Опыт работы по теме: «Здоровьесберегающие образовательные технологии в урочной и неурочной деятельности как условие реализации ФГОС НОО»
статья по зож на тему

Колесникова Юлия Юрьевна

В данной статье представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, физическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-kolesnikova.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО автора: Ю.Ю.Колесникова

Место работы: Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30»

муниципального образования Динской район

E-mail: yulia_1982kol@mail.ru

 «Здоровьесберегающие образовательные технологии в урочной и неурочной деятельности как условие реализации ФГОС НОО»

Аннотация: в данной статье представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, физическое развитие.

                   В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимают и соблюдают лишь в отношении «физического благополучия» участников образовательного процесса, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих санитарным правилам и нормам, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом крайне мало внимания уделяется «состоянию психического и социального благополучия» детей.

          Проблема создания благоприятных условий обучения приобрела в настоящее время особую актуальность. Это связано, во-первых, с устойчивыми негативными тенденциями в состоянии здоровья детей, во-вторых, - с изменениями, произошедшими в школе за последнее десятилетие.

           В настоящее время проблема здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем в нашем государстве, о чем свидетельствует официальная статистика.  Современные исследования показывают, что за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%.

        Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное, социальное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных, - здоровье. Поэтому среди требований к результатам освоения общеобразовательных программ одно из самых важных – сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

        Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста на этапе введения и реализации ФГОС.

        Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:

- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

- снижение уровня заболеваемости  учащихся;

- сохранение работоспособности на уроках;

- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

        Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

  Одной из наиболее актуальных задач в условиях внедрения ФГОС является разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции трех ключевых направлений: педагогического, физиологического и психологического.

         Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий как составляющей внедрения ФГОС –  это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Использование психолого-педагогических технологий: статистический анализ пропусков уроков; индивидуальная работа с учениками и родителями; организация и контроль питания детей в школьной столовой; система классных часов, проведение внеурочных и внешкольных мероприятий, праздников, конкурсов, соревнований по формированию здорового образа жизни; организация отдыха учащихся во время каникул.

      Работая в школе более 15 лет, проанализировав причины школьных болезней детей, пришла к выводу о необходимости решить проблемы в области здоровьесбережения комплексно.

       Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.  Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому главной задачей остается организация урока.

      Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма для учеников первых классов более всего соответствует 30-ти минутная продолжительность урока. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамическая пауза, разучивание физических упражнений и другое. Несомненно, лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Но учитывая, что динамичность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультурных минуток. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому стараемся не требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.

     Например, на уроках математики, русского языка, литературного чтения использую игровые моменты, ситуации, ведь игра – это самый эффективный вид деятельности в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Ведь ни для кого не секрет, что используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.

       Уроки окружающего мира проходят в форме уроков – наблюдений: например, «Явления природы»,  уроков – практикумов: «Здоровая пища», уроков здоровья: «Если хочешь быть здоров, закаляйся!», уроков-исследований: «Какой бывает вода?», уроков – поисков: «Зимующие птицы» .

        На разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов широко используются веселые физкультминутки, динамические паузы в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным хоровым произношений четверостиший,  музыкальным сопровождением, элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

    В состав упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз  включаются:

- упражнения по формированию осанки; - укреплению зрения; - укрепления мышц рук;

- отдых позвоночника; - упражнения для ног; - упражнения на ковре; - релаксационные упражнения для мимики лица; - потягивание; - массаж области груди, лица, рук, ног; - упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

      Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому  вводим упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

       Психологический климат урока во многом зависит от эмоциональной составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника.

       Постоянная серьёзность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся к школьнику состояния утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья «встряска» происходит и с мыслительным процессом, оживляя творческий настрой, причём не только учеников, но и учителя.

       Задача учителя – попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

             Необходимо определить, что  ФГОС позволяет организовать дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, гиперактивными учащимися с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития и оценить результаты. Для данной категории детей в школе успешно применяется инклюзивная форма обучения, при которой согласно учебного плана часть предметов предлагается как для обучения на дому, так и с посещением ребёнком школы.

      Чтобы поддержать ребенка с ограниченными возможностями здоровья и укрепить его самооценку, мы сосредотачиваемся на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, помогаем ему поверить в себя и свои способности, создавать вокруг него доброжелательную атмосферу,  нейтрализовать неудачи.
       При работе с такими детьми эффективно используется интерактивное оборудование, которое позволяет формировать у них ориентировочные навыки, активный поиск цели, которая подкреплена различными аудиальными, визуальными и тактильными ощущениями.     

       При организации учебного процесса я учла специфику таких детей и на этой основе уже выработала стратегию их обучения с обычными детьми.   Расписание занятий согласовывается с родителями ребенка, отдельно составляются рабочие программы, календарно-тематическое планирование. Таким детям уделяется намного больше внимания, поскольку у них усвоение материала идёт немного медленнее, им даются только те задания, которые позволяют отработать какие-то базовые знания. Форма выполнения различных заданий и ответов на вопросы для них немного отличается, им стараюсь давать меньший объём письменных заданий, а если это необходимо, то предусмотрены либо карточки, с вариантами ответов, либо бланки, где такие дети ставят крестики (нечто вроде тестирования).

     Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы и класса. Примером этому могут служить посещение занятий внеурочной деятельности, утренники, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом дети с особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.

     Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождалось определёнными трудностями, главной из которых было – сломать настороженное, даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению. Во-первых, это проявилось в отношении родителей здоровых детей к данной идее. Многие не поддерживали её, опасаясь, что это негативно скажется на успеваемости обычных учеников, однако практика доказала обратное.

     Главные участники инклюзивного обучения – дети, практически не заметили того, что в классе появились новые ученики, отличающиеся от них как по внешнему виду, так и по поведению. За всё время работы не было отмечено ни одного существенного конфликта между детьми. Видимо, чем раньше происходит включение детей с ограниченными возможностями в общую группу, тем успешнее нам удаётся изменять привычный стереотип о неполноценности инвалидов в нашем обществе.

    И самое главное, меняется оценка детей с ограниченными возможностями своего места в этом мире, в нашем обществе, в нашей стране.

        За последние годы среди обучающихся образовательных учреждений все больше и больше гиперактивных детей, и наша школа не исключение. Таких детей невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, неумением длительно сосредоточить внимание на чём-либо. Основными признаками гиперактивности ребенка являются дефицит активного внимания, дети с трудом адаптируются к обучению, имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, вступают в конфликты во время игр, занятий, агрессивны.  Всё это осложняет их положение в коллективе сверстников и сказывается на успешности обучения.

    Особенности поведения гиперактивных детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и прежде всего навыка самоконтроля. Как следствие – отсутствие у таких учащихся внимания на уроках. Рассеянность проявляется по-разному: в неспособности планировать свои действия, предвидеть результаты и избегать ошибок в деятельности, концентрироваться на выполнении заданий, находить собственные ошибки при самоконтроле.

  Я стараюсь помочь детям, используя системный подход к коррекции их психического развития. На занятиях, важно следить за временем активного внимания ребенка и выстраивать его школьную жизнь с учетом этого фактора; уметь улавливать момент перед проявлением гиперактивности и «выпадением» его из хода урока,  дать ученику возможность снять напряжение, попросив выполнить какое-либо задание.

       Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком (необходимо сесть рядом, прикоснуться рукой, погладить по голове, приговаривая ласковые, добрые слова, максимально  хвалить). Во время учебного дня, урока планируются минуты двигательной активности – для всего класса в целом и для данного ученика индивидуально (например, в форме: выход и ответ у доски, принести учителю рисунок, раздать учебные материалы, пособия, помыть тряпку для вытирания доски).

     Лечение детей с гиперактивностью включает физическую реабилитацию:  занятия гимнастикой способствуют тому, что ребёнок становится более спокойным; подвижные игры и упражнения, требующие соблюдения  игрового правила; чередования подвижной  деятельности  с  менее  интенсивной  и отдыхом;  развивают координацию  движений,  чувство равновесия, тонкую моторику рук,  гиперактивным детям нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнованиях, командные игры (футбол, баскетбол), показательные выступления.

       Мною  применяется  структура коррекционных занятий для гиперактивных детей, состоящих из специальных игр и упражнений, используются  музыкотерапия, игротерапия, сказкотерапия, песочная терапия и другие восстановительные методы.

Структура коррекционно-развивающих занятий:

- организационная часть (приветствие, игра с массажным мячиком) – 2-3 мин.- дыхательные упражнения - 2-3 мин.- разминка для глаз  - 4-5 мин.- упражнения для развития мелкой моторики рук - 4-5 мин.- развивающие игры и упражнения - 10-12 мин.- упражнения на релаксацию - 4-5 мин.

     Исходя из  опыта работы с гиперактивными детьми школьного возраста, я могу  сказать, что применение специально организованных игр показало свою эффективность: количество таких детей сокращается к концу обучения в школе.

       Только удовлетворяя особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, гиперактивных учащихся, можно открыть им путь к общему образованию.

        Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики. Если обучить ребенка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки (а иногда и при противодействии) со стороны семьи крайне трудно. То же касается и вопросов здоровья. Здесь надо учитывать две особенности. Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника дома, может или находить каждодневную реализацию – и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться, оставаясь для школьника отвлеченной информацией.

            Вторая: здоровье своего ребенка важно для любого родителя (в отличие от познаний этого ребенка по какому-то предмету), и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна.

            Реализация  проводится  через уроки, классные часы и собрания, индивидуальные занятия, тренинги, беседы и т.д., что позволяет сформировать у детей и родителей представление о здоровом образе жизни и сформировать навыки заботы о собственном здоровье.

       Нельзя не упомянуть, что в работе с родителями большое место занимают совместные классные мероприятия. Среди них особенно можно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я- спортивная семья», «Встреча с родителями: шуточные веселые старты между мальчиками и папами» и другие.

            Одной из основных составляющих образования младших школьников в рамках реализации ФГОС является организация внеурочной деятельности,

которая включает занятия сценических студий, секций, музыкально-хоровых кружков, клубов и т.п.. При этом не только повышается эффективность образовательного и воспитательного процесса, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся.

      Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей во внеурочной деятельности. Для выполнения этой задачи были разработаны и успешно реализуются программы: «Смелые, ловкие, быстрые», «Хоровод забытых игр», «Подвижные игры и антистрессовая пластическая гимнастика», «Ступеньки здоровья».

      В рамках внеурочной и внешкольной деятельности  проводятся следующие спортивно-оздоровительные мероприятия:

  1. Утренняя зарядка 2. Игровые перемены3. Дни здоровья4. Проектная деятельность     

 Одна из тенденций современного образования носит характер системной обработки информации. И мы пришли к мысли, комплекс мероприятий можно объединить в проект, соответствующий одной теме и своим триединым задачам обучения и воспитания. Проект может быть организован в рамках одного предмета (монопроект), а может объединять несколько предметов (межпредметный проект).

       При осуществлении таких проектов может проводиться исследовательская, поисковая, творческая, прикладная (практико-ориентированная) и ознакомлено-ориентированная деятельность. Проект можно осуществлять в рамках класса, школы.

      В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная. Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем или воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием творческих работ (т.е. продукта).

      Таким образом, проектная деятельность в начальной школе выводит ученика за границы урока, учебника, представляет проблему объемно, с позицией разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности.

      В течение учебного года дети работали над проблемой сохранения здоровья и вместе с родителями подготовили и защитили проекты: «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «О правильном питании», «Ты и твоё здоровье» «Чипсы,колаи жвачка: польза или вред» и т. д.

     Работа над данными проектами помогают учителям спланировать совместную работу с родителями школьников по профилактике факторов риска для здоровья детей.

      Работая с этой проблемой на протяжении многих лет, после активного изучения и применения на практике здоровьесберегающих технологий в комплексе в данном классном коллективе можно сделать конкретные выводы: сложилась определенная система использования здоровьесберегающих технологий в работе, которая приносит положительные результаты:

- улучшилось состояние  здоровья учащихся;

- успешно проходит реализация программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся начальной школы;

- повышение мотивации детей к обучению, сокращение пропусков  уроков, улучшение дисциплины в коллективе младших школьников;

- увеличение количества детей, посещающих спортивные секции и кружки;

- открытие учителями новых тем, которые могут послужить основой для новых педагогических проектов;

- повышение профессионального уровня учителей.

      Сравнительный анализ динамики количества пропущенных  уроков  наших классов показал, что к  третьему году обучения резко снизилось число пропуска по болезни – с 60 до 30%; пропущеннных дней одним ребёнком – с11 до 7%; увеличился процент детей, не болевших ни разу -  с 27 до 60%; болевших 1 – 2 раза – с 46 до 25%; болевших более двух раз – с 27 до 15%.

      Нельзя не отметить и изменения на протяжении трёх лет в физической подготовленности детей.

      На начальной ступени обучения отмечался высокий фоновый уровень распространенности хронических заболеваний. Стабильными оставались на протяжении трех лет обучения показатели групп, которые в значительной степени определяются общей учебной нагрузкой учащихся в урочное и внеурочное время. Отрадно то, что показатели нарушения осанки уменьшаются, а показатели нарушения слуха и нарушения зрения держаться на одном уровне.

      Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, повысить уровень компетентности в вопросах здоровьесбережения, в развитии физических навыков, двигательной активности  и, в целом, общего состояния здоровья.

      Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

    Обобщая вышесказанное, с уверенностью можем сказать, что здоровьесберегающие технологии в школе - это не миф, а реальность. На собственном опыте убедилась: в первую очередь нужно желание по внедрению этих технологий в процесс обучения.

      В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Список используемой литературы.

  1. Антипова, Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе/Л.П. Антипова //Начальная школа.-2011.-№8.
  2. Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.
  3. Будаева, Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе /Н.А. Будаева //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.
  4. Гурьев, А.В. Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе /А.В. Гурьев //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: «Вано», 2004.
  6. Науменко, Ю.В. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников /Ю.В. Науменко //Управление начальной школой.-2011.-№3.
  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
  8. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, – 2003. - №1
  9. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» № 3 2006г., №5 2008г., №3 2009г., №5 2010г.

Yu.Yu. Kolesnikova

Place of work: Budgetary general education institution

«Secondary school № 30»

municipal formation Dinsky District

E-mail: yulia_1982kol@mail.ru

"Health-saving educational technologies in in-service and non-routine activities as a condition for the implementation of the GEF NEO"

Annotation: this article presents the experience of using health-saving educational technologies in the classroom and after-hour activities in the context of the implementation of the GEF NEO.

Key words: health, health-saving technologies, healthy lifestyle, physical development.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».

Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

В любую историческую эпоху в любом государстве школа решает три основные задачи: обучать, развивать, воспитывать. Решаются они в основном в процессе преподавания учебных предметов, через их содержание...

Опыт использования современных технологий обучения в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

       Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации,  он динамичен и изменчив. Перед образовательными учреждениями ст...