«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми в группе продлённого дня»
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Григорьева Ольга Алексеевна

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные.
/Н. Амосов/

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в работе  с детьми в группе продлённого дня»

В формулировке  Всемирной организации здравоохранение здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного  физического, душевного и социального благополучия. Здоровье рассматривается как динамичный показатель жизнеспособности человека. Его изучают  с разных  сторон (соматическое здоровье – сфера биологии и медицины, физическое здоровье – физкультуры и спорта, психическое здоровье – психологических наук, а нравственное здоровье – это сфера воспитания).                                                                                                                                                                     Как показывает  практика, здоровье ребенка    значительной мере зависит от применяемых технологий семейного, дошкольного и школьного  воспитания, от здорового образа жизни.                                                                                                Понятие « здоровый образ жизни» представляет совокупность форм поведения, способствующих выполнению человеком профессиональных, общественных  и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность личности на то, чтобы формировать, сохранять и укреплять свое здоровье.                                                                                                                                      В социально-педагогической  практике и теории идет поиск  проблем   здоровья детей, создаются здоровьесберегающие и здоровьесберегающие  модульные и локальные технологии, в содержании которых выделяются  такие направления:      

1. Социально – ориентированное направление (охрана прав детей  в области здоровья, формирование у детей здорового образа жизни, нормальное питание, режим, борьба с вредными привычками психогигиена, половое просвещение).            

2.  Медико - психологическое направление (медико-гигиеническая диагностики и мониторинг профилактика заболеваний, помощь, лечении, психогигиена, психотерапия.                                                                                          Здоровьесберегающие технологии, используемые  в ГПД являются частью технологий по сбережению здоровья ребенка в семье и школе.                                       В настоящее время многие родители выбирают для своих детей занятия в ГПД. Ребенок постоянно находится в зоне педагогического влияния.                       Успешная работа ГПД зависит от того,  насколько правильно организован в ней режим. От рационального, с точки  зрения педагогической и гигиенической, построение режима зависит повышение успеваемости ,сохранение достаточной работоспособности и предупреждение утомляемости учащихся. Выполняемой в течении длительного времени правильный режим способствует укреплению здоровья, создает бодрое, жизнерадостное настроение  и повышает работоспособность  школьников. Неуклонное следование предписаниям режима воспитывает у детей такие ценные качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность. Режим в ГПД строится в соответствии с гигиеническими требованиями. Он характеризуется определенным расположением  урочных и внеурочных занятий в течение дня, недели, года. Его структура складывается из следующих частей: уроки, активный отдых самоподготовка, внеурочная деятельность, занятие по интересам, прогулки, экскурсии. Переход к игровым и самодеятельным формам занятий, физические нагрузки, многообразии связей при общении, как правило, способствуют снятию утомления. Режим в ГПД может быть представлен следующим образом:                                                                                                       Уроки        активный отдых                самоподготовка.          Объяснение подобной расстановки элементов режима дается учеными физиологами, которые обнаружили, что во время уроков в промежутке между 9 и 11 часами наблюдаются проявление наивысшей детской работоспособности, затем следует спад и ее исчезновение. Временное появление ее наступает после достаточно продолжительного отдыха, насыщенного движениями и физическими нагрузками. Вторично работоспособность появляется в промежутке с 16 до 17 часов. Ученые наблюдают, что  вторично работоспособность может и не возникнуть, если содержание отдыха будет нести значительную умственную нагрузку.  В этом случае вместо утомления появится переутомление. Как учебная работа , так и активный отдыха в режиме группы продленного дня проводятся в два приема. По  гигиеническим соображениям обе части активного отдыха разделяются обедом.     Особое место в режиме дня занимает самоподготовка, которая должна проводиться в одно и тоже время. Продолжительность ее не должна превышать нормы.                                                                                      Успех самоподготовки зависит в огромной мере от условий труда детей во время самоподготовки. Отдохнувшие, без признаков усталости возбуждения дети легче включаются в работу и успешнее справляются с ней.                                                                                                                         В понятие «активный отдых» входят физкультурно-оздоровительные  мероприятия в режиме дня, экскурсионные, прогулочные, спортивные, игровые занятия, физический труд. Эти занятия служат целям всестороннего общего развития ребенка, удовлетворение его естественных потребностей в движении, общении и эмоциональной разрядке.             Если все то, что происходит во время активного отдыха, совпадает с потребностями детей, то они наиболее эффективны в воспитательном отношении.                                                                                               Большое значение для физического и эмоционального здоровья детей имеют внеклассные и внешкольные массово - физкультурные  мероприятия: соревнования по видам спорта, спортивные праздники «Веселые старты», сборы и туристические походы. Как правило, эти мероприятия проводятся в ГПД и позволяют детям участвовать во внешкольной работе школы и района, получать эмоциональный и физический заряд и  активно отдыхать при этом.                        Продленный день используется в настоящее время, как прогрессивная форма организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального, физического развития и духовного роста. Пребывание ребенка в школьной группе продленного дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое ,так и нравственное).                                                                                           Здоровье – главная жизненная ценность.

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные.
/Н. Амосов/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности группы продлённого дня.

Приоритетные направления сохранения здоровья детей во время пребывания в группе продленного дня....

Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня

Система здоровьесберегающих технологий, применяемых в группе продлённого дня....

Обмен опытом "Использование здоровьесберегающих технологий в Группе продлённого дня".

Обмен опытом "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня"....

Технология воспитания потребности быть здоровым при работе с детьми в группе продлённого дня

Технология воспитания потребности быть здоровым при работе с детьми в ГПД...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя группы продленного дня.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в ГПД. Цели, задачи, виды здоровьесбережения....

Статья "Игровые технологии в практике работы воспитателя группы продлённого дня"

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в группе продлённого дня начальной школы....