Статья "Формирование здорового образа жизни младших школьников".
статья по зож на тему

Ахмадеева Майя Кавыевна

Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».Современным обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_publikatsii.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ахмадеева М.К.

Средняя общеобразовательная школа №20, г.Альметьевск

На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физического здоровья, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях школы и семьи.Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе педагогов. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют  культуру здоровья, имидж здорового образа жизни.    

Поскольку у педагогов и психологов в последние годы вызывают опасения материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников, основная задача обучения детей состоит в физическом интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.

Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу.Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели: физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей.В Республике Татарстан у 70 % детей,  поступающих в 1 класс, уже имеются отклонения в состоянии здоровья. Низкий исходный уровень здоровья поступающих в школу детей неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьнымнагрузкам и является причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости.

За время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4-5 раз и уже к 8-му классу на 5% возрастает частота нарушений органов зрения, в 3-4 раза – органов пищеварения, в 2-3 раза – осанки, в 2 раза – нервно-психических расстройств. Из 6 млн. школьников, прошедших проф. осмотр в возрасте 15-17 лет, у 94,5% зарегистрированы различные заболевания, 20-25% составляют различные формы психических заболеваний.Лишь 8-10 % выпускников могут считаться абсолютно здоровыми.

В общественное сознание стали входить такие понятия, как «школьная близорукость», «школьные сколиозы», «школьная неврастения» и другие. Учеников не покидает ощущение большой занятости, переутомляемости, физических и нервных перегрузок, непосильных для неокрепшего организма и психики. Психологи фиксируют отклонение возрастных норм памяти, внимания, мышления у детей.

В течение многих лет я работаю над формированием здорового образа жизни младших школьников. С 1 сентября 2015 года я начала работать с учащимися 1 класса и с первых дней поставила перед собой цель: изучить состояние здоровья детей в адаптационный период.Используя такие методы исследований, как наблюдение, опрос-анкетирование, беседы с родителями, изучение и анализ медкарт учащихся, я получила следующие результаты: в классах есть дети, имеющие серьёзные отклонения в здоровье, связанные, прежде всего, с нарушением осанки – 16%, зрения – 13%, слуха – 2%, речи – 2%, сердечной деятельности – 11%, заболеваниями почек и печени – 7%, плоскостопием – 2%.

Проанализировав результаты исследования, я пришла к выводу, что в современном обществе становится актуальной проблема формирования у школьников убежденности в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение).Иными словами, здоровью надо учить. Для этого я определила цель работы: воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни. Для достижения данной цели поставила задачи:

  • создать условия для сохранения и укрепления здоровья  обучающихся    в образовательно-воспитательном процессе;
  • формировать мотивацию  к здоровому образу жизни;
  • познакомить с формами  активного отдыха и их влиянием на здоровье человека, увеличение двигательной активности воспитанников;
  • учить соблюдать  гигиенические нормы и культуру  быта;
  • осуществлять воспитание с целью профилактики вредных привычек;
  • формировать умения рационально организовывать жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма;
  • повышение педагогической грамотности родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития.

Забота о здоровье детей – важнейшая обязанность школы, всего педагогического коллектива, самого ребёнка и его родителей. Возникает явная необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в школьные программы в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся.

При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются разнообразные формы работы.В своем классе в рамках внеурочной деятельности я веду кружок «Азбука здоровья», в работе которого используется созданная программа «Моё здоровье». Во время учебных занятий и во внеурочное время работаю над  формированием у детей представления о здоровом образе жизни, пополняем их знания по экологии, диетологии, гигиене, санитарии и т.д.Учащиеся получают начальные представления о режиме дня, укрепляют здоровье, совершенствуют физические качества, осваивают определённые двигательные действия, активно развивают мышление, творчество и самостоятельность с учётом индивидуальных и возрастных особенностей.Уроки физкультуры, утренняя зарядка, физминутки на каждом уроке, прогулки, организация подвижных игр и спортивных соревнований, посещение бассейна, классные часы,чтение и обсуждение книг, устные журналы о здоровье, праздники здоровья, конкурсы рисунков, оформление уголка здоровья, создание благоприятного воздушно-теплового режима, обеспечение естественного освещения, организация питания детей,благоприятный эмоциональный настрой, беседы на родительских собраниях – всё это способствует решению одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.

 Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».Современным обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Системная работа на ступени начального общего образования должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

Литература:

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье.  – Кемерово. Кемеровское книжное

издательство, 2008 .

  1. Белов В.И. Психология здоровья. –  М.: Респекс, 2004.
  2. Касаткин В.Н. Педагогика здоровья. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
  3. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке

    влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков/

Здоровье населения и среда обитания. – 2002, №2.

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающиеобразовательные технологии в работе  

    учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

Формирование здорового образа жизни младших школьников

В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....

Культура здорового образа жизни младшего школьника.

Культура здорового образа жизни человека как важнейшая составляющая общей человеческой культуры - по существу одна из основных и самых непосредственных форм освоения человеком внешней и внутренней при...

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»

Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

Помня о том, что здоровье ребёнка - это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио  здоровья как средство формирования культуры здорового образ...