Проект "Зимний сад для уюта и здоровья"
проект по зож на тему

Тимонина Гульнара Ринатовна

Ученик  проводит  в  школе  до  9  часов  в  сутки ( учитывая  время  занятий  и  посещение  группы  продленного  дня ). Поэтому  необходимо  окружающую  обстановку  приблизить  к  домашней, создать  уголок  отдыха  и  релаксации. Цветы, как  эстетический  элемент, усилят   очарование  и  создадут   обстановку  комфортности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimniy_sad.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Зимний сад для уюта и здоровья»

                                                                        Разработала

учитель нач.кл

                                                                МБОУ «Гимназия №94

г.Казань

                                                                Тимонина  Г.Р.

ЗИМНИЙ  САД

Наш   зимний   сад  похож   на   дивный   сад,

Везде   цветы   красивые   висят.

Легко   дышать   и   чувствуется   праздник!

Разнообразие   цветов   нас   потрясает

Цветы,  как   люди   все  неповторимы,

Рассматривать   их   можно   хоть   часами,

Ведь   все   они   по – своему   красивы!

Они   нам   дарят   нежный   аромат,

Разнообразием   красок   впечатляют.

Другие,  чтоб   от   них   не   отставать,

Причудливою   формой   забавляют.

                                                       Тимонина Г.Р.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.

2. Цели  и  задачи.

3. Выбор  и  обоснование  проекта.

4. Технологическая  карта  изготовления.

5. Растения  зимнего  сада  и  их  происхождение.

6. Значение  зимнего  сада  для  здоровья  школьников.

7. Опытные  исследования.

8. Экономические  расчеты.

9. Выводы.

10. Литература.

11. Приложение.

ЗАДАНИЕ:

Принято  решение  создать  уголок  природы  «Зимний  сад». Задача – спланировать  работу, рассчитать  какие  материалы  и  какое  оборудование  потребуется. Учитывались  следующие  критерии  при  проектировании  уголка:

* Универсальность:

Планируемый  уголок  будет  отвечать  интересам  всех  учащихся, так  как  нацелен  на  создание  комфортной  обстановки  в  классе, оживляет  интерьер, увлажняет, очищает  воздух. Используется  ежедневно.

* Безопасность:

Данный  уголок  безопасен  для  всех  возрастных  групп. Создан  из  экологически  чистых  материалов.

* Актуальность:

Ученик  проводит  в  школе  до  9  часов  в  сутки ( учитывая  время  занятий  и  посещение  группы  продленного  дня ). Поэтому  необходимо  окружающую  обстановку  приблизить  к  домашней, создать  уголок  отдыха  и  релаксации. Цветы, как  эстетический  элемент, усилят   очарование  и  создадут   обстановку  комфортности.

* Практичность:

Создан  из  дешевого, доступного  и  экологически  чистого  материала.

* Новизна:

Проект  не  совсем  обычен, так  как  создание  данных  уголков  в  школьной  практике  используется  крайне  редко.

Но  мысль  о  создании  именно  «Зимнего  сада»  возникла  неслучайно. Со своими первоклассниками я один два раза в неделю ходила в лес.

Очень  часто  нам  попадались  большие  поляны  цветов, мы  петляли  по  оврагам, по  чуть  заметным  тропинкам  и  любовались  природой. Все  это  навело  нас  на  мысль  о  том, что  можно  это  чудо  природы  создать  в  классе, чтобы  любоваться  им  и  наслаждаться  красотой  мог  каждый  и  в  любое  время  года.

I  ВВЕДЕНИЕ

                                                                 Цветы, как  люди, на  добро  щедры.

                                                                 И  щедро  нежность  людям  отдавая,

                                                                 Они  цветут, сердца  отогревая,

                                                                  Как  маленькие  теплые  костры.

                                                                                                             ( К. Жанэ )

         Цветы – это  щедрое  гостеприимство  Земли. Жизнь  торжествует, когда  вокруг  нас  цветы.

         Цветы – идеальные  посредники  для  выражения  чувств. Благодаря  им,  можно  проложить  путь  к  сердцам  людей, они  поднимают  настроение, заставляют  нас  удивляться  неповторимому  созданию  природы.

         С  целым  миром  спорить  я  готов,

         Я готов  поклясться  головою

         В  том, что  есть  глаза  у  всех  цветов,

         И  они  глядят  на  нас  с  тобою.

                                               ( Р. Гамзатов )

         Цветы  всегда  с  нами  в  будни  и  праздники. Цветы  в  интерьере  и  цветы  в  костюме, цветы  вокруг  нас.

         Цветы – это  нравственное  здоровье  человека.

     

II  ЦЕЛЬ  и  ЗАДАЧИ

         Планируемый  результат: разработать  план  классного  уголка  природы  «Зимний  сад», создать  его.

         

         Учебная  цель: изучение  возможности  создания  уголка  природы  «Зимний  сад»  в  классе.

         Задачи  проекта:

1. Ознакомление  с  комнатными  растениями.

2. Определение   возможные  путей  реализации  проекта.

3. Ознакомление  с  многообразием  природного  материала.

4. Развитие  творческого  мышления, способностей  создания  и  

    реализации  образа.

5. Научить учащихся  определять  влияние  различных  факторов  на  рост

    растений; научить  правильно  ухаживать  за  ними.

6. Формирование  умения  проводить  экологический  анализ.

   

III ВЫБОР  и  ОБОСНОВАНИЕ  ПРОЕКТА

       

         Зимний  сад – это  частичка  каждого  ученика  нашего  класса. Равнодушных  не  было,  все  принимали  активное  участие  в  его  создании. Много  труда, умения  вложено  в  его  создание  и  вкладывается  в  поддержание  в  нем  чистоты. Я и все мои ученики  заботятся  о  том,  чтобы  это  достояние  преумножалось  и  улучшалось  с  каждым  годом, радовало  нас  своей  красотой.

         Мы  сегодня  живем  в  такое  время, когда  особенно  острой, злободневной  и  актуальной  представляется  проблема  экологического  состояния  окружающей  среды. Именно  поэтому  нам  хотелось  бы  рассказать  об  огромном  значении  таких  «зеленых  уголков», для  поддержания  здоровья  и  улучшения  настроения  учащихся.

         Комнатные  растения – наши  «зеленые  друзья», они  вселяют  веру  в  свои  силы, радуют  наш  глаз, напоминают  нам  о  теплом  дыхании  лета, ласкают  своими  яркими  красками.

         «Что  может  быть  прекраснее  комнаты, роскошно  убранной  цветами?» Особенно  хороши  комнатные  растения  зимой, когда  вьюги  и  метели, а  в  нашем  зимнем  саду   острое  ощущение  праздника.  

       

V РАСТЕНИЯ  ЗИМНЕГО САДА И ИХ  ПРОИСХОЖДЕНИЕ

        Зимний  сад  был  заложен  осенью  2004  года  учениками  1  А  класса, организатором  является  наша  первая  учительница  Тимонина  Г.Р.

        На  сегодняшний  день  зимний  сад  насчитывает  более  35  видов  комнатных  растений. География  их  происхождения  охватывает  многие  континенты  земного  шара.

        В   нашем  саду, как  на  живой  растительной  карте, мы  видим  осуществление  творческой  фантазии  человека. Почти  все  растения  зимнего  сада – «путешественники», они  прибыли  к  нам  из  разных  стран  мира.

        Центральное  место  занимает  давняя  всеобщая  любимица – монстера. Монстеру  легко  выращивать, она  неприхотлива. Но  она  не  выносит  прямых  солнечных  лучей, почву  зимой  не  переувлажнять, листья  опрыскивать.

     Украшают  наш  сад  2  вида  пальм. Пальмы – очень  красивые  растения. Издавна  пользуется  популярностью  Ховея – любительница  тропического  солнца. Хамедорея – ее  иногда  называют  бамбуковой  пальмой, так  как  ее  стебли  с  возрастом  становятся  похожи  на  стебли  бамбука.

      Бегонии  пришли  к  нам  из  тропических  и  субтропических  лесов. Многие  бегонии  были  отобраны  или  специально  выведены  как  комнатные  растения. Большинство  бегоний  выращивают  ради  красивых  цветков, хотя  у  тех  же  растений  могут  быть  декоративные  листья.

     

      Шелестят  дожди  по  сельским  домикам,

      Алыми  восходами  зари –

      Приросли  герани  к  подоконникам,

      Будто  к  русским  душам  приросли.

        Эти  строки  посвящены  цветам, украшающим  зимний  сад – пеларгониям. Это  любимое  многими  комнатное  растение, цветет  несколько  месяцев  в  году. Герань  появилась  в  Европе  около  трехсот  лет  назад.

       

       Особое  место  занимают  в  нашем  саду  диффенбахии. Это  уже  довольно  взрослые  растения, высотой  1 м  40 см. Ее  нелегко  выращивать, она  не  переносит  холодных  сквозняков  и  низкой  температуры  зимой. Однако  мы  смогли  вырастить  3  взрослых  дерева.

        Самыми  любимыми  цветами  у  многих  являются  фиалки. Цветут  они  у  нас  почти  круглый  год.

          Фиалки  любимы  и  были  и  будут.

          «Фиалку  Монмартра»  уже  не  забудут

          Любители  музыки. В  строфах  поэтов

          Была  не  однажды  фиалка  воспета.

        Растут  в  нашем  саду  и  наиболее  распространенное  комнатное  растение – хлорофитум. Это  не  удивительно: он  быстро  растет, у  него  красивые  изогнутые  листья, а  весной  и  летом  на  спадающих  каскадом  тонких  побегах  появляются  сначала  мелкие  белые  цветки, а  потом – крошечные  розетки  листьев. Висящие  на  материнском  растении  розетки  выглядят  чрезвычайно  эффектно, особенно  в  подвесной  корзинке. Их  можно  отделить  и  укоренить. Еще  одна  причина  популярности  хлорофитума – его  выносливость. Он  может  расти  в  холодной  и  теплой  комнате, на  свету  и  в  тени  и  не  боится  сухого  воздуха.

 В  этом  году  мы  начали  выращивать  очень  капризное  растение. Это  юкка. Многое  мы  прочитали  об  этом  растении  в  энциклопедии. Взрослая  юкка  выглядит  как  ложная  пальма. Ей  требуется  глубокий  горшок  с  хорошим  дренажем, который  летом  можно  было  бы  выносить  на  открытый  воздух. Зимой  она  требует  прохладных  условий, любит  свет, обильный  полив  с  весны  до  осени.

           Знают  юкку  растением  декоративным.

           Это  в  Европе, а  дома  активно

           И  на  волокна, и  для  плетения

           Всюду  используют  это  растение.

1. Дома – имеется  в  виду – родина  юкки  Северная  и  Центральная  Америка.

        Папоротники – древнейшие  растения  нашей  планеты, людей  еще  не  было, а  они  уже  появились. Ажур  их  листьев, как  автограф  находят  на  глыбах  каменного  угля, они  растут  во  всех  климатических  условиях. В  нашем  зимнем  саду  произрастают  папоротники  двух  видов: «Нефролепис»  и  «Адиантум».

                             

   Многие  комнатные  растения  образуют  «Луковицы», с  помощью  которых  их  размножают. Такое  растение  есть  и  у  нас  это  гиппеаструм. Он  выбрасывает  толстые  цветоносы  с  «зонтиками» воронкообразных  цветков. Начинают  они  цвести  с  конца  зимы  до  начала  лета. Цветы  различной  окраски: белые, нежно – розовые, красные  и  много  др.  оттенков.

        Фикус. Популярность  этого  растения  возрастает, особенно  фикуса  Бенджамина, потому  что  это  превосходное  растение  для  современного  жилища. Фикусы  пришли  к  нам  из  тропической  Азии.

         Эписция – красивое  ампельное  растение, которое  никогда  не  было  распространено  так  же  широко, как  его  знаменитая  родственница  узамбарская  фиалка. У  нас  1  вид  эписции – медная. У  эписции  медной  эффективные  листья – крупные  городчатые  с  серебристыми  жилками, стелющиеся  побеги  достигают  в  длину  50  см. В  течение  лета  усы  укореняются  в  почве, образуя  дочерние  розетки.

         Одно  из  красивейших  растений  нашего  сада – клеродендрум. Его  считают  тепличным  растением. Вьющиеся  стебли  достигают  в  высоту  

2,7 м. Цветы  его  неописуемой  красоты.

           

           О, клеродендрум, от  чего  так  радуешь  ты  взоры;

           Другие  есть  цветы  роскошней  и  пышней;

           И  ярче  краски  в  них, и веселят  узоры –

           Но  прелести  в  них  нет  таинственной  твоей.

         Первое  письменное  упоминание  о  начале  коллекционирования  кактусов  в  Европе  датируется  1570 – м  годом. Считается, что  первым  коллекционером  их  был  лондонский  аптекарь  Морган.

        Самую  точную  характеристику  этих  необычных  растений  дал  

Н. Никонов  в  своей  популярной  книге  «Созвездие  кактусов».

         В  нашем  саду  8  разновидностей  кактусов. Кактусы – семейство  двудольных  растений. Объединяет  50  родов  и  свыше  300  тысяч  видов, распространенных  преимущественно  в  Америке. У  всех  кактусов  могучий  стебель, в  котором  содержится  много  влаги, а  листья  колючки.

VI  ЗНАЧЕНИЕ  ЗИМНЕГО  САДА  для  ЗДОРОВЬЯ  ШКОЛЬНИКОВ

        Комнатные  растения  создают  более  уютную  обстановку, но  есть  в  их  присутствии  и  другая, очень  важная  сторона – они  оказывают  благотворное, а  подчас  даже  целительное  воздействие  на  наше  самочувствие.

        Воздух  любого  помещения  в  том  числе  и  школьного  насыщен  микроорганизмами, среди  которых  есть  и  болезнетворные. Для  оздоровления  воздушной  среды  используют  комнатные  растения.

        Такие  привычные  комнатные  растения, как  герань  и  бегония, снижают  содержание  микроорганизмов  в  воздухе  на  43 %,  хризантемы  на  66 %.

        Некоторые  виды  растений  способны  выделять  фитонциды, которые  проникая  через  легкие  и  кровь, усиливают  защитные  свойства  организма  

и  улучшает  иммунитет.

        Растения, которые  имеют  наибольшую  фитонцидную  активность – герань, хлорофитум, гибискус, бегония. Все  они  живут  в нашем  зимнем  саду  и  способствуют  оздоровлению  воздуха, которым  мы  дышим.

        Гиппеаструм – надежный  помощник. Если  мы  находимся  в  одной  комнате  с  этим  растением, то  ощущаем  свежесть  и  не  поддаемся  нервозности. Аналогичное  действие  оказывают  и  некоторые  другие  растения, например  алоэ, хамедорея, хлорофитум, гибискус.

        Типичные  «миротворцы» – фиалки. Они  удивительным  образом  настраивают  людей  на  мирный  лад  и  даже  помогают  разрешать  конфликты.

        У  цикломенов  есть  свойственные  только  им  особенности: они  помогают  вспыльчивым  людям  справиться  с  эмоциями,  дарят  чувство  защищенности.

        Повышают  работоспособность  эфирные  масла, выделяемые  цитрусовыми  растениями. Поэтому  в  этом  году  мы  посадили  лимон.

      Толстянка  и  жасмин  оказывают  мягкое  бодрящее  действие. Они  рассеивают  апатию  и  депрессию.

       Комнатные  растения  повышают  влажность  воздуха. С  сухостью  воздуха  лучше  способны  совладать  те  из  них, которые  требуют  обильного  полива. Потребляя  много  влаги, они  большое  количество  ее  испаряют  в  воздух.

        Растения  не  только  очищают  воздух  от  бактерий, но  и  от  пыли. Такими  свойствами  обладают  более  300  видов.

        Зеленые  растения  по  мере  сил  избавляют  нас  от  пыли, витающей  в  воздухе. Так  же  как  пыль  скапливается  на  поверхностях  пола, мебели, она  оседает  на  листьях  насаждений. Но  тогда  уже  путешествовать  по  воздуху  ей  не  придется – растения  удерживают  и  не  позволяют  попадать  в  наши  легкие. Аккумулируя  на  себя  пыль, все  комнатные  цветы  значительно  очищают  воздух  комнаты. Доказано, что  после  размещения  в  помещении  цветочных  горшков, воздух  становится  чище  на  40 %.

        Наверное, каждый  человек, у  которого  дома  есть  комнатные  растения, скажет, что  с  ними  и  дышится  легче. Многие  причиной  этому  считают  то, что  растения  поглощают  углекислый  газ  и  выделяют  кислород. Однако  мало  кто  задумывается, что  комнатные  растения  еще  и  очищают  воздух  с  феноменальной  эффективностью.

   Учеными  разных  стран  проводилось  множество  экспериментов, чтобы  выявить  фильтрующие  способности  различных   растений. Рекордсменом  по  эффективности  очистки  воздуха  является  хлорофитум! Он  даже  превосходит  многие  специально  созданные  для  этой  цели  технические  устройства.

         Высокоэффективными  очистителями  воздуха  также  являются: плющ, хризантема, алоэ.

        Кактусы  помогают  нам  уберечься  от  всевозможных  излучений.

        Конечно, не  стоит  думать, что  комнатные  растения  способны  полностью  заменить  пылесосы, воздухоочистители  и  лекарства. Они  не  спасут  нас, если  концентрация  вредного  вещества  в  воздухе  нашего  помещения  превышает  предельно  допустимую  в  несколько  раз. И  уж  конечно, не  стоит  полагаться  исключительно  на  благотворное  влияние  природных  фитонцидов  в  борьбе  с  инфекционными  заболеваниями.

        Однако  растения, за  которыми  регулярно  ухаживают, не  только  скорректируют  некоторые  негативные  экологические  показатели  жилища, улучшив  микроклимат  помещения, но  так  же  помогут  внести  в  дом  уют и  подарить  психологический  комфорт. В  любом  случае, сочетания  цветов, подобранные  для  помощи  в  психологической  разгрузке, не  должны  быть  яркими, раздражающими.

VII ОПЫТНЫЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ

         Мы  исследовали  состояние  воздуха  и  уровень  бактериального  загрязнения  в  нашем  зимнем  саду  и  в  кабинете, находящимся  рядом  с  нашим.

        Опыт  проводился  следующим  образом: сделали  посев  микроорганизмов  из  зоны  зимнего  сада, который  длился  12  минут. Затем  в  лаборатории   СЭС  было  проведено  санитарно – бактериологическое  исследование, в  ходе  которого  было  вычислено  общее  микробное  число  377  колоний  на  одном  кубическом  метре. Этот  показатель  оказался  гораздо  ниже  общедопустимого  ( 600 -–70  колоний ). Исходя  из  этого, можно  сделать  вывод, что  наш  зимний  сад  относится  к  разряду  очень  «чистых». А  в  соседнем  кабинете  на  одном  кубическом  метре  вычислено  929  колоний.

        Был  также  проведен  другой  опыт  на  определение  запыленности  воздуха.

        Мы  сравнивали  наш  кабинет  и  соседний. На  бумажные  основы  образцов  был  нанесен  липкий  состав, на  который  должны  были  осесть  пылинки. Они  были  закреплены  на  уровне  дыхательных  путей ( 1,5 м )  на  1  час. Затем  мы  подсчитали  количество  пылинок  на  1  кв. см. На  нашем  образце  пылинок  не  обнаружено, а  на  образце, находившемся  в  соседнем  кабинете, количество  пылинок  на  одном  квадратном  сантиметре  составило – 9.

        Этот  опыт  подтверждает, что  растения  обладают  удивительной  пылеудерживающей  способностью.

        В  воздухе  помещений  по  вине  микроорганизмов  могут  возникнуть  эпидемии  при  скоплении  людей. И  поэтому  благодаря  развитию  нашего  зимнего  сада  процент  заболеваний  верхних  дыхательных  путей  с  каждым  годом  снижается.        

           Из  этого  видно, что  заболеваемость  верхних  дыхательных  путей  снижается.

         Также  было  проведено  анкетирование  среди  учащихся  и  их  родителей.

Вопросы

Учащиеся

Родители

1. Любите ли Вы комнатные растения?

93 %

100 %

2. Как Вы себя чувствуете в «зимнем» саду ?

Комфортно – 100 %

Спокойно – 100 %

100 %

100 %

3. Какую пользу он приносит?

Красиво, выделяет кислород.

Уютно, дышится легче.

4. Чем Вы помогли в создании «зимнего» сада?

Приносили отростки, необходимый инвентарь, поливаем, ухаживаем.

Материальная сторона.

5. Ваши пожелания.

Все любят и гордятся, желают дальнейшего процветания, что навсегда останется в памяти

         Сейчас  мы  изучаем  комнатные  растения  с  целью  соответствия  к  каждой  личности  учащихся. Для  этого  выявляются  знаки  зодиака  учащихся, по которым  составляются  биологические  карты  соответствия  комнатных  растений  учащимся. По  этим  картам  растения  будут  сгруппированы  в  композиции  для  успешного  нашего  оздоровления.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИ ___    _____________________

_______ класса

Растения по зодиаку

Растения в классе

Роза

Фикус

Фиалки

Монстера

Герань

Фиалки

Азалия

VIII ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ

Наименование

Количество

Стоимость

1. Земля

150 кг

2. Емкости

15 шт. больших

30 шт. маленьких

1 500 рублей

900 рублей

3. Подставки для цветов

5 шт.

Сделаны руками родителей

IX ВЫВОДЫ

         Создавая  зимний  сад, мы  многое  выяснили  о  влиянии  комнатных  растений  на  здоровье  человека. Зеленые  растения  не  только  создают  уютную  обстановку, но  у  них  есть  и  другая  более  важная  сторона – они  оказывают  благотворное  и  целительное  воздействие  на  наше  здоровье.

        Учеными  доказано, что  растения  без  исключения  играют  в  наших  помещениях  неоценимую  роль: улучшают, оздоравливают  микроклимат, охлаждают  воздух  за  счет  испарения, повышают  влажность  воздуха, повышают  содержание  кислорода  в  воздухе, улучшают  водно – газовой  обмен, нейтрализуют  электромагнитное  излучение  телевизоров, компьютеров  и  других  бытовых  приборов. Растения  «вытягивают»  из  воздуха  формальдегид  и  табачный  дым  поглощают  тяжелые  металлы, снижают  содержание  углекислого  газа, а  летучие  фитонциды  ароматных  растений  уничтожают  вредные  микроорганизмы, тем  самым  повышают  иммунитет  организма  человека.

         А  что  же  мы  должны  дать  им  взамен?

         Растениям  необходимо  обеспечить  все  условия  для  жизни (освещение, температуру, влажность, состав почвы). Важно  регулярно  с  растений  смывать  пыль. И  главное – растения  нужно  любить, тогда  они  отплатят  нам  добром.

         Комнатные  растения – это  символ  жизненной  устойчивости. Наш  «зимний  сад»  и  является  символ  устойчивости  нашего  класса, его  лицом, его  гордостью!

                         

X  ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

1. Е. Герней  «Родина  цветов»

2. Е. Журкова  «Комнатные  растения»

3. С. Красилов  «Легенды  о  цветах»

4. Д. Хессайон  «Все  о  комнатных  растениях»

5. «Уход  за  комнатными  растениями». Практические  советы  любителям  

    цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".

Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

Здоровые зубы – здоровый организм.Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе.

Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе. Здоровые зубы – здоровый организм....

Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...

проект "Моя инициатива в сфере образования: "Зеленый уголок в школе как мир уюта и гармонии""

Социально-образовательный проект "Моя инициатива в сфере образования" на конкурс "Педагог года 2017". Для развития и сохранения здоровьесберегающей среды и эмоционально-психологического состояния школ...