Сотрудничество семьи и школы
материал по зож по теме

Комарова Ирина Михайловна

Предоставлен материализ выступления на пед.совете с презентациейПроблема организации сотрудничества с родителями обучающихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее — их физиче­ское состояние или обучение?» Еще Л. Шо­пенгауэр говорил: «Здоровье до того пере­вешивает все остальные блага, что здоро­вый нищий счастливее больного короля».                                                                    1 слайд         

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от мно­гих составляющих, в частности, от актив­ного участия в этом процессе детей; созда­ния здоровьесберегающей среды; высокой профессиональной компетентности и гра­мотности педагога и родителей. Понятно, работа с родителями должна носить плано­мерный характер. Деятельность учителя, направленная на укрепление здоровья де­тей, будет иметь малый успех, если она ве­дется в аспекте учитель дети. В этой ра­боте необходимы звенья: учитель роди­тели, родители дети.

Идея скоординировать усилия взрослых на активизацию субъекта воспитания давняя, но реализуется она трудно, так как нелегко привлечь родителей к проблемам школы, а школа ставит перед собой следующие задачи 2 слайд, выбирает формы работы  3 слайд

Для организации работы образователь­ного учреждения, направленной на сохра­нение и укрепление здоровья детей, необхо­дима психологическая перестройка учите­лей и родителей. Только при полном пони­мании и поддержке со стороны родителей можно достичь поставленной цели.

Какие же существуют факторы, тормозящие сотрудничество    со стороны педагогов и родителей?                                                                                                                   4-7 слайд

        Факторы, тормозящие развитие сотрудничества со стороны педагогов и родителей                                     

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит,  прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А.Сухомлинским: “Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновней отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если и дальше так будет продолжаться”, – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”.8 слайд

Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся

  • Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.
  • Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.
  • Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.
  • Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.
  • Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
  • Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
  • Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

Как организовать работу образовательного учреждения? Эту кропотливую работу должен  должен начать классный руководитель.                                                               9-10 слайд          

 Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей                                       

Составление характеристик семей обучающихся (социальный паспорт)

Организация диагностической работы по изучению семей.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Создание системы массовых мероприятий с родителями

Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).

Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса).

Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»).

Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).

Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

И все-таки как бы не была выстроена работа классного руководителя, администрации школы, школьной психолого-пед.службы  огромную роль в воспитании имеет семья.

                                                                                                                               11 слайд

Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни

             

            На формирование культуры здоровья детей оказывают влияние различные по набору и взаимодействию социальные факторы, среди которых определяющими является семья, ее образ жизни, привычки, традиции. Семья – один из главных факторов развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им в обеспечении условий для саморазвития, помогая показать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Поэтому современная школа должна быть крайне заинтересована в образовании и формировании культуры здоровья прежде всего родителей. Образование родителей, в отличие от детей, в первую очередь призвано оказать им помощь в сохранении и укреплении здоровья детей.12-15слайд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1_k_pedsovetu.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема организации сотрудничества с родителями обучающихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья

Слайд 2

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Л. Шопенгауэр

Слайд 3

Задачи школы: повышение компетентности в вопросах ЗОЖ; повышение педагогической культуры родителей; привлечение родителей к активному участию в решении организационных задач, определение единых подходов в воспитании здорового образа жизни школьников; поиск новых эффективных форм сотрудничества Родители-Школа, Ребенок-Родители-Педагоги

Слайд 4

Формы работы: родительские семинары групповые и индивидуальные консультации родительские собрания родительские вечера педагогическая пропаганда деловые игры родительские конференции день открытых дверей практические занятия спортивные праздники дни здоровья туристические походы экскурсии

Слайд 5

Факторы, тормозящие развитие сотрудничества со стороны педагогов авторитарный характер действий; неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на решение педагогических задач; низкая педагогическая культура учителя; неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи; нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним.

Слайд 6

низкая общая и педагогическая культура ; недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе ; отсутствие должного внимания к воспитанию детей ; субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка ; переоценка своих воспитательных возможностей. Со стороны родителей тормозящий фактор сотрудничества

Слайд 7

недостаток знаний о негативном влиянии на организм факторов риска (малоподвижный образ жизни, неправильное питание, несоблюдение правил гигиены, нездоровое сексуальное поведение, несоблюдение правил психогигиены и т.д.); неправильные установки: «лишние килограммы не вредны для меня», «придет время, и я позабочусь о своем здоровье», «здоровее питание дорого стоит», «от стрессов в нашей жизни не уйти» и т.д.; отсутствие навыков, недостаток опыта: люди не умеют рассчитать свой рацион и оптимальный двигательный режим, не умеют отдыхать, не прибегая к употреблению психоактивных веществ, не умеют преодолевать стресс, не владеют навыками самоконтроля и самопомощи и т.д.; социокультурные проблемы: отсутствие условий для активного досуга; господство традиций, поощряющих употребление табака и алкоголя, недостаточный ассортимент здоровых доступных продуктов, недостаточное количество психологов и психотерапевтов и т.д.; отсутствие образовательных программ для взрослого населения по вопросам ЗОЖ

Слайд 8

Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний. Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу. Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе. Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать. Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества. Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально. Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным

Слайд 9

Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей:

Слайд 10

Составление характеристик семей обучающихся (социальный паспорт) Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков. Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета. Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы). Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, библиотекаря. Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»). Разработка тематического оформления по работе с семьей Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

Слайд 12

Значение семьи Семья для ребенка есть самое главное и лучшее педагогическое учреждение, обеспечивающее личностное развитие. Семейное воспитание для ребенка – это источник общественного опыта. Именно поэтому формирование культуры здорового образа жизни должно проводиться в тесном сотрудничестве семьи и педагога .

Слайд 13

Добиваясь единства семьи и школы в создании воспитательного процесса, можно и нужно вспомнить «крылатое» выражение: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». А так как у него их два, семья и школа, мы должны быть едины в своих требованиях, заботах, стремлениях и конечно в воспитании.

Слайд 14

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Основа счастья – здоровье . Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Только правильное физическое воспитание будет залогом того, что ваш ребенок вырастет здоровым и крепким человеком . Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров .

Слайд 15

«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе» A.C. Макаренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы

Материал посвящён методам взаимодействия и сотрудничества родителей и учителя....

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Статья «Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы»

В статье описывается взаимодействие учителя и родителей. а так же его результаты, которые могут быть разными в зависимости от степени сотрудничества. Приводятся примеры решения некоторых задач, имеющи...

Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста

Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....

Сотрудничество семьи и школы в обучении и воспитании учащихся.

В материале красной нитью проходит мысль о единстве взглядов и подходов  к учащимся родителей и учителя, т. к.  они не чуждые лагеря, а добрые  союзники и помощники воспитанников. Успеш...