Главные вкладки

    Программа «Формирование мотивации и ценностного отношения детей к своему здоровью в МОУ Урлукская СОШ»
    опыты и эксперименты по зож на тему

    Семенова Оксана Валерьевна
    В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» пятым пунктом затрагивается здоровье школьников. «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становиться важнейшим условием формирования здорового образа жизни»» - подчёркивается в этом документе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon innovats._programma.doc158.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Муниципальное общеобразовательное учреждение Урлукская средняя общеобразовательная школа

                                                                           

    Программа

    «Формирование мотивации и ценностного отношения детей к своему здоровью в МОУ Урлукская СОШ»

    Разработчики: Семёнова О.В.

    учитель начальных классов

                                                                          с. Урлук

    2008-2009 уч. год

    Актуальность создания программы.

    В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» пятым пунктом затрагивается здоровье школьников. «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становиться важнейшим условием формирования здорового образа жизни»» - подчёркивается в этом документе.

    Анализ полученных данных о состоянии здоровья детей в нашей школе (Приложение 1-3)  позволяет сделать следующие выводы:

    1. Состояние здоровья детей, обучающихся в школе, следует признать неудовлетворительным:

    а) вообще состояние здоровья школьников;

    В начальной школе % заболеваемости составляет - 57,1 %, в основной школе – 60,7 %, в старшей 68,9 %   (см. медицинские аспекты);

    б) мотивация;

    Мы предполагаем, что важной причиной резкого снижения показателей здоровья на старшей ступени бучения, обусловлена несформированностью отношения школьников начальной и основной школы к своему здоровью. Другими словами это и есть проблема мотивации здоровьесбережения.

    Проведённые в школе исследования показали, что чем меньше учитываются возможности детского организма при организации различных видов деятельности, чем длительное напряжение и больше  утомление ученика, тем чаще недомогание ребят переходят в болезни. В процессе взросления проявляются другие  факторы, негативно влияющий на образ жизни детей, и как результат, на состояние их здоровья. Таким образом, среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:

    1)        социально-экономические факторы, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми;

    2)        увеличение учебной нагрузки;

    3)        недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психофизиологическим особенностям детей;

    4)        и главное, - мотивация, отношение к здоровью как ценности собственной жизни.

    Анализ мотивации и ценностного отношения к своему здоровью показал, что у  67% учащихся ценность здоровья стоит не на первом месте. Это позволяет выделить следующие противоречия:

    Пока человек не осознает, что здоровье - это субъективный приоритет его жизни, он будет воспринимать это как  нечто абстрактное, о чём говорят, пишут, но это не представляет для него личностной, практической значимости.

    - 1 -

    Таким образом, проблема исследования заключаются в том, чтобы выявить и обосновать, какой должна быть система здоровьесбережения в школе, которая позволит сформировать у большинства школьников на каждой ступени обучения осознание здоровья как личностной ценности и мотивацию на его сохранение и развитие.

    Цель инновационной программы:

    Разработать, обосновать и опробовать эффективную модель организационно - педагогических условий позволяющих повысить эффективность мотивации здоровьесбережения школьников и ценностного их отношения  к здоровью и здоровому образу жизни.

    Объект исследования:  система здоровьесбережения в МОУ Урлукской СОШ

    Предмет исследования: организационно - педагогические условия для развития мотивации здоровьесбережения

    Задачи исследования:

    1) выявить степень раздробленности проблемы на основе изучения научно – методической литературы и передового педагогического опыта;

    2)провести проблемно-ориентированный анализ состояния организационно – педагогических условий, обеспечивающих мотивацию здоровьесберегающей деятельности учеников;

    3)разработать модель организационно-педагогических условий, обеспечивающих  повышение эффективности мотивации здоровьесбережения;

    4) определить критерии и показатели оценки эффективности влияния данных условий на здоровье учащихся;

    5) изучить эффективность влияния разработанной модели условий на развитие  мотивации здоровьесберегающей деятельности;

    6) обобщить полученные результаты исследования в форме методических  рекомендаций.

    Методы исследования: изучение справочной литературы, передового опыта, изучение школьной и медицинской документации, проведение мониторингов, анкетирование, обобщение, наблюдение, моделирование, анализ.

    - 2 -

    Сроки реализации программы. 2008 – 2013 гг.

    Содержание деятельности

    Прогнозируемые результаты

    1 этап - организационный (2008 - 2009 год)

    1. Анализ санитарно - гигиенических, медико – психолого - педагогических условий обучения;

    1. Разработка эффективных механизмов совместной деятельности различных секторов воспитательной системы школы, родительского  комитета  и ученического самоуправления.

    2. Уменьшение числа «трудных» подростков в образовательном учреждении посредством привлечения их к альтернативной деятельности.

    3. Активное и результативное участие учащихся школы в различных интеллектуальных и творческих проектах.

    4. Воспитание и развитие у подростков потребностей в мотивации и здоровом образе жизни.

    2. Изучения научно – методической литературы и передового педагогического опыта;

    Собрана и изучена информации по данной проблеме.

    Разработана программа «Формирование мотивации и ценностного отношения детей к своему здоровью»

    2 этап - основной (2009-2012 учебный год)

    Реализация проекта в соответствии с основными направлениями и требованиями к обучению и оцениванию достижений учащихся.

                                                              - 3 -

                                                                       

    1) Апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;

    2) Включены в план работы школы регулярное проведение мероприятий способствующих формированию мотивации и ЗОЖ;

    3) Разработаны  рекомендации для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;

    4) Создана  комната психологической разгрузки для обучающихся;

    5) Организована система кружковых и факультативных занятий по формированию ЗОЖ.

    6) Увеличено  число детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;  

    7)  Спланирована система классных часов (1-11 классы), валеологическое содержание учебных предметов, план спортивно-массовых мероприятий, предметные недели по физической культуре, дни здоровья и др.

    8)Повышено качество обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус подростков

    3 этап – обобщающий (2012 – 2013 учебный год)

    Проведение анализа реализации проекта в разрезе направлений. Обобщение результатов деятельности

    Снижена заболеваемость, стабилизировано здоровье учащихся (в зависимости от первоначального диагноза)

    (Показатели здоровья)

    Распространили опыт среди сельских школ.

    Управление реализацией программы
    Руководство проектом осуществляет координационный совет, в состав которого входят: руководитель программы, члены координационного совета из числа администрации, педагоги школы, педагоги-психологи, школьная медсестра, врач-педиатр и узкие специалисты школы. В функции координационного совета входит планирование мероприятий, контроль за их реализацией, анализ выполнения.

    Перечень основных блоков:

    • Педагогический (работа классного руководителя, учителя физической культуры, учителей-предметников);
    • Психологический (работа педагога-психолога);
    • Социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);
    • Блок двигательной активности (физическое развитие)

    - 4 -

    Исполнители.

    № п\п

    Исполнители

    Ф.И.О.

    1

    Педагоги школы

    Андреева И.И., Андреева Л.В., Аюшеева И.В., Асташов Н.А., Беломестнов Н.А, Безбородова Л.Н.,  Фёдорова А.П., Шелопугина Н.С., Москалёва Д.П., Резникова Т.Г., Халецкая Е.В., Фёдорова С.Д., Фёдорова И.В., Хадецкая З.Н., Широких А.А., Горюнова Г.Т., Евдокимов А.Н., Перешеина Г.В., Яковлева Н.А.,  Комогорова Л.Ф.,  Хлуднева О.В., Михайлова Н.М., Михайлова Т.М., Михайлов Б.П., Резников Б.В.,  Преймак С.В., Шикунова К.Н., Семёнова О.В

    2

    Психолог

    Шелопугина Н.С.

    3

    Мед. работник

    Сизых М.И.

    4

    Технический персонал школы

    Гасилова Л.И., Верхушина Е.М., Михайлова Н.П., Михайлова А. А., Игумнова Л.И., Захарова Т.М., Резникова О.Ф.

    5

    Пищеблок

    Макарова Т.В., Резникова Т. В., Пыткина Е.М., Самсонова О.И., Хоптухаева Л.П.,

    6

    Библиотекарь

    Дроздова Г.В.

    7.

    Администрация школы

    Директор: Хламова Г.Ф.

    Зам. по УВР: Перешеина Г.В.

    Зам.по ВР: Преймак С.В.

    Зам. по НМР: Халецкая З.Н.

    8.

    Водитель автобуса

    Семёнов А.Ф.

    - 5 –

    Пояснительная записка

    Самое ценное у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически, практически, жизненно необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких. Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, - это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера (к освоению будущей профессии, к учебе в школе, к занятиям любимым делом). Отличительной особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у учащегося. Навыки, приобретенные на занятиях, дают возможность занимающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения как в сфере физической, так и психической и социальной жизни.

    Программа объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию мотивации и ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Программа охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой. Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. В каждом доме, где растет ребенок, должен быть минимум спортивного инвентаря: санки, лыжи, скакалка, мяч, перекладина, гантели и т. п. Родителям необходимо хорошо знать исходное физическое состояние своих детей, которое определяют с помощью тестов и нормативов комплексной программы физического воспитания учащихся 1–11 классов образовательного учреждения. В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья. Как и по другим общеобразовательным предметам, учащиеся должны получать домашние задания по физической культуре, выполнение которых - неотъемлемая черта здорового образа жизни. А родители, хорошо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля за выполнением домашнего задания могут способствовать его оздоровлению, физическому развитию, освоению двигательных навыков. Родители должны уделять достаточное внимание закаливанию детей. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

    Таким образом, школьная программа, носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации, школьных медиков и психологов, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей.

    - 6 -

    Управление реализацией программы:
    Руководство проектом осуществляет координационный совет, в состав которого входят: руководитель программы, члены координационного совета из числа администрации, педагоги школы, педагоги-психологи, школьная медсестра, врач-педиатр и узкие специалисты школы. В функции координационного совета входит планирование мероприятий, контроль за их реализацией, анализ выполнения.

    Механизм осуществления программы

    1. Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию мотивации, сохранению и укреплению здоровья школьников.
    2. Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и семьи.
    3. Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования школьников и специалистов структур – участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.

    Методическое обеспечение:

    1.Создание банка здоровьесберегающих технологий.

    2. Подготовка методических рекомендаций, дидактического материала по вопросам здоровьесбережения.

    3. Включение в план методической работы школы мероприятий по проблеме здоровьесбережения.

    4.Пополнение школьной библиотеки пособиями и литературой, направленными на формирование здорового образа жизни.

    5. Разработка рабочей тетради для учащихся «Культура здоровья» с учётом возрастных особенностей.

    Материально-техническое обеспечение:

    1. Приобретение в соответствии с санитарными нормами и правилами образовательной среды школы: мебели, систем освещения, оборудования классов.
    2. Проведение текущего ремонта спортивных помещений школы.
    7. Приобретение спортивного инвентаря.

    Медицинское обеспечение программы

    С первого класса на каждого учащегося  заводится личная медицинская карта, куда при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели. Медицинская карта позволяет проследить, как развивается, взрослеет ученик, какие и когда проявились отклонения в здоровье.

    Медицинское обеспечение включает:

    • распределение учащихся по группам здоровья;

    -7-

    • помощь медицинской сестры  в организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
    • составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;
    • беседы медицинской сестры  с учащимися о личной гигиене, вредных привычках;
    • профилактические прививки учащихся и учителей;
    • на основании практических тестов заполнение паспорта здоровья отдельных учащихся, целого класса;
    • на основании практических тестов, заполнение паспорта физического развития учащихся;
    • диспансеризация педагогического коллектива.

    Психолого-педагогическое и социальное обеспечение включает: 

    • предупреждение конфликтных ситуаций “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, реализацию программ, направленных на установление доброжелательных отношений в детском и шире – во всем школьном коллективе;
    • решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся в процессе занятий физической культурой; помощь в преодолении психологического барьера при занятиях физкультурой (имеются в виду трудности, связанные с закомплексованностью учеников в связи с лишним весом, неуспешностью и т.п.), ориентация на успех в физическом развитии;
    • организация психологических консультаций для учащихся старших классов по вопросам специфики психо-физического развития на определенном возрастном этапе;
    • психологические консультации для родителей;
    • реабилитационно-восстановительные программы для учителей;
    • контроль за медицинским обслуживанием учащихся;
    • контроль за качеством питания учащихся и учителей в школьной столовой.

    Материально-техническое обеспечение программы 

    • Спортивный инвентарь и спортивное оборудование МОУ Урлукской СОШ

    Источники финансирования 

    • Адресные программы по развитию физической культуры и спорта;
    • Бюджетные и внебюджетные средства.

    Система управления и контроля за реализацией программы

    Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.

    Формы контроля: результативность работы рассматривается 1 раз в год на МО классных руководителей.

    - 8 -

    Перечень основных блоков:

    • Педагогический (работа классного руководителя, учителя физической культуры, учителей-предметников);
    • Психологический (работа педагога-психолога);
    • Социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);
    • Блок двигательной активности (физическое развитие)

    Содержание и примерное планирование программы

    Программа состоит из четырех блоков и рассчитана на 5 лет.

    Содержание

    Форма

    Сроки

    Ответственные

    Контроль за ходом выполнения

    I. Лечебно-профилактический. 

    Основная цель: Создание условий для поддержания и улучшения здоровья ученика и учителя в режиме школьного дня. Осуществление контроля за выполнением единых требований к организации учебно-воспитательного процесса.

    1.Организовать прохождение ежегодного осмотра всех работников школы узкими специалистами

    Медосмотр

    июнь

    Зам. дир. по УВР

    Справка

    2. Провести медосмотр всех учащихся 1–4-х

    Медосмотр

    Ежегодно (по графику)

    Мед. сестра

    Анализ, совещание учителей, родительское собрание

    3. Провести углубленный медосмотр учащихся 5-х, 9–11-х  классов с привлечением узких специалистов

    Медосмотр

    Ежегодно (по графику)

    Мед. сестра

    Анализ совещание учителей, родительское собрание

    4. Организовать ежедневное 1–2 разовое питание для всех учащихся и работников школы

                      - 9 -

    В течение года

    Директор

    Анализ

    5. Организовать витаминный и йодосодержащий столы

    В течение года

    Директор

    Анализ

    6. Провести со всеми работниками школы инструктаж по ОТ

    Беседа

    Сентябрь

    Директор

    Журнал по ОТ

    7. Провести с учителями физкультуры, технологии, химии, биологии, физики разъяснительную работу по предупреждению травматизма и соблюдению на уроках правил ТБ

    Беседа

    По плану

    Зам.дир. по УВР

    Журнал по ОТ

    8. Осуществлять санитарный режим в школе: регулярно проветривать помещение, проводить влажную уборку между сменами

    Рейды, наблюдения

    В течение года

    Зам. дир. по АХЧ, классные руководители

    Справка

    9. Осуществлять контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы.

    Рейды

    Ежемесячно

    Зам. дир. по УВР и АХЧ, фельдшер

    Справка

    10. Осуществлять контроль за соблюдением правил по ОТ

    Рейды, изучение документации

                     

    1 раз в четверть

    Зам. дир. по УВР и АХЧ, инспектор по ОТ

    Справка

    11. Организовать санитарно-просветительскую работу по профилактике венерических заболеваний, наркомании, токсикомании. Организовать антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду

    Лекции, беседы, диспуты

                      - 10 -

    Сентябрь

    Зам. дир. по ВР

    Справка

    12. Организовать проведение мероприятия по профилактике гриппа, ОРЗ, ОРВИ, оздоровлению детей с хронической патологией

    Лекции, изучение документации

    Сентябрь

    Зам. дир. по УВР и АХЧ

    Справка

    13. Проводить комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику инфекционных заболеваний

    Наглядная агитация, беседы

    В течение года

    Зам. дир. по АХЧ, фельдшер

    Справка

    14. Организовать учет и изоляцию заболевших инфекционными болезням учащихся и работников школы

    Изучение документации

    В течение года

    Зам. дир. по УВР и АХЧ, фельдшер

    Анализ

    15. Осуществлять контроль за работой по профилактике травматизма и ДТП

    Изучение документации, анкетирование

    1 раз в четверть

    Зам. дир. по УВР

    Справка

    16. Проводить промежуточную диагностику по определению уровня здоровья и ЗОЖ

    Анкетирование

    Апрель

    Зам. дир. по УВР

    Анализ

    17. Осуществлять контроль за распределением нагрузки на учащихся спецгрупп по физическому воспитанию

    Посещение уроков, изучение документации, собеседование

    По плану

    Зам. дир. по УВР, фельдшер

    Анализ

    18. Осуществлять контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований к составлению расписания уроков

    Изучение расписания по Сивкову

                      - 11 -

    Сентябрь

    январь

    Зам. дир. по УВР

    Справка, анализ

    19. Открыть кабинет психоэмоциональной разгрузки, музыкотерапии

    Директор

    Анализ

    II. Физкультурно-оздоровительный

    Основная цель: Осуществление комплекса физкультурных и спортивных мероприятий по гармоническому и физическому развитию участников образовательного процесса.

    1. Работа по программе “Физическое воспитание в 1–11-х классах”

    В течение года

    Зам. дир. по УВР и НМР

    Справка

    2. Организация уроков физической культуры с учетом мониторинга уровня физического здоровья и индивидуальных особенностей учащихся

    Наблюдения

    В течение года

    Зам. дир. по УВР, фельдшер

    Совещание

    3. Контроль за спецгруппами

    Наблюдения

    В течение года

    Зам. дир. по УВР, фельдшер

    Справка

    4. Организовать работу школьных спортивных секций (баскетбол, волейбол, футбол, борьба)

    Наблюдения

    В течение года

    Зам. дир. по ВР

    Анализ

    5. “День здоровья”

    Сентябрь

    март

    Зам. дир. по ВР

    Справка

    6. Праздник “Папа, мама, я – спортивная семья”

    Февраль

    Зам. дир. по ВР

    Справка

    III. Предметно-образовательный. 

    Основная цель: Внедрение образовательных программ по формированию у школьников мотивации и ценностного отношения к своему здоровью.

    - 12 -

    1. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

    Семинары, наблюдения, собеседования

    В течение года

    Зам. дир. по УВР и НМР

    Педсовет

    2. Обсуждение на МО программ обучения

    Изучение документации

    В течение года

    Зам. дир. по УВР и НМР

    Анализ

    3. Экспертиза качества проводимых уроков

    Наблюдения изучение документации

    В течение года

    Зам. дир. по УВР и НМР

    Педсовет

    4. Реализация инновационных программ валеологической направленности

    Наблюдения, изучение документации

    В течение года

    Зам. дир. по УВР и НМР

    Педсовет

    5. Контроль за системой психофизического оздоровления детей на уроках

    Наблюдения, изучение документации

    В течение года

    Зам. дир. по УВР и НМР

    Педсовет

    6. Открытые уроки по инновационным программам для учителей школы

    Открытые уроки

    Два раза в год

    Зам. дир. по УВР и НМР

    Педсовет

    7. Лекция перед началом учебного года по теме “Здоровый учитель – залог психологического комфорта на уроке”

    Лекция

    Август

    Зам. дир. по УВР и НМР

    Педсовет

    8. Реализация программы оздоровления учителей

    Изучение документации

    Сентябрь

    Директор, председатель ПК

    Педсовет

    IV. Пропаганда здорового образа жизни. 

    Основная цель: Освоение участниками образовательного процесса способов укрепления и сохранения здоровья.

    1. Проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике венерических заболеваний, наркомании, токсикомании. Проводить антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду

    Лекции, беседы, консультации

                      - 13 -

    В течение года, по плану

    Зам. дир. по УВР и ВР

    Анализ

    2. Проводить профилактику травматизма и ДТП

    Беседы

    В течение года, по плану

    Зам. дир. по УВР и ВР

    Анализ

    3. Организовать работу “Школа для родителей”

    Беседы, консультации

    В течение года, по плану

    Зам. дир. по УВР и ВР

    Анализ

    4. Организовать факультатив здоровья для учителей

    Беседы, группа здоровья

    В течение года, по плану

    Зам. дир. по УВР и ВР

    Анализ

    5. Проводить праздники “Здоровая семья”, “Папа, мама, я – спортивная семья”.

    Праздник

    Один раз в год

    Зам. дир. по ВР

    Анализ

    Критерии и механизмы отслеживания программы

    • Анализ школьного расписания уроков (по И. Г. Сивкову).
    • Анализ медосмотра учащихся и педагогических работников.
    • Анкетирование всех субъектов образовательного пространства.

    Перспективы дальнейшего развития проекта
    1.Расширение возможностей дополнительного образования в формировании валеологических знаний, умений и навыков на основе интеграции учебно – воспитательного процесса и дополнительного образования.
    2. Увеличение количества уроков физической культуры в учебном плане школы при обучении детей с задержками психического развития.
    3.Внедрение здоровьесберегающих технологий и методик: БОС, БАТ (массаж биологически активных точек), фитопрофилактика, офтальмотренажёры.
    4. Введение в учебный план элективного курса «Здоровье с детства».
    5. Создание на базе школы «Клуба здорового образа жизни» с участием родителей и общественности.

    Возможности распространения
    Опыт работы может быть использован любой общеобразовательной школой, планирующей введение здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса при условии понимания:
    -из каких элементов состоит система здоровьесберегающего образования;
    -как эти элементы можно качественно и количественно оценить при анализе

    -14 -

    эффективности этого инновационного педагогического подхода.

    Возможно, распространение опыта возможно через СМИ, обмен опытом по здоровьесбережению учащихся на уровне города и округа.

    Социальный эффект от реализации проекта 
    Настоящий целевой проект направлен на улучшение здоровья школьников. Реализация проекта основывается на системном подходе, включающем согласованную деятельность всех участников образовательного процесса. Здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса удовлетворяет широким образовательным запросам учащихся, родителей и общества, соответствует правовым требованиям со стороны государства, позволяет сделать процесс развития учащихся более социально-ориентированным и направленным на решение значимых для общества проблем. Целевой проект способствует целостному развитию личности, её успешной социализации в обществе.

    - 15 -

    Литература 

    1. Ашастин Б.В., Исаев А.П., Кабанов С.А. Самоорганизующаяся система образования и спорта. - Екатеринбург: АОЗТ "Полиграфист", 2000. - 134 с.

    2.ЧупахаИ.В., Путаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006 – 400 с.

    3. Степанов В.М., Шипачёва А.Д. Здоровьесохранная педагогика: организация, пути развития: Методическое пособие. – Иркутск: Восточно – Сибирская издательская компания, 2001. – 112 с.

    4. Баранов Д.А. Основы личностно – ориентированной педагогики. – М. Воронеж, 1997

    5.Безруких М.М. Здоровье детей и школа. Проблемы, перспективы .Перемены. – 2000 - №1

    6. Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема// Вопросы философии. 1981, №8, с. 78-89.

    7. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Перспективы развития спортивной культуры личности в контексте идей креативной антропологии /Вестник института экономики. - Челябинск: "Дом Обухова", 1999, с. 8-10.

    8. Исаев А.П., Бажанова М.В., Харитонов В.И. и др. Авторская программа валеологического просвещения (образования) учащихся I-ХII классов. - Челябинск: ООО ИПП "Фотохудожник", 2001. - 49 с.

    9. Кабанов С.А., Исаев А.П., Мишаров Н.З. Информационные педагогические технологии в системе физкультурного образования и спорта. - Челябинск: ООО ИПП "Фотохудожник", 2001. - 252 с.

    10. Харитонов В.И. Физическое развитие - основа здоровьесберегающей среды учащихся. Монография. - Челябинск: "Дом Обухова", 2000. - 152 с.

    11. Харитонов В.И., Мкртумян А.М., Мишаров Н.З. Прогрессивные технологии здравостроения в формировании адаптивного поведения учащихся образовательных учреждений / Под общ. ред. д.б.н., профессора А.П. Исаева. - Челябинск: ООО НПП "Фотохудожник", 2002. - 201 с.

    12. Лободин В.Е. Формула здоровья. – СПб., 1999

    - 16 -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему: "Культура поведения в отношениях детей со своими сверстниками"

    Формирование личности школьника происходит в разных видах деятельности: в учении, труде, игре, в отношениях с товарищами и осуществляется каждый день; в будничной жизни, прежде всего, формируется инди...

    Роль учителя в формировании у школьников ценностного отношения

    Перед начальной общеобразовательной  школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы: - организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению...

    Анкета об отношении учащихся к своему здоровью

    Анкета об отношении учащихся к своему здоровью...

    Мониторинг "Отношение детей к своему здоровью. Культура здоровья."

    1. Анкета ЗОЖ для учащихся первых классов.2. Ключ к анкете.3. Подведение итогов.4. Анализ тестирования....

    Роль учителя в формировании у школьников ценностного отношения к здоровью

    Роль учителя в формировании у школьников ценностного отношения к здоровью ...

    Презентация опыта работы «Формирование ценностного отношения младших школьников к здоровью посредством использования приёмов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности и внеклассной работе».

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании ценностного отношения младших школьников к здоровью через использование в практике работы зборовьесберегающих технологий, кинезиологических...

    Коррекционная программа «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников»

    Проблема формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно  в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность  является в статусе ведущей ...