Здоровьесбережение в начальной школе
статья по зож на тему

Соснова Анна Алексеевна

Здоровый образ жизни – это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению и восстановлению здоровья.

В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, и где, в силу возрастных психофизических особенностей - чрезвычайная любознательность и эмоциональность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_v_nachalnoy_shkole.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение на уроках в начальной школе

Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. У детей не формируются умения и навыки здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.

Здоровый образ жизни – это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению и восстановлению здоровья.

В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, и где, в силу возрастных психофизических особенностей - чрезвычайная любознательность и эмоциональность. Подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми. Незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и пр.- младшего школьника подстерегает множество опасностей.

Применительно к детям необходимо постоянно иметь в ввиду, что не всегда сам ребенок, может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но оттого, как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть и его будущее поведение.

Опираясь на изученные литературные источники и данные школы, пришла к выводу, что проблемы по сохранению здоровья учащихся, выработки устойчивой мотивации на здоровый образ жизни- были, есть и будут актуальными для каждого ученика. Идея формирования здорового образа жизни находит своё отражение на уроках. В своей работе я применяю следующие технологии:

  • Личностно – ориентированные
  • Игровые
  • Технологии проблемного обучения
  • Развивающие технологии

Все эти технологии можно отнести к ЗСТ.

Использование ЗСТ даёт нам:

  • Повысить результаты обучения и воспитания.
  • Вести учёт индивидуальных и интеллектуальных способностей учащихся.
  • Недопустимость чрезмерной перегрузки и утомляемости.
  • Формирование навыков ЗОЖ.
  • Исключение отрицательного влияния оценки на состояние здоровья.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока в наибольшей степени зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.

Важную роль в оздоровительной работе на уроках играет правильная организация учебной деятельности. Сюда я отношу:

1.Строгое соблюдение режима урока.

2.Правильная организация урока (построение урока с учётом диагностики, работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств ЗСТ и т.д.).

3.Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, воздушный режим, цветовое оформление).

Правильная организации обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает учащимся осознать важность сохранения здоровья. На этих уроках учащиеся получают знания о своём организме, о режиме дня, личной гигиене. У детей формируются умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребенка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.

Виды оздоровительных мероприятий:

  1. Гимнастика до учебных занятий (мин).
  2. Физкультурные минутки на уроках (мин).
  3. Подвижные перемены (мин).
  4. Спортивный час в группах продленного дня (ч).
  5. Участие в соревнованиях в учебном году (раз).
  6. Дни здоровья и спорта.

Первые признаки утомления на уроке служат сигналом к проведению физкультминутки. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах. Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем.

Требования в проведению физкультминуток.

С позиции здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких упражнений минимальна, если при этом не учитываются 3 условия:

  1. Состав упражнений должен зависеть от особенностей урока, какой это предмет, в какой вид деятельности включены дети до этого, каково их состояние.
  2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной: от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительной эмоциональной ноте.
  3. Учителю необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Народная мудрость гласит « здоровье всему голова» и поэтому, проводя уроки, я стараюсь учитывать, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную, оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.



Список использованной литературы:

Антропова М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности, М.,1968г

Афанасенко В.В.,Черкесов Ю.Т. Валеология ,2001 г., стр.61,Сопряженное взаимозависимоеразвитие физических и интеллектуальных способностей и оздоровление человека на мотивационной основе.

Базарный, В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков /В.Ф.Базарный – М., 1994.

Зайцев Г.К. Школьная валеология, С-П.,2001г.

Исаева, С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие / С.А.Исаева. – М.:Айрис-пресс, 2004.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. С-П.,2002г.

Левитес Д.Т.Практики обучения, современные образовательные технологии,2001г

Селевко Т.К.Современные образовательные технологии, СП..2002г.

Фроленко Т.В. Начальная школа , 2000г.,№7,стр.,48,Валеологическая организация учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по здоровьесбережению в начальной школе

Бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педа...

Проблема здоровьесбережения в начальной школе

Здоровье-бесценный дар,который преподносит человеку природа.Этим даром надо дорожить и уметь им правильно пользоваться.В течение последних лет работаю по теме самообразования "Здоровьесберегающие техн...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассказывается о здоровьесбережении детей на начальном этапе обучения....

Здоровьесбережение в начальной школе

В работе представлены комплексы физических упражнений для снятия утомления с плечевого пояса, , кистей рук, гимнастика для глаз, самомассаж....

Здоровьесбережение в начальной школе

Здоровьесбережение в начальной школе...

«Система работы по здоровьесбережению в начальной школе»

21 век требует не  только образованных, но и духовно развитых, способных к саморазвитию личности. Реализация этой цели в первую очередь ложится на плечи современной школы...