Концепция на тему:«Развитие здоровьесберегающей среды в начальных классах».
статья по зож на тему

Юшина Елена Александровна

Статья  о развитии  здоровьесберегающей среды по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_yushina_e.a.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

Концепция на тему:

«Развитие здоровьесберегающей среды в начальных классах».

Учитель начальных классов

Юшина Е.А.

2017 г.

У кого есть здоровье, у того есть надежда,

У кого есть надежда, у того есть ВСЁ»

(восточная мудрость)

Говорить о здоровье нации сегодня модно. А между тем тема эта грустная и даже не лишенная трагизма, что наглядно видно из цифр. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.   По данным статистики 80% детей младшего школьного возраста подвержены различным заболеваниям. Например, 16,8 % детей имеют заболевания лор - органов, 9,1% - органов чувств, гастритом болеют 17% детей, 69 % детей имеют хронические заболевания, среди которых распространены плоскостопие, сколиоз, остеохондроз, резкое снижение зрения.

За период обучения в школе количество здоровых детей уменьшается в 4 раза, увеличивается число детей с нарушением зрения, с нервно-психическими расстройствами, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это заслуживает особого внимания. Проблема здоровья детей стоит сегодня настолько остро, что и передо мной стал вопрос: «Что важнее  - физическое состояние или обучение?». На этот вопрос  я нашла ответ в дополнительных источниках по теме. А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных – педагогов Н. И. Пирогов: «Всё будущее жизни находится в руках школы, прямое назначение которой – быть руководителем жизни на пути к будущему».

Когда я приняла 1 класс, большинство детей, имели те или иные отклонения в здоровье. Это были заболевания желудочно-кишечного тракта, сколиоз, плоскостопие, ухудшение зрения, нарушения центральной нервной системы.

Поэтому в сентябре 2012г. я выбрала проблемную тему «Развитие здоровьесберегающей среды в начальных классах».

Сейчас я уже с уверенностью могу сказать, что проблему здоровьесбережения надо ставить и решать широко во всех направлениях учебно-воспитательного процесса. Только тогда можно ожидать положительный результат. Поэтому в центр работы по этому направлению я ставлю семью и образовательное учреждение.

           В нашей школе работает программа «Здоровье», которая охватывает все ступени обучения, в том числе и начальные классы.

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
  • организацию утренней зарядки, динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

         Здоровьесберегающая деятельность школы включает и психологическое здоровье учащихся. Психолог школы проводит индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении, с родителями и с педагогами. Занятия в сенсорной комнате проводятся как в группах, так и индивидуально. В зависимости от потребностей каждой группы или отдельно взятого ребёнка занятия проводятся по таким направлениям:

-развитие общей и мелкой моторики;

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-развитие коммуникативной сферы;

 - развитие и гармонизацию эмоционально-волевой сферы;

-коррекцию психоэмоционального состояния: агрессии, замкнутости, неуверенности в себе, гиперактивности и др.

Дети с удовольствием посещают такие занятия. Школа для них становится интересной и полезной.

По программе «Доступная среда» было получено оборудование. Одному ребёнку  моего класса с ограниченными возможностями здоровья было выделено  индивидуальное рабочее место. Разработана адаптивная программа «Мы вместе».

От правильной организации учебного процесса, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
  • Соблюдение санэпидемических норм (питьевой, воздушный режим и т.д.). от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

   Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма для учеников первых классов более всего соответствует 30-ти минутная продолжительность урока. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамической паузы, разучивание физических упражнений и другое. Несомненно лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Но учитывая, что динамичность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.

Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

 У ребенка, впервые пришедшего в школу, достаточно слабо развита мелкая моторика, пальчики слабые. Поэтому трудно научить  правильно  держать ручку, владеть линейкой и т. д. Зная это, я на своих уроках стараюсь как можно больше времени уделять  пальчиковой гимнастике.

На многих уроках (русский язык, математика, окружающий мир) учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы кисти работающей руки. Признаки утомления могут отступить, если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности. Наиболее эффективно помогают в этом физкультминутки, которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления, для кистей рук,  коррекции  осанки и т. д.

Чтобы избежать проявления усталости учащихся на уроках необходимо чередовать  виды  работ: самостоятельную,  с учебником, творческие задания. От учителя требуется такого построения урока, где он учтет объем нагрузки, рациональное распределение  ее благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Одна их самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание ее прогрессирования. На своих уроках я провожу упражнения, способствующие укреплению мышц глаза.

В этом мне помогает методика зрительно – координационных тренажеров  доктора В.Ф.Базарного. Схема – тренажер находится на стене. Обычные круги  и восьмерки использую для разминки и укрепления мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям в разных направлениях. Одновременно дети делают движения и головой, и туловищем, и шеей, что позволяет одновременно делать гимнастику для этих частей тела. Во время выполнения упражнений можно использовать музыкальное сопровождение. Положение детей может быть различным: стоя у парты, сидя за партой, стоя у тренажера .

        Учитель ведет урок не только стоя у доски классной комнаты, а может находиться в любой части класса, Ученики в свою очередь вынуждены поворачиваться вслед за учителем, вращать головой (можно рекомендовать часть необходимого к  уроку оборудования размещать с этой целью в разных местах класса).

Из перечисленных элементов каждый учитель может использовать то, что ему нравится.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

Говоря о здоровьесберегающей среде, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются так называемые поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, в некоторых случаях даже агрессивность и др. В целях сглаживания и устранения этих реакций использую элементы  психокоррекции. Эти элементы могут быть органично встроены в урок. Работа ведется в следующих направлениях:

— Развитие внимания (активного, произвольного). «Найди ошибку», « Назови лишний звук»,  «Правильно ли я сказала» и т. д.

— Развитие памяти и восприятия, наблюдательности: «Повтори за мной», «Запомни свое место», «Испорченный телефон».

— Развитие произвольных движений и самоконтроля: «Флажок», «Запретный номер», «Замри».

— Игры, способствующие снятию страхов в общении: «Кто за кем», «Нарисуй свой страх».

— Развитие мышления и речи: «Картинки-загадки», «Сочини предложение», «Перечисли предметы».

В качестве приема здоровьесбережения применяется дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Привычно переживаемая ситуация успеха способствует повышению самооценки учащихся, снижает страховые барьеры, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе. Чтобы избежать проявления усталости учащихся на уроках необходимо чередовать  виды  работ: самостоятельную,  с учебником, творческие задания. От учителя требуется такого построения урока, где он учтет объем нагрузки, рациональное распределение  ее благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Объем домашнего задания и его сложность обязательно соизмеряется нами с возможностями каждого ученика. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и оставлять за ними право выбора в соответствии с собственными силами.

Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации.

   Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке в начальном классе, систематически провожу игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.

Использование в практике моей работы подвижных игр способствовало развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей. С первого класса дети учатся разговаривать о погоде, о том, нравится или нет им погода за окном, далее они начинают говорить, как погода влияет на их самочувствие

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

В своей педагогической деятельности я использую различные педагогические технологии, которые благотворно влияют на сохранение и укрепление здоровья детей: технологии развивающего обучения (ТРО), технология уровневой дифференциации обучения, технология раскрепощённого развития детей.

Одной из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии, - регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах. 

 Проведение утренней зарядки, закаливание (если позволяют погодные условия, уроки физической культуры и часа двигательной активности проводить на свежем воздухе) является немаловажной составляюещей здоровьесберегющей среды в начальной школе.

С целью привития всех этих качеств в рамках внеурочной деятельности  веду  курс «Здоровейка». На уроках  курса дети в непринуждённой обстановке  обсуждают причины возникновения болезней, методы их профилактики, говорят о вредных привычках, о гигиенических навыках, о поведении в школе, от чего зависит хорошее настроение и т.д.

Просветительская работа с обучающимися проводится на классных часах, внеклассных мероприятиях.Вовлекаю ребят в спортивные секции. В моем классе  ребята посещают волейбольную секцию, секцию самбо в Спорткомплексе. Занимают  призовые места на соревнованиях различного уровня.

Участие  в  военизированной  игре «Зарничка» стало в  школе традицией.

Для изучения  и укрепления здоровья своих воспитанников привлекаю и родителей. Традиционными в классе стали мероприятия: спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья»; осеннний кросс; поход совместно с родителями в лес. Родительские собрания на темы, посвященные здоровьесбережению: «Алкоголь и дети», «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» . Консультации: «Нетрадиционные средства оздоровления детей», «Как избежать искривления осанки», «Использование пальчиковой гимнастики в свободной деятельности». Анкетирование: «Сведения о ребенке», «Ведёте ли Вы здоровый образ жизни?»

Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка.

Результаты сравнительного анализа за 4 года показали, что коррекционная работа по формированию правильной осанки имеет положительный результат, даже снижение зрения не произошло. Уровень заболеваемости по ОРЗ снизился на 18%, уменьшилась продолжительность времени болезни, улучшился иммунитет учащихся. Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 44% и составляет 82%.

 Считаю, что добиться положительных результатов удалось  лишь потому, что все запланированные мероприятия  проводились в системе, было организовано сотрудничество со школьным психологом.

Здоровый образ жизни человека не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более  здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Формирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов

Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы по формированию здоровьесберегающей среды в начальной школе....

Система методов работы по созданию здоровьесберегающей среды в начальных классах

Реализация здоровьесберегающих технологий обучения....

Доклад на тему: "Развитие навыков выразительного чтения учащихся начальных классов"

Доклад на тему "Развитие навыков выразительного чтения учащихся". Задачи: формировать речевую и читательскую деятельность учащихся....

Культура здоровья, как фактор развития здоровьесберегающей среды школьников начальных классов.

Здоровье людей – главное богатство любого государства. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так...

Доклад на районном МО начальных классов на тему: «Формирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов»

Хочется кричать на всю страну: "Дорогие коллеги, бросьте принцип "Усади!", а пользуйтесь заповедью М.Ф.Базарного "Не усади!" Мой опыт работы по этой методике 3 года, но результат ОТЛИЧНЫЙ....