«Растения сада и огорода»
план-конспект урока по зож (1 класс) на тему

Формирование понятий "овощи", "фрукты", представление об их значении для здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_om.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока для 1 класса

по предмету «Окружающий мир».

УМК «Гармония»

Учебник «Окружающий мир»,

 автор программы О.Т. Поглазова.

Учитель начальных классов:

Кудрявец Сусанна Владимировна.

Задачи: формировать понятия «овощи», «фрукты», представления об их значении для здоровья               человека, о профессиях садовода и овощевода; развивать речь, фантазию, воображение и творческие способности учащихся; воспитывать уважительное отношение к работе людей, занимающихся выращиванием садовых и огородных культур.

Оборудование урока: карточки со словами «сад», «огород», «овощи», «фрукты», «овощевод», «садовод», картинки с изображением фруктов и овощей, презентация к уроку, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон, аудиозапись  ритмической композиции «Весёлые путешественники» (программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика») и мелодии русской народной песни «Во саду ли, в огороде…».

Ход урока.

  1. Сообщение темы урока.

Звучит мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде…»

- Ребята, вы узнали мелодию русской народной песни? Как она называется?

Слайд 1. На слайде тематический рисунок и  тема урока.

- И тема нашего сегодняшнего урока тоже называется «Во саду ли, в огороде…».

 Нам предстоит знакомство с растениями сада и огорода.

  1. Постановка проблемного вопроса.

- Что происходит с растением, когда отцветают его прекрасные цветы?

III. Новый материал.

Работа по учебнику.

       - Рассмотрите рисунки на странице 6 в учебнике. Что на них изображено?

 Найдите среди них плоды, выращиваемые в родном крае и те, которые привозят из других стран.

На какие группы можно распределить изображённые плоды? Сколько групп у вас получилось?

Слайд 2. На слайде изображён сад.

- А сейчас мы совершим экскурсию по саду и познакомимся с его обитателями.

Читаю стихотворение:

Тёплый лучик солнечный золотой иголочкой

Сарафаны вишен ягодками вышил.

И на щёчках яблочка появилась ямочка,

А на сливе синей почему-то иней.

Словно красна девица грушёвое деревце:

У него все детки праздничной расцветки.

- Можно ли назвать плодами вишню, грушу, яблоко, сливу? А нет ли у них общего слова? (Фрукты).

Слайд 3. На слайде изображены фрукты, дано определение слова «фрукты».

Чем все фрукты похожи, а чем отличаются?

Выполнение задания 3, с.4 в рабочей тетради.

                   Дети подписывают названия растений сада, раскрашивают их плоды.

Выполнение задания 4, с.3 в рабочей тетради.

Узнают растение по описанию плодов, рисуют и пишут отгадку. Составляют свою загадку для одноклассников.

- А как называют человека, занимающегося выращиванием садовых плодов? (Садоводом)

- Послушайте рассказ Л.Н. Толстого «Старик сажал яблони…»

       Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Старик сажал яблони…»

                    Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

 - Что вы можете сказать об этом старике? Какой он человек?

 Труд садовода нелёгок и кропотлив. Не один год пройдет, пока саженцы превратятся в урожайные деревья. А до этого надо рыхлить и удобрять землю в саду, бороться с сорняками и насекомыми-вредителями, обрезать лишние ветки, а в засуху обильно поливать деревья.

                   Физминутка.

- А теперь мы с вами пересаживаемся в автомобиль и отправляемся на огород для знакомства с его растениями.

Звучит аудиозапись песни «Весёлые путешественники» (программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»). Ребята выполняют соответствующую ритмическую композицию.

Мы едем, едем, едем

В далёкие края.

Хорошие соседи,

 Счастливые друзья.

(имитация езды на автомобиле, руки держат «руль»)

Нам весело живётся,

Мы песенку поём,

А в песенке поётся

О том, как мы живём.

(ходьба топающим шагом, вращение  согнутыми в локтях  руками («паровозик»)

На слова «Тра-та-та» - три хлопка справа у головы.

Повторение – три хлопка слева.

На слова «Мы везем с собой кота» - на 4-х прыжках руки вниз.

На слова «чижика» - наклон вперед, руки назад «хвостиком»,

«собаку» - слегка присесть, руки перед собой согнутые в локтях, кисти опущены,

«Петьку-забияку» - шаг на месте, одновременно маховые движения руками, согнутыми в локтях,

«обезьяну» - наклон вправо, руки согнуты в локтях, ладони вперёд,

«попугая» - наклон в том же положении влево,

«вот» - руки вперёд,

«компания какая» - руки опустить.

- Ну, вот мы и на месте.

Слайд 4. На слайде изображён огород.

Чем огород отличается от сада?

Слайд 5. На слайде изображены овощи.

Ребята, скажите, как называются огородные растения?  Чем отличаются растения сада и огорода? А что у них общего? Сравните овощи по цвету, форме, размеру.

Слайд 6. На слайде изображены теплицы.

Учитель читает стихотворение.

Хозяйка зимою с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла

Петрушку, томаты, укропчик и лук.

Откуда в метели? Скажи-ка мне, друг!

Иль тёплое лето зимою мне снится?

Нет, выросли овощи эти … (в теплице)

Почему и стены и крыша теплиц изготовлены из прозрачного материала?

Что кроме света необходимо растению для жизни и развития?

Слайд 7. Уборка урожая.

Как называют человека, занимающегося выращиванием овощей? Что знаете о труде овощеводов?

Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунки в учебнике с.7 и скажите, как они называются.

А какое значение овощи имеют для здоровья мы сейчас узнаем из следующей сценки.

Инсценировка «Спор овощей» (каждый овощ доказывает свою значимость и важничает).

Овощи: Кто из нас, из овощей и вкуснее, и нужней?

               Кто при всех болезнях будет всех полезней.

Учитель: Выскочил горошек, ну и хвастунишка!

Горошек:  Я такой хорошенький зелененький мальчишка!

               Если только захочу – всех горошком угощу!

Учитель:  От обиды покраснев, свёкла проворчала:

Свёкла:  Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала

                    Свёклу надо для борща и для винегрета.

                     Кушай сам и угощай – лучше свёклы нету!

Капуста:   Ты уж, свёкла, помолчи! Из капусты варят щи.

                     А какие вкусные пироги капустные!

                     Зайчики-плутишки любят кочерыжки.

                      Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

Огурец:   Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.

                  А уж свежий огуречик всем понравится, конечно!

Редиска:  Я – румяная редиска поклонюсь вам низко-низко,

                 А хвалить себя зачем? Я и так известна всем.

Морковь:  Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины?

                  Пей всегда морковный сок и грызи морковку –

                  Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким.

Учитель:  Тут надулся помидор и промолвил строго:

                  Не болтай, морковка вздор, помолчи немного.

                  Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный.

Дети:  Витаминов много в нем, мы его охотно пьем.

Лук:  Я – приправа в каждом блюде и всегда полезен людям.

          Угадали? Я – ваш друг, я – простой зеленый лук.

Картошка: Я – картошка так скромна – слова не сказала…

                     Но картошка так нужна и большим и малым!

Баклажаны: Баклажанная икра так вкусна, полезна…

Учитель:  Спор давно кончать пора.

Овощи:  Спорить бесполезно!

(Слышится стук)

                Кто-то, кажется, стучит…

                Это доктор Айболит!

(Появляется Айболит)

Айболит:  Ну, конечно это я, о чём спорите, друзья?

Овощи: Кто из нас, из овощей и вкуснее, и нужней?

               Кто при всех болезнях будет всех полезней.

Айболит:  Что б здоровым, сильным быть надо овощи любить,

                   Все, без исключения, в этом нет сомнения!

                   В каждом польза есть и вкус, и решать я не берусь,

                   Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!

- Какой совет для себя из слов доктора вы сделали?

Работа в паре.

Ребята обсуждают, какие части растений на странице 7 учебника используют в пищу и отыскивают карточки с их изображением в приложении к рабочей тетради.

Отгадывание загадок про овощи.

Летом в огороде

Свежие, зелёные,

А зимою в бочке –

Жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?

                            (Огурцы)

Кругла, рассыпчата, бела;

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь, правда, вкусная?

                                        (Картошка)

Продолжая отгадывать загадки, выполняя задание в рабочей тетради (с. 5, задание 5), ученики проставляют цифры.

Игра с цифрами.

Если из кабачка «вычесть» свёклу, то, что получится? (свёкла)

А если «сложить» помидоры и лук? (капуста)

Разгадывание кроссвордов на странице 6.

- Во что запрятан кроссворд? В какой овощ вы бы запрятали кроссворд?

Игра «Фрукты – овощи».

Учитель называет плод и бросает мяч детям, дети возвращают мяч при этом, называя группу, к которой относится плод.

IV. Итог урока.

                     

Что нового узнали на уроке? Был ли урок для вас интересным и полезным? А чем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Кто помогает человеку в саду и огороде"

Кто помогает человеку в саду и огороде? Цели: познакомить с понятием «текст», научить составлять предложения по заданной теме и схемам, развивать речь учащихся, продолжить работу с тематическим...

Презентация по окружающему миру по теме "Растения сада" по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Материал презентации помогает учителю более полно раскрыть тему и познакомить учащихся с культурными растениями сада и правилами ухода за ними в течении года....

занятие "Во саду, ли огороде."

коррекционно-развивающее занятие...

Витаминная кладовая в саду и огороде.

Внеклассное мероприятие, тема "Правильное питание"...

Презентация к уроку"Наши помощники-растения сада, поля, огорода" 1 класс.

Данная презентация поможет учителю провести урок, ребенку лучше изучить или повторить материал. Презентация расчитана на учащихся, обучающихся по учебнику А.А. Вахрушева "Я и мир"....

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Растения сада и огорода"

Цель: Познакомить с понятиями «овощи», «фрукты».и их значением в жизни человека; С профессиями овощевода и садовода; развивать речь, воображение и творческие способности; воспитывать уважение к кресть...

«Мир растений. Растения сада и огорода. Овощи и фрукты»

Предмет: «Развитие речи и окружающий мир», 7 класс. Индивидуальное обучение. Технологическая карта урока....