Разговор о правильном питании
методическая разработка по зож (3 класс) по теме

Полякова Наталья Анатольевна

Учить уроки, чтоб на «пять»,

И спортом заниматься,

Чтоб мозг и мышцы укреплять,

Нам надо правильно питаться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Коченевская СОШ №1 имени Героя  Советского Союза Н.Ф.Аргунова

Конспект проекта «Разговор о правильном питании» на тему:

«Если хочешь быть здоров!»

Автор:

Полякова Наталья Анатольевна,

                                                                     учитель начальных классов,

1 квалификационной категории

C:\Users\natasa\Desktop\школа\P1221219.JPG

Коченево 2015г.

Тема урока № 1:  «Здоровье в литературных произведениях»

Цели урока:  научить обучающихся анализировать литературные  источники с позиции  раскрытия главной темы.

Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.

Задачи урока по формированию УУД:

- формирование мотивации к здоровому образу жизни и расширении представлений о здоровом образе жизни;

- продолжить формирование умения определять главную идею литературного произведения,

- продолжить формирование умения определять жанр литературы,

- совершенствовать читательские навыки,

- формировать регулятивные умения: действовать по плану, стремить к выполнению поставленной  задачи, самостоятельно выполнять задание,

- отработать метапредметное  познавательное умение анализировать,  

- продолжить отрабатывать матепредметное умение работать с мультимедийным приложением.

Оборудование урока:

Средства ИКТ

1.  Мультимедийный комплект (проектор + компьютер + экран)

или компьютер с выходом на ЖК-экран.

2. Аудио проигрыватель.

Дидактический материал

1. Цветовые карточки настроения.

2. Раздаточный материал «Пословицы и поговорки»

3. Список литературы с Интернет-ресурсами.

4.Мультимедийное приложение

ХОД УРОКА

1.  Организационный момент

Рано солнышко встаёт

И спешит скорей в обход.

– Как, ребятушки, живете?

– Как здоровье, как животик?

– Одолела вас дремота?

– Шевельнуться неохота?

– Всем командую: "Подъём!”

– Мы уроки проведём.

2. Определение состояния обучающихся.

Заполняется ячейка «начало урока» в  карточке «Моё настроение». (Приложение 1).

3. Игра «УГАДАЙ».  Чтение. (Отработка навыка чтения).

Педагог даёт задание отдельным ученикам прочитать текст на экране (загадки), а остальных учащихся просит показать то, о чём идёт речь. (Затем на экране появляется ответ.)

 На ночь два оконца

   Сами закрываются,

   А с восходом солнца

   Сами открываются.    (глаза)

 Он нужен для дыхания,

  Ещё - для обоняния.   (нос)  

  В одной комнатушке

   Соседи живут:

   Одни  всё кусают,

   Другие – жуют.     (зубы)

   Не лишился друг, чтоб слуха,
    Не кричи ему ты в ...   (
ухо)

  Чтоб ходить и прыгать мог

   У меня есть пара …  (ног)

   Любят труд, не терпят скуки

    Всё умеют наши … (руки)

  Их не сеют, не сажают,

    Они сами вырастают.        

    Не в лесу, не на опушке,

    На затылке, на макушке. (волосы)

  - А к какому жанру относятся эти стихотворения?

  - Загадки.

Далее учитель начинает фразу, а учащиеся заканчивают. (Первую фразу для образца может полностью назвать педагог).

Главное, чтобы

ваши  глаза…  хорошо видели.

 Нос … чувствовал запахи.

Зубы – были крепкие и здоровые.

Уши – хорошо слышали.

и т.д.

4. Определение темы и цели урока.

Учитель предлагает обучающимся назвать тему урока и подводит к тому, чтобы была названа тема «Здоровье».  

А какой у нас урок?  - Литературное чтение.

Поэтому мы будем говорить не просто про здоровье, а о том, как эта тема раскрывается в произведениях ваших любимых писателей.

И тема сегодняшнего урока «Что расскажут  о здоровье  наши любимые книги? »

5. Гимнастика для глаз. (Выключить экран! Играет мелодия Шопена.) 

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем…

А теперь мы поморгаем…

6. Чтение отрывков из произведений К.И.Чуковского.

Первый отрывок. (Читает ученик)

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит      

Обучающиеся продолжают строки.

- Как называется это произведение и кто автор?

- «Айболит». К.И. Чуковский.

- Скажите, какая основная идея в этом произведении?  

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Учитель подводит учеников к тому, что идёт речь о докторах и лечение.

- А как вы считаете хорошо, когда люди и животные вынуждены обращаться к докторам?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Делается вывод, что лучше быть здоровым.

Чтение следующего отрывка из произведения К.И. Чуковского (Читает ученик).

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам –

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане, -

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

- Вспомните название этого произведения.

- «Мойдодыр».

- А какая главная мысль в этом произведении?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Делается вывод, что автор, говорит о важности умывания, чистоты и гигиены.

- Как автор подчёркивает важность умывания, прочитайте строки?

Учащиеся работаю с текстом. Читают отрывки. (Выключить экран!)

- А как вы думаете, почему К.И. Чуковский затронул тему гигиены в своём произведении?

- Как мы можем назвать такую историю? (Поучительной. Учит детей чистоплотности. )

- А что ещё надо делать по утрам? (Зарядку)

- А мы проведём физкультминутку.

7. Физкультминутка.

Вышли уточки на луг 
Вышли уточки на луг, 
Кря-кря-кря! (Шагаем.) 
Пролетел веселый жук, 
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) 
Гуси шеи выгибают, 
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) 
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) 
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.) 
Шарик тоже зарычал, 
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) 
Зашептал в воде камыш, 
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) 
И опять настала тишь, 
Ш-ш-ш. (Присели.)

8. Продолжение работы с произведениями К.И. Чуковского.

Чтение следующего отрывка (Читает ученик).

"Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"

- Назовите главную героиню этой истории. (Федора)

- А как называется произведение? (Федорино горе)

- Как вы думаете, почему автор так назвал своё произведение?

Чему нас учит эта история?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Делается вывод, что дома должно быть чисто, посуду надо мыть, за вещами следить.

- Найдите строчки в тексте, которые позволяют  понять мнение автора о главной героине и её поступках.

Обучающиеся работают с текстом. Читают отрывки.

9. Работа в парах.

Предлагается 5 пословиц.

- Чистота - залог здоровья.

- Сладко естся, так плохо спится.

- С курами ложись, с петухами вставай.

- Здоровью цены нет. 

- Здоровому все здорово.

 Обучающиеся должны выбрать те, которые отражают главную мысль произведений К.И. Чуковского. Обсудить в паре.

10. Обобщение.

- Какие пословицы вы выбрали и почему? (Обучающиеся отвечают).

- Почему важно уметь определять главную мысль литературного произведения?

Обучающиеся делают выводы.

- Давайте вспомним ещё раз, какая главная мысль произведений К.И. Чуковского, которые мы с вами сегодня вспомнили?

Обучающиеся отвечают.

- К какому жанру можно отнести произведения К.И. Чуковского и почему?

Обучающиеся отвечают. (небылицы)

- Вспомните произведения, в которых раскрывается тема «Здоровье».  

Обучающиеся вспоминают и называют произведения и авторов.

- Многие авторы раскрывают в своих произведениях тему «Здорового образа жизни» и ваша домашняя  работа будет связана с поиском таких произведений.

11. Домашнее задание

Подобрать отрывки из литературных произведений, пословицы, поговорки,  иллюстрации и другой материал,  раскрывающий тему здоровья и ЗОЖ.  (Приложение 2).

12. Рефлексия.

На выданных листочках написать одним словом, что запомнилось.

Заполнить ячейку  «конец урока»  в карточке «Моё настроение» (Приложение 1).

Методическая разработка позволяет педагогу не только решить учебные задачи по литературному чтению, связанные с отработкой навыков чтения и умению определять главную мысль произведения, но и позволяет решить важные воспитательные задачи по формированию здорового образа жизни у обучающихся.

Библиография

  1. Чуковский К.И. Стихи и сказки/ Корней Чуковский, ил. Владимира Канивца. – М.Эксмо, 2009. – 160 с.:ил.
  2. Пословицы и поговорки о здоровье

http://www.razumniki.ru/zdorov_pogovorka_poslovica.html

  1. Пословицы и поговорки о спорте

http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-pro-sport.html

Приложение1

МОЕ НАСТРОЕНИЕ

ДН

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

урока

1

2

3

4

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

1

2

3

Начало

Конец

Хорошее –                                 Не очень хорошее –                                    Плохое –  

Приложение 2

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

- Чистота - залог здоровья.

- Сладко естся, так плохо спится.

- С курами ложись, с петухами вставай.

- Здоровью цены нет.

- Здоровому все здорово.

- Будь не красен, да здоров.

- Быстрого и ловкого болезнь не догонит. 

- Закаляй своё тело с пользой для дела.

- Холода не бойся, сам по пояс мойся.

- Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.

- Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.

- Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.

- Пешком ходить – долго жить.




Предварительный просмотр:

МКОУ Коченевская СОШ №1 имени Героя  Советского Союза Н.Ф.Аргунова

Конспект проекта «Разговор о правильном питании» на тему:

                      «Хлеб да каша - пища наша»

Автор:

Полякова Наталья Анатольевна,

                                                                     учитель начальных классов,

1 квалификационной категории

C:\Users\natasa\Desktop\каша\фото0011.jpg

Коченево 2015г.

Тема № 5:  «Хлеб да каша - пища наша»

Цель:

  • расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;
  • сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов,
  • получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;
  • способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.

Ход занятия:

Вхождение в урок.  Приложение  (презентация, мультфильм)

 Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня (пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу).

- Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия. (Дети садятся)

- Посмотрите ещё раз на пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение, с чем вы его можете сравнить? Оно как нежное маленькое зёрнышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.

II. Выведение темы и цели занятия.

- Какие продукты и блюда получают из зерновых культур? (хлеб, хлебобулочные изделия, каши)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (о блюдах из зерна)

- Тема нашего занятия так и звучит: "Хлеб и каша - пища наша".

III. Работа по теме урока.

Страничка "Хлеб - всему голова".

1.Актуализация знаний.

- Что вы знаете о хлебе?

- Я надеюсь, что ваши знания пополнятся.

Ученица:

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим, -

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб - соль из рук!

2. Рассказ учителя. Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почётном месте. Дорогих гостей встречают хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Считается, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.

Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.

Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы ни  выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.

3.Аукцион "Хлебобулочные изделия".

- Какие хлебобулочные изделия вам известны?

- Хлеб и хлебобулочные изделия - незаменимые продукты питания. Они постоянно присутствуют на нашем столе и в будни и в праздники.

- У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

В Украине очень популярна  паляница.

В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.

Армянская пита - это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.

Маца - тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.

- Почему не назвали торты, печенье, пирожные? Это кондитерские изделия.

- На ваш взгляд, что полезнее? Давайте узнаем, выполнив практическую работу на странице 41.

4. Определение состава хлеба и пирожного.

- Раскрасьте рисунки, и узнаете, какие питательные вещества содержатся в хлебе и пирожных (раскрашивают).

- Сравните состав и объясните, почему не стоит часто и много есть пирожные и торты.

- Хлеб богат углеводами, белками и витаминами, а в пирожном в большом количестве содержатся жиры и углеводы, что способствует отложению лишнего жира и может привести к ожирению.

- Для детей вашего возраста суточное количество хлеба должно составлять 60-70г ржаного и 150г пшеничного (показать куски хлеба).

В детском питании продукты из зерновых культур занимают очень важное место. Так, хлеб является одним из основных источников белка, углеводов, минеральных веществ. Он содержит незаменимые аминокислоты. Однако хлеб относительно беден кальцием, поэтому его лучше сочетать с молоком, кефиром и другими молочными продуктами.

Хлеб никогда не приедается, не надоедает - таково его удивительное свойство. Он является одним из самых главных продуктов питания многих народов мира.

5. Физминутка. Исполнение песни "Каравай".

6. Изготовление символа благополучия - "Хлебного дерева".

В наши дни лепка из солёного теста стала очень популярным занятием. И это неудивительно. Лепить из солёного теста - большое удовольствие и радость. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме,- символ богатства и благополучия. И хлеб с солью всегда будут на столе. Я предлагаю изготовить "Хлебное дерево" - символ благополучия, ваша задача - вылепить всевозможные хлебобулочные изделия.

Пусть же это дерево каждому принесёт добро, радость и благополучие.

7. Обобщение.

- Как нужно относиться к хлебу?

- Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

Страничка "Праматерь хлеба".

1.Рассказ учителя.

- Следующая страничка нашего занятия называется так "Праматерь хлеба".

- Кто из вас сможет объяснить это выражение? (Мать всех хлебов)

- Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал. Праматерью хлеба величают её в народе. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: "Каша - мать наша". А ещё каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир на Руси так и называли "кашей".

Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: "С ним каши не сваришь". Выражение дошло до наших дней.

Сейчас я вас приглашаю в гости к русской народной сказке "Каша из топора".

2.Сценка "Каша из топора".

- А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?

(Ребята называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара: перловая, рисовая, гороховая). Любую кашу можно сварить на воде.

- Какие каши ещё известны?

- Самые "старшие" среди каш - пшеничная, перловая и овсяная, человек ест их уже 9 тысяч лет. Рисовую кашу - 5 тысяч лет; гречневую кашу - 4 тысячи лет.

3. Любимая каша

- Кто из вас любит кашу? Как показали результаты анкетирования, в нашем классе кашу не любит только 1 человек, самые любимые каши: рисовая - 6 человек, гречневая - 7 человек и манная - 11 человек.

- Как кашу можно сделать вкусной? Какие добавки можно положить в кашу?

- Без добавок любят кашу - 3 человека, а любимые добавки - масло, варенье, сахар и сухофрукты.

- В какой приём пищи лучше употреблять каши?  На завтрак, т.к. они содержат необходимое количество питательных веществ. Каши легко усваиваются.

Кашу любят все. Любимой кашей Петра I была ячневая каша. А вы знаете, что это за каша? (Ячменная каша)

Все мы с детства помним сказку Пушкина, в которой поп кормил своего работника Балду варёной полбой. Что же это такое?  Полбой на Руси называли особый вид пшеницы - с ломким колосом. Это каша их зёрен такой пшеницы.  

4. Игра "Продолжи пословицу".

- Предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о хлебе и каше. На красных карточках записано начало пословицы, на зелёных - продолжение. Одна группа читает начало пословицы, продолжение должна выбрать одна из оставшихся групп.

Без хлеба - не будет и обеда.

Если про кашу не забудешь - здоровым будешь.

Гречневая каша - матушка наша.

Без печки холодно - без хлеба голодно.

Ржаной хлебушко - калачу дедушка.

Хлеб ногами топтать - народу голодать.

Покуда есть хлеб да вода - всё не беда.

Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.

Хороша кашка, да мала чашка.

Щи да каша — пища наша.

Кашу маслом не испортишь. 

5. Рефлексия.

- Кто желает высказаться по уроку? Продолжите мысль:

"Я понял(а), что….."Я узнал(а), что….."Мне было интересно ….."Теперь я буду …….

- В нашем селе есть хлебопекарня, где выпекают очень вкусный хлеб и булочки. Вы хорошо поработали, и сейчас я хочу вас угостить.

C:\Users\natasa\Desktop\каша\фото0010.jpg

C:\Users\natasa\Desktop\каша\фото0011.jpg

C:\Users\natasa\Desktop\каша\фото0012.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Название конкурсной работы

Методика реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Время есть булочки»

Автор (ФИО полностью)

 Полякова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории  

Телефоны автора

Должность

учитель начальных классов

Место работы: школа, район

Муниципальное казенное образовательное учреждение  Коченевская  средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Н.Ф.Аргунова, Коченевский район

Адрес школы: почтовый индекс, город, улица, дом, телефон

Адрес электронной почты

tito.natali2012@yandex.ru

Возраст учащихся

6-7 лет   1-2 класс   3-4 класс  5-6 класс

Используемая часть программы «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания»

«Разговор о правильном питании»

«Две недели в лагере здоровья»

«Формула правильного питания»

1. Описание системы работы по реализации выбранной части программы.

Часть программы, используемая автором.

«Разговор о правильном питании»

Темы программы, используемые автором.

1. «Если хочешь быть здоров»

2. «Самые полезные продукты»
3. «Как правильно есть»

4. «Удивительные превращения пирожка»

5. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»

6. «Плох обед, если хлеба нет»

7. «Время есть булочки»

8. «Пора ужинать»

9. «Где найти витамины весной»

10. «На вкус и цвет товарищей нет»

11. «Как утолить жажду»

12. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»
13. «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»

14. «Всякому овощу - свое время»
15. «Праздник урожая»

Возраст учащихся, для которых предназначена конкурсная работа.

Возраст 6-8 лет.

Название организационной формы (форм) конкурсной работы – проект, праздник, конкурс, игра и т.д.

 Внеклассные занятия, памятка.

Где была реализована конкурсная работа.

Учебная деятельность, внеклассная работа.

Какие образовательные и воспитательные задачи позволяет решать.

-формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- формирование у  школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми  практических навыков рационального питания;
- формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
- информирование детей   о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.

В чём заключается новизна и оригинальность конкурсной работы.

Интегрированный курс:

-программа  «Разговор о правильном питании»;

-литературное чтение;

-окружающий мир;

-изобразительное искусство и художественный труд;

-физическая культура

Достоинства  программы заключаются в том, что обучение носит здесь интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, и представляет собой систему игровых заданий, помогающих ребятам легко и эффективно осваивать секреты правильного питания.


Тематическое планирование интегрированного курса

по программе «Разговор о правильном питании»

1 класс

предмет

Тема по предмету

Тема по программе

Примечание

1

Физическая культура

«Твой организм»

«Если хочешь быть здоров»

Таблица органов пищеварения

2

Литературное чтение

В.Драгунский

 «Что я люблю»

«Самые полезные продукты»

Дневник полезных продуктов

3

Окружающий мир

«Гигиена человека»

«Как правильно есть»

Игра «Законы питания»

4

Окружающий мир

«Режим дня»

«Удивительные превращения пирожка»

Циферблат часов

5

Литературное чтение

Н.Носов  «Мишкина каша»

«Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»

Виды круп

6

Изобразитель-

ное искусство

«Пшеничное поле»

«Плох обед, если хлеба нет»

Гуашь, кисть

7

Литературное чтение

Э.Хогард «Мафин печёт пирог»

«Время есть булочки»

Иллюстрации кондитерских изделий

8

Физическая культура

«Режим дня»

«Пора ужинать»

Молочные продукты

9

Изобразитель-

ное искусство

«Природа проснулась»

«Где найти витамины весной»

Аппликация из цветной бумаги

10

Окружающий мир

«Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?»

«На вкус и цвет товарищей нет»

Цветные карандаши

11

Окружающий мир

«Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит?»

«Как утолить жажду»

Игра «Музей Воды»

12

Физическая культура

«Твой организм»

«Что надо есть, если хочешь стать сильнее»

Таблица органов пищеварения

1

2

3

4

5

13

Окружающий мир

«Почему надо есть много овощей и фруктов»

«Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»

Иллюстрации овощей и фруктов

14

Изобразитель-

ное искус-

ство

«Осень – пора плодородия»

«Всякому овощу - свое время»

Гуашь, кисть

15

Изобразительное искусство

«Урожай нашего сада»

«Праздник урожая»

Аппликация из цветной бумаги

2 класс

предмет

Тема по предмету

Тема по программе

Примечание

1

 Литературное чтение

«Если хочешь быть здоров »

«Если хочешь быть здоров »

Анкета для детей

2

 Окружающий мир

«За покупками»

«Самые полезные продукты»

Игра «Магазин»

3

Физическая культура

«Твой организм»

«Как правильно есть»

Таблица  строения тела человека

4

Окружающий мир

«Режим дня»

«Удивительные превращения пирожка»

Циферблат часов

5

Литературное чтение

В.Драгунский «Тайное становится явным»

«Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»

Виды круп

6

Литературное чтение

Русская народная сказка «Каша из топора»

«Плох обед, если хлеба нет»

 Пословицы о хлебе

7

 Окружающий мир

«Режим питания»

«Время есть булочки»

Иллюстрации кондитерских изделий

8

Физическая культура

«Режим дня»

«Пора ужинать»

Молочные продукты

9

Изобразительное искусство

«Весенняя земля. Полевые работы»

«Где найти витамины весной»

Аппликация из цветной бумаги

1

2

3

4

5

10

Изобразительное искусство

Цвет и пятно, как средство выражения.

«На вкус и цвет товарищей нет»

Гуашь, кисть

11

Окружающий мир

«Впереди лето»

«Как утолить жажду»

Праздник чая

12

Физическая культура

«Твой организм»

«Что надо есть, если хочешь стать сильнее»

Таблица органов пищеварения

13

Окружающий мир

«В гости к весне»

«Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»

Иллюстрации овощей и фруктов

14

 Окружающий мир

«В гости к осени»

«Всякому овощу – свое время»

Таблица«Растения осенью»

15

Окружающий мир

«Какие бывают растения»

«Праздник урожая»

Игра «Собираем урожай»

Большое значение я уделяю самостоятельной творческой и исследовательской деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.). Дети узнают об основных питательных веществах, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета.

Стараюсь больше применять формы коллективной деятельности учащихся, обычно они сами создаются в процессе совместного поиска. Формы коллективной творческой деятельности отличаются от других форм, прежде всего характером постановки задач и освоения опыта учащимися. Школьники как бы сами «открывают» эти задачи и под руководством педагога приобретают, создают новый опыт, применяя ранее усвоенные знания и умения. Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу и радость. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач, находя каждый раз новый вариант (разработки уроков, внеклассных  мероприятий Приложение №2)

2. Описание методики реализации конкретной темы  из выбранной части программы.

Тема 7

Пора есть булочки.

Педагогическая цель

Познакомить детей с вариантами полдника, создать условия для получения представления о  значении молока и молочных продуктов, их творческого развития,  формирования навыков совместной деятельности со сверстниками.

Тип урока

Урок-мастерская.  

Планируемые результаты (предметные)

Участвуют в групповой работе; договариваются друг с другом о возможном распределении ролей. Читают выразительно вслух; составляют рассказ; отгадывают загадки; заучивают стихи песни.

Личностные результаты

Проявляют интерес к учебному материалу; понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ ее решения, осуществляя пробы.

Познавательные: общеучебные – структурируют знания; ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – умеют строить рассуждения в форме простых суждений; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблемы.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия и термины

Полдник, меню, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты.  

Образовательные ресурсы

Разговор о правильном питании. http://festival.1september.ru/articles/501897/,    

 Жаворонок из теста.http://gotovimdoma.ru/                                                     

Сценарий занятия

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала занятия

Дети распреде-лены на группы (рассажены за 3 больших стола)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к нашему занятию!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проявляют готовность начать учебную деятельность

Фронтальный. Наблюдение учителя

        

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Презентация (Приложение №1)

- У нас сегодня занятие по  правильному питанию.

Теперь каждому необходимо подумать и ответить на вопрос: «Что значит правильно питаться?

Для чего это нужно?»

 - Какое время показывают часы на экране?

- Кто-нибудь из вас знает, как называется это время приёма пищи?

 

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

 

Осознанно отвечают на поставленные вопросы.

Принимают учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

III. Открытие новых знаний

1. Работа с текстом (учебник – тетрадь «Разговор о правильном питании», с. 39-40)

Фронтальная. Словесный. Чтение

 

Распределение ролей.

– Прочитайте диалог.

- Запомните, называются булочки, которые напекла бабушка?

–  Как называется время приёма пищи в 4 часа дня?

- Запомните названия всех приёмов пищи!

Читают. Отвечают 
на вопросы учителя

Выразительно читают, соблюдая интонацию и знаки препинания. Высказывают свое мнение

Запоминают названия всех приёмов пищи.

Фронтальный. Чтение, устные ответы

2. Определение темы занятия  

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

–  Как называется время приёма пищи в 4 часа дня?

- Какие продукты полезнее всего употреблять на полдник?

Отвечают 
на вопросы учителя

Принимают тему занятия  

Фронтальный. Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

3.Рассмотре-

ние вариантов проблем  

Фронтальная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа

–  Определите проблему, над которой будете работать!

Определяют проблему: Какие продукты полезнее всего употреблять на полдник? Составление меню для полдника.

Работают над созданием проблемы. Понимают необходимость выбрать меню для полдника

Фронтальный. Чтение, устные ответы

4. Отгадывание загадки, исполнение песни «Кто пасётся на лугу?» (сл. Ю. Черных, муз.А.Пахмутовой)

Фронтальная. Словес

ный, проблемный.  

Беседа.

- Белая водица

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Всё, что хочешь, делай.

- Молоко незаменимый продукт детского питания, в состав которого входят 100 различных веществ, которые находятся в оптимальном соотношении, поэтому хорошо усваиваются ...

Отгадывают загадку, исполняют песню.

Доказывают полезность молока.

Понимают необходимость употребления молочных продуктов

Фронтальный. Устные ответы

5. Распределение задач по группам

Конкурс – викторина «Знатоки молока»

Груп-

повая. Словес-

ный, практический, проблемный. Беседа

– В каждой группе определите и обсудите возможные варианты и выдайте как можно больше ответов.

- Проверим!

Выполняют задания учителя в группах

Умеют сотрудничать друг с другом в группе, совместно планируют свои действия

Груп-

повой. Устные ответы, план работы

Физкульт-

минутка

- Вспомним правила поведения!

Если мой совет правильный, хлопайте, если нет – топайте!

- Чтоб прогнать тоску и лень, подниматься каждый день

Нужно ровно в 7 часов,

Отворив окна засов,

Сделать лёгкую зарядку

И убрав свою кроватку.

Душ принять и завтрак съесть.

- Это правильный совет?

- Перед тем, как сесть поесть,

Правило такое есть:

Надо б в руки мыло взять

И в воде пополоскать…

- Это правильный совет?

- Постоянно нужно есть

Для здоровья важно!

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу?

- Этот мой совет хороший?

- Не грызите лист капустный.

Он совсем, совсем невкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

- Это правильный совет?

- Зубы вы почистили и идите спать. Захватите булочку Сладкую в кровать.

- Это правильный совет?

- Если свой обед

 Ты начнёшь с кулька конфет,

Жвачкой импортной закусишь, Шоколадом подсластишь, Будешь ты здоров и весел.

- Так ведь, милые друзья?

Слушают учителя.

Отвечают жестами на вопросы.

 

Осознанно отвечают на поставленные вопросы.

Принимают учебную задачу

Фронтальный.  

6. Самостоятельная работа участников  (учебник – тетрадь «Разговор о правильном питании», с. 41)

  Индивидуальная. Словесный, практический. Творческая работа.

 

- Определите проблему: хлебобулочные изделия полезны для человека или вредят здоровью?

– Придумай и нарисуй любое хлебобулочное изделие.

- Проверим!

Определяют проблему: хлебобулочные изделия полезны для человека или вредят здоровью?

Самостоятельно выполняют практические задания творческого характера.

  Индивидуаль-ный.

 Творческая работа

7. Практическая работа

(изготовление «Жаворонков» из  солёного теста)

Индивидуальный. Групповой. Практический проблемный.

Творческая работа.

 

 

- Вспомните, как называются булочки, которые испекла бабушка?

 - Таких Жаворонков пекут на день памяти 40 мучеников Севастейских (22 марта). У наших предков существовала вера в то, что 22 марта из тёплых стран прилетают СОРОК разномастных, разнопёрых, разноголовых и разноклювых птиц, и первая из них – жаворонок. 22 марта зима с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Наступает праздник «Жаворонки»! Праздник весны и тепла!

–  Повторим технику безопасности при работе с солёным тестом.

- Выполняем работу, следуя моим советам.

Выполняют работу по плану, показанному на презентации.

Работают индивидуально и в группе, осуществляют взаимоконтроль, оказывают помощь друг другу

Групповой. Устные ответы

8. Выставка поделок.

 Обсуждение полученных результатов

Группо-

вая. Словес-

ный. Рассказ, беседа

– Обсудите результаты самостоятельной работы!

- Оцените свою работу!

Рассказывают друг другу о проделанной работе

Работают в группе, осуществляют взаимоконтроль, оказывают помощь друг другу

Груп-

повой. Устные ответы

V.Рефлексивно-оценочный

Фронтальная. Словесный. Беседа

 

- Как называется приём пищи между обедом и ужином?

- Что можно есть на полдник?

- Что понравились на занятии больше всего?

- Если на занятии у тебя всё получилось, приклей в тетрадь «улыбку-вишенку»!

Отвечают на вопросы учителя устно и смайликами.

Анализируют и оценивают свою работу.

Фронтальный. Устные ответы

Работая над темой «Пора есть булочки», мы с детьми пришли к выводу о том, что все люди разные, и каждый народ готовят свои блюда. Что касается питания, то здесь вкусы настолько различны, что у каждого народа в течение веков сложилась своя национальная кухня. Это мы поняли, когда ребята начали называть в качестве любимых такие блюда, названия которых другим даже были незнакомы, но очень сильно их заинтересовали.Изготовление жаворонков вызвало у ребят большой интерес. Они с удовольствием лепили из соленого теста.  Узнали историю своих предков.

Ребята настолько были увлечены этой «вкусной» темой,  что у них появилось желание изложить свои мысли на бумаге, поделиться своими впечатлениями относительно любимого блюда письменно. Я использовала сложившуюся ситуацию…Поэтому следующим этапом работы над темой стало сочинение-миниатюра «Моё любимое блюдо», которое мы написали на уроке русского языка на этапе закрепления темы «Имя прилагательное».

Участие родителей в реализации конкурсной работы

Одним из важнейших условий эффективной реализации проекта была поддержка родителей.

Конечно же, работа по сбору информации по теме, её систематизация была ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители помогали своим деткам и в оформлении творческих работ.

Конечно же, самостоятельно второклассники не смогли бы сделать эти работы, поскольку, мы видим, в них представлены фотографии, демонстрирующие приготовление блюд. Обязательно нужна была помощь со стороны взрослого (помогали и папы, и мамы, и бабушки). Взрослые направляли своих детей, подсказывали, как лучше сделать, взяли на себя техническую сторону работы: фотографирование, накопление материала на электронном носителе.  Так же родители активно принимают участие в анкетировании.

Данные опросов и анкетирования родителей показывают, что взрослые по достоинству оценили реализацию программы «Разговор о правильном питании», я печатаю памятки в помощь родителям(Приложение №3).

      Родители стали уделять больше внимания вопросам питания своих детей. Помогают ребятам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания; оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни; дома поддерживают ребят в закреплении знаний и навыков, связанных с этикетом в области питания.

     Родители наши первые помощники во всех делах и начинаниях.

Оценка эффективности конкурсной работы

Считаю, что усваивать программу «Разговор о правильном питании» в значительной степени помогает такая форма коллективной деятельности, как проектная. Возможность применения проектного метода в начальной школе, я думаю, не требует доказательств. Необходимость формирования общеучебных умений и навыков у младших школьников закреплена во всех нормативных документах. И метод проектов - хороший инструмент для их формирования. Кроме того, проект решает важнейшие коммуникативные задачи, способствует сплочению коллектива при достижении общих целей. А такой опыт очень важен для каждого человека.  При изучении 1 части программы «Разговор о правильном питании» можно делать самые разные проекты практически по всем темам. Наиболее интересной  для ребят,  стала  тема «Пора есть булочки».

С полной уверенностью я могу сказать, что почти  у всех детей сформировалось представление о том, как можно сохранять и укреплять здоровье, соблюдая законы правильного, рационального питания. Так, например, дети умеют составлять собственное меню с учетом полученных знаний. Ребята изучают меню, которое предлагает школьная столовая, и считают, что это меню составлено безупречно и соответствует законам рационального питания. Дети даже пытаются контролировать ситуацию в своей семье, дают советы родителям.

Смею надеяться, что опыт, приобретённый ребятами в ходе работы над проектом,  пригодится им в дальнейшей  жизни, поможет  развитию творческого, активного коллектива единомышленников.

Список используемой литературы

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 80 с.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Программа «Разговор о правильном питании» – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.  
  3. Безруких М.М. и др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 72 с.
  4. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 1 кл. – М.: Росмэн, 2006
  5. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2005. с. 5-47
  6. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.-№4.-С.13-30.
  7. Ладодо К.С., Отт В.Д., Фатеева Е.М. и др. Основы рационального питания детей. – Киев, 1987. – 256 с.
  8. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005
  9. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Сборник нормативных и методических материалов. Ч.1. 3-е изд., перераб. и допол. / автор-составитель Чистякова Л.А.- Иркутск: ИИПКРО, 2012. – 102 с.
  10. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002. – 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"

Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...

Методическая разработка по программе "Разговор о правильном питании" (первая часть): праздничное (итоговое) представление "Правильно питаться, здоровьем отличаться!"

С помощью сказочных героев дети отправляются в кулинарное путешествие по городу Здоровянск. Они сортируют разные крупы и рассказывают, как приготовить овсяную кашу. Гово...

«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».

Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...

«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»

Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...

Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Разговор о правильном питании» Тема занятия: «Здоровое питание»

Знания полученные на этом занятии помогут учащимся выбирать продукты питания, полезные для здоровья, а также вырабатыватьположительное отношение к здоровому питанию...