Выступление на педсовете
методическая разработка по зож на тему

Кротенко Ирина Леонидовна

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_pedsoveta_no_2.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

                          «Забота о здоровье ребёнка –это

                           не просто комплекс санитарно-

                           гигиенических норм и правил…

                           и не свод требований к режиму,

                           питанию, труду, отдыху. Это прежде

                           всего забота о гармоничной полноте

                           всех физических и духовных сил, и

                           венцом этой гармонии является

                           радость творчества»

                                                          В.А.Сухомлинский

Целью своей работы как учителя ставлю: организация образования и воспитания на основе здоровьесберегающих технологий как фактор формирования познавательной активности и самостоятельности младшего школьника.

Сохранение жизни, здоровья и развитие детей – основное направление организации учебно-воспитательного процесса.

Что же в моем понимании представляет «здоровый урок?».

Здоровый урок – это тот урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся. Удерживая её на индивидуально-высоком уровне. Здоровый урок – это тот урок,  который сохраняет желание учащихся работать дальше. Здоровый урок – это тот урок, который развивает. Создать такой урок и учить каждого в соответствии с его природными возможностями очень сложно. Постоянно приходится искать материал, соответствующий целям урока, способствующий снятию усталости, создавать комфортные условия для учебной деятельности.

При подготовке к уроку стараюсь чередовать разные виды деятельности. Уроки начинаю с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку.. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость. Учебный материал увязываю с уже известными данными, с прошлым опытом.

При выборе формы урока продумываю все упражнения для того, чтобы не допустить перенапряжения мышц туловища и глазодвигательных мышц. Учебный материал распределяю в соответствии с динамикой текущей работоспособности учащихся, осуществляю дифференцированный подход.

Первые 3-5 минут – это фаза вхождения в урок. Поэтому нагрузку даю небольшую. Период устойчивой оптимальной работоспособности 15-20 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем идет снижение нагрузки, так как развивается утомление. В последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, провожу закрепление нового материала, обращаю внимание на главные моменты пройденной темы. Обязательно провожу валеологические паузы на 10-15-25-30 минутах. Средняя продолжительность таких пауз составляет 30-60 секунд. Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей, поэтому их провожу обязательно

Критерии здоровьесохраняющего урока:

  • Двигательная активность.
  • Сенсорно-разнообразная среда.
  • Развитие мелкой моторики руки.
  • Работоспособность.
  • Дифференциация.
  • Эмоциональный фон.

        Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки.

 Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением , с элементами самомассажа и другими средствами ,помогающими восстановить оперативную работоспособность.

 В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

упражнения по формированию осанки,

укреплению зрения,

укрепления мышц рук,

отдых позвоночника,

упражнения для ног,

релаксационные упражнения для мимики лица,

потягивание,

упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

    Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая

одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.(ПРИМЕРЫ)

1. «Буратино потянулся,

  Раз – нагнулся, два – нагнулся,

  Руки в стороны развел,

  Видно ключик не нашел.

  Чтобы ключик нам достать,

  Нужно на носочки встать»

2.«Тишина».

 Тише, тише, тишина!

 Разговаривать нельзя!

 Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать

 И тихонько будем спать.

3. Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились ,

 Наклонились, выпрямились .

Ниже, ниже , не ленись,

Поклонись и улыбнись.

 

 Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего  развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость. (ПРИМЕРЫ)

1.Рожки

Идет по парте человек,

Переставляет ножки

А если ножки смотрят вверх,

Что получилось?

Рожки!

2.Птенчики

Сделали мы гнездышко-

Посмотри, посмотри !

Маленькие птенчики

Там внутри, там внутри.

Стали наши птенчики

Подрастать ,подрастать

И, расправив крылышки,

Улетать, улетать .

                                        Упражнение для глаз

Сидя за партой.

1.  Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2.  Движения глазными яблоками.

- глаза вправо - вверх.

- глаза влево - вверх.

- глаза вправо - вниз, -глаза влево - вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 сек.

                                    Упражнения для мышц рук.

1) «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

2) «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

    Динамические паузы– организационная форма активного отдыха на открытом воздухе. Длительность динамической паузы – 35 минут. (Фото)

Внеклассные мероприятия

 Классные часы на темы: «Уроки Мойдодыра»,  «Правильно ли мы едим?», «Что мы знаем о глазах», «Осанка», «Как избежать болезни», Веселые старты» и т .д. (ФОТО)

  Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

 В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"

Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....

Выступление на педсовете

В выступлении говорится о совершенствовании физической культуры младших школьников...

Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"

В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления  ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...

выступление на педсовете

Выступление на педсовете по теме "Критерии успешности учителя"...

Выступление на педсовете "Урок в свете ФГОС"

Презентация и видеофрагмент из урока развития речи. 3 класс....

Выступление на педсовете "Чередование творческих поручений"

Влияние игры-соревнования «Чередование творческих поручений» на межличностные отношения в коллективе; формирование ответственности и самосознания у младших школьников»....