" Здоровые дети- залог успеха!"
статья по зож на тему

Зиннатуллина Гульнара Дилюсовна

Некоторые показатели заболеваемости отражают неблагополучный фоновой уровень здоровья первоклассников поступающих в школу. Вместе с тем, основной задачей остается такая организация учебной деятельности, при которой снимается проблема перегрузки учащихся. Необходимым становится определение комплекса мер направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorovye_deti.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Зиннатуллина Гульнара Дилюсовна

«Здоровые дети – залог успеха!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №28» г. Нижнекамска (МБОУ « СОШ №28»)

Некоторые показатели заболеваемости отражают неблагополучный фоновой уровень здоровья первоклассников поступающих в школу. Вместе с тем, основной задачей остается такая организация учебной деятельности, при которой снимается проблема перегрузки учащихся. Необходимым становится определение комплекса мер направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья учащихся. На первый план выступает реализация оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий, таких как витаминизация блюд школьных столовых, оптимизация расписания занятий, проведение упражнений во время учебного процесса, направленных на коррекцию зрения и осанки, организация индивидуального и группового консультирования родителей по вопросам профилактики заболеваемости детей.

Проблема воспитания здорового школьника – проблема общая, комплексная, и наша задача – выделить из неё конкретные вопросы, решение которых посильно учителю. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся извлечению только совместными усилиями матери, отца и учителя». 
Что же конкретно могу сделать я, учитель начальных классов? Ответ один: правильно организовать педагогический процесс.

Так как большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке, я стараюсь, чтобы каждый урок был «здоровьесберегающим» и включал в себя следующие элементы:

1. Утренняя зарядка.

2. Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:

- использование положительных установок на успех  («Я смогу», «У меня все получится» и др.)

- умение настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).

- стихотворное начало урока.

3. Построение урока в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей.

Лучший отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. На уроке использую 4 – 7 видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, чтение и решение задач и др. Продолжительность видов деятельности – 6 – 8 минут. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому стараюсь развивать у детей зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов.
Во время урока применяю не менее 3 методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.

Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья имеет правильная организация каждого урока, учебной недели. Низкая работоспособность наблюдается в понедельник и в пятницу, высокая – во вторник и в среду, в четверг повышается напряжение и снижается эффективность работы. Четверг рекомендуется

сделать разгрузочным днем т.е. легче уроки и уменьшение их количества.

Тогда пятница и суббота пройдут без высокого напряжения. В соответствии со шкалой трудностей предметов более трудный предмет я ставлю на те уроки, когда работоспособность детей максимальна – это 2 и 3 уроки. Причём оптимальная работоспособность – на 2 уроке. 
С первых минут урока стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. На перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение. Учу детей своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок (положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть), а также выполнять обязанности дежурных (вымыть классную доску, положить чистую влажную тряпку и мел) и всегда помогаю им в решении этих задач. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики, поэтому на каждом уроке провожу по две физкультминутки. Одну через 15 – 20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления (фаза двигательного беспокойства) для снятия мышечного статического напряжения. Вторую физкультминутку провожу для снятия напряжения с кистей рук, плечевого пояса, или гимнастику для глаз,  в зависимости от работы на уроке. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток включаю следующие направления:

-  формирование осанки;

-  укрепление зрения;

- пальчиковая гимнастика;

-отдых позвоночника,

-потягивание,

-массаж груди, лица, рук, ног,

- электронные  физкультминутки.    

Зарядку для глаз провожу, когда дети работают за компьютерами. По ФГОС мы работаем не реже одного раза в неделю. В классе у нас на стенах и потолке висят геометрические фигуры, к помощи которых я обращаюсь во время зарядки для глаз.

  • Быстро поморгать и посмотреть на красный квадрат или на оранжевый треугольник.
  • Движение глазами вверх и вниз с максимальной амплитудой.
  • Круговые движения глазами по часовой стрелке и против.
  • Движение глазами по периметру квадрата (на четыре счета).
  • Движение глазами по очертанию цифры 8, но с острыми углами.
  • Движения глазами по дуге — выпуклой и вогнутой.
  • Движение глазами по периметру ромба.
  • Движения глазами вертикальные дуги: вначале по часовой стреле, потом – против.
  • Зажмуривание глаз изо всех сил, потом широко раскрыть («взгляд испуганного человека»).
  • Моргать веками подобно тому, как машет крылышками бабочка.
  • Переводить взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.
  • Свести зрачки к переносице, приблизив при этом указательный палец к носу.
  • Делать движения глазами от левого нижнего угла к правому верхнему и наоборот – от правого нижнего к левому верхнему углу.
  • Выполнив комплекс, закрыть глаза и в течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
На уроках учу ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки и дыхательная гимнастика.
Хорошие результаты даёт и использование на уроках подвижных игр, например, при проведении устного счёта или опроса детей я использую игру «Пересадки».
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, рассматриваю на уроках окружающего мира  понятия: «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни».

Вне урока организую веселые старты, соревнования, игры, спортивные праздники. Работа с родителями проводится по темам:  “Формирование у детей младшего школьного возраста  основ здорового образа жизни”. “Игра - как фактор укрепления здоровья детей”, “ Здоровый образ жизни”. Интересно проходят совместные праздники, экскурсии, спортивные мероприятия.  Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка. «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Джон Локк.

Работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие  результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся  более требовательными и заботливыми друг к другу. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности уже привело к положительным результатам в моем классе:
-учащиеся стали меньше болеть и пропускать занятия;
-у детей с нарушением зрения на данный момент отмечается улучшение остроты зрения (по данным медицинского осмотра); 
-улучшилась успеваемость и качество знаний учащихся по предметам;
-повысилось количество родителей желающих вести здоровый образ жизни.
Хочется надеяться, что каждый учитель начальных классов будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Список литературы:

1.Абдрахимова Л.Р. Журнал начальная школа плюс. До и После «Здоровье школьника в системе современного школьного образования»// М.: Баласс.-2012. №1

2.Дибленкова А.Н. Журнал начальная школа плюс. До и После «Опыт внедрения здоровьесберегающих технологий»// М.: Баласс.-2012. №1

3. Замышляева Н. В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке»// Начальная школа. 2010 . №6
4. Соловьева Н.И. Концепция здоровье сберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. /Н.И. Соловьева// ЭКО.-2004. – № 17. – С 23-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"

Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....

Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...

«ЗДОРОВЫЙ ЗАВТРАК – ЗАЛОГ ШКОЛЬНЫХ УСПЕХОВ!»

Питание школьника зависит от его предпочтений, семейных традиций и множества других факторов.  Одни дети утром не успевают поесть, другие – не хотят, а третьи ограничиваются бутербродами с ...

Планирование учебной деятельности. Лекция: «Здоровый образ жизни семьи - залог успеха ребенка»

«Здоровый образ жизни семьи – залог успеха ребенка». Цель:формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, повышение мастерства ...

Здоровье детей - залог будущего нации.

Статья о правильном и здоровом питании школьников....

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ЗДОРОВЬЯ «Здоровое питание – залог успеха»

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ЗДОРОВЬЯ«Здоровое питание – залог успеха»Ф.И.О. Русяйкина Виктория МихайловнаДата: 16 февраля 2021 годУчащиеся 1-2 классовЦель: создать условия для формирован...

ПРОЕКТ "Здоровый образ жизни- залог успеха"

Проект "Здоровый образ жизни-залог успеха"...