Программа внеурочной деятельности "Подвижные игры"
рабочая программа по зож на тему

Порошина Светлана Алексеевна

Подвижные игры являются неотъемлемой частью физического и художественного воспитания учащихся начальной школы. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc2.docx74.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Цели изучения

 - Формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны.
- Формирование толерантности.

 - Охрана и укрепление физического и психического здоровья младших школьников. 
- Обеспечение эмоционального благополучия.  

- Формирование этических норм поведения.
-  Воспитание уважительного отношения друг к другу.
 Общая характеристика

Задачи:

- Пропаганда здорового образа жизни.
- Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью.
- Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения),
б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений.

События,  происходящие в нашей стране, поставили новые задачи перед учителями и организаторами досуга детей. Для педагогов особенно важна задача непрерывности учебно-воспитательного процесса.

Особенность этой задачи в том, чтобы проводить эту работу ненавязчиво, дать возможность детям отдохнуть, сменить вид деятельности и сделать мягкий переход от классно-урочной системы к активным, содержательным видам отдыха: соревнованиям и играм.

Детям нужна игра в любую пору их жизни. И нужен взрослый, опытный человек, который сумеет заинтересовать игрой не компьютерной, но развивающей точность, подвижность, ловкость, глазомер. Учителю нужно суметь предложить игру, воспитывающую умение анализировать, вырабатывающую выносливость, закаляющую тело и душу ребенка. Игры приучают детей терпеливо сносить боль от падений и ушибов, требуют смекалки, находчивости, развивают массу навыков и умений. 

Подвижные игры являются неотъемлемой частью физического и художественного воспитания учащихся начальной школы. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств.

Основным условием успешного внедрения подвижных игр в жизнь школьников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Учитель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели при этом испытывать радость.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

     Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

   Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.  

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания  школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны,  создается  эмоционально  положительная  основа  для развития патриотических чувств. 

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности детей младшего школьного возраста,  уровень предшествующей физической подготовки.

Примерная структура занятия

Весенне-осенний период.

Первая часть

1.Организованный выход, построение.

Ознакомление детей, построившихся у дорожки для бега, с программой спортивного часа, инструктаж по ТБ.

2. Медленный бег трусцой – 3-4 мин.

3. Ходьба, упражнения на дыхание, общеразвивающие  упражнения.

Вторая часть

1. Игры.

2. Эстафеты.

3. Самостоятельные игры и развлечения с использованием мячей, скакалок, игры в футбол, пионербол.

Третья часть

1. Медленный бег трусцой - 2-3 мин, ходьба до восстановления дыхания.

2. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

Примерная структура занятия

Зимний период.

Первая часть

1.Организованный выход, построение.

Ознакомление детей, построившихся у дорожки для бега, с программой спортивного часа, инструктаж по ТБ.

2. Ходьба на лыжах в равномерном темпе (10-15 минут).

Вторая часть

1. Эстафеты  на лыжах. Учащиеся выстраиваются у линии старта в 2-3 колонны. По сигналу стоящие первыми обегают свои флажки (булавы и т.п.), расположенные в 20 метрах от линии старта, возвращаются обратно и касанием лыжной палкой о палку следующего игрока передают эстафету.

2.Катание с горок.

3. Игры и развлечения с использованием санок, лыж.

Третья часть

1. Ходьба на лыжах в равномерном темпе (3-4минуты).

2.  Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

Планирование  составлено  на 33 ч.,  1 занятие в неделю.

Результаты освоения

Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

      Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:

  • представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Содержание курса

Вводное занятие.  План работы курса. Правила поведения и режим работы. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины.

Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой . Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их предупреждения.

Общая физическая и специальная подготовка. Практические занятия. Строевые упражнения. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах. Акробатика. Подвижные игры. Спортивные игры. Лыжи. Упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами. Повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходный положений, метание набивных мячей (1-2 кг)  одной и двумя руками из разных исходный положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок “в горку”; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком),  с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание и последующее спрыгивание с горки матов; спрыгивание и последующее запрыгивание на горку матов.

Броски: большого мяча снизу из положения стоя и сидя.  Метание малого мяча на дальность способом “из-за головы”.

Прыжки: в длину и высоту с разбега способом «перешагивание».

Спортивные соревнования.

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств (4 часа). Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

Упражнения со скакалками. Бег с  высоким подниманием  бедра,  прыжками и  ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением. Упражнения со скалками.

Подвижные игры, основанные на элементах:

- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;

- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;

- лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;

- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

Зимние забавы . Зимой на воздухе. «Городки», скатывание шаров,

«Гонки снежных комов». Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». Эстафета на санках. Лыжные гонки.

Итоговое занятие (2 часа). Праздник здоровья и подвижной народной игры.

Спортивные игры на улице. История возникновения игры, правила игры, оборудование, отработка приемов, выбор и ограничение пространства. Отработка игровых приемов.

Ходьба на лыжах.  Подготовка оборудования, выбор местности для занятий, оказание первой помощи при обморожениях. Организация спортивных соревнований.

Спортивные игры в зале: футбол, баскетбол. История возникновения игры, правила игры, оборудование, отработка приемов, выбор и ограничение пространства.

 «Вышибалы». История возникновения игры, правила игры, оборудование, отработка приемов, выбор и ограничение пространства.

Ожидаемый результат

  • Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательного воздействия окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.
  • Включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
  • Снижение заболеваемости школьников.
  • Снижение психоэмоциональных расстройств.
  • Повышение уровня физической подготовки школьников.
  • Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
  • Снижение последствий умственной нагрузки.
  • Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе.

Механизм отслеживания результатов:

  • мониторинг здоровья уч-ся
  • наблюдение

Материально – техническое обеспечение

Бревно напольное, козел гимнастический, перекладина гимнастическая, стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая, комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания), мячи: набивной 1и 2 кг, мяч малый (теннисный) мяч малый (мягкий), палка гимнастическая, скакалка детская, мат гимнастический, кегли, обруч

Учебно – методическое обеспечение

Основная учебно-методическая литература

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по физической культуре.

 Дополнительная учебно-методическая литература и источники

  • Н. И. Дереклеева. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Москва: «ВАКО», 2012.
  • А.Ю.Патрикеев. «Подвижные игры 1-4 классы», Москва: «ВАКО», 2013.
  • А.Ю..Зимние подвижные игры 1-4 классы», Москва: «ВАКО», 2013.
  • Г.П.Попова. «Дружить со спортом и игрой», Волгоград: «Учитель»,  2013.

Основные Интернет-ресурсы

http://standart.edu.ru/

http://www.razvivashki.ru/11/

http://party.fome.ru/main-3.html

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st135.shtml

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/index.shtml

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Кол-во

часов

Дата

плану

факту

1.

Вводное занятие. Упражнение « Высокие деревья». Подвижные игры:  «Кузнечики», «Лошадки». Самостоятельные игры: футбол, вышибалы.

Прыжки. Подвижные игры. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей

1

2.

Упражнение «Боксёры».

Эстафета с обменом мячей. Подвижные игры: «Ловишки», «Круговая лапта».

Подвижные игры. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Метание набивного мяча.  Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей

1

3.

Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Чехарда». Эстафета с прыжками с ноги на ногу. Самостоятельные игры: футбол, прыжки через скакалку, «классики».

Равномерный бег. Чередование ходьбы и бега.  Преодоление малых препятствий.  Развитие выносливости. Игры Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. Общеразвивающие упражнения. 

1

4.

Разучивание игр «Два мороза», «Конники-спортсмены». Эстафета прыжками.

1

5.

Разучивание игр  «Мышеловка», «У медведя во бору». Эстафета по кругу. Самостоятельные игры.

Подвижные игры. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Метание набивного мяча.  Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей

1

6.

Разучивание игр «Волк во рву», «Горелки». Эстафета «Паровозик». Комбинированная эстафета.

Игры. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей.

1

7.

Подвижные игры:  «Наперегонки парами», «Ловишки-перебежки».

Самостоятельные игры.

Прыжки. Общеразвивающие упражнения. 

Подвижные игры. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей.

 

1

8.

Разучивание игры  «Лягушки-цапли», Быстрее по местам». Эстафета с прыжками с ноги на ногу. Самостоятельные игры.

1

9.

Разучивание игры  «Кенгурбол», «Аисты».

Эстафета с прыжками через движущее препятствие.

Перетягивание каната.

Прыжки. Подвижные игры. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей

1

10.

 Эстафета с переноской предметов. Разучивание игр «Перетягивание каната» ,  «Не намочи ног».

Подвижные игры. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. Общеразвивающие упражнения. 

1

11.

Разучивание игры «Береги предмет»

«Кто первый допрыгает  через обруч к флажку?»

1

12.

Разучивание игр «Пролезай-убегай», «Пчёлки». Самостоятельные игры.

1

13.

«Пятнашки», «С кочки на кочку», «Кот и мыши». Игры по выбору.

Подвижные игры. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Весёлые старты. Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой рукой в движении. Броски в цель. Подвижные игры.  Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей

1

14.

«Кто дольше не собьётся», «Удочка».  Игры по выбору. Разучивание игр  «Покати-догони», «Прыгай выше и дружнее»

1

15.

Весёлые старты.

Разучивание игр «Упасть не давай», «Совушка»

 

1

16.

Катание на лыжах. «Трамвай», «Найди себе пару».

 Игры по выбору.

ТБ на уроках лыжной подготовки. Разгибание толчковой ноги в скользящем шаге. Попеременный двушажный ход. Подъём «лесенкой» наискось, опираясь на лыжные палки. Игры. Игры на лыжах.       

1

17.

Катание на лыжах.  «Быстрые упряжки»,  «На санки»,  катание на санках.

Разгибание толчковой ноги в скользящем шаге. Попеременный двушажный ход. Подъём «лесенкой» наискось, опираясь на лыжные палки. Игры.

Изменение скорости передвижения скользящим шагом и попеременным двушажным ходом.

Эстафета на лыжах. Игры.

1

18.

Эстафеты на лыжах.

 «Поменяй флажки», «Через препятствия»

1

19.

Самостоятельные игры.

1

20.

 Катание на лыжах и санках.  Разучивание игр «Пройди и не задень», «Зима и лето»

 

1

21.

Самостоятельные игры. Игры по выбору: снежки, катание на санках с ледяных горок.

1

22.

Игры по выбору: снежки, катание на санках с ледяных горок, катание на коньках. Разучивание игр «Гонки парами», «Будь внимателен»

1

23.

Эстафеты на лыжах.

Игры по выбору: снежки, катание на санках с ледяных горок, катание на коньках, лыжах.

 

1

24.

«Метко в цель», «Конники спортсмены». Эстафета прыжками.

Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой рукой в движении. Броски в цель. Эстафеты.

1

25.

«Мяч соседу», «Гуси-лебеди». Эстафета с передачей палочки.

1

26.

Самостоятельные игры: ручной мяч, футбол, баскетбол

Развитие скоростно-силовых способностей. Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой рукой в движении. Броски в цель.

27.

«Быстрые и меткие», «Зайцы в огороде». Эстафета по кругу. Игры по выбору: ручной мяч.

1

28.

« Успей поймать», «Космонавты».

Соревнования на точность броска мяча в корзину. Самостоятельные игры.

Соревнования. Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей.

1

29.

«Попади в последнего», «Дальше и выше», «Беги и хватай». Эстафета «Паровозик».

Общеразвивающие упражнения. 

Подвижные игры. Эстафета с обменом мячей. Игры по выбору Комбинированная эстафета Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей.

1

30.

Игра «Фигуры», эстафеты. Комбинированная эстафета.

 Игры по выбору.

 

1

31.

Упражнение «Силачи». Игры:  «День и ночь», «Волк во рву».

Комбинированная эстафета.

1

32.

Игры по выбору учащихся. Эстафеты с предметами и без предметов.

1

33.

Итоговое занятие. Игры.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Игры народов мира"

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Игры народов мира" для 3 класса (2 часа в неделю)...

Программа внеурочной деятельности "Игры народов мира"

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Игры народов мира" для 3 класса (2 часа в неделю)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры в самих себя"

Рабочая программа ВД по социальному и общекультурному направлению развития личности...

Программа внеурочной деятельности "Игра"

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности  младших школьников, ориентированной  на общеинтеллекту –альное направление духовно – нравственного во...

Программа внеурочной деятельности "Игры народов мира" 1 класс

Педагогическая целесообразность: в процессе реализации программы подвижные игры  у детей вырабатывается бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерски...

Рабочая программа внеурочной деятельности «ИГРЫ НАРОДОВ МИРА» 1 КЛАСС

Рабочая программа кружка «Игры народов мира» разработана на основе регионального компонента, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, компле...