Рабочая программа по факультативу "Полезные привычки" для 4 класса
рабочая программа по зож (4 класс) на тему
Содержит информацию о концепциях программы, общую характеристику учебного процесса, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЗОЖ Полезные привычки | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 72»
Рассмотрено Принято Утверждено.
методическим объединением педагогическим советом Приказ № 21 3
учителей начальных классов. Протокол № __1__ Директор ____________
Руководитель МО _________ «__30_» августа 2015 года А.Б.Багаутдинова
Н.К.Перевозчикова
27 августа 2015 г 30 августа 2015 года
Рабочая программа
по курсу «Полезные привычки»
название факультатива
Составитель: С. А. Рассамахина
Эксперт: Н. К. Перевозчикова
Ижевск, 2015
Пояснительная записка
Данная рабочая программа адресована педагогическому коллективу МБОУ СОШ №72, обучающимся 4В класса и их родителям.
Программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми, других психоактивных веществ – «Полезные привычки», ориентирована на начальную школу – 1-4 классы. Составлена на основе материалов «Полезные привычки», разработанными сотрудниками «Project HOPE».
Рабочая программа предусматривает использование:
- Полезные привычки.: Рабочая тетрадь для 4 класса. / Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. - Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.
- Полезные привычки.: Пособие для учителей./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. - Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.
- Полезные расчёты, или как оценивать эффективность превентивного обучения.: Методические рекомендации для учителя./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. - Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.
- Полезные привычки.: Материалы для родителей./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. - Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.
Программа "Полезные привычки" придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.
Целями первичной профилактической деятельности профилактик злоупотребления ПАВ в образовательной являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.
Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам.
«Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.
Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.
Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.
Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее
внедрение в практику должно инициировать:
- потребность у детей в здоровом образе жизни;
- создание системы профилактики в образовательном учреждении;
- разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,
- формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,
- взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.
С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.
И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.
Цель программы: создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
- Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
- Учить детей эффективно общаться.
- Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
- Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:
- Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.
- Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.
- Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий - на классных часах.
- Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.
Основные компоненты работы:
- Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.
- Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей егшо полноте.
- Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.
Аксиологичность: формирование у детей представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:
- социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
- психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
- образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).
Методы обучения по программе «Полезные привычки»
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.
Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.
Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:
- Полученные знания позволяют детям, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.
- Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия.
- Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
- Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.
Обучающиеся должны знать:
о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ;
о факторах, влияющих на здоровье человека;
признаки здорового человека;
источники влияния и давления;
безопасные интересные способы проведения времени.
Уметь:
делать здоровый выбор;
понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
принимать рациональные решения;
анализировать собственные качества.
Обладать навыками:
сопротивления давлению и развития личностной и социальной компетентности;
эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления;
самоконтроля, самооценки;
преодоления стресса, тревоги;
ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ;
преодоления жизненных трудностей в целом;
самовыражения через увлечения, развивающие личность.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | УУД |
| 4 класс | |
1. 2 3 4 5 6 7 8 9 | Самоуважение. Дружба (часть 1) Дружба (часть 2) Учусь сопротивляться давлению. Учусь говорить «нет». И снова алкоголь. Алкоголь в компании. Презентации обучающихся. Обобщение знаний | Познавательные
-Структурирование знаний -Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания -Моделирование -Смысловое чтение
-Анализ объектов -Синтез объектов -Сравнение объектов -Классификация объектов Коммуникативные -Постановка вопросов -Разрешение конфликтов -Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка) -Умение полно и точно выражать свои мысли Регулятивные -Планирование -Коррекция -Оценка качества и уровня усвоения -Волевая саморегуляция Личностные -Самоопределение -Нравственно-этическая Привычки. |
Всего 9 часов | ||
Проектная деятельность.
4 класс. | ||
Дерево достижений. | ноябрь | Изготовление учащимися личных плакатов. |
Выбор решений. | декабрь | Разрешение конфликтных ситуаций. |
Как сказать «нет» и отстоять свое мнение. | Январь-февраль | Ролевая игра, где ребенок выступает в роли говорящего «нет» |
Учись сопротивляться давлению. | Март-апрель | Проигрывание различных ситуаций. Как себя при угрозе, шантаже, дружеском давлении. |
Основное содержание
Курс рассчитан на 9 часов, разделенных на 4 блока по 2 урока в каждом и урок- обобщение.
1 блок – «Я».
2 блок – «Я и другие»
3 блок – «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению»
4 блок – «Информация о ПАВ»
Ежегодно темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.
4 класс
Самоуважение
Качества, достойные уважения. Развитие в себе положительных качеств. Уважение. Самоуважение. Целеустремлённость.
Привычки
Анализ своих привычек. Вредные и полезные привычки. Привычки, укрепляющие здоровье.
Дружба
Качества, важные для дружбы. Проявления дружбы. Условия дружбы. Конструктивная, или созидающая критика. Критиканство, или разрушающая критика. Различные влияния дружбы. Влияние друзей друг на друга. Связь дружбы и социального здоровья.
Учусь сопротивляться давлению
Давление. Виды давления. Способы сопротивления давлению.
Учусь говорить «нет»
Ситуации, в которых отказ – единственный способ ответственного поведения. Формы отказа от табака и алкоголя. Эффективные способы отказа.
И снова алкоголь
Алкоголь и его реклама. Механизмы действия рекламы. Основные факты об алкоголе. Вредное воздействие алкоголя на организм.
Алкоголь в компании
Распространённые мотивы и последствия употребления алкоголя в компании. Ответственное поведение и здоровый выбор.
Литература
- Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004
- Романова О.Л. Этиология зависимостей от психоактивных веществ у подростков и теоретические основы их первичной профилактики: Обзор зарубежной литературы, Вопросы наркологии, З, 1996, 97-108.
- Сирота Н.А., Ялтонский В.М.. Теоретические, методологические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....