В. А. СУХОМЛИНСКИЙ В ДИАЛОГЕ С СОВРЕМЕННОСТЬЮ: БЕСЦЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОГО МАСТЕРА
статья по зож ( класс) по теме

Аннотация

Понятия валеологического образования, формирование здоровьесберегающей компетентности в работах В. А. Сухомлинского отсутствуют. Однако большая часть его работ посвящена вопросам формирования культуры здоровья ученика. Целью этого исследования является формулировка принципов формирования здоровьесберегающих компетенций обучающихся путем анализа педагогических идей Василия Александровича с позиций сегодняшнего дня.

 

Ключевые слова: культура здоровья, валеологически насыщенные, здоровый образ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suhomlinsiy_i_zdorovesberezhenie.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сабатура Елена Михайловна,

учитель начальных классов

Новоазовской ОШ I-III степеней №1,

высшая квалификационная категория,

учитель-методист.

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ В ДИАЛОГЕ С СОВРЕМЕННОСТЬЮ:

БЕСЦЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОГО МАСТЕРА

Проблема здоровья человека всегда была и будет, пока существует мир. В настоящее время она становится внеочередною образовательной и социальной политики молодой Донецкой республики. Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии, настоятельно выдвигают с каждым днем все больше требований к человечеству и его здоровью. Наиболее всего вызывает тревогу здоровье детей и подростков. По официальным данным ежегодно общий уровень отклонения в здоровье растет на 6,7%. Это, не считая хронических заболеваний. У каждого ребенка в возрасте до года можно определить не менее трех различных заболеваний. Новая социально-экономическая действительность диктует необходимость формирования культа здоровья в сознании подрастающего поколения. В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Конституцией Донецкой народной республики определено, что высшей социальной ценностью государства является человек, его жизнь и здоровье.

Задача современной школы - полноценная подготовка детей к самостоятельной жизни, то есть сохранение и укрепление здоровья ученика. Это основы фундамента благополучия следующих поколений. Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив необходимыми знаниями, умениями, навыками, которые необходимы для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Именно это вызывает необходимость обращения к классической педагогике с целью поиска воспитательных систем, которые могут быть использованы для построения современного валеологического образования.

Особую актуальность приобретают многочисленные положения творческого наследия В. А. Сухомлинского в становлении современной школы Донецкой республики. Изучая педагогическое творчество великого классика, мы столкнулись с удивительным феноменом: чем больше мы отдаляемся от того времени, когда жил и творил Василий Александрович, его наследие становится более современным, а его Павлышская средняя школа - это школа будущего на все времена. Для практиков она - горизонт.

Понятие валеологического образования в трудах В. Сухомлинского отсутствует. Не формулировались им ни принципы, ни методы личностно ориентированного подхода, здоровьесберегающей технологии и компетентности. Однако большая его часть посвящена вопросам формирования культуры здоровья ученика. Он утверждал, что здоровье и учёба взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку, чем крепче здоровье ученика, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель образования теряет сущность содержания.

Процесс формирования культуры здоровья учащихся Павлышской средней школы проходил путем комплексного, гармоничного воспитания. Понимание единой, целостной сути личности дало В. Сухомлинскому возможность преодолеть однобокость в учебно-воспитательном процессе и обеспечить целостность духовного, психического, социального и физического развития школьников во всех сферах деятельности. Процесс формирования культуры здоровья учащихся совмещал общее и специфическое воспитание, то есть валеологически направленных видов деятельности. Известный методист считал, что воспитать ребенка как личность возможно при осмыслении учителями того, что здоровье - это средство для самовыражения и самосовершенствования человека.

Педагоги школы под руководством В. Сухомлинского разработали целостную систему формирования культуры здоровья школьников, которая реализовывалась с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей развития (анатомо-физиологических, социально-психологических). Кроме того Василий Александрович подчеркивал исключительное значение необходимости учета ведущих видов деятельности и сенситивных периодов способствующих созреванию тех или иных функций, способностей и качеств личности.

«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, настоящее, яркое, самобытное, неповторимое жизни» [4, с.15] Именно в этот период происходит формирование характера, мышления, речи ребенка, его развитие и становление как личности. Упущенное в дошкольном возрасте еще можно исправить в младших классах, но упущенное в период обучения в начальной школе исправить сложнее. Здесь особенно важна роль учителя. Если он может все сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть - хорошими, умными и здоровыми. Эти результаты стали возможны только потому, что В. А. Сухомлинский, как он сам пишет: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя». [4, c.103]

Со вступлением в школу для малыша резко меняется не только место пребывания и режим, но именно наполнение учебного процесса, окружение, питание. Глубоко понимая трудности первоклассников, Василий Александрович пришел к выводу, что начинать обучение необходимо за год до его официального начала. В Павлыше было создано "Школу радости" для дошкольников. Этот год «был нужен мне для того, чтобы хорошо узнать каждого ребенка, глубоко изучить индивидуальные особенности ее восприятия, мышления и способность к умственному труду. Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. Надо также хорошо знать его индивидуальные особенности здоровья каждого ученика - без этого нельзя нормально учить ». [4, с.19].

Разработанное В. Сухомлинским содержание процесса воспитания культуры здоровья обучающихся стимулировало активность всех функций личности. «Хорошо, крепкое здоровье, ощущение полноты, неисчерпаемости физических сил - очень важное условие жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолевать трудности. Духовная жизнь ребенка - его интеллектуальное развитие, мышление, память, внимание, воображение, чувства, воля - во многом зависят от «игры» ее физических сил. Слабый, слабый, больной, склонный к болезням ребенок на уроке быстро устает, угасают ее глаза, становятся вялыми ее движения. Поэтому учебный труд детей, все виды их деятельности мы рассматриваем на фоне общего состояния и развития их физических и духовных сил ». [3, с. 192-193]

Содержание валеологического воспитания в Павлышской СШ реализовывалось в процессе освоения учебных предметов и во время внешкольной воспитательной работы. В процессе формирования культуры здоровья школьников одинаково важны были обще-учебные предметы и предметы художественно-эстетического цикла.

Теоретический блок культуры здоровья в основном формировался на уроках. Дети получали знания о здоровье человека в целом (духовное, психическое, физическое и социальное) и в частности (о строении своего организма, о расположении и функционировании органов, о здоровом образе жизни, прививались гигиенические умения и навыки, основы профилактики заболеваний, влияние окружающей среды на здоровья человека, велась разработка системы средств оздоровления организма).

Активно способствовали формированию эмоционально-чувственной сферы личности, развития духовного и психического здоровья предметы художественно-эстетического цикла. Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетические сферы человека. Музыка - это язык чувств. На уроках музыки у детей пробуждается представление о высоком, величественном, чистом не только в окружающей среде, но и в самом себе. То есть В. Сухомлинский, прежде всего, воспринимал музыкальное воспитание, как «воспитание человека». «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистота души» [4, c.62]. Этот метод валеологического воспитания использовался почти на каждом уроке.

Известный постулат В. Сухомлинского: «Без взаимодействия человека с природой невозможно умственное развитие, как без мелодии невозможна музыка, без слов - язык, без книги - наука» [5]. Что это значит? Вчитываемся и понимаем, что в течение года было проведено в саду под голубым небом около 40% всех уроков. Это уроки мышления среди природы, которые способствуют развитию у детей наблюдательности и мышления. Они тесно связаны с уроками ознакомления с окружающим миром, естествознанием, чтением и родным языком, с уроками изобразительного искусства, трудового обучения. К таким урокам передовые учителя идут не один год и в этом помогают советы В. А. Сухомлинского [2, с.66]. Он считал среду неисчерпаемым источником духовного, психического и физического здоровья каждого человека. Диагностирования здоровья учащихся доказали благотворное силу обучение в «зеленых классах». Уроки среди природы Василий Александрович связывал с физическим состоянием ребенка, с полноценным состоянием работы его мозга и интеллектуальных сил.

Великий Мастер призывал учителей быть особенно чувствительными к эмоциональному состоянию детей младшего школьного возраста. Он убежден, о прямом влиянии эмоции и чувства на различные системы их организма: сердечной деятельности и состояние сосудов, органы дыхания, скелетные мышцы. «Без эмоционального подъема невозможно нормальное развитие клеток детского мозга. С эмоциональностью связаны и физиологические процессы, происходящие в детском мозге: в моменты напряженности, подъема, увлечения происходит усиленное питание клеток коры полушарий. Клетки в эти периоды тратят много энергии, но в то же время и много получают от организма »[4, с.45].

Умение сдержанно выражать свои эмоции - это показатель сформированности эмоционально-волевого блока культуры здоровья младших школьников. «Умение управлять желаниями - в этой, казалось бы, простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке - источники человечности, отзывчивости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека» [4, с.86].

Характерной особенностью процесса формирования культуры здоровья младших школьников, было овладение алфавиту эмоциональной культуры, воспитания чувств: «Если хорошие чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, так как чисто человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживаниями и чувствованиями тончайших оттенков родного слова» [4, с.60]. А умение ребенка «чувствовать сердцем другого человека» - это первый шаг в духовном развитии. Именно во время получения младшим школьником этих качеств, он учится видеть мир с позиции другого человека. В силу своей динамичности мотивационная сфера младшего школьника дает возможность для развития у него социального поведения и мотивов, необходимых для проявления сочувствия.

Важными формами воспитания операционно-практического блока культуры здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса были подвижные упражнения, спортивные игры и соревнования, физический труд, тренировки, спортивные праздники. Для всех учащихся 1-10 классов Павлышской СШ традиционной была зарядка перед началом занятий под открытым небом.

Изучая педагогическое наследие Василия Сухомлинского, мы обнаружили, что для школьников Павлыша особенно валеологически насыщенными были каникулы. «Осенние, весенние и зимние каникулы мы всегда проводили на свежем воздухе, среди природы - в походе, на привале, в лесу, в играх ... Летние каникулы дети проводили в походах, путешествиях по лугам, полям, лесах. Месяца непосредственного общения с природой давали очень много для укрепления здоровья, и для умственного развития детей. После окончания I класса дети провели август в колхозном саду и на пасеке. После окончания Второй - на колхозной бахче »[4, с.106].

Одной из основных задач педагогического процесса в начальной школе В. Сухомлинский видел в привитии учащимся навыков правильно организованного распорядка дня. Изучение здоровья младших школьников убедило коллектив школы в том, что неправильно организованный режим дня является причиной плохого состояния здоровья большинства детей. Центральный момент его - правильное чередование труда и отдыха, бодрости и сна, ведь нарушения сна негативно сказывается на здоровье и настроение. Выполнение требований рано ложиться спать и рано вставать, делать утреннюю гимнастику, закаляться, сбалансированно, рационально питаться, большую часть дня проводить на свежем воздухе - советовал родителям обучающихся начальной школы Василий Александрович.

Тщательное исследование педагогического наследия В. А. Сухомлинского по формированию культуры здоровья младших школьников в практике работы Павлышской СШ, дают возможность утверждать актуальность и соответствие современной начальной школе взглядов Великого Педагога. Использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий позволило обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителям эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Особенностью воспитательного процесса в школе была перспективность воспитания. Педагогический коллектив старался утвердить в сознании младших школьников необходимости внимательного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью других людей, привить качества и навыки, которые необходимы в подростковом возрасте и во взрослой жизни. Идеи В. А. Сухомлинського прочно укоренились в работе современной школы. Творческое осмысление наследия выдающегося педагога и методиста обогащают опыт работы над внедрением валеологического образования в практику. Педагогика В. Сухомлинского неисчерпаема, она всегда остается педагогикой завтрашнего дня, чем более углубляешься в педагогическое наследие известного методиста, тем более понимаешь это.

Литература:

1. Гаркуша Н. С. Воспитание культуры здоровья школьников в деятельности классного руководителя: дис .... канд. пед. наук: 13.00.01 / Гаркуша Наталья Сергеевна. - Белгород, 2007. - 259 с.

2. Романишин И. Развитие мышления младших школьников в контексте идей В. Сухомлинского // Научные записки ТДПУ им. В. Гнатюка: Педагогика. - 2002. - №5. - С. 62-66.

3. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности / Сухомлинский В. А. // Выбор. Соч.: в 5-ти т. - М.: Сов. Шк., 1976. - Т. 1. - С. 55-206.

4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / Сухомлинский В.А. // Выбор. соч .: в 5-ти т. - М.: Сов. шк., 1977. - Т. 3. - С. 7-279.

5. Сухомлинский В. А. Советы взрослым и юношеству / http://www.vsukhomlinski.narod.ru/

6. Карпенко М. И. Сухомлинский о проблеме формирования культуры здоровья учащихся начальной школы. Педагогический дискурс, выпуск 10, 2011, с. 210

7. http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/peddysk/2011_10/karpenko.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа клуба по интересам "Маленькая страна великих мастеров"

Деятельность клуба направлена на создание условий для развития личности ребёнка, раскрытие потенциальных возможностей и способностей детей, в обеспечении их эмоционального благополучия, формирование с...

Великий мастер

Николай Петрович Богданов-Бельский...

Урок чтения в 4 классе "Два великих мастера "( по рассказу К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками")

Раскрытие идеи и смысла рассказа К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками". На уроке показаны два великих мастера : К.Паустовский - мастер слова и Э.Григ - мастер музыки. Надо жить, принося...

Тезисы к докладу на тему «Великая Победа: наследие и наследники», Социальный школьный проект, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Письма в прошлое»

Система воспитательной работы в начальной школе  строится на тесных взаимоотношениях с семьями учащихся. И формируя первоначальные представления об истории страны мы опираемся на историю семьи. И...

Объекты культурного наследия. Великая китайская стена.

Великая Китайская Стена является современным чудом света....