Формирование здорового образа жизни младших школьгников
статья по зож на тему

Липовская Ирина Васильевна

В статье показана работа классного руководителя над проблемой формирования у учащихся здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lipovskaya_i.v._statya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ                             МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ                                                                                                                                                

         В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым учебным заведением ставится задача – вести подготовку учащихся с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса,  направленных на использование здоровьесберегающих технологий. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность классных руководителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы сформировать безопасную образовательную  среду в начальной школе, необходимо учитывать, прежде всего, работу классного руководителя. [1]  Воспитательная работа строится по различным направлениям. Должна быть создана модель воспитательной системы «СемьЯ». Это семь направлений – семь дорог: «Судьба России» – гражданское, нравственное, патриотическое воспитание. «Ученье – свет» – учебная и научная деятельность. «Земли прекрасный вид» – экологическое воспитание. «Умелые руки» –  профессиональная подготовка и трудовое воспитание. «В здоровом теле – здоровый дух» – воспитание физической культуры и пропаганды здорового образа жизни.  «Я и моя семья» – сотрудничество с семьей, питание, режим дня.  «Красота спасет мир» –  эстетическое воспитание.

          Главным является работа по формированию культуры здоровья учащихся и правил здорового образа жизни. Культура здоровья человека – показатель его общей культуры. В современных требованиях к выпускнику общеобразовательной школы культура здоровья рассматривается как один из компонентов личности. Правила здорового образа жизни включают в себя следующее: организация рационального режима дня; организация рационального режима питания; здоровый психологический климат в классе и школе; культура движений; активный развивающий досуг.[2]

          По этим правилам должна строиться работа каждого классного руководителя.

1. Организация рационального режима питания. Проблема заключается в следующем: многие дети имеют низкое представление о правильном питании и полезности тех или иных продуктов, вследствие чего не все продукты они едят. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы научить их кушать всех и все приготовленные блюда.
Для этого проводятся игровые классные часы, рассказывается о каждом продукте, его свойствах и влиянии на организм, дети составляют меню на неделю, объясняют, почему они выбрали тот или иной продукт. В столовой дежурные следят за порядком, помогают накрывать на стол, контролируют санитарное состояние рук, а также смотрят за тем, чтобы каждый убрал за собой посуду после приема пищи.

2. Организация рационального режима дня. Формы работы:  – беседы, составление режима дня, отслеживание выполнения режима дня в процессе выполнения в школе и в сопоставлении со сведениями родителей, классные часы, игры по станциям, организованные совместно с учащимися средней и старшей школы. Самое главное при планировании такой работы – чтобы у каждого ребенка в классе сложилось представление, как организовать рабочий день таким образом, чтобы снять усталость и лишнее напряжение.

3. Культура движений. В учебном плане заложены 3 часа двигательной активности учащихся в неделю – это уроки физкультуры. В другие дни дети могут восполнить недостаток двигательной активности в студиях дополнительного образования и физкультурных секциях, а так же вне школы.

4. Здоровый психологический климат в классе и школе. Для выполнения этого правила здорового образа жизни проводится мониторинг психического здоровья детей (адаптация к школе, выявление уровня тревожности, уровня мотивации к учению, социометрия и д.т). Работа классного руководителя ведется в сотрудничестве с психологом и опирается на их исследования. Учитель должен выстроить индивидуально-личностную траекторию воспитания каждого ребенка в классе, продумать формы и методы воспитательной работы, учитывая эти исследования. Анализ информации помогает определить детей на занятия в дополнительном образовании с учетом их физического здоровья, направить их на массаж, коррекцию зрения и занятия ЛФК. На каждого ребенка в классе составляется карта психологических исследований, в которой отразились все результаты проводимых исследований за 1 класс, а так же исследования, проводимые в следующих классах. [2]

5. Трудовое воспитание. Труд на благо себя, своей семьи, общества способствует развитию любого человека, его становлению как личности, и, конечно, же, на формирование здорового образа жизни. Поэтому  задача – воспитывать в детях любовь к труду, уважение к людям труда,  готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Это проведение бесед по профориентации, дежурство с 1 класса, уход за комнатными растениями, рейды на самый аккуратный портфель, самую чистую парту.

6. Совместная деятельность с родителями учащихся. Конечно, же, без помощи родителей классный руководитель не может полноценно влиять на формирование у ребенка здорового образа жизни. В первую очередь, родители   должны заботиться о здоровье своих детей. Учитель помогает им в этом процессе. Проводит беседы на родительских собраниях на темы: Рассматриваем различные жизненные ситуации. Проводится анкетирование, совместные праздники.

7. Активный развивающий досуг. Должна быть  создана активная развивающая среда во второй половине дня за счет студий дополнительного образования. И здесь роль классного руководителя заключается в том, чтобы направить каждого ребенка по тому направлению, которое ему интересно, а в случае потери интереса организовать работу по повышению мотивации, отслеживать, чтобы дети не бросали занятия, вести работу совместно с родителями. Для этого проводится анкетирование детей и родителей, каким видом деятельности хотел бы заниматься ребенок, чем реально могут помочь родители школе и детям в занятиях по этим направлениям.

8. Духовное воспитание. Важно для формирования здорового образа жизни у младших школьников не только физическое воспитание, но и духовное. Этому способствуют поездки всем классом совместно с родителями, экскурсии, которые способствуют воспитанию отзывчивых чувств к людям, положительных качеств личности, доброты, душевных качеств.

          Задача педагога – работа по формированию культуры здоровья учащихся и правил здорового образа жизни. Важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер. Результатом этой работы должно стать возрастание мотивационных установок учащихся к ЗОЖ, соблюдение режима дня, формирование культуры питания, развитие духовности, снижение количества пропусков учащихся по болезни, возрастание качества знаний, возрастание уровня воспитанности.

                                                              Литература:

           1. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей  

            начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н.  

            Касаткина. - М.: Линка-Пресс, 2011.

           2. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих          

           технологий // Начальная школа, №11 – 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

Формирование здорового образа жизни младших школьников

В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....

Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе

Статья Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Доклад "Формирование здорового образа жизни младших школьников"...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. В своей работе я описываю как мы это делаем....