Программа "Расти здоровым"
методическая разработка по зож (2 класс) на тему

Шелпакова Татьяна Александровна

Программа для детей начальной школы "Расти здоровы", рассчитана на 68 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.rasti_zdorovym.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

 

Программа кружка

«Расти здоровым»

68 часов

Руководитель кружка

Шелпакова Татьяна Александровна

учитель начальных классов

МОУ ООШ

 г. Котовск

Пояснительная записка

Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет...»

Наше будущее - это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Созданы ли нами условия для полноценного восприятия детьми этих знаний?

Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни... К жизни в мире, полном огромного объема информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе все более осознается как важный педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы - компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.

Именно поэтому с целью повышения эффективности педагогической деятельности повсеместно осуществляется расширение возможностей использования и педагогами, и школьниками современных информационных технологий. В образовательных учреждениях происходит активное использование компьютеров, аудио-, видеотехнику- как современных и эффективных средств обучения. Стремительно движется научно-технический прогресс, стремительно растут информационные потребности педагогов и учащихся. Компьютеры уже есть во многих семьях. С их помощью можно работать и изучать языки, играть в увлекательные игры, тренировать свою память и реакцию, путешествовать по городам и музеям, не выходя из дома.

 По данным статистики, владеют компьютером на достаточно высоком уровне 98 педагогов из 100, используют информационные технологии в учебном процессе 98 педагогов из 100, имеют дома компьютер - 66% педагогов и 61% учащихся. И педагоги, и учащиеся отмечают влияние использования компьютерных технологий на эффективность учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, отмечается изменение стиля общения между учителем и учеником (40%), выделяют повышение активизации мышления учащихся 45% педагогов, развитие творческих способностей личности (32%) и другие положительные стороны использования массовой компьютеризации образования.

Педагоги, родители и школьники в полной мере осознают преимущества, которые несет в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий. Но - все это сопровождается определенными проблемами со здоровьем как педагогов, так и школьников. В нормативных документах, медицинской и педагогической литературе последних лет подчеркивается необходимость формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с самого раннего возраста. По данным Министерства образования РФ от 80 до 90% поступающих в 1класс имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20%-негрубые нарушения психического здоровья.

Использование компьютера в учебном процессе, безусловно, ставит перед участниками педагогического процесса ряд проблем. Комплексная информатизация образования может рассматриваться как процесс обеспечения в образовательной системе условий для формирования информационной культуры как педагогов, так и школьников, использования в процессе обучения различных средств, форм и методов, наконец, использования компьютерной техники как основного атрибута современных образовательных технологий, что, естественно, оказывает существенное влияние на состояние здоровья участников учебно-педагогического процесса. Это лишний раз является напоминанием о том, что любой процесс должен строиться структурно грамотно в соответствии с определенными нормами и требованиями.

И педагоги, в свою очередь, осознают свою причастность к ответственности за состояние здоровья учащихся и видят решение ситуации негативного влияния нарастающей информатизации учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими приемами и методами. Тема здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях комплексной информатизации учебного процесса сегодня особенно актуальна.


Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и педагогикой через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения. Необходимо научить детей самих заботиться о своем здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни.

 Предлагаемые материалы имеют своей целью раскрыть особенности  здоровьесберегающих технологий, позволяющих эффективно решать одну из самых животрепещущих задач современного образования - формирование у учащихся адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности в условиях комплексной информатизации учебного процесса, формирование личности современного школьника, владеющего на достаточно высоком уровне не только багажом интеллектуальных знаний по предметам общеобразовательного цикла, но и знаний, умений и навыков здоровьесбережения в условиях современной школы.    

Данная программа ”Расти здоровым” разработана как дополнение к курсу начальной школы ”Мир вокруг нас”. Рассчитана на 68 занятий (2ч. в неделю). В ней выделено 7 разделов, указано количество часов на изучение каждой темы.

Цель данного курса заключается в том, чтобы дать учащимся знания о здоровье человека как непреходящей ценности, о социальной и биологической необходимости сохранения здоровья, о роли самого ребенка в сохранении здоровья.

К числу задач курса относятся также:

- формирование у каждого учащегося верного представления о здоровом образе жизни, правильного отношения к сбережению и укреплению своего здоровья;

- формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего организма;

- воспитание гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

-обеспечение физического и психического саморазвития;

Сроки реализации: в течение года.

Ведущим направлением педагогической деятельности по охране здоровья служит гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющее реальным потребностям детей. Поэтому в основе построения курса лежит отбор наиболее актуальных для этого возраста знаний, максимальный учет его психологических особенностей и возможностей, установление демократического способа взаимодействия между учителем и учеником. Исходя из этого принципиально важным является обеспечение самостоятельной  индивидуальной деятельности школьника, которая возможна, если он владеет запасом разнообразных сенсорных представлений об окружающем мире. Следовательно,  формой организации обучения могут быть не только традиционные школьные уроки, но и занятия, которые проходят вне класса: в парке, в спортивном зале, в биологическом кабинете и т.д.  Очень важно   проведение на занятиях практических работ, минимум которых указан в программе. Результативность, изучаемого курса будет выше, если учащиеся будут проводить самонаблюдения.

         

     

     Содержание программы

и требования к желательному уровню содержания

Занятия проводятся по 7 разделам. Каждый раздел состоит из одного или нескольких подразделов, в конце которых даны предполагаемые результаты.

      Раздел 1

 Самопознание       (9ч)

 1)  Знание своего тела.

 Части тела, их функциональное предназначение.

            Внутренние органы и их предназначение.  «Язык» тела.

 Рост и развитие человека, периодизация развития.

 Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.

 Ожидаемые результаты (ученик может).

   Называть органы и части тела, их функциональное предназначение.

   Уметь рассказывать о своих телесных ощущениях.

   Объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни. Рассказать о субъективных       признаках своей усталости.

   Доброжелательно относится к инвалидам, и помогать им.

2)Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Эмоциональная сфера личности: чувства, настроение, эмоциональное переживания, ощущения.      Способы проявления эмоций выражение чувств.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь распознать основные эмоции у себя и других, словесно объяснить их, отчётливо выразить с помощью жестов, мимики, позы.

Уметь описать словесно свои ощущения.

Выражать готовность обратится за советом и помощью в ситуациях страха, горя или несчастья.

Практические работы: тренинги, оздоровительные минутки.

      Раздел 2    

Я и другие    (9ч)

Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.

Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми.

Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребенка в семье. Правила групповой деятельности.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Знать общепринятые правила коммуникации и уметь их применить в модельных условиях. Уметь самостоятельно искать выходы из конфликтных ситуаций.

Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах.

Уметь корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми.

Знать свои права и признавать взаимные обязательства в семье.

Уметь определить свою роль в группе и работать для достижения общей цели.

Уметь соблюдать социальные нормы поведения в формальных группах.

Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти.

       

Раздел 3

Гигиенические правила и предупреждение

инфекционных заболеваний     (13ч)

1)Гигиена тела.

Кожа и ее придатки. Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.

Практические работы:

Правильное мытье рук и пользование предметами гигиены.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь быть опрятными. Регулярно выполнять гигиенические процедуры.

Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви.

 Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода.

2)Гигиена полости рта.

Общее представление о строении ротовой полости, временные и постоянные зубы. Прикус и вредные привычки, нарушающие его.

Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами.

Практическая работа:

Чистка зубов и массаж десен.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь привычки правильной чистки зубов. Иметь сформировавшуюся привычку чистить зубы 2 раза в день.

   Не иметь нелеченного кариеса зубов.

3)  Гигиена труда и отдыха.

 Периоды изменения работоспособности. Режим дня.

Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых.   Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.

Практические работы:

Анализ режима дня, его корректировка в связи с некоторыми индивидуальными условиями жизни ребенка; что узнаем глазами, определение расстояния от глаз до работы (книги, тетради), оздоровительные минутки для глаз.

Экскурсии:

С целью уяснения роли зрения в познании окружающего мира.

 Ожидаемые результаты (ученик может).

 Уметь составить усредненный режим дня на неделю и следовать ему.

 Уметь распознать признаки утомления, в том числе зрительного.

 Иметь навыки переключения на разные виды деятельности для избежания утомления.

4)Профилактика инфекционных заболеваний.

Микромир: микробы, простейшие грибки. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.

 Представление об «активной» защите – иммунитете.

Практические работы:

Меры охраны от инфекционных заболеваний.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи.

Уметь использовать «пассивную защиту» при необходимости  контакта с Дбольным человеком (далекое расстояние, проветривание помещения, ношение маски, отдельная посуда и т.д.).

Иметь сформированное представлении е о моральной ответственности за распространение инфекционного заболевания (например, приход с гриппом в школу). Знать, для чего делаются прививки.

 Раздел 4

 Питание и здоровье    (8ч)

1)Питание – основа жизни.

Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приема пищи в разных странах. Правила поведения за столом.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь соблюдать элементарные правила режима питания.

Уметь пользоваться столовыми приборами.

2)Гигиена питания.

Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Навык соблюдения правил хранения пищевых продуктов.

Навык обработки фруктов и овощей перед их употреблением.

Умение мыть посуду и столовые приборы.

Раздел 5   (18ч)

Основы личной безопасности и профилактика травматизма

    1)  Безопасное поведение на дорогах.

      Основные ситуации – «ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части улицы», «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у ж/д путей.

Практические работы:

Движение на улицах по правилам;

Экскурсия по городу с целью ознакомления с дорожными знаками, безопасный переход улиц.

      Ожидаемые результаты (ученик может).

      Уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге.

      Иметь навык наблюдения.

      Иметь навык «сопротивления» волнению или спешке.

      Иметь навык «переключения на улицу».

      Иметь навык переключения на самоконтроль.

      Бытовой и уличный травматизм.

2)Опасные факторы

современного жилища, школы, игровой площадки. Ожоги. Опасность при использовании пиротехническими средствами. Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна, катания на перилах, прыжков с крыш гаражей и т.д. Элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая  подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах (ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.

Практические работы:

Некоторые меры предупреждения травм (как правильно передавать нож, ножницы, пользоваться горячими предметами и т. д.);

Некоторые приемы оказания первой помощи при травмах (желательно под руководством медицинского работника)

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь распознавать опасные зоны в помещении, на улице.

Уметь распознавать возможность падения с высоты, получения травмы, ожога и избегать их.

Иметь навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами. Уметь обесточить электроприбор.

Применить на практике правила безопасности при катании на роликах и велосипеде, пользоваться защитными приспособлениями.

Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах.

Уметь распознавать негативные реакции животных и избегать укусов и повреждений.

Принимать неотложные меры при укусе животного, насекомого, змей.

3)Поведение в экстремальных ситуациях.

Экстремальная ситуация в городе. Экстремальная ситуация в деревне.

Экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком.

Правила поведения при пожаре. Вызов экстренной помощи: 01, 02, 03, 04, службы спасения. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Освоить три модели поведения в экстремальной ситуации:

«зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самоспасению».

Уметь обращаться за помощью в экстремальной ситуации.

Знать способы тушения огня.

Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения при возникновении пожара.

Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.

Раздел 6      

Культура потребления медицинских услуг     (6ч)

1)Выбор медицинских услуг.

Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, служба спасения. Посещение врача. Больница, показания для госпитализации.

Экскурсия на станцию скорой помощи.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь позитивное, уважительное отношение к врачам и медицинским сёстрам, как к людям, которые помогают сохранить здоровье.

Знать, в каких случаях необходимо обратиться за экстренной медицинской помощью, и иметь навыки обращения.

Знать, зачем детей госпитализируют.

2)Обращение с лекарственными препаратами.

Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь навык аккуратного обращения с лекарствами (хранить в фабричной упаковке, проверять срок годности перед употреблением, применять только по назначения врача или рекомендации родителей, не пробовать неизвестные таблетки)

Раздел 7  

Культура употребления психоактивных веществ     (5ч)

Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма. Что такое алкоголь и чем опасно его употребление.

Поведение с людьми, употребляющими психоактивные вещества.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь избегать ситуации пассивного курения.

Понимать, что алкоголизм и наркомания – трудноизлечимые заболевания. Выработать формы поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Иметь чёткое представление о том, что восприимчивость к наркотическим веществам индивидуальна, и зависимость может возникнуть после первых приёмов.

          

Тематический план занятий.  (68 часов)

1 раздел: самопознание  (9 ч)

         1. Путешествие по стране Человековедение.  

2. Как работает наш организм?

3. Если хочешь быть здоров…

4. Здоровье и болезнь.

          5. Помни о других.

          6. Золотые ключики к сердцам.

          7. Как настроение?

8. Эмоции: положительные и отрицательные.

9. Театр мимики и жеста.

Формы работы: путешествия, встречи с медицинскими работниками, подготовка концертов и подарков для детей – инвалидов, акции ”Спешите делать добро”, час здоровья.

2 раздел: Я и другие  (9 ч)

1.Я и другие.

2. Умеем ли мы общаться?

3. Беседка собеседника.

4.Что такое настоящая дружба?

5. Правила обязательные для всех.

6. Причины конфликтов. Способы их разрешения.

7. Мама, папа, я -…

8. Права и обязанности.

9. При встрече с незнакомцем.

Формы работы: семейные спартакиады, диспуты, практические занятия, составление правил ведения бесед, тесты.

3 раздел:  Гигиенические правила и предупреждение

инфекционных заболеваний  ( 13ч)

1. Друзья Мойдодыра.

2 .Зачем человеку кожа?

3. Если кожа повреждена…

4. Почему болят зубы.

5. ”Рабочие инструменты ”человека.

6. Режим дня.

7. Сон – лучшее лекарство.

8. Глаза – главные помощники человека.

         9. Береги глаза смолоду.

         10. Отдых: активный и пассивный.

         11. Как справиться с инфекцией?.

12. Польза и вред медикаментов.

13. Мы за будущее России без…   наркотиков.                      

Формы работы: тренинги, беседы с офтальмологом, составление режима дня, выращивание лекарств на окне, практические занятия.

4 раздел:   Питание и здоровье   (8ч)

1. Режим питания.

2. Правила поведения за столом.

3. Питание – необходимое условие для жизни человека.

4. Аптека на кухне.

5. Аптека в лесу.

6. Здоровая пища для всей семьи.

7. Традиции приема пищи в разных странах.

8. Обработка и хранение пищевых продуктов.

Формы работы: экскурсии, практические работы, чтение литературы, беседы,

Составление правил  поведения в лесу, за столом.

5 раздел:    Основы личной безопасности и

профилактика травматизма  (18ч)

  1. Правила безопасного перехода улиц и дорог.
  2. Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках.
  3. Берегись автомобиля!
  4. Почему дети попадают в дорожные аварии?
  5. Движение по городу группами.
  6. Правила для пешеходов.
  7. Это может быть опасно.
  8. Опасные игры с огнем.
  9. Правила для каждого.
  10. Плохие шутки.
  11. Чтобы не было травм.
  12. Зимняя река и география безопасности.
  13. Безопасность при любой погоде.
  14. Оказание первой помощи при простых травмах.
  15. Волшебные телефоны.
  16. Неудачные встречи в лесу. Лесные опасности.
  17. Несчастные случаи на воде.
  18. Чрезвычайная ситуация – что это?

Формы работы: встречи с сотрудниками ГИБДД, игры, экскурсии, разработка правил поведения на улице, на реке и т. д., конкурсы рисунков, деловые игры.

6 раздел:   Культура потребления медицинских услуг   (6ч)

1. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

2. “Внутренняя” кухня.

3. Традиции других стран.

4. Польза и вред медикаментов.

5. Когда еда и лекарства – яд.

6. Есть такая служба спасения.

Формы работы: экскурсии на станцию скорой помощи, беседы с мед. работниками, чтение художественной литературы, деловые игры.

7  раздел:   Культура употребления психоактивных веществ   (5ч)

1. Вред табачного дыма.

2. Самый привычный яд.

3. Болезни, связанные с вредными привычками.

4. Трудноизлечимые заболевания.

5. Жизнь без вредных привычек.

Методические рекомендации

В своей работе педагог ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки — упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Используются такие специфические виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) при обучении. При этом обеспечивается развитие свойственных возрасту видов деятельности и познания.

Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Уроки по валеологии могут планироваться по усмотрению учителя, в зависимости от своих и детских возможностей, от количества выделенных часов для занятий, времени и условий проведения. Данное планирование составлено в количестве 68 часов, по 2 часа в неделю в течение года. Уроки по валеологии требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта. Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Когда ребята освоятся, дайте им возможность самим проводить эти минутки. Пусть входят в роль учителя, предоставьте возможность испытать силы каждому желающему.

Примеры оздоровительных минуток:

— потянуться 1—2 раза;

— сесть ровно и спокойно подышать, а значит, отдохнуть;

— изгнать плохие мысли и успокоить мозг;

— сказать добрые слова друг другу и получить положительные

эмоции, жизненную силу;

— помассировать пальцы;

— походить по камушкам;

— сделать 1—2 упражнения для осанки и т.д.

Занятия о пище, питании можно проводить прямо в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).

Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.

Если хотите, чтобы уроки по валеологии детям нравились, обеспечьте успех первого занятия. Никаких нравоучений! Постарайтесь задать детям несколько вопросов, ответы на которые подтвердили бы их здоровые привычки. Это принесет им радость и вызовет интерес к дальнейшим занятиям. Отметьте их искренность, умение улыбаться, радоваться, проникаться интересом к окружающему миру. Хорошо, если дети с вашей помощью смогут в дальнейшем составить индивидуальную программу по самооздоровлению. Туда будут входить такие вопросы, как потягивание после сна, обливание под душем утром и вечером, хождение по камушкам, своевременный сон, необходимость говорить добрые слова близким и т.п. Дарите детям листики-карточки с добрыми словами, например: «Ты добрый человек» — они очень радуются этим словам. Если ребята еще не умеют читать, сами зачитайте текст после того, как вручите карточки, и пусть эти карточки ребенок унесет домой.

На этих уроках оценок нет. И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не реагируйте отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность, неуверенность в себе, рождает неискренность.

Будьте доброжелательны. Выслушивайте ответы, не показывайте свое отрицание даже мимикой, взглядом. Ребенок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит. Имейте терпение и уважение к самым неожиданным ответам.

Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и в то же время быть сердитым, раздраженным, позволять себе резкие высказывания в общении с детьми и своими коллегами. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу и т. д.

В конечном итоге занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости и желание прийти на занятие снова.

Литература:

  1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. - № 3.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
  3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
  4. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. – 2000. - № 3.
  5. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003.
  7. Обухова Л. А. , Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников.: Методическое пособие.- М.: Т Ц Сфера, 2001 г..
  8. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. – М.: Аванта+, 2001г.
  9. А. В. Гостюшина. Основы безопасности жизнедеятельности, 1-4 классы. М.: АСТ, АО “Московские учебники”, 2001г.
  10. Дорожная безопасность: Учебная книжка – тетрадь для 3 класса  /Под редакцией В. Н. Кирьянова, 2-е издание/. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005г.
  11. Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: Медицина /Авт. – сост. Н.Ю. Буянова/ – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".

Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

Здоровые зубы – здоровый организм.Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе.

Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе. Здоровые зубы – здоровый организм....

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...

День здоровья "Здоровье-это здорово!"

День здоровья "Здоровье-это здорово!"1 ведущий: Внимание! Внимание! Дорогие болельщики, спортсмены и судьи! Наши микрофоны установлены на школьной спортивной площадке.2 ведущий: Чтобы громче пел...