конспект "Как мы воспринимаем окружающий мир"
план-конспект по зож на тему

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_zanyatie.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Оборудование, средства и материалы к занятию:

- тихая мелодичная музыка Рошеля (грамзапись);

- презентация;

- карточки – подставки с названием групп;

- фрукты (мандарины, яблоки, бананы) в закрытых ёмкостях;

- игрушки мелкие;

- звуки животных (грамзапись);

- карточки для групповой работы;

- два платка для проведения экспериментов;

- одноразовые стаканчики с питьевой водой, минералкой, яблочным соком;

- перчатка и мешочек с клубком ниток, мячом, апельсином;

-

1) Орг.момент.  Погружение в занятие.

Участники занятия рассаживаются по кругу на  3 группы: две - детские, 1 – гости.

Психологическая установка на урок:

- Улыбнёмся друг другу. Сядем удобно, закроем глаза.

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на занятии.

- Сейчас я начну трудиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу многое узнать.

- Я очень хочу многое узнать.

- Я готов к работе.

- Я - слышу.

- Я - вижу.

 -Я - чувствую.

- Ваши группы: «слышу», «вижу», «чувствую» (карточки – подставки) .

2) Целеполагание.

Сценка по рассказу  Е. Пермяка «Про нос и язык»:

Автор: У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.

Катя:   Скажи, бабушка, почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?

Бабушка:  А потому, милая внучка,  чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.

Автор: Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. Ясно?

- Для чего человек слышит, видит, чувствует?

- Тема нашего занятия? (воспринимаем, как, мир, окружающий, мы)  

                                                                                                         Слайд 1.

«Как мы воспринимаем окружающий мир»                            

- Что узнаем?

Узнаем, как человек …  (воспринимает окружающий мир и для чего).                                                                                           Слайд 2-3.

3) Работа по теме занятия.

 Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пес.

- Для чего человеку нужен нос? (Чтобы дышать). Нос – орган обоняния.                                                                                   Слайд 4.

 - Правильно. А ещё с его помощью мы ощущаем различные запахи. Запахи могут быть приятные или неприятные.  Скоро Новый год, время, когда Дед Мороз приходит к нам с подарками. Какие новогодние запахи вы помните?

Эксперимент 1:  3 участника от каждой команды с завязанными глазами определяют по запаху разрезанные фрукты (мандарин, яблоко, банан).

- Иногда запахи могут предупреждать об опасности. Какие? (Например, запах газа или дыма).

Он помогает нам издавать нужные звуки,

 помогает нам есть.

- Для чего человеку язык? Язык – орган вкуса.                       Слайд 5.

 

Эксперимент 2: Учитель предлагает попробовать в группах определить, какие напитки в стаканчиках.

- Как вы действовали? Что помогло вам определить напиток?                               

- Благодаря языку мы можем говорить и чувствовать вкус продуктов: сладкий, горький, кислый, соленый. Каждая часть языка отвечает за определенный вкус. Может кто-то из вас знает, какая и за что?

-  К сладкому чувствителен кончик языка, к горькому чувствителен корень языка, а кислый и соленый вкус мы определяем с помощью боковых сторон языка.

- Что опасно для нашего языка?

Физ\пауза.

«Мороженое»  (Цель: снять психоэмоциональное напряжение).

«Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела…»

Одни считают, что они – зеркало нашей души, другие – чтобы пускать в них пыль. На самом деле в них можно спрятать и радость, и грусть.

- Для чего человеку глаза? (Чтобы видеть окружающий мир: природу, друг друга, разные вещи и др.) Глаз – орган зрения.                 Слайд 6.                                                                                         

- Верно, глаза играют большую роль в нашей жизни: с их помощью мы не только видим окружающий мир, но и определяем прекрасное и безобразное в людях, природе, предметах и явлениях.

Эксперимент 3:   На столике разложено несколько мелких предметов. Вызываются три участника от трёх команд – «слепые фотографы».

 - «Сфотографируйте» вещи. Закройте глаза. Теперь я все предметы поменяю местами, а вы, не открывая глаз, разложите их так, как они лежали вначале.   (Всегда бывает любопытно наблюдать, как «спорят»  руки «слепых фотографов», раскладывая вещи).

- Знаете ли вы, что человеческий глаз способен различать 10 миллионов цветов. При этом он способен различить примерно 500 оттенков серого цвета. У людей хорошо развита способность различать цвета. Однако собака может видеть такие оттенки серого цвета, какие человек разглядеть не способен.

- Что опасно для наших глаз? Как их нужно беречь?

Физ\пауза. - «Подарок под елкой» (Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз).  

«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

Ты думаешь, у тебя их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри.

- Для чего нужны человеку уши? (Чтобы все слышать: голос людей, звуки природы, хорошую музыку). Уши – орган слуха.          Слайд 7.

Игра «Угадай, чьи звуки?»

-  А  как необходимо ухаживать за ушами? (ежедневно мыть уши, не пользоваться острыми предметами для чистки ушной раковины, не кричать громко друг другу на ухо и не шуметь).

- Знаете ли вы, что слепые люди отличаются особенно острым слухом. Они узнают людей по голосу, по звуку шагов. По шуму листьев различают виды деревьев. А если бы они это видели, то у них не было бы особой необходимости обращать внимание на такие различия в звуках.

- Все части лица, о которых шла речь, помогают нам жить. С их помощью мы ощущаем мир вокруг нас. Но у нас есть ещё один помощник.

Она помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых желёз, выделяющих капли пота!

- Правильно, кожа - ещё один наш помощник. Какой? Кожа – орган осязания.                                                                                        Слайд 8.

- С её помощью мы чувствуем (осязаем) боль, холод, тепло. Например, если вам холодно ваша кожа подсказывает, что нужно одеться потеплее, а если вам очень жарко, то нужно снять теплые вещи и переодеть более легкую одежду. Наша кожа чувствует новые прикосновения: приятные и не очень (привести примеры).

Игра «Прикосновение» 

Цели: Она делает детей более любопытными, внимательными и включенными в процесс. У них появляется возможность более тонко использовать чувствительность ладоней, соединяя воедино тактильные и визуальные ощущения.

Инструкция: Осмотритесь в помещении, посмотрите, не найдете ли вы что-нибудь такое, чего вы не заметили вчера. Кто нашел для себя что-нибудь новое? А кто может обнаружить у себя что-то такое, чего у него не было вчера?

А теперь покажите мне, до чего вы можете дотянуться со своего места. Можете ли вы коснуться чего-нибудь твердого? Покажите мне, что твердое вам удалось найти. А теперь потрогайте что-нибудь теплое. Что есть теплого на вас самих? Покажите нам, что вы нашли. А теперь осторожно прикоснитесь к чему-нибудь такому на себе, что было бы влажным или мокрым. Покажите мне, что вы обнаружили.

Эксперимент 4: На ощупь в перчатках определить и узнать, что лежит  в мешочке (клубок ниток, мяч, апельсин).

- Почему сложно? А без перчаток? (по 1-ому человеку)

- Как надо ухаживать за кожей, чтобы мы были здоровы?

- Знаете ли вы, что слепые и глухие люди развивают своё осязание и обоняние. На ощупь и по запаху они узнают людей и предметы.

- Глаза, уши, нос, язык, кожа - это наши помощники – органы чувств. 

                                                                                                         Слайд 9.  

4) Работа в группах:

* Обсудите в группах, какие органы чувств воспринимают информацию в следующих ситуациях и какие действия должны последовать:                                                                                Слайд 10.

  • 1) учитель прочитал условие задачи и предложил решить ее письменно;

  • 2)по дороге в школу вы переходите улицу;

  • 3) в помещении вы почувствовали запах дыма.

* Ответьте на вопросы:                                                               Слайд 11.

   • С помощью какого органа ты узнаешь о том, что запел соловей  или залаяла собака?

  • С помощью какого органа ты видишь окружающий мир?

  • Какой орган поможет узнать, колючие или гладкие хвоинки у ели?

  • Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветов, духов?
  • С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую от солёной?

* Карточки (прочитайте и скажите, о чём идёт речь):

1) Хлопать  ….,  пускать  пыль  в  …..,  как  бельмо  в ……,  …..  не  моргнуть    (ГЛАЗА).                                                    

2) Вешать …,  зарубить  на  …,  держать ..  по  ветру,  водить  за  ..,  остаться  с  … (НОС).                                                   

3) Медведь  на  ... наступил,  развесить  ….,  слышать  краем …,  держать …  востро  (УШИ).                                         

5) Подведение итогов занятия.  Рефлексия.

- Какую цель мы поставили в начале урока?                      Слайд 12.

- С помощью органов чувств мы должны грамотно ощущать разнообразие окружающего мира: замечать красивое и полезное в нем и вовремя избегать любых неприятностей.

-  А какие органы чувств участвовали у вас сегодня на занятии?

- На  занятии сегодня я узнал …                                           Слайд 13.

- На этом занятии я похвалил бы себя за …

- После занятия мне захотелось …

- Сегодня я сумел …

- Молодцы!                                                                              Слайд 14.

Танец Дружбы                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Урок окружающего мира по теме: " Как мы воспринимаем окружающий мир. Язык-орган вкуса"

Преподавание окружающего мира ведётся в 4-ом классе по УМК " Перспективная начальная школа".В соответствии с требованиями ФГОС сформулирована следующая цель: создать условия для уточнения предста...

Презентация по окружающему миру на тему "Как человек воспринимает окружающий мир" 4 класс

Презентация по окружающему миру на тему "Как человек воспринимает окружающий мир" 4 класс...

Окружающий мир. 4 класс 1 четверть. Проверочная работа по теме «Как человек воспринимает окружающий мир »

Проверочная работа по курсу "Окружающий мир" к УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)»

На этом уроке дети знакомятся с органами  чувств, изучая материал  в групповой работе....