здоровьесберегающие технологии
опыты и эксперименты по зож (3 класс) на тему

Романова Мария

из опыта работы о здоровьесбережении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_zdorovesberegayushchim_tehnologiyam.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Наше будущее – это наши дети. Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать накала усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, должны быть созданы условия для полноценного восприятия знаний. Созданы ли нами такие условия? Цель современной школы – подготовка детей к жизни, полной огромного объёма информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе всё более осознаётся как важный образовательный ресурс. Требования современной действительности – уметь пользоваться образовательной информацией, оперативно добывать её, воспринимать, уметь анализировать и транслировать. Помимо школы дети посещают дополнительные занятия на базе своей школы. Не слишком ли тяжёлый груз ложится таким образом на школьника, на его неокрепшую нервную систему и развивающийся организм.

Если вы не думаете о своём

будущем, у вас его не будет.

Бертан Рассел,

 философ XX века.

Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто (древнегреческий философ Сократ) 

Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья учащихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.

В связи с тем, что здоровье детей с каждым годом ухудшается, я решила р    обратить внимание  на одну из приоритетных задач развития образования РФ – сохранение здоровья обучаемых. Проанализировать и разработать возможную стратегию и  систему мер для улучшения здоровья детей. Организовать здоровьесберегающую среду для детей в группе продленного дня.

 И реализовывать   следующие направления:

        обеспечение сохранения и укрепления здоровья школьников;

        обеспечение формирования здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня;     

Существует 4 составляющих здоровья (по Брехману):

Здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия.

Что влияет на здоровье детей?

    

   

Так как здоровье детей ухудшается, воспитатели видят выход  решения ситуации в овладении необходимыми здоровьесберегающими приёмами и методами. Технологии,  которые сохраняют,  укрепляют и способствуют формированию здоровья, называются здоровьесберегающими. 

Огромная роль по здоровьесбережению детей отводится в группе продленного дня. Цель воспитателя ГПД – содействие и помощь ребенку в овладении способами культурного самоопределения, самореализации и самореабилитации, содействие в понимании ребенком самого себя. Именно в нашей системе, свободной жестких рамок стандартов и классно-урочного потока, заложенный в детях интеллектуальный и творческий потенциал реализоваться наиболее полно, воспитатели должны уделять большое внимание здоровьесбережению, создавать здоровый психологический климат. Этому должны способствовать нетрадиционные методики работы с детьми: элементы драматизации, физкультминутки, загадки, занимательные задачки, игры и обязательно вовлечение каждого ребенка в творческую деятельность.

       Таким образом,  группа продленного дня должна способствовать созданию многоаспектных условий для развития эмоционально-интеллектуального, нравственного развития ребёнка;

  •  развитию творческих способностей и потенциальных возможностей личности, формированию мотивационной потребности познать самого себя, свою индивидуальность;
  •  созданию обучающих тренингов в вопросах охраны здоровья детей;
  •  предупреждению безнадзорности  и правонарушений;

     В группе продленного дня дети выполняют домашнее задание, поэтому важно в работе использовать  нетрадиционные технологии,  в том числе и  игры, а ведь игра по мнению В.А.Сухомлинского «…действительно как огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий», что «игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Применение технологии ненасильственного обучения способствует созданию благоприятного психологического микроклимата, использованию приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, влияет на предупреждение гиподинамии через разнообразные формы коллективной деятельности. П.Я. Гальперин  пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая».

Рекомендации воспитателям ГПД в работе с детьми:

      Необходимо соблюдать:

  •  частую смену видов деятельности с целью поддержания интереса  и предупреждения утомляемости;
  • поддерживать спокойную деловую обстановку;
  • проводить подвижные игры на свежем воздухе;
  • технические средства обучения применять в соответствии с гигиеническими нормами (8 – 9 минут).

Я в своей работе использую  здоровьесберегающие   технологии . Исхожу из того, что физическая активность детям необходима для нормального роста и развития. Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе на свежем воздухе. Прогулка в режиме полного дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся, а также спортивные часы, экскурсии, игры, соревнования.

Творчески организована спортивная работа с учащимися, провожу спортивные соревнования, игры. В школе проводятся дни здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку.

Отдельное внимание отвожу гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки /у каждого есть полотенце/. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.

Большой вклад в постановку состояния здоровья учащихся играет двухразовое питание в ГПД.

Для учащихся организована работа кружков:

  • Театральный
  • Обработка художественной древесины
  • Коллаж
  • Православие

Занятия в кружках повышают интеллектуальный уровень, развивают индивидуальные способности, укрепляют физическое состояние учащихся.

В режим дня начальной школы включен комплекс оздоровительных мероприятий:

- клубные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров…», «Доктор Айболит», «Лесная аптека»; «Школа здоровья».

- физкультминутки на самоподготовке, гимнастика для глаз;

- подвижные игры на переменах: «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «Кочки», «Белки, шишки, орехи», « День и ночь».

-спортивные часы во второй половине дня: «Самый быстрый», «Сильные, смелые, ловкие», «Весёлая эстафета».

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение воспитателю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Игры в ГПД, которые я использую :

«Пальцы-медведи»

Дети превращают свои пальцы в медведей и с нажимом «топают» ими по столу, по своей коленке, по коленке соседа.

«Мы солдаты».

Ведущий просит ребят представить, что они превратились в солдат, защищающих саою страну, и им нужно четко выполнять команды своего командира. По команде «по коленям» - громко топать, «в разведку» - шепотом произносить»тсс», в атаку – кричать «ура!», «за пулеметы» - хлопать в ладоши.

«Горячий стул».

Ведущий говорит предложения, а участники при  согласии сидят, если не согласны, стул «горит», т.е. нужно встать и пересесть или поменяться местами. Например, ведущий:

  1. Санкт-Петербург – саамы красивый город.
  2.  Каждый человек должен быть здоровым.
  3.  Зубы необходимо чистить один раз в день.
  4.  Во время еды нужно смеяться. И т. д.

 «Улови взгляд».

Ведущий обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Этому ребенку нужно поймать взгляд и быстро встать.

«Чувство, замри».

Ведущий говорит: «Раз, два, три, радость (страх, обида, злость), замри». Дети с помощью мимики изображают названное ведущим чувство.

«Две игрушки».

Ведущий бросает двум участникам по игрушке. Тем нужно быстро поменяться местами.

«Громко – тихо – средне».

Ребятам предлагают озвучить звуки ветра (дождя) с определенной громкостью, которую задает ведущий. Рука лежит на столе – тихо, находится на уровне груди – средне, поднята вверх – громко.

«Счастливы сон».( на релаксацию).

Дети закрывают глаза и вспоминают свой самый счастливый сон или придумывают, если самый счастливый сон им еще не приснился. Глаза необходимо открыть только тогда, когда будет еле слышен звук колокольчика.

«Вспомнить песню».

Предложить ребятам вспомнить песни, в которых есть название музыкального инструмента. Например: «Я играю на гармошке…» или «..и кузнечик запиликает на скрипке…». Игра может проходить в виде соревнования команд.

Дыхательные  упражнения, которые мы выполняем с учащимися:

Упражнение “Ладошки” (разминочное )

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

  • Упражнение “Погончики”

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая  с рук что-то.

  • Упражнение “Насос”

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.  Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.

  • Упражнение “Обними плечи”

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.  

  • Китайский болванчик” 

И.П.: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу - тоже вдох. Словно мысленно кому-то говорите: “Ай! Как не стыдно!”. Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается, и т.д.

Заключение.

     Таким образом, здоровьесберегающая деятельность воспитателя группы продленного дня может быть достаточно многообразной, если в полной мере использовать все ее возможности.  Воспитателю  по силам укрепить здоровье детей, повысить их работоспособность и творческую продуктивность.

Результат здоровьеформирующего образования

1)    воспитание целостной гармоничной личности с высоким духовно-нравственным уровнем;

2)  интеллектуальная и физически культурная личность;

3)  конкурентоспособная и легко адаптирующаяся к изменениям в социокультурной среде.

           В группе продленного дня важно создать комфортный психологический  климат в коллективе, найти  индивидуальный подход к ребенку и творческий подход к работе. Каждый день в группе продленного дня должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта и защищенности.  Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог  успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств.

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Воспитателям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение педагога, открывается простор для его творчества.

        

Подготовила: Романова Мария Александровна

 (воспитатель ГПД

МБОУ СОШ №1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...