовательно, вся коррекционная работа должна быть направлена на развитие движений рук и глаз.

  В результате обследования состояния зрительного анализатора у детей с ОВЗ выявлено, что у 10% детей встречается атрофия зрительного нерва, у 20%-30% отмечается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее (птоз), непроизвольные движения глазных яблок (нистагм). Некоторые дети из-за наличия внутреннего косоглазия привыкают пользоваться ограниченным полем зрения, игнорируя его наружные поля. Например, при большом поражении моторного аппарата левого глаза ребёнок может выработать привычку игнорирования левого поля зрения, при конструировании из кубиков он не достраивает части фигур слева, рисует и пишет только на правой стороне листа, при рассматривании картинок видит только изображение справа.

  С такими детьми необходимо проводить занятия по развитию движений глазных яблок и целостного восприятия предметов.

  В результате поражения двигательной сферы, о также мышечного аппарата глаз у детей недостаточно развиты согласованность движений руки и глаза, т.е. нарушена зрительно-моторная координация, что препятствует развитию манипулятивной деятельности (письмо, чтение). Ребёнок не удерживает рабочую строку, не может понять  прочитанное.

  У детей с нарушенной фиксацией взора, с недостаточным прослеживанием предмета и ограничением поля зрения могут наблюдаться и нарушение внимания, и трудности сосредоточения на выполнении задания, а также выраженные пространственные нарушения, они особенно затрудняются в определении правой и левой сторон своего тела и тела товарища. Необходимые знания для формирования пространственных понятий о «левом» и «правом» развиваются на основе сохранного восприятия схемы тела. Особенно при поражении левых конечностей ребёнок долго путается в определении направлений. Также нарушаются и другие направления, такие как «вверху», «внизу», «сзади».

Трудно сложить из частей картинку. Также часто наблюдается зеркальность при письме. Затрудняются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание д-б, т-ш, з-е и др.

  Такая  несформированность пространственного анализа и синтеза проявляется при овладении навыками чтения и письма, в сложении целого из частей. Плохо ориентируются в тетрадях. Всё это усиливается при нарушениях зрительно-моторной координации, что отражается на обучении математике. Например, при изучении состава чисел дети не могут расположить или представить число в виде отдельных групп предметов.

  Наиболее выражены пространственные нарушения у детей со спастической  диплегией. В итоге, нарушения движений оказывают негативное влияние  на развитие всех познавательных процессов. Особенно, если нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания пальцев нечёткие, что затрудняет усвоение навыков письма. Ребёнок не может сам повернуть голову, перевести взор на тот или иной предмет, захватить его, ощутить его характерные признаки. Слабое ощущение своих движений и затруднение действий с предметами является причиной недостаточности активного осязания, в том числе узнавания предметов на ощупь (стереогноза). Это всё препятствует становлению предметных действий. А предметные действия являются важной формой активного познания ребёнком окружающего мира и основой формирования мыслительных процессов.

  Исходя из  нарушений можно определить основные направления и приемы коррекции.

  Это, во-первых, специальные упражнения на развитие тактильной чувствительности (физкульт.минутки для детей с ДЦП, изготовление букв и цифр из различной на ощупь бумаги, работа с пластилином, пальчиковая гимнастика и т.д.)

  Во-вторых, специальные упражнения на развитие предметных действий и ориентировки в пространстве (работа с магнитными досками и геометрическими фигурами, составление узоров из геометрических фигур, работа с карточками, с числовым  рядом и др.)

   В упражнениях на определение направлений «влево», «вправо», «вверх», «вниз» используются  разные цвета для определённых направлений.

  Упражнения на развитие моторной функции глаз. Для развития зрительного восприятия необходимо, чтобы ребёнок чаще двигал глазами. На уроке нужно включать следующие задания:

  1. Найди пару, соедини их стрелочками.
  2. Найди все цифры от 1 до 20
  3. Соедини линиями предметы с противоположными свойствами
  4. Упражнение «Муха»

  На уроках математики можно предложить следующие задания:

  1. Соедини линиями примеры с правильным ответом
  2. Определить, какое число лишнее
  3. Различные упражнения на сравнения и различия
  4. Числовые таблицы, где обеспечивается поиск глазами заданных чисел

  Для коррекции нарушений зрительного восприятия подбираются задания, которые включали бы поиск в малом пространстве, в среднем и в большом пространствах.

  Наряду с применением коррекционных приёмов по улучшению зрительного восприятия важно соблюдать и режим зрительных нагрузок. Он предполагает чередование работы глаз с их отдыхом. Своевременный и достаточный по эффекту отдых для глаз в течение дня актуален для всех. Непрерывная зрительная работа слабовидящих учащихся младших классов не должна превышать 10 минут.

  Для снятия зрительного утомления во время учебного процесса эффективным является частое моргание, зажмуривание, закрывание глаз, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз, лёгкий нажим, массаж ладонью и лёгкое разминание. Например, прикрытие глаз хорошо использовать после зрительного сравнения двух или нескольких объектов между собой, при рассматривании иллюстраций, сюжетной картинки, после обводки трафаретов, выполнения геометрических заданий и др.

  Частое моргание предлагается использовать в процессе чтения, при работе на компьютере. Этот приём считается простым, но эффективным для снятия напряжения.

   Поддержанию зрительной работоспособности, профилактике зрительного утомления способствует и правильное рассаживание детей в классе. Детей рассаживают так, чтобы объект восприятия находился перед лучше видящим глазом. Дети с косоглазием на фоне высокой гиперметропии (дальнозоркости или близорукости) должны сидеть в центре. С учётом вида косоглазии перед детьми с амблиопией (понижение остроты зрения-«ленивый глаз») рекомендуется наглядные пособия располагать следующим образом: на горизонтальной плоскости (плоскость стола) работают дети с расходящимся косоглазием, а в вертикальной плоскости (на подставке) – дети со сходящимся косоглазием. Детей со сходящимся косоглазием 1 раз в четверть надо пересаживать то слева от учителя, то справа.

Также при рассаживании детей со сниженным зрением на уроках важно учитывать наличие окклюзии (выключение одного глаза из акта видения): с левой стороны от себя педагог сажает детей с рабочим левым глазом (окклюзия правого глаза), соответственно с правой стороны – детей с рабочим правым глазом.

  Таким образом, коррекционная работа по развитию зрительного восприятия с разной степенью нарушения зрения по своему содержанию, направленности методических приёмов, по организации взаимодействия с ребёнком решает задачи не только по исправлению и профилактике вторичных отклонений в психической деятельности, но и обеспечивает стабилизацию и возможное повышение зрительных функций.

Приложение.

  1. Для расширения поля зрения подбираются столбики слов с наращиванием букв слева или справа:

         он                                    мо

       сон                                    мор

     слон                                    море

   склон                                    моряк

 поклон                                    морячка

        ход                                     хитрость

    поход                                   схитрить

  восход                                  исхитриться

переход                               перехитрить

  1. Ребусы:   по2л,   ви3на,  с3ж,  7я.

  1. Составь слова из букв:

        Т    О    П     (сор, пот, спорт, тир, порт, ропот, рис, пир)

     И   С    Р

  1. Найди начало и конец слова

          РУ     ДЫ     ШИ      ШИ

 

                          Н

П            ЛА             ЖИ     НА

                       ЛЫ

МА

  1. Что  написано?

    МАБУГА

    БЕНИКЧУ

    ТРАДЕТЬ

    АРЬВОСЛ

  1. Какая буква не подходит к остальным, объясни.

АУПИ

ШСИВ

ЛГНТ

ЖЩМШ

  1. Составь как можно больше слов.

           СЛОЖЕНИЕ

(сон, нес, лен, ложе, село, лес, осел, еж, желе)

  1. Поднимись в гору.

                                                                       КИ

                                                                РУ

                                                        КИ

                                                  С

                                          РА

                                   К

                          ТИ

                    С

           КИ      

  1. Найди свою пару.

КУК                               НЫ                         КИ

                  СОС                          УТ                          ЛА  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование зрительных физминуток на уроках в начальной школе

Образовательная деятельность в школе всегда связана со зрительным  напряжением. Как снять зрительное переутомление младших школьников , как сделать процесс обучения более эффективным и здор...

Восприятие музыки детьми на уроках в начальной школе

Слушание музыки, ее восприятие и анализ — основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции....

Интегрированный урок в начальной школе для детей с ОВЗ по теме: «Дни недели»

Интегрированный урок для начальной школы с детьми с ОВЗ на тему "Дни недели"....

«Использование компьютерных технологий как средства наглядности на уроках в начальной школе для детей с нарушением слуха»

   Применение компьютерных технологий особенно важно в работе с детьми в коррекционной школе, так как уровень развития учащихся характеризуется недостаточностью познавательной деятель...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки нравственности" ( начальная школа) для детей с ОВЗ (ТНР)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки нравственности" ( начальная школа) для детей с ОВЗ (ТНР) составлена на основе авторской программы Л. В. Мищенковой "Уроки нравстве...