Здоровьесберегающие технологии.
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Здоровьсберегающие технологии62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

 в начальной школе

Гимнастика для глаз.

    Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с по-мощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нару-шений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.

    Для профилактики близорукости и замедления  её прогрессирования следует исполь-зовать специальную гимнастику для глаз - офтальмотренажёр, специальную схему зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного.

    Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития бли-зорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований База-рного , при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем : необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

   

    1.  Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

    2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

    3. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

    4. Покорчим рожи.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд - влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.

    5. Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

    6. Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем сле-дит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

    7. Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8.  Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1, ребята следят за уменьшен

Дыхательная гимнастика.

    При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребёнок в силу анатомических особенностей почти не может увеличить объём каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Фи-зические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизиро-вать детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.

    Чудо – нос.

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.

                   Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,

                   Как угодно.

                   Выполню задание,

                   Задержу дыхание…

                   Раз, два, три, четыре –

                   Снова дышим: глубже, шире.

    Охота.

Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи и т.д.)

    Ныряние.

Нужно два раза глубоко вдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не ды-шать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

    Шарик.

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт -1, 2, 3, 4 – дети делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

    Скороговорки.

         -музыкальные.

После глубокого вдоха поётся любой слог. Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью заканчивается.

         -речитатив.

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух заканчивается, ребёнок должен запомнить сколько Егорок он назвал.

    « На Егорке возле горки жили тридцать три Егорки : раз Егорка, два Егорка, три Егорка…»

    Каша кипит.

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить 8 раз.

    Ветерок.

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).

Можно взять полоску бумаги и дуть на неё легонько.

   

    Введение в структуру урока физминуток является необходимым условием для поддержа –ния высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. При этом не следует прене –брегать проведением утренней гимнастики до занятий и организацией подвижных перемен. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задаче – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не на –вреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов. 

Гимнастика для улучшения слуха.

    Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений для развития слуха:

    1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

    2. Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.

    3. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

    4. Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.

    5. Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.

    6. Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.

    7. Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.

    8. теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

Упражнения, корректирующие осанку.

    В шестилетнем возрасте опорно – двигательный аппарат продолжает интенсивно форми-роваться. Результатом этого является осанка. Осанка – это приобретение человеком в ходе роста и развития привычное, непринуждённое положение тела. Мелкие мышцы спины, име-ющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабее. Поэтому неправильная, вынужденная поза во время школьных заня –тий способствует прогрессированию нарушений опорно – двигательного аппарата. Несоблю –дение гигиенических норм, неправильная посадка, не соответствие возрасту физические нагрузки могут легко привести к нарушению осанки, связанным с чрезмерным увеличением или уменьшением выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах. Серьёзным нарушением является сколиоз, при котором искревление позвоночника сопровождается смещением, поворотом и деформацией позвонков.

    Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в двух направлениях –это создание оптимальных гигиенических условий и в то же время проведение воспитательной работы. Первые 10 упражнений выполняются стоя.

    Ходьба.

         а\ на месте;

         б\ на носках, руки вверху;

         в\ на пятках, руки за головой.

                   Мы проверили осанку

                   И свели лопатки.

                   Мы походим на носках,

                   Мы идём на пятках.

    Котик.

                   Лучик котика коснулся,

                   Котик сладко потянулся.

    Самокоррекция.

Построиться в колонну. Раз – посмотреть налево; два – направо. Подровняться.

                   Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

                   Смотрим влево, смотрим вправо.

                   Спинка ровная у нас,

                   А осанка – высший класс.

    Ёлочки.

«Ели» -стоя на носках, руки вверх.

«Ёлки» - руки в стороны, ступни ног прижаты к полу.

«Ёлочки» - присесть, руки вперёд.

Следить за спиной, спина прямая.

                   Есть в лесу три полочки-

                   Ели – ёлки – ёлочки.

                   Лежат на елях небеса,

                   На  ёлках – птичьи голоса,

                   Внизу на ёлочках – роса.

    Кузнечики.

Спина прямая, руки на поясе.

                   Поднимайте плечики,

                   Прыгайте, кузнечики!

                   Прыг – скок, прыг – скок!

                   Сели, травушку покушали,

                   Тишину послушали.

                   Выше, выше высоко!

                   Прыгай на носках легко!

    Аист.

Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают  то правую ногу, то левую, согнутую в колене. И так же плавно опускаются.

                   -Аист, аист длинноногий,

                   покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

                   -Топай правою ногою,

                   Топай левою ногою,

                   Снова - правою ногою,

                   Снова – левою ногою.

                   После -  правою ногою,

                   После – левою ногою,

                   И тогда придёшь домой.

    Зимняя зарядка.

Следить за положением туловища и рук.

                   Чтобы сильным стать и ловким,

                   Приступаем к тренировке.

                   Носом вдох, а выдох ртом.

                   Дышим глубже, а потом

                   Шаг на месте, не спеша.

                   Как погода хороша!

                   Не боимся мы пороши,

                   Ловим снег – хлопок в ладоши.

                   Руки в стороны, по швам.

                   Хватит снега нам и вам.

                   Мы теперь метатели, бьём по неприятелю.

                   Размахнись рукой – бросок!

                   Прямо в цель летит снежок.

    В лесу.

Ноги на ширине плеч.

Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища. Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперёд.

                   Мы шли, шли, шли.

                   Земляничку нашли.

                   Сели, поели и опять пошли.

Упражнение повторяется 3-4 раза, меняются только названия ягод.

                    Мы шли, шли, шли,

                   Наконец, домой пришли.

    Гуси шипят.

Исходное положение – ноги врозь, руки за спину.

1 – наклон вперёд, голову поднять, сказать : « Ш – ш – ш ).

    Оглянись.

 И.п. – ноги слегка расставить, руки за голову.

1-2 – поворот вправо, хлопнуть по левой пятке правой рукой, сказать «хлоп».

3-4 – и.п.

То же в другую сторону.

    Равновесие.

Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение может выполняться как сидя, так и стоя.

Ребёнок садится прямо, распрямляет плечи, кладёт себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до 10.

    Ехали

Упражнение выполняется сидя. Спина прижата к спинке стула. С помощью рук дети изображают транспорт, на котором едут.

 На лошадке ехали,

 До угла доехали.

 Сели на машину,  налили бензину.

 На машине ехали

 До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот!

 На реке – пароход.

 Пароходом ехали

 До горы доехали.

 Пароход не везёт,

Надо сесть в самолёт.

 Самолёт летит,

 В нём мотор гудит :»У – у – у!» .

Упражнения для кистей рук.

    При работе с учащимися младших классов особое внимание следует уделять упражне –ниям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. У детей младшего школьного возраста кисти рук ещё только формируются и чрезмерные двигательные на –грузки (непрерывное письмо) для них нежелательны. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребёнка к началу школьного обучения ещё недостаточно развиты. Известно, что формирование кис-ти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завер –шается лишь в 10-13 лет. Гигиенические исследования подтвердили необходимость огра –ничения письменных работ в 1-ом классе 7 – 10 минутами (В.М.Зубков). Установлена  также оптимальная длительность непрерывного письма для детей 1-го класса – от 3 до 5 минут 20 секунд (Н.Н.Куинджи) в 4-ом классе беспрерывное письмо может осуществлять-ся уже в течение 17-20 минут.

    Здравствуйте.

         Дети поочерёдно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки.

         Подушечками пальцев одной руки дети поочерёдно касаются подушечек пальцев другой руки

    Лесная история.

         Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.

Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков.

         Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.

Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.

         Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы.

Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистью то в одну, то в другую сторону.

         Зайцы увидели её и бросились врассыпную.

Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки.

    Солнышко.

         Как светит солнышко летом ?

Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони.

         Как светит солнышко осенью?

Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.

         Как светит солнышко зимой?

Пальцы собираются в щепотку.

    Моем ручки.

Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.

    Волны.

Пальцы сцеплены в замок. Поочерёдно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют движение волны.

    Ребро, ладонь, кулак.

Дети работают обеими руками одновременно. Поочерёдно на парту кладут ребро ладони, открытую ладонь и кулак.

    Семья.

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику.

         Этот пальчик – бабушка.

         Этот пальчик – дедушка.

         Этот пальчик -  папа.

         Этот пальчик – мама.

         Этот пальчик – я.

         Вот и вся моя семья.

    Ёлка.

         Ёлка быстро получается,

         Если пальчики сцепляются.

         Локотки ты подними,

         Пальчики ты разведи.

Пальцы сцепляются в замок. Затем пальцы поднимаются вверх и опускаются вниз. Получается ёлочка.

    Солнечные зайчики.

         Мы писали, мы писали,

         Наши пальчики устали.

         Вы скачите, пальчики,

         Как солнечные зайчики.

         Прыг-скок, прыг-скок,

         Прискакали на лужок.

         Ветер травушку качает,

         Влево, вправо наклоняет.

         Вы не бойтесь ветра, зайки,

         Веселитесь на лужайке.

Дети придумывают на каждую строчку жесты, изображающие движения зайчиков.

    Домик.

         Раз, два, три, четыре, пять.

Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.

         Вышли пальчики гулять.

Ритмично разжимаем все пальцы вместе.

         Раз, два, три, четыре, пять.

Поочерёдно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.

         В домик спрятались опять.

Возвращаются в исходное положение.

    Ручки. 

         Где ладошки - тут? Тут.

Дети показывают открытые ладошки.

         На ладошках – пруд? Пруд.

Хлопают в ладоши. Потом на каждую строчку стихотворения массируют каждый пальчик.

         Палец большой – гусь молодой.

         Указательный палец – поймал.

         Средний палец – пощипал.

         Этот пальчик – печь топил.

         Этот пальчик – суп варил.

         Полетел гусь прямо в рот. Вот.

Список используемой литературы:

  1. Гигиенические проблемы охраны здоровья населения// Самара,2000
  2. Ильющенков В.В. Берсенева Т.А. Здоровье и образование.-СПб., 1993.
  3. Попов С.В. О физическом благополучии школьников.- СПб.: Союз,1997.
  4. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.,2002.
  5. Ткачёва В.И. Играем каждый день// Методические рекомендации.-Мн.: НИО,2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...